а) общее знание, опирающееся на достижения естественно-научных и гуманитарных наук, изучающее взаимодействие общества и природы во всех его проявлениях;
б) наука, изучающая движущие силы природы и общества на основе исключительно энергетических взаимодействий;
в) наука, в рамках которой изучается поведение сложных систем с точки зрения их самоорганизации, превращения из хаоса в порядок.
17. Что составляет физическое загрязнение окружающей среды: (4)
а) Инертные твердые частицы в различных средах.
б) Ионизирующие излучения.
в) Различные части спектра световой энергии.
г) Организмы, появившиеся при участии человека.
д) Вибрация и шум.
е) Химические элементы и соединения в различном агрегатном состоянии, вступающие во взаимодействие с компонентами окружающей среды.
ж) Шум и вибрация.
з) Ультразвук.
Что такое экосистема? (1)
а) Заключенное в административно установленных границах сообщество живых существ и среда его обитания, объединенное в единое функциональное целое из-за взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между средообразующими компонентами.
б) Любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединенное в единое функциональное целое из-за взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между средообразующими компонентами.
Укажите основные критерии устойчивого развития: (2)
а) Осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
б) Реконструкция промышленности в соответствии с учетом хозяйственной емкости экосистем.
в) Нанесение ущерба окружающей среде на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
г) Обязательное превышение выгоды от любой экологически значимой хозяйственной деятельности над размерами вызываемого ею ущерба.
Что такое фенотип: (1)
а) социальная среда, в которой развивается человек;
б) совокупность признаков и внешних свойств, формирующихся в организме при взаимодействии с внешней средой;
в) наследственная конституция организма;
г) медленный темп роста и биологического созревания.
Ключи ответов.
1). б,в,г,е,з; 2) в,д,е,ж,з; 3). б,в,д; 4). а,д,ж,и; 5). а,б; 6). а,в,е; 7). г; 8). г(1),а(2), в(3),б(4); 9). д,ж,з; 10). а,в,г,д,е; 11). б,г,е; 12). б,в,е; 13). в; 14). д; 15). в; 16). в;
17). б,д,ж,з; 18). б; 19). в,г; 20). б.
3). Примерные темы рефератов по курсу
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: соотношение и развитие.
2. История естествознания (отдельные этапы и тенденции развития).
3. Закономерности развития естественнонаучного знания и отдельных его отраслей.
4. Возникновение новых областей научного знания.
5. Формы научного знания и их роль в развитии науки.
6. Природа и структура процесса научного познания.
7. Научный метод познания.
8. Общая характеристика и тенденции развития отраслей (наук) естественнонаучного цикла (физика, химия, биология и т.д.).
9. Характеристика и содержание естественнонаучной картины мира.
10. Вселенная и основные представления об ее развитии.
11. Изменение представлений о материи в истории развития естествознания.
12. Космологические теории.
13. Теории мегамира.
14. Планета Земля: образование и развитие.
15. Основные концепции биосферы.
16. Биосфера и ее сохранение.
17. Физическая картина мира.
18. Формирование и закономерности развития фундаментальных физических теорий.
19. Пространство и время в современной физике.
20. Вещество и поле в современной физике.
21. Основные виды физического взаимодействия.
22. Фундаментальные принципы современной физики.
23. Самоорганизация материи.
24. Синергетика как наука о самоорганизующихся системах.
25. Основные положения синергетики и принципы развития.
26. Кибернетика как наука об управлении в сложных системах.
27. Современные представления об информации.
28. Математизация естествознания.
29. Информатика и кибернетика.
30. Математическое моделирование и эксперимент.
31. Химическая картина природы.
32. Роль химического знания в развитии общества.
33. Идея эволюции в химии.
34. Биологическая картина мира.
35. Идея эволюции в биологии.
36. Биоэтика.
37. Проблемы клонирования живых систем.
38. Жизнь и теории ее возникновения.
39. Синтетическая теория эволюции.
40. Учение о биосфере. Биологическое разнообразие.
41. Взаимодействие биосферы и человека.
42. Концепция устойчивого развития.
43. Феномен возникновения и эволюции человека как биологического вида.
44. Физиология человека.
45. Экология и здоровье человека.
46. Сознание и эмоции.
47. Человек и космос.
48. Проблема безопасности в науке.
49. Концепция экологической безопасности.
50. Взаимодействие человека, общества и природы. Концепция ноосферы.
51. Междисциплинарные процессы и общенаучное знание.
52. Информатизация и информационные технологии.
53. Общенаучные формы и средства познания.
54. Порядок и хаос в природе.
55. Жизнь и свойства живого.
56. Экологизация науки.
57. Информация в природе и обществе.
58. Судьба человека во Вселенной.
59. Проблема внеземных цивилизаций.
60. Космонавтика и космическая деятельность.
61. Виды, свойства и формы существования материи.
62. Истина в научном знании.
63. Устойчивое развитие и ноосферогенез.
64. Проблемы будущего в науке.
65. Гуманизация естествознания.
ВОПРОСЫ