Один из самых авторитетных североамериканских специалистов в области подготовки профессиональных хоккеистов, тренер команды НХЛ «Ванкувер Кэнакс» Питер В. Твист пишет: «В командных видах спорта легко уйти от индивидуальной работы со спортсменами. Это особенно справедливо в отношении такого многомерного вида спорта, каковым является хоккей с шайбой. Здесь тренеры расходуют массу времени на моделирование командных ситуаций и на подготовку к играм с определенными соперниками, а также на отработку таких вещей, как система силовой борьбы, три – на - два и т. д. Но чтобы хоккеисты могли до конца раскрыть свои индивидуальные возможности, они должны развиваться и совершенствоваться именно как индивидуальности. Это необходимость в равной мере довлеет и над игроками, и над тренерами. Многие вещи находятся вне контроля со стороны игроков: оценка тренера, например, или некоторые умения и способности, которые кому-то как будто присущи от природы, а кому то нет. Однако пять факторов всегда бывают подконтрольны игрокам: деловая этика, ментальная (психологическая) подготовка, позиционирование, выбор диеты и формирование физических кондиций. Лучшие хоккеисты понимают, что такой контроль подвластен им и осуществляют его. Поступая таким образом, они порой далеко обгоняют по качеству игры тех, кто более «одарен от природы», но менее трудолюбив и не проявляет упорства в самосовершенствовании» [ Твист, с. 13]. Мы видим, что психологическая подготовка занимает такое же значимое место, как и тренировка физических качеств.
Отечественный специалист по психологии спорта Семин Д. К. включает в комплексную методику психологической подготовки игроков следующие приемы:
|
· беседы с игроками;
· внушенный отдых;
· аутотренинг;
· самовнушение, самоубеждение, самоприказ.
Психолого-педагогические воздействия воспитывающего характера могут включать в себя следующие компоненты:
· оптимизация процесса формирования спортивной мотивации
· формирование у спортсмена уверенности в своих возможностях
Приемы психической регуляции автор рекомендует применять для создания у игроков состояния психической готовности. При подготовке к играм в условиях спортивного лагеря предлагается(вечером, перед сном) следующий вариант формул самовнушения, который должен повторяться игрокам по 3–4 раза (по кругу):
· «Я полностью контролирую своё поведение»
· «Я вижу трудности на своём пути и это – возможность моего творческого роста»
· «Я контролирую свои мысли и эмоции»
· «Я с каждым днём чувствую себя лучше и лучше, более и более уверенным, полный контроль!»
· «Я в состоянии достичь своей цели, я достигну своей цели»
· «Моё сильное тело и мозг – едины»
· «Я представляю себя счастливым, здоровым и успешным»
· «Я буду таким, как себя представляю»
· «Спокойная уверенность»
· «Я спокоен и уверен в себе»
Помимо этого, могут применяться следующие словесные средства психической регуляции:
· «Формирование внутренних опор» основано на создании у спортсмена уверенности в своих возможностях, уверенности в его способности к принятию правильного решения и его последовательной реализации.
· «Снятие запрета на ошибку». Спортсменам перед игрой с относительно несильным соперником рекомендовалось намеренно рисковать, чтобы подавить его волю к сопротивлению.
|
· «Деактуализация соперника». Указывалось на преимущество данного спортсмена перед соперником в тактической подготовленности и в способности не только принять правильные решения, но и последовательно реализовать его, чего соперник не может сделать столь же эффективно.
· «Десенсибилизация». Это довольно рискованное психолого-педагогическое средство. Спортсмену предлагается вспомнить случаи, когда его план игры натолкнулся на более эффективный план соперника, вспомнить, какое неблагоприятное состояние при этом возникает. Затем этот опыт прорабатывается с помощью специальных психологических приемов. Метод десенсибилизации лучше проводить с участием профессионального психолога.
Ряд приемов психологической подготовки для тех, кто изучает боевые искусства включает в себя три блока процедур, которые могут составлять комплекс психологического тренинга для любого вида единоборств. Как показали результаты встреч с профессиональными тренерами и психологами работающими со спортсменами, эти же методы могут быть очень эффективны и в хоккее.
Первый этап – это достижение состояния релаксации. Релаксации можно обучиться с помощью метода нервно-мышечного расслабления или аутогенного расслабления. После достижения релаксации спортсмен может перейти к этапу «самопрограммирования».
Текст формулы самопрограммирования записывается на магнитофон и может быть выражен такими установками:
· Я всегда готов к игре!
· Я чувствую бодрость и уверенность!
|
Далее необходимо «пропитать» себя образом идеального игрока, избранным в качестве объекта для подражания (это может быть даже выдуманный образ!). Необходимо сосредоточение всех мыслей на этом объекте, мысленное слияние с ним. Строго обязательно устранить все факторы, отвлекающие внимание.
На следующем этапе необходимо мысленно «прокручивать» сцены игры в облике того, кем стал спортсмен. При этом важно обращать внимание на три аспекта: что он видит; что слышит и что чувствует. Повторяя сеанс за сеансом эти представления, все больше и больше спортсмен будет верить, что так все и будет происходить. А в результате этой установки сознание в экстремальной ситуации на самом деле станете действовать должным образом. Если достигнут хороший результат – удалось получить реально ощущаемый образ идеального игрока – мастера, необходимо создать «пусковой механизм» вхождения в это состояние. Для этого на пике переживаний, вызванных полетом воображения, необходимо сделать какой – либо жест (например, немного сжать пальцами правой руки большой или указательный палец левой руки). В дальнейшем будет достаточно выполнить этот жест, чтобы вызвать желаемое состояние. У профессиональных хоккеистов этот жест часто связан с «фирменными движениями».
Чтобы получить стабильный результат от психологического тренинга, необходимы постоянные, систематические занятия. Описанная методика основана на использовании феноменов идеомоторной тренировки. Научными исследованиями доказано, что идеомоторный метод при правильной организации в любом виде спорта может существенно повысить «мышечную выносливость, спортивную работоспособность и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках. И здесь мы в очередной раз убеждаемся в том, что методики специального психотренинга имеют высокую актуальность для хоккея.
Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, «чище» выполняемое движение. Образ движения должен быть обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека. Мысленная тренировка должна сопровождаться вызовом реальных микродвижений в мышцах. Необходимо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. Слова заметно усиливают эффект мысленного представления. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других – непосредственно перед ним. Начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе. Это позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеять возможные ошибки. При овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента (это связано с проводимостью импульсов от мышц и суставов в головной мозг).
Во время идеомоторного «промысливания» движения оно иногда осуществляется настолько сильно, что человек начинает невольно двигаться. В таких случаях говорят, что человека как бы «ведет». Это хороший знак, который говорит о том, что налажена связь между двумя психическими структурами – программирующей и исполняющей.
При организации психологической подготовки хоккеистов важно учитывать их индивидуальные психологические особенности. Например, очень важную роль играет темперамент игрока. Подробно типы темперамента и особенности их проявления в хоккее рассмотрены в нашей презентации.