Теоретические основы организации обучения младших школьников на уроках русского языка




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО,

НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

Организация обучения младших школьников на уроках русского языка

Студент: Овчинникова Т.

Группа: БЗ-ПНО-41

Преподаватель: Биба А.Г.

 

 

Содержание

1.Теоретические основы организации обучения младших школьников на уроках русского языка......................................................................................3

2.Практическая часть........................................................................................8

Список использованных источников..............................................................11

 

Теоретические основы организации обучения младших школьников на уроках русского языка

Школа ставит основную цель обучения русскому языку: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства языка для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. Установку на развитие учащихся и можно считать

современной стратегией школьного обучения.

Уметь учиться в современных условиях – это уметь выбирать виды и формы своей учёбы (например, выбирать факультативы, уровень сложности заданий и т.п.); рассчитывать свои силы, планировать свою работу в течении дня и на более долгосрочный период; использовать современные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и аргументированно отстаивать собственное мнение и даже уметь отказываться от избытка информации, от участия в мероприятиях, если оно создаёт угрозу здоровью или по другим основаниям. Учебная деятельность – это система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению (или, что то же самое, умения учиться).

Учебная деятельность – это такая деятельность, в которой воспитывается способность к самоизменению. т. е. к целенаправленному и сознательному изменению своих умений, знаний, способностей. Частичка само (изменение) и указывает на тот качественный скачок в развитии младшего школьника, который может произойти (а может и не произойти!) под влиянием школьного обучения. Если переход ребенка к саморазвитию (пока еще в узкой сфере школьных занятий) к концу начальной школы произошел, то можно говорить о развивающем характере начального обучения, об обучении, осуществляемом по законам учебной деятельности.

Что значит поставить перед ребенком задачу? Ее недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначе он получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть, “пропустит мимо ушей”. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными “открытиями” учеников: 1) они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи); 2) они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению. Далеко не любое задание, выполняемое детьми на уроке, есть учебная задача.

В учебном пособии “Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения” под ред. М. С. Соловейчик сформулированы принципы постановки учебной задачи:

1) Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.

2) Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.

3) Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.

4) Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должны появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это дает возможность не заучивать правила, а каждому ребенку формулировать его своими словами.

5) Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.

Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком – это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура многоуровневая, разнородна. И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые ребенок осваивает различные слои культуры. Наиболее точно отношение культурного содержания, подлежащего освоению, и формы сотрудничества, к которой это содержание передается новым поколениям, сформулировал Л. С. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения» (Выготский,1984, с. 356).

В школе ребенку впервые в его жизни предлагается освоить систематическое научное знание. Следовательно, школьник должен быть включен в новые формы сотрудничества со взрослым, а иначе это знание не будет присвоено.

 

Задания, способствующие формированию у ребенка умения вступать в сотрудничество с учителем. Это задания: 1. Воспитывающие не имитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления. 2. Тренирующие в обнаружении границы собственных знаний. 3. Формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

(Учительница диктует слово орфоэпически и просит детей, прежде чем

писать, спросить про все «опасные» буквы.

Учительница просит списать с доски без ошибок предложение «Я ошибок не лублю!»)

Если учитель хочет научить детей учиться: искать то, чего они еще не знают, учебное сотрудничество необходимо.

Умение сотрудничать с учителем, который не только хранит искомое знание, но и специально обучен его передавать, – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который может и должен быть достигнут младшими школьниками.

 

Практическая часть:

1.

o Урок русского языка. Ситуация несоответствие

o Помогите проверить орфограмму в слове хв. стуны.

o Ребята предлагают проверить так: Петя - хвост, Ира - хвастун, Даша - хвастаться.

o Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, чтобы проверить безударную гласную проверить у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: