Повесть Михаила Ильича Матюшина «В большой семье»




Обратимся к повести «В большой семье», рассмотрим её особенности. В произведении описана история приморского «Детского дома Баскоммора», директором которого является Николай Семёнович Гагарин. Его прототип – образ Николая Семёновича Гагарова из «Педагогической поэмы» А. Макаренко, что чётко прослеживается не только в характере директора, но и подчеркивается одинаковым именем и отчеством и созвучной фамилией (явление паронимии). В трудные годы люди разных профессий объединились ради помощи бездомным детям, чтобы подарить им счастливое детство и вернуть потерянную веру в себя и свои возможности.

Основное место событий повести - поселок Краснореченский, в котором расположен детский дом, расположен к северо-западу от приморского города Дальнегорска. В 1937 году, в ключе, позже ставшим называться Дождевым, в верховьях р. Тетюхе (ныне река Рудная) возник небольшой посёлок геологов и горняков Сталинка. С 10 июня 1946 года поселок, согласно постановлению Приморского краевого совета депутатов трудящихся, стал именоваться Сухановским. В ноябре 1950 года его переименовали в поселок Верхне-Тетюхинский, а в 1951 году – в Краснореченский с присвоением статуса посёлка городского типа.

Книга о воспитанниках Краснореченского детдома была опубликована в 1955 году, но много раз переиздавалась. Для нашего исследования выбрано издание 1958 года, опубликованное в московском книжном издательстве «Молодая гвардия». Эта книга в мягкой обложке хранится в фонде бибилиотеки филиала ДВФУ с 1960-х годов.

Структура повести представлена главами, каждая из которых посвящена судьбе отдельного воспитанника детского дома. Сначала читатель знакомится с Захаром Дубком, отец которого погиб на пароходе «Лазо» во время шторма. Затем в детском доме появляется Васька Жуков, и мы узнаем подробности его истории. Отправляясь на поиски пропавшего без вести на фронте отца, единственного родного живого человека, Васька попадает в неприятную ситуацию, становится карманником. В детском доме Захар и Васька знакомятся с другими детьми и обретают верных друзей и союзников.

Повесть включает в общем счёте 38 глав, рассказывающих о повседневной жизни детдомовских ребят и о том, как менялась их жизнь под руководством педагогов и директора Николая Семёновича Гагарина.

Краснореченский детский дом, описанный в повести М. И. Матюшина, объединил в себе много интересных личностей с добрым сердцем, неугасающим энтузиазмом и искренними намерениями идти навстречу своей мечте, несмотря на трудности. Захар Дубок – сын боцмана, гордящийся своим отцом и желающий пойти по его стопам: «Любил тайгу Захар, но больше любил море. Оно вливалось в устье Сикены, входило в дом вместе с отцом, пропахшим ветрами всех стран света, и его удивительными рассказами о далеких и близких землях» [2, с. 5]. При чтении глав повести, рассказывающих о Захаре, сразу обращаешь внимание на его манеру речи. Поскольку Дубок являлся сыном боцмана, рождённого под Полтавой, он унаследовал и отцовскую привычку совмещать русские слова с украинскими, свойственную и сегодня многим представителям старшего поколения приморских жителей: «Батько у меня, понимаешь, боцманом був на параходе «Лазо»…», – объясняет он своему новому другу Сережке Калугину [2, с. 15]; «Про шо вы тут шепчетэсь?», «Ваську не бачили? Мыкола Сэмэнович спрашував », – обращается он к ребятам[2, с. 143]; «А мне бильше ничего и не трэба: из рубевых як раз гарни боцманы получаются», «Побачишь шо-нибудь страшне – не бойся», - рассказывает Захар о своей мечте [там же].

Лучший друг Дубка Серёжка Калугин не зря получил у наблюдательных и острых на язык детдомовцев прозвище «профессор». Это умный не по годам, смелый и решительный мальчик, который использует свои ошибки прошлого как мотивацию стать лучше и помогать становиться лучше другим, в частности Ваське Жукову – мальчику, оступившемуся на пути к положительной цели, но сумевшему с помощью новых друзей и Николая Семёновича найти в себе силы бросить свои привычки.

Петька Мошкин – поэт, оратор детского дома, может, и не такой смелый, как другие мальчишки, но в нужный момент он способен защитить друзей. Смог даже переступить через своё прочное убеждение в бесполезности математики, когда новый учитель литературы Глеб Максимович сумел впечатлить его своими способностями.

Ленка Горностаева – сильная и самоуверенная девочка, которая лишь для вида может колко шутить, но на деле всегда вступится за своих товарищей.

Герои повести, пережившие трудные, порой драматические моменты в своей короткой еще биографии, знают цену дружбе. Возвращение к нормальной жизни и учебе дается им нелегко. Порой они совершают поступки, за которые становится стыдно. Автор не оправдывает своих героев, но относится к ним с пониманием и сочувствием: «Конечно, было бы глупо рассчитывать на мгновенное превращение беспризорника в нормального хлопца, но дать ему почувствовать, что ему доверяют, надо было. Великая сила – доверие» [2, с. 98-99]. С доверием и уважением относится к воспитанникам директор детского дома Гагарин. Николай Семёнович сумел сплотить разных по характеру воспитанников в дружный коллектив. Он не жалеет времени и сил на их развитие, обучение, хорошее питание и человеческие условия, в которых они имеют возможность развивать себя, помогать другим. Его глубочайшее сочувствие к обездоленным, вера в то, что не бывает плохих детей, помогли каждому ребёнку обрести настоящую семью в Краснореченском.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: