Краткая биография А.С.Даргомыжского




Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Кто такой Александр Сергеевич Даргомыжский?

· А.С.Даргомыжский (1813-1869) – выдающийся русский композитор 19 века.

· Он младший современник, друг и ученик М.И.Глинки (был младше Глинки на 9 лет и дружил с ним больше 20 лет).

· Наряду с М. Глинкой, Даргомыжский стал родоначальником русской классической музыки.

В чем значение Даргомыжского для русской музыки?

Творческая судьба Даргомыжского сложилась не очень счастливо. Его творчество не было оценено по достоинству современниками.

И лишь немногие друзья и поклонники понимали, что то, что делает Даргомыжский – это нечто новое в русской музыке, нечто новаторское и очень перспективное. Пройдет совсем немного времени, и по тому пути, который открыл Даргомыжский, пойдут М.Мусоргский, Рихард Вагнер (немецкий композитор), Клод Дебюсси (французский композитор), С.Прокофьев и Д.Шостакович (советские композиторы).

Даргомыжский - основоположник нового направления в русской музыке – «музыкального реализма».

Мусоргский, младший современник Даргомыжского, назвал его «великим учителем правды в музыке».

В то время, в 40-60е годы 19 века, в культуре (как в России так и за рубежом) формируется новое направление - «критический реализм».

Главной особенностью этого направления в искусстве было правдивое, достоверное изображение действительности, всех негативных сторон жизни общества, всех его пороков. Это интерес к социальной тематике.

Даргомыжскому оказались близки идеи и темы критического реализма.

Это - образы «униженных и оскорбленных» (как и у Ф.Достоевского). Это - психология «маленького человека» (т.е., простого, обычного, не имеющего титула или высокого звания). Это - тема социального неравенства. Это быт человека - такой, как он есть, без прикрас.

Все эти темы впервые вошли в русскую музыку благодаря Даргомыжскому.

Краткая биография А.С.Даргомыжского

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 г. в селе Троицкое Тульской губернии, в хорошей семье.

Отец, Сергей Николаевич Даргомыжский, получил образование в Благородном пансионе в Москве. Он был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж.

Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, тоже была очень хорошо образована; некоторые ее стихи даже печатались в альманахах и журналах.

Семейное предание сохранило романтическую историю женитьбы отца на Марии Борисовне, происходившей из рода князей Козловских. По рассказам современников, молодой человек женился не как все люди, а похитил невесту и они обвенчались тайно, потому что князь Козловский не хотел выдавать дочь за маленького почтового чиновника с плохой родословной. В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергей Николаевич был человеком способным и трудолюбивым, а потому быстро получил чин коллежского секретаря и орден.

Когда маленькому Саше Даргомыжскому еще не было 5-ти лет, отцу сделали предложение о работе. Один знакомый рекомендовал его в столичный коммерческий банк. Это означало переезд в Санкт-Петербург и начало блестящей карьеры.

В 1818 году состоялся переезд в Санкт-Петербург. Отец Даргомыжского вместе с семейством поселился на квартире прямо в здании банка.

Родители наняли для детей отличных учителей не только по общеобразовательным предметам, но и по музыке. Почти все дети учились играть на разных инструментах (фортепиано, скрипке, арфе). Юный Саша оказался на редкость одаренным учеником. Легко овладел скрипкой и очень хорошо играл на фортепиано.

В 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Но всерьез к этому увлечению музыкой не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители.

В 1827 году (в 14 лет) по протекции отца, он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора, мелким чиновником в канцелярию (без оплаты жалования). Но в работе Саша отличался усердием и быстро продвигался по служебной лестнице: сначала он стал коллежским регистратором, потом губернским секретарём и, наконец, его повысили до должности помощника контролёра.

Попутно в свободное время дома он сочиняет для себя романсы. Кроме того молодой Даргомыжский вел активную светскую жизнь, посещал светские питерские гостиные, играл там на фортепиано и исполнял свои романсы. Постепенно в светских петербургских салонах его романсы начинают пользоваться все большей популярностью и вскоре исполнялись буквально в

В один из таких светских вечеров, в 1835 году (Даргомыжскому было 22 года) состоялось знакомство с Михаилом Ивановичем Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

«Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас… Мы скоро сошлись и искренно подружились. …Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях», — писал Даргомыжский в автобиографической записке.

Даргомыжский часто по-приятельски бывал у Глинки дома и наблюдал его работу над оперой «Иван Сусанин». И даже помогал Глинке в этой работе над оперой «Иван Сусанин» - помогал устраивать репетиции оперы, искал оркестрантов.

Именно дружба с Глинкой заставила Даргомыжского по-новому взглянуть на своё увлечение музыкой: не просто развлекаться написанием салонных романсов, а уйти в музыку по-настоящему, с головой. Сделать музыку своей профессией. Он начал пробовать свои силы в разных музыкальных жанрах, а Глинка давал ему ценные советы по технике композиции.

В 1836 году Даргомыжский присутствовал на премьере оперы Глинки, видел её успех, шумный общественный резонанс, который опера вызвала. Это произвело на 23-х летнего молодого человека огромное впечатление.

Он решает писать оперу на сюжет очень популярного тогда романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Свою будущую оперу он решает назвать « Эсмеральдой ». Уже тогда его начали привлекать образы «униженных и оскорбленных».

Но этот первый оперный опыт оказался неудачным. Оперу долго не хотели ставить, партитура оперы пролежала в дирекции императорский театров много лет. Первая постановка состоялась лишь через 8 лет в Большом театре в Москве, в 1847 году. И довольно быстро про оперу забыли, публика не оценила русскую оперу на романтический сюжет (предпочитала итальянские оперы), да и музыка была слабой.

Пока опера «Эсмеральда» ждала своего часа, Даргомыжский не унывал, он продолжал сочинять романсы и начал давать уроки вокала (на которых, как говорили, творил чудеса – даже из безголосых делал приличных певцов). Уроки были бесплатны и у него всегда было огромное количество учеников. Его популярность и известность в Питере росла все больше и больше.

Даргомыжский, серьезно занимаясь музыкой, продолжает служить и делать карьеру чиновника и дослужилсядо титулярного советника.

В 1843 году он закончил службу, выйдя в отставку титулярным советником.

***Титулярный советник – это чиновник 9-го класса в табели о рангах (это таблица чинов в России; всего было 14 классов, самый низший – 14 класс – это коллежский регистратор).

В 1844 году Даргомыжский совершает заграничное путешествие (подобно Глинке – едет учиться). Он побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Познакомился со многими известными тогда композиторами. Главный его результат — неодолимая потребность «писать по-русски». Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

После возвращения из поездки Даргомыжский всецело посвящает себя сочинению новой оперы – «Русалка». Еще в 40-е годы у него возникла идея написать оперу по неоконченной поэме Пушкина «Русалка» (Пушкин – его любимый поэт, он часто обращается к произведениям Пушкина и в романсах, и в операх).

Премьера оперы «Русалка» состоялась в мае 1856 года. Премьера прошла с успехом. С Даргомыжским подружилось молодое поколение композиторов из творческого содружества «Могучая кучка», которым очень понравилась опера (всего в этом содружестве было 5 композиторов – Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи).

В 1866 году, под влиянием своих молодых друзей, он начинает писать еще одну оперу на сюжет любимого им А.С.Пушкина - «Каменный гость». Опера получается очень необычной, нестандартной, новаторской.

Но Даргомыжский не успел её закончить. В последние годы он уже был болен (грыжа и аневризма аорты); в последние недели он писал, лежа в постели, карандашом. В течение нескольких месяцев опера была почти окончена; смерть помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам.

По завещанию Даргомыжского докончил «Каменного гостя» Цезарь Кюи; он же написал вступление к опере, заимствовав из нее тематический материал, а оркестровал оперу Римский-Корсаков. Стараниями друзей «Каменный гость» был поставлен в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 г.

Необычность и новизна оперы в том, что Даргомыжский отказался в ней от традиционных оперных форм: арий, вокальных ансамблей и хоров. В основе оперы – маленькая трагедия Пушкина, в которой Даргомыжский не изменил и не убрал ни слова. Вся опера – это сплошной непрерывный мелодический речитатив и декламация.

17 января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Почти всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями, перед смертью – с сестрой.

Домашнее задание: сделать таблицу по биографии А.С.Даргомыжского.

ОБРАЗЕЦ :

ДАТЫ СОБЫТИЯ
14.02.1813 Родился в селе Троицкое Тульской губернии.
   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: