При создании машин следует придерживаться общепринятых правил:
– подчинять конструирование задаче увеличения экономического эффекта, определяемого полезной отдачей машины, ее надежностью и эксплуатационными расходами за весь период использования машины;
– добиваться максимального повышения полезной отдачи путем увеличения производительности машин и объема выполняемых ими операций;
– учитывать возможность снижения расходов на эксплуатацию машин за счет уменьшения энергопотребления, стоимости обслуживания и ремонта;
– предусматривать максимальную степень автоматизации машин с целью увеличения производительности, улучшения качества продукции и сокращения расходов на оплату труда операторов;
– предупреждать техническое устаревание машин, обеспечивая их длительное использование, закладывая в них высокие исходные параметры и предусматривая резервы развития и последовательного совершенствования;
– предусматривать возможность создания производных машин с максимальным использованием конструктивных элементов базовой машины;
– стремиться к сокращению числа типоразмеров машин, добиваясь удовлетворения потребностей экономики минимальным числом моделей путем рационального выбора их параметров, повышения эксплуатационной гибкости, увеличения их полезной отдачи и долговечности;
– конструировать машины с расчетом на эксплуатацию с полным устранением капитальных ремонтов и с заменой восстановительных ремонтов комплектацией машин сменными узлами;
– избегать выполнения трущихся поверхностей непосредственно на корпусных деталях; для облегчения ремонта поверхности трения выполнять на отдельных, легко заменяемых деталях;
– последовательно выдерживать принцип агрегатности; конструировать узлы в виде независимых агрегатов, устанавливаемых на машину в собранном виде;
– по возможности исключать подбор и пригонку деталей при сборке, операции выверки, регулирования деталей и узлов по месту; предусматривать в конструкции фиксирующие элементы, обеспечивающие правильную установку деталей и узлов при сборке,
– обеспечивать необходимую прочность деталей и машины в целом способами, не требующими увеличения массы (придание деталям рациональных форм, применение материалов повышенной и стабильной прочности, введение упрочняющей обработки);
– вводить в машины, узлы и механизмы, работающие при циклических и динамических нагрузках, упругие элементы, смягчающие толчки и колебания нагрузки;
– придавать конструкциям необходимую жесткость не требующими увеличения массы способами (применение пустотелых и оболочковых конструкций, блокирование деформаций поперечными и диагональными связями, рациональное расположение опор и ребер жесткости);
– упрощать обслуживание машин, сокращать объем операций обслуживания, устранять периодические регулировки, конструировать механизмы в виде самообслуживающихся агрегатов;
– предупреждать возможность перенапряжения машины в эксплуатации; вводить автоматические регуляторы, предохранительные и предельные устройства, исключающие возможность эксплуатации машины на опасных режимах;
– устранять возможность поломок и аварий в результате неумелого или небрежного обращения с машиной; вводить блокировки, предупреждающие возможность неправильного манипулирования органами управления; максимально автоматизировать управление машиной;
– исключать возможность неправильной сборки деталей и узлов, нуждающихся в точной координации одного относительно другого; вводить блокировки, допускающие сборку только в нужном положении;
– избегать применения периодического смазывания; предусматривать постоянную и непрерывную подачу смазочного материала к трущимся поверхностям;
– избегать открытых поверхностей трения; заключать механизмы в закрытые корпуса, предотвращающие проникновение грязи, пыли и влаги на трущиеся поверхности;
– обеспечивать надежную страховку резьбовых соединений от самоотвинчивания; внутренние соединения желательно фиксировать применением дополнительных деталей (шплинты, отгибные шайбы);
– предупреждать коррозию деталей применением стойких лакокрасочных и гальванических покрытий и изготовлением деталей из коррозионно-стойких материалов;
– снижать стоимость изготовления машин путем обеспечения технологичности конструкции, уменьшения металлоемкости, сокращения числа типоразмеров машин;
– уменьшать массу машин путем создания компактных конструкций, применения рациональных кинематических и силовых схем, устранения нерациональных видов нагружения, замены изгиба растяжением-сжатием, а также путем применения легких сплавов и неметаллических материалов;
– упрощать конструкцию машин, избегать сложных многодетальных конструкций;
– заменять во всех случаях, где это возможно, механизмы с прямолинейным поступательно-возвратным движением более рациональными механизмами с вращательным движением;
– обеспечивать максимальную технологичность деталей, узлов и машины в целом, закладывая в конструкцию предпосылки наиболее производительного изготовления и сборки;
– сокращать объем механической обработки, предусматривая изготовление деталей из заготовок с формой, близкой к окончательной форме изделия; заменять механическую обработку более производительными способами обработки без снятия стружки;
– осуществлять максимальную унификацию элементов конструкции, расширять применение стандартных узлов и деталей, соблюдать действующие стандарты для удешевления машины, а также сокращения сроков ее изготовления и доводки;
– экономить дорогостоящие и дефицитные материалы, применяя их заменители; при необходимости применения дефицитных материалов сводить их расход к минимуму;
– соблюдать требования технической эстетики, придавая машинам стройные архитектурные формы; улучшать внешнюю отделку машин;
– сосредоточивать органы управления и контроля по возможности в одном месте, удобном для обзора и манипулирования;
– делать доступными и удобными для осмотра узлы и механизмы, нуждающиеся в периодической проверке;
– обеспечивать безопасность обслуживающего персонала; предупреждать возможность несчастных случаев путем максимальной автоматизации рабочих операций, введения блокировок, применения закрытых механизмов и установки защитных ограждений;
– в машинах с приводом от электродвигателя учитывать возможность неправильного включения двигателя, а в машинах с приводом от двигателя внутреннего сгорания – обратных вспышек; обеспечивать возможность реверсной работы машины или вводить предохранительные устройства (обгонные муфты);
– тщательно изучать опыт эксплуатации машин и оперативно вводить в конструкцию изменения для устранения дефектов, обнаруживающихся в эксплуатации;
– непрерывно совершенствовать конструкцию машин, находящихся в серийном производстве, поддерживая их на уровне возрастающих требований промышленности;
– обеспечивать конструктивный задел, подготавливая выпуск новых машин с более высокими показателями на смену устаревающим;
– изучать тенденции развития отраслей национальной экономики, использующих проектируемые машины; вести перспективное проектирование, рассчитанное на удовлетворение дальних запросов машинопотребителей;
– проверять новые элементы при проектировании новых конструкций с помощью экспериментов и моделирования.