Целевая аудитория: учащиеся детских театральных студий и творческих объединений. Занятия корректируются в зависимости от возрастной категории групп: младший, средний или старший школьный возраст.
Цель: знакомство историей развития театрального искусства, его современными формами и развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
· Обеспечение усвоения и актуализация знаний по истории театрального искусства и драматургии.
· Расширение общего кругозора учащихся.
· Развитие коммуникативных навыков через самостоятельную творческую работу.
· Развитие таких аналитических способностей учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.
· Развитие памяти, внимания, воображения, творческого потенциала, навыков креативного мышления и умения находить нестандартные решения поставленных задач.
· Развитие культуры взаимоотношений при работе в группах.
· Формирование толерантности к культуре своего и других народов.
· Развитие эстетического вкуса, культуры речи, воспитание активной жизненной позиции.
Место проведения занятий: мемориальный музей «Театр Бирюкова», Бердск, ул. Кирова, 1.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, расписание формируется по согласованию с группой.
Всего в рамках курса проводится 30 занятий длительностью 1 час.
Занятия проводятся бесплатно.
Основной педагог: Васильева Валентина Петровна – специалист по истории культуры и визуальной истории. Выпускница Новосибирского государственного педагогического университета, в 2018 г. окончила аспирантуру НГПУ по специальности «Отечественная история», автор научных статей по истории культуры в СССР. С мая 2015 г. по октябрь 2017 г. – хранитель фондов в МАУ «Музей Новосибирска». Соавтор и куратор нескольких проектов музея, в т.ч. театрализованного городского квеста «Один день новониколаевской семьи» и театральных показов в историческом здании на Обской, 4 в июле 2017 года. С июня 2017 г. по март 2018 г. – арт-менеджер молодежного театра-студии им. Квентина Тарантино (Новосибирск, худ. рук. – Г. Блинникова и А. Григорьев). С декабря 2017 г. - заведующая подразделением МБУ БИХМ мемориальный музей «Театр Бирюкова». Автор проекта «Театр из чемодана», в котором выступает и как постановщик спектаклей, и как актриса.
|
Второй педагог: Русакова Ольга Алексеевна, экскурсовод музея «Театр Бирюкова», член поэтического клуба «Искатель». В конце 1970-х гг. – актриса народного театра «Гистрион» (Бердск). Автор детских образовательных программ музея, с января 2020 г. – соавтор и актриса проекта «Театр из чемодана».
Краткая информация. Путешествуем по истории театра – от зарождения театрализации в первобытном обществе до современного театра. У нас не будет скучных лекций. На каждом занятии рассказ педагога будет перемежаться с творческими заданиями, играми, викторинами, реконструкциями, просмотром видео и т.д. Наша задача не просто рассказать об истории одного из древнейших искусств, но и развить творческий потенциал ребят.
Учебно-тематический план курса
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Зарождение театра: зрелищные представления в первобытной культуре | Интерактивное занятие | ||
Мифология и театр | Интерактивное занятие | ||
2.1 | Значение античной мифологии для развития мирового театра | Интерактивное занятие | |
2.2 | Боги, герои, музы Античности | Интерактивное занятие | |
3. | Античный театр | Интерактивное занятие | |
3.1 | Театр Древней Греции. «Великие Дионисии» | Интерактивное занятие | |
3.2 | Место театра в системе полисных ценностей. Его воспитательная функция | Интерактивное занятие | |
3.3 | Жанры древнегреческого театра: трагедия, комедия. Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан | Интерактивное занятие | |
3.4 | Древнеримский театр. Плавт, Сенека, Эзоп | Интерактивное занятие | |
Древнерусский театр. Народные истоки театрального искусства. Скоморошество и кукольный театр | Интерактивное занятие | ||
Театр в Средневековой Европе | Интерактивное занятие | ||
5.1 | Бродячие актеры: гистрионы, жонглеры, аганты, шпильманы, миннезингеры | Интерактивное занятие | |
5.2 | Литургическая драма, миракль, мистерия, моралите, фарс | Интерактивное занятие | |
Театр эпохи Возрождения | Интерактивное занятие | ||
6.1 | Итальянский театр, комедия дель арте | Интерактивное занятие | |
6.2 | Зарождение оперы и балетного театра | Интерактивное занятие | |
6.3 | Испанский и английский театры: Лопе де Вега, Сервантес, Шекспир | Интерактивное занятие | |
Театр XVII-XVIII вв. в Европе | Интерактивное занятие | ||
7.1 | Французский театр: Мульер, Люлли, Бошан, реформа театра Новера | Интерактивное занятие | |
7.2 | Итальянский театр: реформы театра Метастазио, Гольдони, Перголези | Интерактивное занятие | |
7.3 | Немецкий театр: Глюк, Моцарт, Зангшпиль, Гете. «Правила для актера» - каноны классицизма | Интерактивное занятие | |
Европейский театр XIXв. | Интерактивное занятие | ||
8.1 | Романтизм и реализм, романтический балет. | Интерактивное занятие | |
8.2 | Театр второй пол. XIXв.: эволюция оперы и байрейтский театр, поэтика «новой драмы», натуралистический и символистский театр. | Интерактивное занятие | |
8.3 | Развитие сценического искусства второй пол. XIXв. в Германии, Италии и Англии. | Интерактивное занятие | |
Оперетта. Становление и развитие жанра: Оффенбах, Лекок, Кальман, Дунаевский | Интерактивное занятие | ||
Русский театр XVII-XVIII вв. | Интерактивное занятие | ||
10.1 | Театр: народный, профессиональный. Кукольный театр | Интерактивное занятие | |
10.2 | Крепостной театр. Театры Шереметьевых, Юсуповых, Воронцовых | Интерактивное занятие | |
10.3 | Русский музыкальный театр доглининской эпохи: Фамин, Пашкевич, Верстовский | Интерактивное занятие | |
Русский театр XIX в. | Интерактивное занятие | ||
11.1 | Создание и развитие национальной русской оперы: Глинка, опера в творчестве «Могучей кучки», Чайковский и музыкальный театр, частные оперные театры Мамонтова и Зимина | Интерактивное занятие | |
11.2 | Русский драматический театр XIX в.: Малый и Александринский театры, русский провинциальный театр, актерские товарищества и антрепризы в крупных городах, создание Московского Художественного театра. | Интерактивное занятие | |
11.3 | Отечественная драматургия XIX в.: значение творчества Н.В. Гоголя и А.Н. Островского в дальнейшем развитии драматического театра в России. | Интерактивное занятие | |
Театр ХХ в. | Интерактивное занятие | ||
12.1 | Рождение режиссерского театра и «золотой век» советского театрального искусства: Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, М. Чехов. Образование театра «Современник», «Таганка», Ленинградский БДТ. | Интерактивное занятие | |
12.2 | Дягилев и «Русские сезоны», великие музыкальные театры мира и великие русские исполнители (театры Большой и Мариинский, Ковент-Гарден, Ла Скала, Шаляпин, Собинов, Лемешев, Павлова, Уланова, Лавровский, Плисецкая) | Интерактивное занятие | |
12.3 | Основные направления театра в Германии, Англии, Франции и США. | Интерактивное занятие | |
Современный театр: основные тенденции | Интерактивное занятие |
|
|
* По желанию руководителей групп курс может быть расширен до 60 занятий (2 учебных года). Темы уроков в блоках могут также меняться или корректироваться в зависимости от основного направления работы студий и объединений: больший акцент на музыкальный театр, драматургию, отечественный театр и т.д.