по дисциплине «Банковское дело»




Контрольная работа

ТЕМА: «Банковские карты как современная форма расчетов и платежей»

.

 

Выполнил

студент 3 курса

направление

«Экономика»

заочной формы обучения,

группа СЭ-31

Лисеенко А.С.

 

Проверил:

К.э.н. доцент

Маслихова Е.А.

 

Нижневартовск, 2016

 

Дата _______________201_ Регистрационный номер ________________


 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…..3

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……………....4

1.1 Сущность и виды инноваций………………………………………………….….4

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности………………9

3. Формы и методы государственного регулирования

инвестиционной деятельности………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...………15

 

 


Введение

 

В современном обществе по инициативе участников экономического процесса ежедневно заключается множество сделок, по приобретению товаров и услуг, включая финансовые инструменты. Сделки оплачиваются с помощью денег, находящихся либо в обращении, либо в форме депозитов на банковских счетах, при этом также может использоваться кредит. Кроме того, осуществляется пополнение бюджета за счет отчислений субъектов хозяйствования и физических лиц, а также финансирование государственных программ и бюджетных учреждений и организаций. Все возникающие денежные обязательства регулируются либо путем передачи наличных денег (наличные расчеты), либо путем перевода денежных средств со счетов на счета, открытые в банках (безналичные расчеты).

Актуальность темы исследования в современных условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и изменение условий функционирования платежных систем, что находит свое проявление, прежде всего, в развитии безналичных форм расчетов. Одним из инструментов безналичных расчетов, бурное развитие которого наблюдается в течение последних лет, является банковская карта, его широкое применение одновременно характеризует степень интегрированности банковской системы и общества, развития банковских операций и платежного оборота.

Целью контрольной работы - банковские карты как современная форма расчетов и платежей.

В соответствии с целью ставится рад задач:

- рассмотреть расчеты с использованием пластиковых карточек;

- изучить платежную систему и виды карточек;

 

 

1. Банковские карты как современная форма расчетов и платежей

 

1.1 Расчеты с использованием пластиковых карточек

 

Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги.

Пластиковая карта – это пластиковая пластинка с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, дающей ключ к специальному карточному счету в банке, это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карты предприятия, магазины и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть). Персонализация - процедура нанесения на платежную карту и (или) запись в память микропроцессора, на магнитную полосу платежной карты информации, предусмотренной правилами участников расчетов.

Порядок выпуска банковских карт и операций с ними регламентируется положением Банка России от 24 декабря 2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». В данном положении банковская карта рассматривается как один из видов платежных карт. Банки имеют право эмитировать три вида банковских карт: расчетные, кредитные и предоплаченные[1].

Пластиковые карты не являются деньгами, но они выступают средством снятия денег со специального счета банка, выпускающего пластиковые карты. Деньгами являются банковские счета, с которых списываются средства посредством пластиковых карт.

Особенностью продаж и выдач наличных денег по картам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками в

кредит. Товары и наличные деньги предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий, чаще всего, через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карт, является выпустивший их банк – эмитент.

ПИН - код – Персональный идентификационный номер, служащий для идентификации Держателя карты при ее использовании в электронных устройствах. Только после авторизации и проверки правильности ПИН - кода клиент может провести необходимую операцию.

Достоинством применения банковских карт (для осуществления расчетов и получения наличных денег) является возможность отражения операций с использованием нескольких однотипных банковских карт по одному счету и разрешение проведения автоматического обмена (конвертации) валют[2].

 

2. Платежная система и виды карточек

Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

Таким образом, с организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п[3].

Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.

В ходе развития карточных систем возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками[4].

По механизму расчетов:

1. Двухсторонние карточки

возникли на базе двухсторонних соглашений между участниками расчетов;

владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях.

2. Многосторонние карточки

возглавляют национальные ассоциации банковских карточек;

предоставляют владельцу карточки возможность покупать товары

в кредит у различных торговцев и организаций сервиса;

получать кассовые авансы;

пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.

По функциональному назначению выделяют следующие виды карт:

кредитные карточки, используемые в кредитных платежных системах;

дебетовые карточки - используемые в дебитных платежных системах;

карточки с овердрафтом[5].

По функциональному назначению:

Кредитные карточки:

оплата различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной компанией, не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете;

необходимо иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг.

Дебетовые карточки:

используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банках путем прямого списания денег со счета плательщика;

клиент распоряжается только суммой с его банковского счета;

обработка карточки в режиме on.

Карточки с овердрафтом:

возможность производить платежи свыше суммы, которая зачисляется на счет владельца карточки;

это сравнительно небольшая сумма трактуется как автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора.

По материалу из которого карточка изготовлена:

бумажные;

пластиковые;

металлические[6].

В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинирование карточки. Если карточка используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время, в отличие от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению, что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

Основные преимущества банковских карт (особенно международных платёжных систем) заключаются в их универсальности. Платёжные системы заинтересованы в максимально широком их распространении. Например, банковские карты могут использоваться в магазинах, кафе, ресторанах, музеях, кинотеатрах, казино, автозаправках, вокзалах, аэропортах - список можно продолжать достаточно долго.

Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:

автономный "электронный кошелек";

"электронный кошелек" с дублированием счета у эмитента;

"ключ к счету" - средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство банковских карточек является идентификатором, а не кошельком. К ним относятся все карточки Visa, Eurocard/MasterCard, American Express. Обычно в качестве "электронных кошельков" применяются смарт-карты, а карточки с магнитной полосой очень редко используются как "кошелек", так как магнитная полоса не обеспечивает приемлемого для эмитента уровня защиты записанной на ней информации.

Однако следует отметить, что по мнению экспертов уже в обозримом будущем доля смарт-карт на мировом рынке пластиковых услуг станет преобладающей[7].

 

Заключение

 

Россия в числе других стран Восточной Европы, находящихся на начальной стадии развития «карточного» бизнеса, обладает уникальной возможностью «перепрыгнуть» традиционные платежные системы, учась на чужих ошибках. Электронные карты могли бы не только защитить процесс расчетов от мошенничества (проблема, особенно актуальная для нашей страны), устранить необходимость авторизации в режиме online (которая в условиях плохой работы телекоммуникационных систем в России часто затруднена), но и решить многие проблемы налично-денежного оборота на территории России, возникающие вследствие как общей экономической нестабильности (в том числе инфляции), так и ненадежности самого бумажного носителя (купюр).

Однако и пластиковых денег есть свои недостатки.

Во-первых, он отдает свои деньги сразу, а расходует их в течение какого-то времени. На внесенные деньги могут начисляться проценты (как правило, на средний остаток выше какой-то заранее определенной суммы). Но ведь карточка – это все же инструмент расчетов, а не накопления. И не имеет смысла таким образом омертвлять свои средства. Гораздо эффективнее рассчитать средний расход и внести минимально возможную сумму, затем пополняя ее.

Во-вторых, за удобства, предоставляемые расчетами с помощью карточки, приходится платить. Обычно банки взимают определенный процент за каждую трансакцию, совершаемую по карточке (покупка, обналичивание). Но, с другой стороны, борясь за клиента, банки сегодня снижают взимаемые ими комиссии. И клиент получает возможность выбрать карточку такого банка, чьи финансовые условия предпочтительнее. В случае выбора платежных карточек международных платежных систем сюда не примешивается подсчет точек, принимающих эти карточки к оплате, что приходится учитывать при выборе карточек российских систем или индивидуальных банковских. В случае выбора карточек VISA или Mastercard к услугам клиента не только тысячи магазинов по России, но и огромная сеть по всему миру.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ (утв. ЦБ РФ от 01.04.2003 г. №222-П)

2. Андреев, А.А. Пластиковые карточки в России: сборник / А.А. Андреев, А.Г. Морозов, Д.А. Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2008

3. О мерах по расширению использования в безналичном платежном обороте банковских пластиковых карточек / В.П. Мазаев // Вестник ассоциации банков. Информационный выпуск. – 2008

4. Рудакова, О.С. Банковские электронные услуги: учеб. пособие для вузов / О.С. Рудакова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

5. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: Учебник.- М.: Высшее образование, 2008.-422 с.

6. https://www.oviont.ru

7. www.yandex.ru


[1] Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ (утв. ЦБ РФ от 01.04.2003 г. №222-П)

 

[2] Андреев, А.А. Пластиковые карточки в России: сборник / А.А. Андреев, А.Г. Морозов, Д.А. Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2008

 

[3] О мерах по расширению использования в безналичном платежном обороте банковских пластиковых карточек / В.П. Мазаев // Вестник ассоциации банков. Информационный выпуск. – 2008

 

[4] Рудакова, О.С. Банковские электронные услуги: учеб. пособие для вузов / О.С. Рудакова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

 

[5] Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: Учебник.- М.: Высшее образование, 2008.-422 с.

 

[6] https://www.oviont.ru

 

[7] www.yandex.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: