Общие правила конструирования




 

При создании машин следует придерживаться общепринятых правил:

– подчинять конструирование задаче увеличения экономического эффекта, определяемого полезной отдачей машины, ее надежностью и эксплуатационными расходами за весь период использования машины;

– добиваться максимального повышения полезной отдачи путем увеличения производительности машин и объема выполняемых ими операций;

– учитывать возможность снижения расходов на эксплуатацию машин за счет уменьшения энергопотребления, стоимости обслуживания и ремонта;

– предусматривать максимальную степень автоматизации машин с целью увеличения производительности, улучшения качества продукции и сокращения расходов на оплату труда операторов;

– предупреждать техническое устаревание машин, обеспечивая их длительное использование, закладывая в них высокие исходные параметры и предусматривая резервы развития и последовательного совершенствования;

– предусматривать возможность создания производных машин с максимальным использованием конструктивных элементов базовой машины;

– стремиться к сокращению числа типоразмеров машин, добиваясь удовлетворения потребностей экономики минимальным числом моделей путем рационального выбора их параметров, повышения эксплуатационной гибкости, увеличения их полезной отдачи и долговечности;

– конструировать машины с расчетом на эксплуатацию с полным устранением капитальных ремонтов и с заменой восстановительных ремонтов комплектацией машин сменными узлами;

– избегать выполнения трущихся поверхностей непосредственно на корпусных деталях; для облегчения ремонта поверхности трения выполнять на отдельных, легко заменяемых деталях;

– последовательно выдерживать принцип агрегатности; конструировать узлы в виде независимых агрегатов, устанавливаемых на машину в собранном виде;

– по возможности исключать подбор и пригонку деталей при сборке, операции выверки, регулирования деталей и узлов по месту; предусматривать в конструкции фиксирующие элементы, обеспечивающие правильную установку деталей и узлов при сборке,

– обеспечивать необходимую прочность деталей и машины в целом способами, не требующими увеличения массы (придание деталям рациональных форм, применение материалов повышенной и стабильной прочности, введение упрочняющей обработки);

– вводить в машины, узлы и механизмы, работающие при циклических и динамических нагрузках, упругие элементы, смягчающие толчки и колебания нагрузки;

– придавать конструкциям необходимую жесткость не требующими увеличения массы способами (применение пустотелых и оболочковых конструкций, блокирование деформаций поперечными и диагональными связями, рациональное расположение опор и ребер жесткости);

– упрощать обслуживание машин, сокращать объем операций обслуживания, устранять периодические регулировки, конструировать механизмы в виде самообслуживающихся агрегатов;

– предупреждать возможность перенапряжения машины в эксплуатации; вводить автоматические регуляторы, предохранительные и предельные устройства, исключающие возможность эксплуатации машины на опасных режимах;

– устранять возможность поломок и аварий в результате неумелого или небрежного обращения с машиной; вводить блокировки, предупреждающие возможность неправильного манипулирования органами управления; максимально автоматизировать управление машиной;

– исключать возможность неправильной сборки деталей и узлов, нуждающихся в точной координации одного относительно другого; вводить блокировки, допускающие сборку только в нужном положении;

– избегать применения периодического смазывания; предусматривать постоянную и непрерывную подачу смазочного материала к трущимся поверхностям;

– избегать открытых поверхностей трения; заключать механизмы в закрытые корпуса, предотвращающие проникновение грязи, пыли и влаги на трущиеся поверхности;

– обеспечивать надежную страховку резьбовых соединений от самоотвинчивания; внутренние соединения желательно фиксировать применением дополнительных деталей (шплинты, отгибные шайбы);

– предупреждать коррозию деталей применением стойких лакокрасочных и гальванических покрытий и изготовлением деталей из коррозионно-стойких материалов;

– снижать стоимость изготовления машин путем обеспечения технологичности конструкции, уменьшения металлоемкости, сокращения числа типоразмеров машин;

– уменьшать массу машин путем создания компактных конструкций, применения рациональных кинематических и силовых схем, устранения нерациональных видов нагружения, замены изгиба растяжением-сжатием, а также путем применения легких сплавов и неметаллических материалов;

– упрощать конструкцию машин, избегать сложных многодетальных конструкций;

– заменять во всех случаях, где это возможно, механизмы с прямолинейным поступательно-возвратным движением более рациональными механизмами с вращательным движением;

– обеспечивать максимальную технологичность деталей, узлов и машины в целом, закладывая в конструкцию предпосылки наиболее производительного изготовления и сборки;

– сокращать объем механической обработки, предусматривая изготовление деталей из заготовок с формой, близкой к окончательной форме изделия; заменять механическую обработку более производительными способами обработки без снятия стружки;

– осуществлять максимальную унификацию элементов конструкции, расширять применение стандартных узлов и деталей, соблюдать действующие стандарты для удешевления машины, а также сокращения сроков ее изготовления и доводки;

– экономить дорогостоящие и дефицитные материалы, применяя их заменители; при необходимости применения дефицитных материалов сводить их расход к минимуму;

– соблюдать требования технической эстетики, придавая машинам стройные архитектурные формы; улучшать внешнюю отделку машин;

– сосредоточивать органы управления и контроля по возможности в одном месте, удобном для обзора и манипулирования;

– делать доступными и удобными для осмотра узлы и механизмы, нуждающиеся в периодической проверке;

– обеспечивать безопасность обслуживающего персонала; предупреждать возможность несчастных случаев путем максимальной автоматизации рабочих операций, введения блокировок, применения закрытых механизмов и установки защитных ограждений;

– в машинах с приводом от электродвигателя учитывать возможность неправильного включения двигателя, а в машинах с приводом от двигателя внутреннего сгорания – обратных вспышек; обеспечивать возможность реверсной работы машины или вводить предохранительные устройства (обгонные муфты);

– тщательно изучать опыт эксплуатации машин и оперативно вводить в конструкцию изменения для устранения дефектов, обнаруживающихся в эксплуатации;

– непрерывно совершенствовать конструкцию машин, находящихся в серийном производстве, поддерживая их на уровне возрастающих требований промышленности;

– обеспечивать конструктивный задел, подготавливая выпуск новых машин с более высокими показателями на смену устаревающим;

– изучать тенденции развития отраслей национальной экономики, использующих проектируемые машины; вести перспективное проектирование, рассчитанное на удовлетворение дальних запросов машинопотребителей;

– проверять новые элементы при проектировании новых конструкций с помощью экспериментов и моделирования.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: