Опыт методического осмысления романа




В условиях современной жизни, когда на пике всех противоречий так остро встают вопросы морали, духовности, культуры, я своей задачей вижу помочь учащимся развить свои личные качества, расширить интеллектуальные знания, пробудить интерес к учебе, ко всему новому, доброму, прогрессивному, увести, уберечь, от жестокости, эгоизма, пассивности, безразличия, поверхностности. Для этого нужно использовать самые разнообразные формы и методы работы, что обеспечивает успешное путешествие по материалам литературы.

Новые жизненные условия, в которых оказалось современное общество, ставят учителя литературы перед выбором пути изучения художественных произведений, который был бы не только органичен для этого вида искусства, но и удовлетворял бы насущные требования времени. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей, сегодня как никогда важно обратится к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников – гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей, силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его сознание.

И в этом плане особое значение имеет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором писатель определил свою авторскую позицию христианского человека и сострадания, создал свою систему отношений к добру и злу. Ради чего страдает человек в этом мире? Ради чего стоит жить? Что дозволено человеку? Что такое человек без Бога? Что выше – счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием – только идеями или идеями и тоже насилием? Разве эти вопросы не актуальны? В них боль и тоска нашего народа, и они составляют главную ось романа «Преступление и наказание».

Мысли героев воплощаются в действия, искания стоят им жизни, льется кровь, ломаются судьбы. Вопросы Достоевского безответны, но они заставляют искать решения, они тревожат совесть. Он мучает читателя, выворачивает душу, заставляет страдать уже многие десятки лет. В этом гуманизм писателя. Его талант исцеляет болью, душевной болью, от самой жуткой болезни: от отмирания совести.

Несмотря на огромную научную и методическую литературу о романе Ф.М. Достоевского, «Преступление и наказание» при изучении его в школе вызывает большие трудности у школьников и учителей. Создание оптимальной системы уроков по этой теме – задача, еще не решенная современными методистами, хотя на эту тему и написано больше десятка работ. Но, с другой стороны, каждый творчески работающий учитель должен создавать свою собственную систему уроков. Причем надо воспитывать читателя, чуткого, внимательного, думающего, чтобы чтение не превращалось в унылое занятие, когда ученик следит лишь за основой сюжетной линии, чтобы попытки анализа не сводились к поверхностному пересказу, вызывающему чувство раздражения учителя.

При изучении любого произведения, и в особенности романа «Преступление и наказание», нужно создавать возможности для развития творческих способностей учеников, их логическое мышление, самостоятельность оценок, развивать способности вдумчивого чтения и восприятия «тайных пружин» текста, ассоциативности мышления, управления эмоциональными импульсами и т.д.

Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. Активность определяется способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Она не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.

Как сделать лекцию активной? Если это лекция на теоретико-литературную, обзорную тему, то ребята выполняют задания разнообразного характера: выделить главное, подчеркнуть в своих конспектах основную мысль, сформулировать вопросы по ходу лекции, составить план и т.д. Необходимо управлять конспектированием, учить записывать лекцию: дважды повторить вывод; поставить вопрос, чтобы заострить внимание; кое-что, существенное, проговорить медленно; использовать в своей речи фразы-обращения: «обратите на это особое внимание», «сравните», «вспомним», «подумаем вместе», «постарайтесь это запомнить», «какой вывод следует» и т.д. Очень важно дать установку на запоминание выводов. Словом, важна активная умственная работа обучающихся.

Каждая лекция должна оставлять глубокий след в сознании учащихся, открыть что-то новое, а значит, расширять круг знаний и, что особенно важно, пробуждать жажду творческого поиска.

И конечно, очень важно не просто прочитать лекцию, факт за фактом, например, рассказывая биографию писателя, а заинтересовать учеников глубокой мыслью, важной проблемой, эмоциональностью – вызвать живой интерес к поискам истины. Включаю в рассказ фрагмент художественного произведения, или документ, или воспоминания, или использую вопросы к слушателям, или сопоставляю разные точки зрения на проблему.

Так, первый урок по теме «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» всегда начинаю с биографии. Знание биографии писателя, истоков творчества, мотивов написания того или иного произведения – это начало тропы к нему. Жизненный путь великих сам по себе значителен и является для всех нас уроком исканий, прозрений, подвига. Важно чувствовать неразрывную связь личности Достоевского и «Преступления и наказания», в сознании любящего литературу они сливаются в некое единство, незнание и игнорирование первого ведет к обеднению и недопониманию второго. Знакомство с личностью писателя дает мощный импульс интереса к его творчеству, а чтение романа в свою очередь рождает в читателе cверхощущение любимого писателя, его души.

Эту тему пропустить, «скомкать» нельзя, ведь биография этого мастера – это олицетворенное Время, его опыт, без которых оборвется духовная преемственность поколений. Ибо Раскольников – это всего лишь знак эпохи, а личность и судьба Достоевского – ее содержание. И мои ученики давно перестали спрашивать: «Зачем нам нужно знать биографию?». Они знают, что на уроке будет интересно, и сквозь документы, воспоминания они проникнут в состояние души писателя, увидят неповторимость его духовного облика.

Урок о биографии Достоевского назван «Мальчик с Божедомки», (конечно же, с применением презентации) эпиграф беру из статьи Блока «Душа поэта»: «Писатель – растение многолетнее. Как у ириса или лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней – так душа писателя расширяется, развивается периодами, а творения его – только внешние результаты подземного роста души». Зачитываю его и предлагаю проследить этот «подземный рост души», чтобы труднейшее из произведений – «Преступление и наказание» – было понято ребятами как страстный протест против всякого рода античеловеческих теорий, протест, зародившийся уже в детские годы писателя, когда он наблюдал жизнь Божедомской улицы с ее кладбищем для отверженных обществом бродяг, самоубийц, преступников, с ее приютом для подкидышей и больницей для нищих и умалишенных.

На первом уроке провожу исследование восприятия учащимися романа, используя вопросы анкет:

1. Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

2. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

3. Современник Ф.М. Достоевского Н.К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

4. На чьей стороне симпатии писателя в «Преступлении и наказании»?

5. В чем причина преступления Раскольникова?

6. Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

7. Каково ваше отношение к героям романа?

Очень интересно читать ответы на эти вопросы. Учащиеся видят, что Достоевский открыл им мир темных углов города, мрачную жизнь его обитателей, поэтому роман производит тяжелое, мрачное впечатление, действует угнетающе, рождает тоскливое чувство. Они чувствуют гуманистическую направленность произведения: боль писателя за людей, любовь к человеку, стремление заставить читателя понять, что так жить нельзя. И сами учатся различать, где добро, где зло, где красота, а где уродство.

Отношение же к героям оказывается противоречивым: «Я пока не разобрался, как я отношусь к Раскольникову, ведь он преступник, а как будто ему сочувствуешь; он не злой человек, но и не добрый. Конечно, я его не оправдываю, но не понимаю». Часто проходят мимо главного противопоставления в романе: Раскольников – Соня Мармеладова.

Анкетирование, таким образом, помогает учителю понять, в чем не разобрались ученики, самостоятельно прочитав роман, и больше внимания уделить на уроках этим вопросам. Домой даю задание: подготовить презентацию на определенную тему. А на одном из заключительных уроков в качестве домашнего задания ученики получат другие вопросы анкет и ответят на них:

1. Что дала вам встреча с Достоевским?

2. Считаете ли вы Достоевского современным писателем и почему?

3. Помогли ли вам разобраться в чем-нибудь уроки по роману?

4. Какой из наших разговоров запомнился больше всего и почему?

5. Изменилось ли ваше восприятие романа в чем-нибудь?

Читая эти миниатюры, учитель видит результаты своего труда.

Урок-беседа – одна из таких форм. Беседа должна быть целеустремленной, решение каждого вопроса, предлагаемого ученикам, – определенная ступенька, шаг в постижении истины.

В зависимости от реального хода беседы одни вопросы могут заменяться другими, более легкими или сложными, подкрепляться наводящими вопросами и обязательным поиском и чтением цитат. При необходимости можно сделать своеобразное отступление от беседы, на что-то обратить особое внимание учащихся, привести какой-то факт из жизни или литературы, попросить истолковать этот факт.

Чрезвычайно важно внимательно прислушиваться к каждому мнению учащихся, пусть ошибочному или неточному – как раз такое мнение может явиться стимулом для активизации беседы, для включения в нее элементов дискуссии. Надо учить делать выводы, обобщать высказывания, суждения, отмечать основные различия в них для продолжения обсуждения вопросов. В процессе беседы необходимо время от времени обращаться к тому или иному обучающемуся с просьбой подытожить сказанное, сделать предварительные выводы. Только в этом случае есть гарантия, что все активно мыслят, представляя себе ход разговора и думая над его дальнейшим развитием.

Широкое распространение получили на моих уроках диспуты, отличающиеся особенной динамичностью, боевым характером, демократичные в своей основе. Каждый из присутствующих может высказать собственное мнение по обсуждаемому вопросу, если оно даже отличается от других.

Для достижения наибольшей эффективности урока определены и необходимые условия:

1. Диспут должен носить характер действительно творческого обсуждения; дискуссия должна определяться темой, интересной и доступной учащимся;

2. Участие в диспуте должно быть действительно добровольным;

3. Тема диспута должна быть по-настоящему проблемной; мнимый диспут, когда учащиеся играют роли оппонентов, а по сути дела изрекают бесспорные истины, вызовет у старшеклассников лишь раздражение;

4. Предварительная постановка вопросов тоже может быть осуществлена самими учащимися.

