Требования к педагогической деятельности современного тренера




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Кафедра

Физической культуры «Гимнастика и спортивные игры

И спорта

Направление подготовки 49.03.01 Физическая культура

Профиль подготовки Спортивная тренировка.

 

Доклад

по дисциплине:

«Требования к педагогической деятельности современного тренера, психологическая подготовка хоккеистов»

Студент гр. 18ЗСФ51 Кокшин К.С.

 

Получено:

_______________

Профессор кафедры ГиСИ

Волков В.Г

Проверил:

_______________

2020 год

Требования к педагогической деятельности современного тренера

Выпускники академии или института физической культуры по специализации на разных ступенях высшего образования подготавливаются для работы в качестве тренера-преподавателя детско-юношеских спортивных школ, коллективов физической культуры, добровольных спортивных обществ, хоккейных клубов и вузов.

Деятельность тренера-преподавателя по хоккею многогранна. Она включает выполнение ряда функциональных обязанностей, среди которых необходимо выделить:

- учебно-воспитательную работу;

- управление тренировочной деятельностью хоккеистов;

- управление соревновательной деятельностью хоккеистов;

- спортивный отбор, участие в научно-методической работе;

- материально-техническое обеспечение;

- самосовершенствование.

Учебно-воспитательная деятельность тренера — одна из наиболее важных. Она заключается в умении обучать занимающихся приемам техники и тактики хоккея, развивать физические и морально-волевые качества, воспитывать гармонически развитого человека.

Функция обучения состоит в умении тренера-преподавателя:

- образцово показать технический прием;

- четко, лаконично и доходчиво объяснить, как надо его выполнять;

- правильно подобрать подготовительные и подводящие упражнения;

- выявить основные ошибки при выполнении занимающимися технического приема и принять соответствующие меры к их исправлению.

При воспитании физических и морально-волевых качеств тренер должен уметь дифференцировать методические подходы, нормировать тренировочные нагрузки, подбирать соответствующие средства и методы, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся, уровня их функциональной подготовленности и развития физических и психических качеств. Проводя воспитательные мероприятия (беседы, лекции, культпоходы, меры поощрения и наказания и др.), тренер должен уметь дифференцированно воздействовать на личностные качества занимающихся с учетом их способностей, черт характера, интеллектуального уровня, творческого мышления, отношения к тренировочной деятельности.

Управление тренировочной деятельностью хоккеистов слагается из умения тренера программировать (планировать) тренировочный процесс, реализовывать разработанные программы и планы в тренировочном процессе, осуществлять контроль за ходом тренировочного процесса и состоянием хоккеистов, проводить различные восстановительные мероприятия. Программируя тренировочный процесс, тренер исходит из главной цели, стоящей перед командой, состояния и возможностей игроков, условий подготовки, возможностей основных противоборствующих команд-соперниц, анализа подготовки команды в прошлом году и ставит конкретные задачи на каждый этап подготовки, разрабатывает конкретную модель тренировочного процесса. В ней предусматриваются определенное соотношение отдельных видов подготовки, объем и динамика тренировочных нагрузок различного характера и направленности, использование различных средств и методов в тренировочном и восстановительном процессах.

Успешная реализация программы и планов подготовки команды возможна лишь при умении тренера рационально строить тренировочный процесс в одном тренировочном занятии, рабочем дне, в микро- и мезо-циклах. Для этого необходимо осуществлять контроль за выполнением тренировочных нагрузок, динамикой состояния спортсменов и уровнем их подготовленности. Сопоставляя результаты педагогических наблюдений в тренировочном процессе с результатами тестирований и программой подготовки хоккеистов, тренер выявляет степень отклонения и рассогласования между планом и фактическим выполнением, дает оценку проведенному тренировочному процессу и вносит соответствующие коррективы.

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того, как используются различные средства и методы восстановления (педагогические, медико-биологические и психологические). Тренер совместно с врачом, исходя из состояния хоккеистов, проводит восстанавливающие мероприятия, включая в них различные комплексы восстанавливающих средств.

Управление соревновательной деятельностью хоккеистов включает: разработку плана предстоящего матча, проведение установки на матч, разминки перед матчем, непосредственное руководство соревновательной деятельностью хоккеистов в ходе матча, разбор и анализ прошедшего матча. При разработке плана на предстоящий матч тренер изучает информацию о противнике, на основе сопоставления возможностей и игровых концепций СВОЄІІ команды и команды противника определяет основные тактические построения в атаке и обороне. Эти построения он уточняет на тренировочном занятии, в беседах с членами тренерского совета, капитаном команды и отдельными игроками. За 2 — 3 ч до игры тренер проводит установку, в которой кратко и четко формулирует основы игры, дает конкретные задания звеньям и отдельным игрокам. Непосредственно перед игрой проводится разминка. Ее содержание, интенсивность и продолжительность определяются тренером в зависимости от состояния игроков и соперников, условий. Обычно она состоит из двух частей — общей и специальной. Общая проводится в раздевалке или в зоне с использованием общеразвивающих упражнений на основные мышечные группы. Специальная — на льду хоккейного поля с применением основных соревновательных упражнений.

Умение тренера руководить соревновательной деятельностью хоккеистов в ходе матча слагается из умения наблюдать, делать экспресс-анализ различных игровых ситуаций и принимать адекватные решения в виде конкретных указаний отдельным игрокам и своевременной смены игроков. При этом, несмотря на большое психическое напряжение и стрессовые ситуации, тренер должен быть уравновешенным, сохранять выдержку и самообладание, в спокойном тоне делать замечания и указания игрокам, не теряя основной «нити» хода игры.

Разбор игры обычно проводится на следующий день после игры. К нему тренер должен тщательно подготовиться, изучив протоколы педагогических наблюдений и видеозапись игры. На разборе тренер дает глубокий анализ игры, определяет степень выполнения тактического плана, выявляет ошибки и дает оценку команде в целом, отдельным звеньям и игрокам. К разбору и обсуждению игры привлекаются все игроки команды.

Функции отбора сводится к умению тренера на основе знаний, педагогического опыта и использования соответствующих средств и методов выявить из большого числа занимающихся наиболее способных спортсменов. Отбор осуществляется на основе определения потенциальных возможностей различных систем организма хоккеиста к выполнению специфической деятельности, уровня развития специальных физических качеств, психи ческой устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Тренеру-преподавателю необходимо принимать участие в научно-методической работе, в проведении исследований, написании методических писем, разработок, статей. Для этого он должен обладать навыками ведения научно-исследовательской работы: уметь ставить задачи, выбирать соответствующие методы и методики исследования, уметь обрабатывать и анализировать полученные данные, формулировать выводы и рекомендации.

В практической деятельности тренеру приходится участвовать в организации и проведении соревнований. Поэтому он должен хорошо знать правила игры, уметь выполнять судейские обязанности, подготавливать необходимую документацию (положение о соревновании, календарь соревнований и др.).

Функция материально-технического обеспечения менее значима в работе тренера, однако его участие в материально-техническом оснащении спортивной базы, оборудовании атлетического зала и хоккейной арены специальными тренажерными устройствами представляется весьма важным.

Для успешной работы тренера-преподавателя самосовершенствование приобретает особую значимость. Тренер должен постоянно творчески расти, воспитывать в себе трудолюбие, пополнять запас теоретических знаний, внимательно изучать и брать на вооружение все передовое в методике преподавания, постоянно совершенствовать педагогическое мастерство, повышать культуру речи, эрудицию, оттачивать профессиональные умения и навыки.

Эффективная реализация тренером-преподавателем рассмотренных функций в процессе многогранной профессиональной деятельности определяется любовью и преданностью своей профессии, компетентностью, т.е. совершенным владением своей специальностью, педагогическими способностями и высоким уровнем личностных качеств.

Педагогические способности тренера. Для успешного осуществления профессиональной деятельности тренеру необходимо обладать педагогическими способностями, которые тесно взаимосвязаны с его личностными качествами, профессиональной подготовленностью и формируются на основе достаточно высокого уровня развития таких психических качеств, как наблюдательность, мышление, память, творческое воображение и др.

В современной педагогике и психологии спорта принято выделять и рассматривать следующие виды педагогических способностей тренера.

Дидактические способности определяются умением тренера обучать занимающихся, передавать свои знания и двигательный опыт, последовательно реализуя дидактические принципы обучения.

Академические способности тренера предполагают постоянное совершенствование эрудиции и педагогического мастерства на базе научного подхода к своей педагогической деятельности, поиска новых, нетрадиционных средств и методов преподавания, использования современных технических средств и инструментальных методик обучения и контроля.

Коммуникативные способности (общительность) тренера проявляются в умении жить в коллективе: доброжелательно относиться к людям, быть обходительным, отзывчивым, управлять своими эмоциями, правильно реагировать на различные конфликтные ситуации, терпимо относиться к случайным проступкам своих учеников, избегать резкости, грубости, уметь налаживать межличностные отношения.

Гностические способности тренера характеризуются его умением объективно анализировать свою собственную деятельность (поведение и качества), деятельность и опыт своих коллег и учеников, изучать и анализировать объективные и субъективные факторы, влияющие на ход учебно-тренировочного процесса, и с учетом результатов их анализа совершенствовать педагогический процесс и свою деятельность.

Психомоторные способности тренера определяются умением не только образцово показать выполнение различных технических приемов при обучении и совершенствовании, но и доходчиво демонстрировать всевозможные варианты технических приемов из различных исходных положений, копировать неправильное выполнение приемов занимающимися с акцентом на основных ошибках в отдельных фазах движений. При этом тренер должен учитывать индивидуальные особенности и способности хоккеистов.

Авторитарные способности тренера характеризуются степенью его влияния на своих подопечных, что возможно лишь на основе приобретения авторитета, т.е. общего признания его компетентности в своей специальности, преданности своему делу, высоких моральных, нравственных и других качеств.

Перцептивные способности тренера определяются умением воспринимать, чувствовать атмосферу в коллективе, знанием психических особенностей отдельных хоккеистов, их интересов, отношения к учебно-тренировочному процессу, уровня потребностей, жизненной позиции.

Экспрессивные способности тренера проявляются в умении четко, ясно, лаконично, с эмоциональной окраской выражать свои мысли и чувства. В его деятельности и поведении должен присутствовать положительный эмоциональный настрой. При чтении лекции, проведении бесед и практических занятий тренер должен как бы «играть голосом», т.е. изменять темп и громкость речи, избегать сложных оборотов, оживлять их уместным юмором.

Способность тренера управлять своими эмоциями характеризуется умением правильно реагировать на возникающие стрессовые ситуации, обладать выдержкой, не теряться, объективно оценивать обстановку и быстро принимать рациональное решение. Чрезмерное, бесконтрольное проявление эмоций снижает способность тренера принимать правильное решение в сложных ситуациях и приводит к ухудшению результатов игры команды.

Организаторские способности характеризуются умением тренера рационально организовать свою работу, деятельность руководимого им коллектива (команды), оперативно и продуктивно решать организационные вопросы, возникающие в ходе непосредственного выполнения основных профессиональных функций.

Личностные качества тренера. Как высококвалифицированный специалист, тренер-преподаватель по хоккею должен обладать профессионально-педагогическим мастерством, занимать активную жизненную позицию, быть патриотом Родины и интернационалистом, принципиальным человеком. Ему должны быть присуши такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, коллективизм, ответственность за порученное дело, порядочность, скромность, гуманность, доброта. Тренер должен иметь высокий уровень развития волевых качеств: целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности.

В коллективе тренеру следует быть общительным, доброжелательным, уважительным. Он должен предъявлять высокую требовательность к себе и другим, умело управлять своим психическим состоянием, мужественно и с достоинством переносить неудачи и не обольщаться успехами. К работе тренер должен относиться добросовестно, проявляя аккуратность, дисциплинированность и творческий подход при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Тренер должен в совершенстве владеть своей специальностью, иметь высокий уровень личностно-профессиональных качеств, спортивного мастерства, которые зиждутся на хорошей научной и практической подготовке, а также на высоком уровне развития таких качеств, как педагогический такт, наблюдательность, интуиция, абстрактное мышление, внимание, восприятие, воображение.

Кроме этого для успешной педагогической деятельности тренеру необходим большой авторитет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: