Урок 120 - 122. ЗНАКОМСТВО С НАЗВАНИЕМ РАЗДЕЛА. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Д. СВИФТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ГУЛЛИВЕРА».
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой; дать первичное представление о произведении Джонатана Свифта «Приключения Гулливера»; совершенствовать умение пересказывать эпизоды из изученных произведений; содействовать формированию умения выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений; работать с приключенческой литературой; работать в команде; прививать ученикам интерес к литературе, любовь к чтению | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: Познакомятся: с произведениями о путешествиях, приключениях, фантастикой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера»; Научатся: выполнять работы в группах, давать характеристику героям приключенческой литературы и фантастики (описание внешнего вида, поступков, отношения к миру), определять тему и основную мысль произведения, называть заголовки и авторов приключенческих и фантастических произведений, пересказывать эпизоды из изученных произведений, выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений | Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения. Коммуникативные: озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста. – А начнем мы наш урок со стихотворения. – Прочитайте его по слогам. – Прочитайте с вопросительной интонацией. – Прочитайте скороговоркой. – Как вы, думаете, о чем стихотворение? – А вы хотите оказаться в такой стране? Что нам нужно для этого сделать? – Хотите, я открою вам секрет? Нам нужно просто открыть книгу, и мы окажемся там. А девизом нашего путешествия я предлагаю взять следующее высказывание: «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению». – Все готовы совершить такое путешествие? Итак, открываем книгу | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Они не испаряются, они не растворяются, Рассказанные сказки, промелькнувшие во сне. В страну чудес волшебную они переселяются, Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране… И не такие странности в стране чудес случаются, В ней нет границ, не нужно плыть, бежать или лететь, Попасть туда несложно, никому не запрещается, В ней можно оказаться, стоит только захотеть… И если кто-то снова вдруг проникнуть попытается В страну чудес волшебную в красивом добром сне, То даже то, что кажется, что только представляется, Найдет в своей загадочной и сказочной стране. В. Высоцкий | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||||||||||||||||||||||
II. Конкурс «Знаете ли вы сказки?» | Организует работу в группах. – За каждый правильный ответ группа (участник) получает жетон. – Из какой сказки прозвучавшая песня? Кто автор сказки? – Как звали девочку, у которой «скорлупка грецкого ореха была колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом»? Кто рассказал о ней? – В какой сказке следовало дернуть за веревочку, чтобы дверь открылась? Кто ее автор? – Героиня какой сказки на вопрос о том, как «она почивала», ответила следующими словами: «Ах, очень дурно! Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня была за постель! Я лежала на чем-то твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто ужасно!». – Из какой сказки эти предметы: тыква, часы, карета, туфелька? – В какой сказке нас ожидает встреча с Мартовским Зайцем, Шалтаем-Болтаем, Чеширским Котом, Белым Рыцарем? Кто сочинил эту сказку? | Работают в группах. Отвечают на вопросы конкурса. – Братья Гримм «Бременские музыканты». – Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка». – Шарль Перро «Красная Шапочка». – Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине». – Шарль Перро «Золушка». – Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес» | |||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Конкурс «Знаете ли вы сказки?» открыл новый, заключительный раздел, который нам предстоит изучить в этом году. Может быть, вы уже догадались о том, что объединяет все узнанные вами сказки и произведения каких писателей мы будем изучать в новом разделе? – Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных сказочников, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература». – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Открывает раздел отрывок из сказки английского писателя Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». – Как вы думаете, о чем это произведение? – Знакомы ли вы с этим произведением? Кто такой Гулливер? – Сегодня мы прочитаем о том, как Гулливер попал в страну лилипутов | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Приключение – это захватывающее происшествие, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев, интересное испытание | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией писателя | Рассказывает о творчестве Джонатана Свифта, свой рассказ сопровождает показом его портрета. Джонатан Свифт (1667–1745) родился в ирландском городе Дублине, в небогатой протестантской семье. Его отец – мелкий судейский чиновник – умер, когда сын еще не родился, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы он поступил в колледж Дублинского университета, затем Свифт получил звание магистра в Оксфорде и принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский поселок Килрут. Растет авторитет Свифта как писателя и мыслителя. В эти годы Свифт часто посещает Англию, заводит знакомства в литературных кругах. Издается его книга «Сказка бочки», которая сразу становится очень популярной. Но самыми популярными стали книги о путешествиях Гулливера. Их читали и читают во многих странах мира, снимают по ним фильмы | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета | ||||||||||||||||||||||
V. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Предлагаю вам узнать несколько интересных фактов о книге Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». – Придуманное Свифтом слово «лилипут» вошло во многие языки мира. – В «Путешествиях Гулливера» упоминаются два спутника Марса, открытые только в XIX веке, а книги появились в XVIII веке. – Первый русский перевод «Путешествия Гулливера» вышел в 1772 году под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям». – Что вы узнали из прочитанного? Что вам показалось самым удивительным, интересным? – Что ж, готовы окунуться в океан приключений? Учитель и учащиеся читают отрывок из произведения. – Что хотите сказать? Что вас особенно поразило? – Каким вам показался Гулливер? – А что вы можете сказать о человечках, живущих в необыкновенной стране? | Объясняют значения новых слов: Лилипут – человек очень маленького роста, карлик. Бриг – парусный корабль. Южный океан – условное название вод трех океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду. Бристоль – один из крупнейших городов Англии. Врассыпную – разбежались в разные стороны. Колчан – чехол для стрел. Мальчик-паж – мальчик 7–10 лет из дворянской семьи, состоявший на службе у знатной особы. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение | ||||||||||||||||||||||
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Почему пробуждение Гулливера было непривычным? – Что необычного произошло дальше? – Кого увидел Гулливер? – Что сделал Гулливер, и что предприняли лилипуты в ответ? – Что построили лилипуты и зачем? – Как вы думаете, о чем читал маленький человек? – Как повел себя путешественник? Покажите, как он это сделал. – Существуют такие жесты, которые понятны в любой стране. И Гулливер, как опытный путешественник, согласился с намерениями маленьких хозяев, кивнув головой, и заверил их в доброжелательном отношении, приложив руку к сердцу. – Чем потчевали лилипуты своего гостя? – Почему они принесли ему так много еды? – Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков? – Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется 96 см Сразу сможем ответить на вопрос задачи? – Что произошло с Гулливером после еды? – Почему корабельный врач не отреагировал на человечков, мешающих ему спать? Как вы думаете, зачем они усыпили Гулливера? – Какова основная мысль прочитанного произведения? – Заполните анкету страны, в которую попал Гулливер. Анкета 1. Название страны –... 2. Столица –... 3. Форма правления –... 4. Кто правит страной –... 5. Кто подчинялся императору – … 6. Денежная единица –... | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Существует язык жестов. Этот язык помогает людям понять друг друга, даже тогда когда они не могут понять друг друга с помощью слов. – Решение: 96: 12 = 8 см. Заполняют анкету. 1. Название страны – Лилипутия. 2. Столица – Мидлендо. 3. Форма правления – монархия. 4. Кто правит страной – император. 5. Кто подчинялся императору – придворные, нарданы. 6. Денежная единица – жажда | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия, заданному эталону. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников | ||||||||||||||||||||||
VII. Проверочная работа | Проводит графический диктант. – Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак «–». 1. Империя, в которой жил Гулливер, называлась Блефуску. 2. Гулливера прозвали Человек-Гора. 3. Он мечтал поехать в аквапарк «Лимпопо». 4. Гулливер нашел в море медузу. 5. Император подарил Гулливеру на прощание свой портрет. 6. Монеты лилипутов нужно было рассматривать через увеличительное стекло. 7. Гулливер отплывая на лодке захватил с собой 6 крокодилов и 5 жирафов. 8. Гулливера спас английский корабль. 9. Коровы и овцы Гулливера могли бегать по столу каюты. 10. Главного героя в Англии встречал царь | Выполняют графический диктант.
Ответы:
| Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Прочитать произведение Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», подготовить пересказ отрывка | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи | ||||||||||||||||||||||
IX. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. А как его можно продолжить? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Можно взять книгу в библиотеке и прочитать, придумать самому продолжение | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |