ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Возникла мет-ка в 1844 г., когда вышла книга Буслаева Фед.Иван. «О преподавании языка» для уч-лей. В ней он обращает внимание на то, что обучение р.я. должно строиться на 2-х методах:
- эврестический -уч-к сам доходит до знания;
- догматический -знания уч-ку даются.
Продолжил деят-ть Буслаева Ушинский - «Детский мир», «Родное слово». Конец 19 в. нач. 20 – Бунаков, Водовозов, Стоюнин.
Совр.этап нач. 60-х г. - работают Текучев, Баранов, Ладыженская.
Рус.яз как самостоятельн. пред-т был введен в 1828 г. В 1872 появляется полноценная программа для учеб-х заведений. К нач. 20в. содержание курса по рус.яз было след.:
1. В нач.школе –чтение, письмо, элементы грамматики.
2. С 1-3 класс систематический курс грамматики, полн.курс пунктуации и орфографии, развитие речи.
После 1917 до 1920 были губернские программы. С 1923 по 1931 проводились комплексные и проектные программы, но они не прижились. В 1931 - была введена стабильная программа. 1956 – подключилась академия наук, их программа.
Мпря -одна из педагогич.наук, она определяет принципы, приемы, мет-ды обучения р.я.
Предметом мпря явл-ся процесс овладения знаниями, умениями в ходе обучения.
Задачи: зачем изучать; чему учить; как учить; как контролировать усвоенное.
Разделы мет-ки: общие вопросы/ мет-ка препод-ния фонетики / лексика / морфология / орфография / синтаксис / пунктуация / развитие речи / внеклассная раб.
Главн.цели обучения р.яз. в школе:
1. Формировать коммуникативную компетентность.
2. Формирование языковой компетентности.
3. Лингвистич. компетентность (понятие яз.как системы)
4. Формирование культурологическ. компетентности. Следовательно, =>
|
Основные цели урока:
1. Обучающая – устанавливает какие знания давать.
2. Развивающая – указывает, какую сферу мыслительной деят-ти необходимо развивать на уроке (развивать навыки самост.раб, развивать воображение)
3. Воспитательная – связ.с дидактическим материалом (патриотизм, любовь к родине, природе, языку и др.)
Материал курса распределяется с учетом возрастных особенностей класса.
Принципы и методы.
Принцип – это исходное теоретич. положение. Весь образовательн.процесс базируется на группе принципов:
1.Общедидактическ. принципы, свойствен. кажд предмету.
2. Общеметодическ., свойствен.конкретному предмету
Методы мпря:
1. Общие: а) слово уч-ля. б) беседа с классом в) метод моделирования, г) метод эксперимента д) метод аналогии и) статистическ. метод.
2. Специфические: а) метод яз-го анализа. Б) метод наблюдения.
Лернер и Скаткин - классификация методов (основывается на повышении познавательной активности уч-ков): 1. Догматический 2. Репродуктивный (работа по образцу) 3. Объяснительно-иллюстративный 4. Эвристический (ведение беседы) 5. Проблемного изложения. 6. Исследовательский.
Урок – это динамичная и вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия уч-ка и уч-ля.
Признаки урока: 1) постоянный состав учащихся 2) регламентация времени. 3) Систематическое усвоение знаний, умений и навыков, 4) сочетание фронтальных, групповых, парных форм работы. 5) Наличие систематического текущего контроля.
Типы уроков:
1. Обучающие включают: * объяснение нов.материала * закрепление пройденного мат-ла * уроки повторения (обощения) * урок работы над ошибками * развитие речи * комбинированные уроки (закрепление+ диктант).
|
2. Контрольные уроки: *уроки контроля за орф.и пунктац. грамотностью. * уроки контроля за овладением навыками связной речи.
3. Нетрадиционное проведение урока
4. Интегрированный урок (2 предмета).
Требования к уроку р.яз:
1.урок должен быть целесообразным, целенаправленным, каждый этап д.быть логически выстроенным.
2) устная речь и письменная работа должны сочетаться и соответствовать возрасту уч-ков, классу.
3) должен присутствовать дидактический материал, который соответствует опр.теме. Должно быть единство.
4) Должны сочетаться коллективн.и индивидуальная работа.
5) Уч-ль должен владеть лингвстич.материалом, методами, д.быть интересен.
Этапы урока: 1. Оргмомент 2. Постановка целей, задачей, тема урока. Проверка д/з. 3. Объяснение нового материала. (задания, работа с классом). 4. Закрепление пройденного (может быть перед объяснением нов.Материала) 5. Подведение итогов. 6. Д/з.
ФГОСЫ (федерал.гос.образовательн.стандарт). – совок-ть требований обязательных при реализации основных обязательных программ всех типов (от начального до высшего). Этот стандарт обязателен для учреждений, имеющих гос-ную аккредитацию. Ввод-ся в школы с 1 сент. 2011. Введ-е стандарта реализ-тся пошагово с 1 марта.
Цели фгос – раскрыть личность, его таланты, способ-ть к самообуч-ю, коллективной работе, созд-ю дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время.
Традицион.обучение 1.Показатель успеваемости. 2. Роль учителя- субъект-объект. Передача знаний, контроль. 3. Единый учебн.план. 4. Образовательные стандарты не затрагивали внеурочные занятия, время. 5. Компьютер не обязателен. 6. Проектной деятельности не было, была лабораторн.работа. 7. Изучение и заучивание правил. 8. Главное на уроке- умение, знание и навыки. | Фгос 1.Показ-ль успеваемости –портфолио о достижениях ребенка (оценки, грамоты и др.) т.е.оценки не главное. 2. Субъектно-субъектн.отнош-я. Ученики равноправны с учит-ем. Роль учителя-направлять, мотивировать. На 1-ом плане взаимоконтроль. Уч-ль делегирует часть материалов уч-ку. 3. Разнообразие учеб-х программ. Родители могут влиять в школе. (момент свободы). Пр:для старшеклассников расширяются профили, спектр егэ (больше доп. обяз-х зкзам-в). 4. На кажд.ребенка выделено 10 ч. На внеурочн.деятельность (секции и тд). 5. Компьтерн.грамот-ть обязательна. 6. Проектная деятельность пришла на смену лабораторной деятельности. 7. Игровая деят-ть в учебной, обучение через игру. 8. Главное на уроке создание комфортной образовательной среды. Формирование положительной языковой коммуникации. Вера в себя. |
Методы и принципы инновационного урока.
|
1. Деятельностный подход –знания не даются в готовом виде, ученики должны добиться в ходе поисковой и исследоват-ой деятел-ти.
2. Коммуникатив-ть. Уч-ки должны много общаться.
3. Субъективизация. Уч-ки не объект, а субъект. Равноправное участие учебного процесса.
4. Компетентностный урок. Финальный результат-умение воспользоваться знаниями на практике.
5. Личностно-ориентированный должен быть урок. Главн.задача - гармоничное развитие уч-ка, его личностных качеств.
6. Метапредметность. В ходе обучения у ученика должны сформироваться универсальные знания и умения.
7. Импровизационность. Уч-ль должен быть готов изменить ход урока.
Универсальные учебные действия. (УУД) – совок-ть способов действий учащихся, обеспечивающих способ-ть к самостоятельн. усвоению новых знаний, умений.
Виды ууд:
1. Личностные ууд состоят: знание моральных норм, построение индивидуальных жизненных смыслов и др.
2. Регулятивный ууд – должны ставить цель своей деят-ти, спланировать деят-ть, прогнозировать, корректировать, дать оценку деят-ти, научиться волевой саморегуляции.
3. Познавательное ууд-поиск и обработка информации: компьютерн.поиск, знако-символические действия, построение разного рода высказываний, смысловое чтение, извлечь инфор-цию из текста, пересказ, построение текстов разных жанров.
4. Коммуникативное ууд - уч-ки должны строить диалоги, монологи, разрешать конфликты, уметь сотрудничать и др.
Формы работы.
Традиционная ф-ма 1.Фронтальная работа 2.Формулировка заданий (опишите, найдите, впишите) 3.Главн.результат-оценка, кот.ставит уч-ль. 4. Взаимоотношения с родителями-собрания, они не вовлечены в учебн.процесс. 5. Образовательн.среда создается уч-лем. 6. Нетрадиционных уроков мало. 7. Уч-ль формулирует: тему, цель и др. | Фгос 1.Групповая работа. 2. Формулировка заданий (выразите символом и др) 3. Главн.результат-портфолио, уч-к оценивает себя сам. 4. Родители активно включены в жизнь школы и образование детей. 5. Дети продумывают оформление и тд. 6. Нестандартных уроков много. 7. Организ-ть деятельность уч-ков. 8. Дети должны оформлять тему, задачи, идр. |
Типы уроков: Урок открытия нового знания. / Урок рефлексия. / Урок общей методологической направленности. / Урок обобщения и систематизации знаний. / Уроки развивающего контроля.
Этапы уроков:
1. Мобилизующий (оргмомент). На этом этапе уч-ки определяют тему урока.
2. Целеполагание-уч-ки формируют цели урока.
3. Момент осознания недостаточности знаний.
4. Коммуникация.
5. Взаимоконтроль и взаимопроверка.
6. Рефлексия - осознать, что поняли. Должна быть текущей (в течение урока) и итоговой. Усложняется от класса к классу.
Информационные технологии в обучении - это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники.
В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий обучения:
1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);
2) компьютерные средства телекоммуникаций;
3) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
4) мультимедийные (звук, видео, картинки) программные продукты.
Модульное обучение – это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов (рейтинг) за занятия и самостоятельную работу. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.
Сущность заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.
Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний.
Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем.
Дистанционная технология обучения на современном этапе — это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии.
Задача дистанционного обучения — учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым. Характерными чертами дистанционного образования являются: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль преподавателя, специализированные технологии и средства обучения.
Метод проектов (разработан Д.Дьюи в Америке, нач. 20в). Начал широко употр.с введением ФГОС. В СССР потерпел критику.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Рефлексивные умения;
Поисковые (исследовательские) умения;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Менеджерские умения и навыки;
Коммуникативные умения;
Презентационные умения