Одна из глав пособия Л.Н. Лесохиной для учителя литературы «Урок-диспут» называется так: «Почему урок-диспут?» И автор отвечает: «Урок-диспут вызван самой жизнью, это ответ на острую потребность времени… это одна из форм урока, которая учит мыслить, развивает способность критически, творчески осваивать материал, самостоятельно подходя к важнейшим выводам, которые станут глубокими убеждениями, а не заученной цитатой».

Эффективности этого процесса могут способствовать и определенные «Правила проведения диспута».

1. Прежде, чем принять участие в диспуте, подумай, о чем ты будешь говорить. Главное в диспуте – аргументы, логика, убедительность.

2. Спорь честно, не искажай мыслей и слов товарища.

3. Помни, что доказательством и лучшим способом возражения являются точные и бесспорные факты.

4. Отстаивая свое мнение, говори ясно, просто, четко.

5. Уважай мнение товарища. Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать, что ты неправ.

6. Заканчивая свое выступление, сформулируй необходимые выводы.

7. Подтверждай свои слова литературным текстом.

Диспут поможет яснее понять замысел художника, создавшего удивительный роман. В конечном счете, надо добиваться того, чтобы десятиклассники ощутили себя частью мыслящего человечества, которому произведение не дает покоя. Пусть вместе с чувством гордости за великую русскую книгу они испытают и чувство ответственности за все то, что роман Достоевского освещает в сегодняшнем мире. При этом, думаю, вряд ли нужны какие-либо сближения ситуаций романа с трагедиями современной жизни.

Нужно иное: живая заинтересованность сегодняшнего читателя, постигающего литературу как процесс непрерывно идущих духовных исканий, чувствующих себя в какой-то мере участником этих исканий.

Для диспута выдвигаю вопрос: «Раскольников – страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»

Вот некоторые из этих вопросов:

– Допустимо ли, чтобы один человек присвоил себе право стать «благодетелем»? Можно ли согласиться с «простой арифметикой» Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить «ненужное меньшинство»?
– Бывают ли обстоятельства, когда можно поступиться своей совестью?

Вообще сочинения-миниатюры – это большая палочка-выручалочка для учителя: ученики развивают свою речь, учатся творчески мыслить, нет в модных «Сборниках сочинений» таких тем.

Семинар надежное средство вовлечения обучающихся в поисковую работу. Семинарское занятие как форма обучения важна тем, что предполагает овладение разными формами самостоятельной работы как на семинаре, так и при подготовке к нему: ученики оформляют научные ссылки, учатся разным приемам работы с книгой, с художественным произведение, выискивают материал в дисках и в Интернете (думаю, что это сейчас модно, злободневно, полезно), пишут доклады и рецензии, рефераты и аннотации, организуют книжные выставки и экскурсии.

Учитель должен руководить познавательным процессом, включая каждого обучающегося в те формы и виды деятельности, которые более всего соответствуют природе его мышления, его способностям. Используется дифференцированная форма обучения и создания дополнительных условий для индивидуализации. Тем самым школьники становятся соавторами учителя, им предоставляется возможность для проявления инициативы. Так рождается дополнительный стимул взаимотворчества, вхождение в художественный мир литературы. Семинар становится занятием «духовного равноправия». Девизом любого из них могут стать слова Белинского, с которыми он обратился к критикам: «Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Надо иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно».

А вот некоторые вопросы к семинару «Достоевский – художник-гуманист».

1. В чем вы видите особенность романа Достоевского?

2. Что заставило Раскольникова совершить преступление?

3. Как и почему Раскольников терпит крушение? В чем его наказание?

4. Какова точка зрения Порфирия на проблему на проблему и его роль в романе?

5. Что вы принимаете и что – нет в Соне?

6. Как понимаете слова Достоевского: «Меня зовут психологом; неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой»

7. Поэтические идеи писателя и их воплощение в романе.

8. Сны Раскольникова и их значение.

9. Самооправдание или самообман Родиона Раскольникова.

10. Особенности речи в романе.

11. Библейские мотивы Ф.М. Достоевского.

12. Место романа в истории русской и мировой литературе.

На уроках и в послеурочное время, кроме всего вышеперечисленного, проводятся литературные гостиные, уроки-путешествия, пресс-конференции, уроки-встречи, уроки-практикумы, исследования, уроки в форме «круглого стола» («Мировое значение русской классики»), уроки вопросов и ответов, интервью с родителями (Например: ваше отношение к творчеству писателя), лингвоанализ (Сравнить черновые редакции с окончательными – поисковая работа), ведется работа над выразительным чтением, выразительным пересказом, провожу лабораторные работы с текстом (анализ, например, найти изобразительные средства и т.д.). И конечно же все это с презентациями – наглядно.

И обратная связь: интервью после урока, викторины, турниры смекалистых, поэтические разминки, конкурсы, интегрированные уроки, ролевые игры (какую роль ты хотел бы сыграть), рисование рекламы к книге, обложки и т.д.

Урок становится активным тогда, когда он по сути своей превращается в диалог учителя и учеников, а также учеников между собою, где на равных звучат голоса всех участников. Все вышеуказанные формы организации учебного процесса и использованные в нем методы помогают решить задачи в преподавании литературы, которые ставит жизнь, наш сегодняшний день.

Заключение

 

Проведенное исследование показало, что анализ философского контекста романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как произведения, отражающий дуалистическую концепцию Спасения, доступны восприятию и пониманию учащимся старшего школьного возраста.

Усвоение школьниками религиозно-философской концепции Спасения способствует углублению восприятия десятиклассников, служит адекватному пониманию произведений, активизирует умственную деятельность, формирует представления о ценности нравственных отношений.

В своей работе мы исходили из того, что изучение этих произведений, развивающих разные пути спасения личности и общества, должно носить систематический характер и учитывать уровень развития и специфику восприятия художественных произведений Ф.М. Достоевского учащимися.

В связи с этим необходимо:

• в процессе работы по изучению названных художественных произведений максимально использовать на уроках средства наглядности (опорные схемы и конспекты), литературоведческий и философский анализ произведений Ф.М. Достоевского (лабораторные работы); мотивацию, активизирующую познавательные способности учеников;

• углублять навыки сопоставительного анализа художественных текстов (при изучении романов «Преступление и наказание» и «Идиот» в контексте философских идей эпохи).

Были выделены основные аспекты в произведениях Ф.М. Достоевского (исторические, философские, культурологические, религиозные и др.), которые способствуют полноценному восприятию его творчества. На основании научных исследований в области методики преподавания литературы, возрастной психологии, литературоведения, философии, религиоведения, и с учетом результатов констатирующего эксперимента была предложена методика работы по изучению романов «Преступление и наказание» и «Идиот» на уроках литературы в 10 классе общеобразовательной школы.

В ходе обучающего эксперимента подтвердилась гипотеза о том, что литературное развитие учащихся 10 классов, связанное с восприятием творчества Ф.М. Достоевского и умением анализировать и интерпретировать художественный текст, будет достигнуто, если будет создана методика работы учащихся с художественным текстом философской направленности на основе сопоставительного анализа дуалистической концепции Спасения и выявлении религиозной аксиологии автора; будет разработан и использован учебно-методический комплекс лабораторных работ, которые предваряют обсуждение произведения на уроке и способствуют развитию самостоятельности каждого ученика.

 

 

Использованная литература

1. Мукаева Г.Д. Русский язык и литература в казахской школе. 2007. №1. С. 21–23.

2. Нуржанова Ж.Н. Методика взаимосвязанного обучения русской и казахской литера- туры с использованием смежных искусств: автореф. дис. … канд. пед. наук. Алматы, 1998. 24 с.

3. Рахимжанова Г.К. Нужны ли Беликовы сегодня? // Русский язык в казахской школе. 2007. №. 1. С. 18–20.

4. Сарсенбаева Р.Б. Ф.М. Достоевский. Биография // Методика преподавания русского языка и литературы в школе, колледже и вузе. 2013. № 4, 5.

5. «Философия в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот» и писателей рубежа X.X-XXI вв.» Элективный курс для 10-11 кл. // Профильная школа. - 2007, № 6. - С. 55-57.

6. Тимофеев A.C. Некоторые аспекты интеграции литературы и философии на примере изучения творчества ФМ. Достоевского в 10 классе // Педагогическое Зауралье. - 2002, № 1 - С 80-82

7. Тимофеев А С Философско-эстетические ценности Ф М Достоевского в контексте современной культуры // Становление культуры мира аксиологические и психолого-педагогические проблемы- Материалы научно-практической конференции (4 мая 2002 года) / Курганский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения Российской Академии образования, ИПКиПРО Курганской области. -Курган., 2002. - С. 41-42.

8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – любое издание.

9. Карякин Ю. Самообман Раскольникова. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». –М., 1976

10. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова - М., 1970

11. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (три шедевра русской классики) – М., 1971

12. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы – СПб;Издательский Дом «Литера», 2010

13. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в 2-х частях, часть ІІ – М.: Просвещение, 1992

14. Литература в схемах и таблицах (автор – составитель Миронова Ю.С.) – СПб.: Тригон, 2008



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: