«Концепции современного Естествознания».
1. Появление естественного языка. Научный язык и языки искусства.
2. Структура Мира. Событийная форма его существования. История естествознания.
3. Что изучает общее Естествознание. Основные понятия и категории Естествознания. Понятие науки и ее цели. Научный метод.
4. Порядок и хаос. Примеры хаотического состояния и порядка.
5. Системы и структуры. Примеры систем и структур.
6. Информация. Роль информации в жизни современного общества.
7. Симметрия и ее использование в науке и искусстве. Две ветви культуры. Путь к единой культуре.
8. Структурные уровни Естествознания. Панорама современного естествознания.
9. Экологические проблемы. Социально-экономический, геологический и космический факторы в экологии. История геологического развития Земли.
10. Эволюционные процессы в природе. Принцип универсального эволюционизма.
11. Креационная концепция Естествознания. Ее роль в развитии земной цивилизации.
12. Антропная концепция. Ее роль в Естествознании.
13. Естественнонаучная концепция. Понятие об инфляционной модели рождения Метагалактики.
14. Основные принципы Естествознания.
15. Процессы самоорганизации в природе.
16. Соотношения между концепциями Естествознания.
17. Структурные уровни организации материи: микро-, макро-, мегамир. Физические, химические, биологические и социально-экономические системы.
18. Научный метод. Пространство и время. Принцип относительности.
19. Динамические и статистические закономерности в природе и обществе.
20. Фундаментальные взаимодействия в природе. Близкодействие и дальнодействие.
21. Принцип возрастания энтропии в замкнутых системах. Необратимость времени.
22. Роль катализаторов в природе. Макромолекулы. Понятие жизни.
23. Организация и устойчивость биосферы. Генетика и эволюция.
24. Человек, биосфера и ноосфера.
Министерские тесты
Демонстрационный вариант
ЗАДАНИЕ N 1 (- выберите один вариант ответа) Научным методом называется …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения
|
| 2)
| способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни
| 3)
| система приемов в любой деятельности
|
| 4)
| совокупность приемов целесообразного проведения какой-либо работы
|
|
| ЗАДАНИЕ N 2 (- выберите один вариант ответа) Для естественных наук характерно(а)…
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| индивидуальное понимание мира
|
| 2)
| истолкование, интерпретация явлений, которые не сводятся полностью к рациональным началам
| 3)
| высокая степень объективности и достоверности
|
| 4)
| раскрытие целей, намерений человека
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 3 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности) Расположите в хронологическом порядке научные картины мира:
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| электромагнитная картина мира
|
| 2)
| механическая картина мира
| 3)
| неклассическая (квантово-полевая) картина мира
|
|
|
|
|
| ЗАДАНИЕ N 4 (- выберите один вариант ответа) Способами существования материи являются …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| движение и взаимодействие
|
| 2)
| пространство и время
| 3)
| информация и сознание
|
| 4)
| вещественные частицы и физические поля
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 5 (- выберите один вариант ответа) Процесс превращения одних молекул в другие относится к ________________ формам движения материи.
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| физическим
|
| 2)
| механическим
| 3)
| биологическим
|
| 4)
| химическим
|
|
| ЗАДАНИЕ N 6 (- выберите один вариант ответа) Взаимодействие, которое имеет универсальный характер, выступает всегда в виде сил притяжения, является самым слабым на ядерных расстояниях, называется …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| слабым
|
| 2)
| электромагнитным
| 3)
| сильным
|
| 4)
| гравитационным
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 7 (- выберите один вариант ответа) Под асимметрией в естествознании понимают…
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| отражение существующего в объективном мире нарушения порядка
|
| 2)
| явление изменения скорости тела при действии на него других тел
| 3)
| соразмерность, изменение, общность явлений и процессов
|
| 4)
| единство сохранения и изменения, необходимости и случайности, общности и частности
|
|
| ЗАДАНИЕ N 8 (- выберите один вариант ответа) Свойства пространства не зависят от тел, находящихся в нем, и их движения. Это положение лежит в основе …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| общей теории относительности Эйнштейна
|
| 2)
| космологии
| 3)
| специальной теории относительности
|
| 4)
| классической механики Ньютона
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 9 (- выберите один вариант ответа) В специальной теории относительности доказывается, что …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| пространственные и временные характеристики объектов в различных системах отсчёта будут различными
|
| 2)
| пространственные и временные характеристики объектов в различных системах отсчёта будут одинаковыми
| 3)
| пространственные и временные характеристики объектов в различных системах отсчёта не зависят от скорости относительного движения тел
|
| 4)
| свойства пространства и времени не зависят от материальных объектов и изменений, происходящих с ними
|
|
| ЗАДАНИЕ N 10 (- выберите один вариант ответа) Не существует эксперимента, с помощью которого можно было бы отличить покой в гравитационном поле от ускоренного движения по отношению к «неподвижным» звездам. Это постулирует …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| принцип дополнительности
|
| 2)
| постулат инвариантности скорости света
| 3)
| принцип эквивалентности
|
| 4)
| принцип относительности Галилея
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 11 (- выберите один вариант ответа) Астрономическая единица – это расстояние, равное …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| расстоянию от Земли до Луны
|
| 2)
| пути, который луч света проходит за минуту
| 3)
| диаметру Галактики
|
| 4)
| расстоянию от Земли до Солнца
|
|
| ЗАДАНИЕ N 12 (- выберите один вариант ответа) Фундаментальными частицами вещества являются …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| нейтроны
|
| 2)
| протоны
| 3)
| адроны
|
| 4)
| кварки
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 13 (- выберите один вариант ответа) Структурной единицей, сохраняющейся в химических превращениях, является …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| атом
|
| 2)
| молекула
| 3)
| вещество
|
| 4)
| мономер
|
|
| ЗАДАНИЕ N 14 (- выберите несколько вариантов ответа) Высокое поверхностное натяжение воды обусловливает в живом мире:
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| возможность биохимических реакций
|
| 2)
| передвижение питательных веществ по сосудам растений от корней к листьям
| 3)
| скольжение по поверхности воды некоторых насекомых
|
| 4)
| поддержание постоянной температуры тела
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 15 (- выберите один вариант ответа) Динамическая теория описывает…
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| строго детерминированное поведение систем во всё время их существования
|
| 2)
| поведение систем на основе вероятностных представлений
| 3)
| непредсказуемое поведение систем
|
| 4)
| хаотическое поведение систем
|
|
| ЗАДАНИЕ N 16 (- выберите один вариант ответа) Согласно концепции корпускулярно-волнового дуализма …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| электромагнитное излучение обладает корпускулярными и волновыми свойствами, а вещество – только корпускулярными
|
| 2)
| материя обладает одновременно как корпускулярными, так и волновыми свойствами
| 3)
| существуют два качественно различных и не переходящих друг в друга вида материи: вещество, имеющее корпускулярную природу и электромагнитное поле, обладающее волновыми свойствами
|
| 4)
| электромагнитное поле составляет основу материального мира, вещество – вторично по своей природе
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 17 (- выберите один вариант ответа) Согласно второму закону термодинамики, энтропия изолированной системы …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| должна убывать
|
| 2)
| всегда остается постоянной
| 3)
| может и возрастать, и убывать
|
| 4)
| не может убывать
|
|
| ЗАДАНИЕ N 18 (- выберите один вариант ответа) В точке бифуркации система …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| не подчиняется законам термодинамики
|
| 2)
| прекращает взаимодействие с другими системами
| 3)
| случайно выбирает путь нового развития
|
| 4)
| возвращается в исходное состояние
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 19 (- выберите один вариант ответа) Модель расширяющейся Вселенной наблюдательно подтверждается...
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| открытием реликтового излучения
|
| 2)
| исследованием химического состава звёзд путем анализа их спектров
| 3)
| изучением изотопного состава вещества метеоритов, Солнца и Земли
|
| 4)
| открытием Э. Хабблом пропорциональности между скоростью разбегания галактик и расстоянием до них
|
|
| ЗАДАНИЕ N 20 (- выберите один вариант ответа) Ньютон впервые теоретически обосновал предположение, что форма Земли соответствует...
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| эллипсоиду
|
| 2)
| плоскости
| 3)
| шару
|
| 4)
| геоиду
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 21 ( - выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержанием: 1) креационизм 2) панспермия 3) стационарное состояние
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
A)
| жизнь никогда не возникала, она существовала всегда, и будет существовать вечно
|
| B)
| возникновение жизни является проявлением старения Вселенной
| C)
| создание жизни Творцом в определенное время
|
| D)
| занесение живого вещества на Землю из космоса
|
|
| ЗАДАНИЕ N 22 ( - выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между элементарным эволюционным фактором и его функцией в процессе эволюции: 1) мутационный процесс 2) изоляция
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
A)
| причина количественных колебаний в численности особей под влиянием внешней среды
|
| B)
| способствует независимому развитию новых популяций
| C)
| поставщик элементарного эволюционного материала
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 23 (- выберите один вариант ответа) Предками современных земноводных были …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| стегоцефалы
|
| 2)
| двоякодышащие рыбы
| 3)
| брахиозавры
|
| 4)
| кистепёрые рыбы
|
|
| ЗАДАНИЕ N 24 (- выберите один вариант ответа) Появление тех или иных признаков у организмов (окраска, форма и размеры тела и т.п.) определяют…
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| кварки
|
| 2)
| гены
| 3)
| белки
|
| 4)
| нейроны
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 25 (- выберите один вариант ответа) Живые организмы, создающие первичное органическое вещество из неорганического, называются …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| продуцентами
|
| 2)
| консументами
| 3)
| редуцентами
|
| 4)
| фитофагами
|
|
| ЗАДАНИЕ N 26 (- выберите один вариант ответа) Организмы, покрытые кремниевыми или известковыми оболочками и участвующие в образовании осадочных пород, выполняют в биосфере функцию …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| газовую
|
| 2)
| деструктивную
| 3)
| транспортную
|
| 4)
| концентрационную
|
|
|
ЗАДАНИЕ N 27 (- выберите один вариант ответа) Способность к производству каменных орудий труда возникла в период существования …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| Человека умелого (Homo habilis)
|
| 2)
| австралопитеков
| 3)
| архантропов (Homo erectus)
|
| 4)
| неоантропов
|
|
| ЗАДАНИЕ N 28 (- выберите один вариант ответа) Для устойчивого развития человечества необходимо …
| ВАРИАНТЫОТВЕТОВ:
1)
| увеличить производство электроэнергии
|
| 2)
| увеличить добычу нефти
| 3)
| осваивать новые пахотные ресурсы
|
| 4)
| увеличить использование возобновимых источников энергии
|
|
|