Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях:
- из другого круга общения, другой ролевой структуры,
- возможно, ребенок приезжает из другого климатического пояса, места,
- другого событийного ряда.
Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.
С другой стороны, это первая стадия становления детского объединения – стадия его образования. В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, то есть распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности педагога.
Определим главные проявления тех процессов, условия для которых должен обеспечить вожатый.
- для эффективного развития в дальнейшем процесса лидерства и руководства в оргпериод важно обеспечить активность каждого ребенка (это главное проявление лидерства);
- для принятия и дальнейшего выполнения групповых решений в оргпериод особенно важно научиться принимать решения определяющие дальнейшую жизнь коллектива (например, планирование деятельности), совместно – всем коллективом;
- процесс нормообразования (формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания) также начинается в оргпериод: происходит выработка совместных норм и требований.
Детям нужно задать образец, например, через Законы и традиции детского лагеря, помочь на их основе выработать и принять собственные нормы, законы общежития и совместной деятельности. При этом должно произойти обсуждение прав и обязанностей каждого из членов группы, в том числе взрослого. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее.
|
Основные задачи педагога на этом этапе развития группы:
1. организовать деятельность, выдвигающую лидеров,
2. обеспечить ситуацию, в которой будут выдвинуты в лидеры ребята с наиболее высокими морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива;
3. для формирования функционально-ролевой структуры группы самоуправления – запуска соуправления, как демократической формы организации жизнедеятельности коллектива, в оргпериод должно произойти формирование группового мотива «мы хотим», так как говорить о самоуправлении можно только применительно к коллективу; дальнейшее его проявление – самостоятельность во всех этапах организации жизнедеятельности;
4. разбивка коллектива на группы так же, как и другие процессы, происходит независимо от нашего желания. Для того чтобы регулировать этот процесс, в оргпериод нужно познакомить детей в деятельности, помочь каждому найти группу по интересу или по симпатиям, как можно больше разнообразить состав малых групп, в которые попадает ребенок в делах отряда, в личностном общении.
|
В это время формируемся социально-психологический климат, и складывается система взаимодействия, взаимоотношений.
Рассматривая организационный период с точки зрения реализации содержательных задач, нужно учесть, что это первый этап запуска смены.
Важно принятие ребенком программы на одном из уровней:
- цели задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности детей и предлагаются педагогу;
- цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности педагога и детей;
- принятие ребенком цели педагога, этапов ее достижения (задач) и совместное определение содержания взаимодействия и форм его реализации.
Каждый вариант имеет свои границы возможности и полезности в зависимости от различных объективных и субъективных условии.
Вариант, в котором цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации предлагаются педагогом, а дети «принимают» предложения педагога и соглашаются включиться в деятельность, не имеет смысла, так как отражает репродуктивный уровень субъектности детей, при котором взрослый сам единолично управляет жизнедеятельностью временного детского коллектива.
Условием принятия программы является формирование у каждого ребенка собственного мотива, так как только при этом условии возникает психологическая готовность к самореализации личности.
Механизм формирования мотива: