Коррекционная работа при ринолалии




 

Составила: учитель-логопед

Углева Татьяна Павловна

 

 

г. Верещагино

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

При ринолалии тембр голоса назализован. Наиболее распространённым речевым нарушением является открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте губы и неба. Одной из причин расщелин лица, верхней губы и неба могут быть различного рода патологии: гинекологические и эндокринные заболевания. Немаловажное значение играет радиационное излучение. Особая роль в возникновении аномалий придается различным лекарственным и химическим веществам, широко применяемым в быту и промышленности: бензин, ядохимикаты, кислоты. Не исключается из этого списка алкоголь и курение. По последним статистическим данным с каждым годом увеличивается количество детей с патологией губы и неба, поэтому коррекция ринолалии является одной из важнейших задач специализированных учреждений. Коррекционная работа требует воздействия на всю системы голоса и речеобразования.

Особенно важными являются комплексные мероприятия, которые помогают ослабить развитие дефекта. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости.

Перед логопедом в повседневной практике встают актуальные задачи:

Ø Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

Ø Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха.

Дыхательная гимнастика при ринолалии:

Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Для этого используем доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей.

 

Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории, например такие:

 

«Проветриваем пещеру»

Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Есть несколько способов проветривания:

-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);

-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);

-вдох и выдох носом (не менее 5 раз);

-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).

 

«Вьюга»

Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.

 

«Ветер»

Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух?). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.

 

«Мячик»

У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

 

«Мячик сдулся!»

После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

 

«Насос»

Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).

 

«Язычок играет в футбол».

Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это — импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы», дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь «довести» его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.

 

«Язычок играет на свирели»

А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).

 

«Суок и ключик»

Ребёнок знает сказку «Три толстяка»? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить. (Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик).

Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов) с узким горлышком. При работе со стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.

В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.

Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.

 

Артикуляционная гимнастика при ринолалии:

При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк.

1) «Лиана»: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд (повторить упражнение несколько раз).

2) «Удав»: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта (проделать упражнение несколько раз).

3) «Язык удава»: длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону (от одного угла рта до другого).

4) «Часики»: рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ (сначала в одну, а потом в другую сторону).

5) «Маятник»: рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается

из стороны в сторону (от одного угла рта до другого) под счёт «раз – два».

6) «Качели»: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт «раз – два».

7) «Укол»: узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями:

1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.

2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые

 

 

в трубочку губ ы.

 

3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой.

И надо стараться удержать мармеладку губами!

 

4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.

7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.

 

8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.

9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

Приемы массажа при ринолалии:

Поглаживание поверхностное в направлении от твердых резцов к носоглотке. Поглаживание прерывистое по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов (2 минуты). Растирание (1,5 минуты), прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении.

Поперечно по мягкому небу, а также спиралевидно в тех же направлениях (2 минуты). Интенсивное растирание по точкам выхода сосудисто-нервных пучков (по 10 секунд на каждой точке). Разминание в медленном темпе, плавно, без рывков в продольном и поперечных направлениях (2 минуты).

Массаж проводится несколько раз в день, не менее 10 минут в течение 6 месяцев. Проводить массаж рекомендуется как на занятиях, так и самостоятельно. Родителям предлагается обучиться массажу вместе с детьми. Начинать массаж нужно сразу после снятия швов.

Упражнения на активизацию небной занавески:

Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями. Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха. Откашливание – широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой. Давление кончиком языка на левую (правую) щеки.

Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.

Развитие фонематического слуха:

Следующим направлением коррекционной работы является развитие фонематического слуха. Дети должны научиться различать на слух речевое и неречевое звучание. Учитывая возраст ребенка задания упрощаются или усложняются.

Сначала детям предлагается различить на слух звучащие предметы, голоса. Для этого используются такие игры: “Кто на чем играет?”, “Узнай по голосу”, “Кто позвал?”, “Угадай, что стучит?”. Детям постарше помимо игр и упражнений полезно давать такие задания: выделить звук из ряда других звуков; определить место звука в слове (начало, середина, конец); учить различать на слух различные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос или восклицание.

Постановка гласных и согласных звуков:

При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например:

А АА ААА АААА Э ЭЭ ЭЭЭ ЭЭЭЭ О ОО ООО ОООО У УУ УУУ УУУУ И ИИ ИИИ ИИИИ ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ

Когда изолированно гласные звуки будут отработаны, переходим к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех.

АЭ---ЭА АО---ОА АИ---ИА УА---ЭА ОА---АИ ИУ---ОИ АОЭ---ЭАО ОУИ---ИОУ ЭИО---УИО АИУ---АЭИ ЭОА---ОУИ ЭИО---ЭОА

Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом (имитация голоса зайца), то средним голосом (имитация голоса ежика). Дети охотно подражают голосам животных. Такие игры развивают умения координировать высоту голоса.

Коррекция согласных звуков:

После овладения произнесением гласных звуков без носового оттенка, формирование речевого дыхания и слуха, активизации небной занавески переходим к следующему этапу работы, основной задачей которого является

коррекция согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Введение новых навыков начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в позиции между двумя гласными звуками. Специфическим является порядок постановки звуков. Первым отрабатывается звук –Ф-, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например:

А-----Ф-----; Э------Ф------; О-----Ф-----; У-----Ф-----; И------Ф----- (черта показывает длительность звучания).

АФ----АФА; ЭФ----ЭФЭ; ОФ----ОФО; УФ----УФУ; ИФ----ИФИ.

Звук –Ф – в твердых слогах: АФ-ФА-----АФА-ОФА-УФА; ОФ-ФО-----АФО-ОФО-УФО;

ЭФ-ФЭ-----АФЭ-ОФЭ-УФЭ; УФ-ФУ-----АФУ-ОФУ-УФУ; ЫФ-ФЫ-----АФЫ-ОФЫ-УФЫ.

Звук –Ф– в мягких слогах: ИФ-ФИ-----АФИ-ОФИ-УФИ; ЕФ-ФЕ-----АФЕ-ОФЕ-УФЕ;

ЮФ-ФЮ-----АФЮ-ОФЮ-УФЮ; ЯФ-ФЯ-----АФЯ-ОФЯ-УФЯ.

После того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах переходим к этапу работы, основной задачей которого является автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь. Сначала звук вводится в наиболее употребляемые в быту слова, например: звук – Сс тол, с такан, с алат, с овок, но с ки, с тена. Затем дается задание родителям обращать внимание на качество произнесения только этих слов. Далее этот звук закрепляется в стихах, потешках, скороговорках.

Практика показывает, что предлагаемая комплексная методика работы позволяет достичь наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией.

 

Фрагмент логопедического занятия (подгруппового)

Тема: “Звук –А–.”

Цель: Уточнение состояния фонематического слуха. Отработка четкого произношения звука и закрепление артикуляции звука.

Логопед: “Возьмите зеркала, посмотрите на себя, улыбнитесь, начинаем нашу сказку о Веселом Язычке.

«Жил-был Веселый Язычок. Жил он в своем домике, открыл он дверь вот так (показ, дети выполняют упражнение 3 раза) – рот открыть и закрыть. Потом он вышел на улицу, посмотрел вниз, посмотрел вверх (показ, дети повторяют движение несколько раз) – язык тянуть к носу, к подбородку. Решил он построить около дома заборчик (зубы обнажены, губы растянуты – дети выполняют). Смастерил себе Язычок дудочку (дети собирают губы в трубочку) чередуем “заборчик”–“трубочка” 3–4 раза. В саду понюхал цветочек (вдох носом, выдох ртом 3–4 раза). Заболело горло у Веселого Язычка, пошел он к врачу. Попросил врач широко открыть рот (дети открывают) и сказать: “А–А–А!” (дети произносят звук). Язык широкий лежит у нижних зубов, он спокоен – повторить несколько раз.

- Запомним чистоговорку на звук –А–: А–А–А– высокая гора, А–А–А – на горе идет игра”.

Дети проговаривают звук –А–, логопед заканчивает чистоговорку.

Логопед: “Давайте поиграем в игру “Кто лучше слышит?” вы будете шагать, а я буду называть звуки. Когда услышите звук –А–, остановитесь: Щ, У, М, А, С, О, А, У, А, И, К, А. ” Кто из детей не ошибся, получает флажок. (Вариант 1).

Логопед: “Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, если в них услышите звук –А-, то поднимите светофорчик (красный): А лик, кот, А ня, утк А, А втобус. (Вариант 2).

Итог занятия: Отметить активность детей. Дать положительные оценки ответам детей.

 

Логопедическое занятие.

Тема: Фонема “С”.

Цели: Коррекционные: Автоматизация звука “С” в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Активизация мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова “САД” и развитие валентностей слов. Развитие функции словоизменения. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Воспитательные: Знакомство с трудом людей и воспитание уважения к нему. Воспитание любви к родной природе.

 

Ход занятия:

Прослушивание образца правильной речи. (два раза). Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пестрой клумбы.

Какой звук встречается в тексте чаще других? Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком “С” слышите.

Сегодня мы вместе с Соней побываем в саду, посмотрим, что в нем растет, поучимся работать в саду, но при этом будем постоянно следить за правильным произнесением звука “С”.

Общее расслабление:

Приготовьтесь, мы деревья.
Руки вверх мы поднимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Тихо ветками качаем.
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Исчезает напряженье,

Снова руки поднимаем,
Снова ветками качаем.
И опять немного лени
Руки снова на колени
Наступает расслабленье
И становится понятно,
Расслабление приятно.

(Дети выполняют соответствующие действия под счет).

Развитие мелкой моторики:

Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Пальцы поднимаются вверх, ладони сомкнуты, пальцы слегка округлены. Пальцы рук разводятся.)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Пальцы рук ритмично покачиваются)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опускаются вниз, прижимаются друг к другу тыльной стороной, пальцы разводятся и ритмично двигаются)

Массаж лица и шеи:

Дождь по веткам застучал,
На лицо он к нам попал.
Капли убери со лба,
Хоть и теплая вода.
На веселые глаза


Дождик брызнул, как слеза,
Плакать не хотят глаза.
Уходи домой, слеза!


По щекам бегут ручьи.
Ты ладошкой их сотри.
Все дождинки убираем.
Хитрый дождик, прекрати,
Губы нам не щекоти,
Пальцем губку разминай,
Все дождинки вытирай.
Шею дождик намочил,
Как бы нас не простудил.

(Все движения выполняются по направлению к вискам под счет).

Развитие подвижности губ:

Осмотрелась и устала,
Вмиг вертеться перестала,
Тихо села на пенек,
До чего хорош денек.
(Улыбнулась солнышку).

(Движения повторяются перед зеркалом несколько раз и удерживаются под счет1–2–3).

Активизация мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки:

Стала Сонечка зевать
Скоро Соне отдыхать: Выдох-пффф-- пауза; возврат дыхания—пффф—пауза; возврат дыхания (губы сомкнуты, челюсти размыкаются – форма зевка)—выдох-пффф—пауза; возврат дыхания + форма “зевка”--выдох-пффф—пауза; возврат дыхания—расслабление брюшного пресса.

Артикуляционная гимнастика:

Солнце светит высоко,
А в саду совсем тепло.

Показать, как высовывают язык животные, когда им жарко: рот широко открыт, удерживание языка на нижней губе под счет (1–5); удерживание языка за нижними зубами под счет; губы в улыбке, зубы сближены; выдох на кончик языка (контроль) С–С–С–С. Все упражнения выполняются 3 раза перед зеркалом.

Акустико-артикуляционный образ звука: губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка у основания нижних резцов; посередине языка идет узкая, холодная воздушная струя; голосовые складки не работают, голос не образуется.

Чтобы заинтересовать детей в работе по развитию речевого дыхания мною были использованы такие игры, как “Бабочка, лети”, “Чья птичка дальше улетит?”, “Одуванчики летят” и другие.

“Бабочка, лети”. Цель: добиваться длительного непрерывного ротового выдоха.

Методические указания: игру проводят несколько раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, так как продолжительное дутье может вызвать головокружение.

Подготовка к занятию: приготовить 10 бумажных окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 сантиметров и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 сантиметров друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Дети сидят на стульях. Логопед говорит: “Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать? (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?!” Логопед ставит возле каждой бабочки ребенка. Дети дуют на бабочек.

“Чья птичка дальше улетит?”. Цель: добиваться от каждого ребенка длительного целенаправленного выдоха.

Методические указания: следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Подвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает логопед, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

Подготовка к занятию: вырезаются из тонкой яркой бумаги птички. На двух столах ставятся птички у самого края стола на расстоянии не менее 30 сантиметров друг от друга. Вызываются четверо детей, каждый садится напротив птички. По сигналу “Птички полетели” дети дуют на фигурку, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

“Одуванчики летят”. Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют на поляне или на участке, или на улице, воспитатель просит каждого сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на свой одуванчик.

Методические указания: дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с трех, четырех раз.

Для работы по развитию речевого слуха были подобраны следующие игры: “Угадай, чей это голос?”, “Улиточка”, “Улавливай шепот”.

“Угадай, чей это голос?”. Цель: определить товарища по голосу.

Играющие дети сидят. Один из них становится в центр круга и закрывает глаза. Логопед, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре ребенка. Последний должен угадать, кто назвал его имя. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если он ошибся, то снова закрывает глаза.

“Улиточка”. Цель: узнавать товарища по голосу.

Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза.

 

Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: “Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я?” Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

“Улавливай шепот”. Цель: развивать остроту слуха.

Играющие строятся в одну шеренгу. Водящий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловим только в том случае, если каждый внимательно слушает) отдает команды (руки вверх, в стороны, кругом). Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым, тем самым усложняет игру.

Одной из важнейших задач в коррекционной работе с детьми-ринолаликами является развитие фонематического восприятия. Для этой цели были подобраны такие игры, как: “Запомни и повтори”, “Какой звук пропал?”, “Найди ошибку и скажи правильно”.

“Запомни и повтори”. Цель: воспроизводить слоговой ряд, менять ударение.

Логопед четко, не торопясь, произносит слоговой ряд, делая первый раз ударение на первом слоге: па -па-па. Дети по очереди (3–4 человека) повторяют его. Второй раз логопед делает ударение на втором слоге: па- па -па. Дети снова повторяют. Последний раз при произнесении ударение делается на третьем слоге: па-па- па.

“Какой звук пропал?” Цель: отрабатывать фонематический слух.

Логопед предлагает детям прослушать двустишия, найти нужный звук и вставить в нужном месте.
Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама … осы (косы).
Землю роет старый к…от (крот)
Под землёю он живет.
Мама кукле шар… (шарф) вязала,
Ее дочурка помогала.
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли …ушки (пушки).

“Найди ошибку и скажи правильно”. Цель: развивать остроту фонематического слуха.

Логопед проговаривает детям двустишия, в которых допущена ошибка, дети внимательно слушают, находят ошибку и говорят слово правильно.

Писем мы не написали
Тучку (ручку) целый день искали.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки (шишки).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки
У нее сломались банки (санки).

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: