Правовые аспекты образования как явления. Правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования в системе российского права.
?
Общественные отношения, регулируемые образовательным законодательством.
Педагогические отношения изучает педагогика, которая одновременно является и наукой, и искусством воспитания. Педагогика исследует законы развития образовательных общественных отношений (отношений по обучению и воспитанию), влияющих на социальное становление подростков. Предметом педагогики являются объективные законы обучения и воспитания.
Общественные отношения, складывающиеся в сфере образования крайне многообразны. Это отношения, которые регулируют труд педагогических работников и определяют правовой статус (трудовые отношения, трудовые права, трудовой кодекс).
Во-вторых, это отношения, которые определяют имущественные отношения в сфере деятельности образовательных организаций (гражданско-правовые).
Отношения, регулирующие управленческие отношения в области образования – административно-правовые. Отношения по поводу выборов руководителей образовательных организаций. Отношения по поводу разграничения компетенции между органами власти и управления. Отношения между разного уровня государственными органами по поводу управления образованием. Отношения между муниципальными органами и семьями, обучающимися по поводу образования.
Финансовые отношения регулируются нормами финансового права. Особенности регулирования касаются налоговых льгот; взаимоотношений между учредителем и образовательным учреждением, отношений между государством и образовательными учреждениями.
Социальные отношения. Существуют особенности социального обеспечения обучающихся, пенсионного обеспечения педагогических работников, льгот для обучающихся и педагогов и т. д.
|
Исходя из того, что указанные отношения регулируются правовыми нормами различной отраслевой принадлежности, совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области образования носит комплексный характер, а ОП является комплексной отраслью права.
Способы осуществления правового регулирования отношений в области образования.
Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых норм.
Метод ОП представляет собой совокупность различных способов воздействия на поведение субъектов образовательных отношений.
Для этого применяются следующие общеправовые способы регулирования:
- дозволение, т.е. возможность требовать определенного поведения от других лиц;
- запрет или обязанность воздержаться от совершения определенного действия;
- позитивное обязывание – обязанность совершать действия в пользу управомоченного лица.
Функции образовательного права.
Функции права - основные направления его деятельности, выраженные словесно или в числовом выражении. Они выражаются в специфическом соотношении нормы права и поведения человека.
Образовательное право выполняет как общие функции, присущие всем отраслям права, так и специфические. К общим относятся такие юридические функции, как регулятивная и защитная. Регулятивная функция состоит в упорядочении образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в данном обществе, государстве. Защитная функция направлена на охрану интересов человека, гражданина, общества, государства, промышленности, науки, разных социальных групп.
|
Главная функция образовательного законодательства состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании. Кроме главной, образовательное законодательство выполняет и ряд других функций, отражающих интересы участников образовательных отношений, а также общества и государства.
1) обеспечить получение каждым гражданином необходимого (минимального) уровня образования, который будет удовлетворять потребности производства, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, могущих не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать сферу своей деятельности.
2) обеспечить непрерывное образование для всех граждан государства. Научно-технический прогресс приводит к систематическому появлению новых специальностей, отмиранию устарелых. Он сопровождается высвобождением человека из процесса производства и заменой его механизмами, приводит к росту безработицы. Отказ от старых видов деятельности, постоянное обновление техники требуют перманентной переквалификации специалистов и роста уровня их образования. Непрерывное образование признано во всем мире как мощное средство, направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и этическом смыслах.
3) всестороннее развитие человека. Она реализуется, в первую очередь, с помощью общего (школьного) образования, которое способствует формированию интеллекта; на его основе человек самостоятельно расширяет горизонты знаний, развивает способности к последующей учебе. Эстетическая подготовка позволяет человеку познавать красоты мира и создавать прекрасное. Этическое воспитание формирует личность в двух направлениях: индивидуальном и общественном. Оно позволяет человеку осознать себя, познать мир добра и зла. Правовое воспитание дает человеку возможность полнее осознать свое место в изменяющемся мире, в государстве, обществе, трудовом коллективе, семье, осознать свою меру ответственности перед обществом, государством, другими людьми, свою свободу в мире, ценность прав и свобод каждого человека.
|
4) техническое и профессиональное образование. У каждого человека есть право на этот тип образования. Его реализация представляет определенные трудности, так как быстрый прогресс техники и промышленности требует постоянного обновления этого типа образования.