Воскресенский собор (Старый собор), Покровская церковь




План

Введение

1. Красноярск на Енисее

. Главные улицы города

. Воскресенский собор (Старый собор), Покровская церковь

. Деревянный модерн

. Основные памятники архитектуры г. Красноярска

Город Красноярск, ул. Ленина, 98 (дом, в котором родился и жил великий русский художник Суриков В.И.)

Город Красноярск, пр. Мира, 73 Пушкинский городской театр

Культурное наследие архитектуры

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

В последние годы вырос интерес к историческому краеведению. Одним из интересных периодов истории Енисейской губернии, на мой взгляд, является становление архитектуры г. Красноярска.

Превращение Красноярска в XVIII веке из крупной приграничной крепости в обычный небольшой сибирский город сказалось на всех его сторонах жизни - культуре, образовании, архитектуре.

В данной работе сделана попытка рассмотреть архитектуру г. Красноярска. Из-за небольшого объема работы, невозможно раскрыть все аспекты данной темы. Поэтому в ходе написания данной работы были выделены самые основные культурные, важнейшие и красивейшие памятники архитектуры, такие как Воскресенский собор, Покровская церковь, дом, в котором родился и жил великий русский художник Суриков В.И.,Пушкинский городской театр, Часовня Параскевы Пятницы, Архиерейский дом, Духовная семинария, Красноярский культурно-исторический и музейный комплекс, здание Купеческого собрания, особняк адвоката Иница, дом Телегина, здание кинематографа "Художественный электротеатр", Дом просвещения, особняк Ускова, Красноярский Театр музыкальной комедии.

 


Красноярск на Енисее

архитектурный памятник красноярск культурный

В декабре 1822 года Красноярск стал губернаторским городом. Первый губернатор А.П. Степанов, сподвижник Суворова, прогрессивный деятель того времени. Перед нами вид старый Красноярск. 1899 г. Кафедральный собор приковывает свое внимание гигантскими размерами по сравнению с другими сооружениями, слева церковь Всех-Святых, построенная на средства прихожан в 1820 году (Собор и церковь не сохранились). Вдали городской сад, за ним Пасадный и далее горы на правом берегу Енисея.

Растет, благоустраивается и хорошеет старинный сибирский город Красноярск. Но темпы современного строительства ставят под угрозу полного уничтожения или перестройки здания начала XX века. В настоящее время снесены многие неповторимые постройки деревянного зодчества, почти не осталось "деревянного модерна". Перестраиваются каменные сооружения начала века. Изменения далеко не в лучшую сторону проводятся в интерьерах зданий. Декоративное оформление начала века заменяется современными материалами. В ряде случаев до неузнаваемости искажают фасады.

Карта старого Красноярска

Эту карту не свернешь и не спрячешь ни в один портфель. Представленная в Хабаровском краеведческом музее, она весит более двухсот килограммов. Два месяца работали над ней художники В. Соломенцев и М. Ежели. С помощью резца запечатлели они на красном дереве эпизоды истории нашего государства и период гражданской войны. Искусно вырезаны художниками фигуры рабочих и балтийских моряков, защищавших революционный Петроград, конница Буденного, дальневосточные партизаны. Впечатляюща фигура красноармейца с огромным знаменем в руках, на полотнище вырезаны слова: "И на тихом океане свой закончили поход".


Главные улицы города

 

Самая красивая и самая интересная улица города - проспект Мира <https://www.ar.krsk.ru/street/mira/mira.html>. Здесь лучше всего можно ощутить атмосферу старого Красноярска, узнать много из его истории. Для этого нужно не спеша пройти по улице из конца в конец, все четыре километр.

Главная улица города сменила несколько названий. Прежде чем она была Воскресенской, по имени первого собора стоявшего на Стрелке, откуда улица берет свое начало. Называлась она также Большой. В 1921 году ее переименовали в Советскую. Улица Советская тянулась через центр за линию железной дороги в Николаевку. В 1937 году главная улица города получила свое нынешнее имя-проспект Мира.

Как главную магистраль мы видим эту улицу на первом в истории генеральном плане города. Его составил тобольский геодезист М.И. Моисеев, когда после страшного пожара 1773 года большая часть сгорела.

Лучшими улицами города, помимо Воскресенской, считались Благовещенская <https://www.ar.krsk.ru/street/lenina/lenina.html> и Узенькая <https://www.ar.krsk.ru/street/marksa/marksa.html> (сейчас - улица Ленина и улица Маркса). Развитие продолжалось на основе сложившейся планировочной структуры (традиционной). Но новые здания постепенно меняют масштаб застройки, укрепляя ее. Характерная для данного времени тенденция к выделению индивидуальных архитектурно-художественных черт каждого здания появилась лишь в начале XX века. Данные о состоянии города накануне прошлого столетия мы можем почерпнуть из публикаций <https://www.ar.krsk.ru/street/mira/pybl.html> того времени.

 


Воскресенский собор (Старый собор), Покровская церковь

 

Первые каменные постройки Красноярска не сохранились. Наиболее значительной из них был Воскресенский собор <https://www.ar.krsk.ru/sobor/old.html> (на рисунке - середина XVIII в.), построенный в 1759 г. тобольскими и енисейскими мастерами на территории острога (Старый собор).

Самым древним из сохранившихся каменных монументальных зданий является Покровская церковь <https://www.ar.krsk.ru/street/syrikov/s26.html> (ул. Сурикова, 26). Она закончена к 1795 г. и сохраняет архитектурно- строительные традиции русского и украинского зодчества XVII века.

Памятник архитектуры республиканского значения, церковь Покрова отличается сложной объемно-пространственной структурой, включающей пятиглавый храм, обширную трапезную с двумя приделами и высокую многоярусную колокольню. Характерными чертами сибирского барокко являются также богатая пластика венчаний и живописный декор фасадов, искусно выполненный из фигурного и тесаного кирпича.

Переход от форм барокко к приемам классицизма произошел не враз, постройки начала и первой половины XIX в. часто сочетали признаки обоих стилей - Благовещенская церковь, 1804-1812 гг. (угол ул. Ленина и ул. 9 января) - единственная в крае трехэтажная церковь своеобразной структуры, построенная красноярскими каменщиками под руководством мастеров И. Прохорова из Иркутска и И. Огрызкова из Енисейска. Сюда следует отнести и Всехсвятскую церковь, 1820 годов (не сохранились) и часть каменных жилых домов.

Если в европейской части России смена дворянского классицизма эклектикой происходит с 1830 годов, то в Сибири классицизм удерживается как ведущий стиль до последней трети XIX в. Эклектика приемов и стилей с рациональной планировочной структурной новых типов зданий, с новыми материалами и конструкциями. Это стиль противоречивый и разнохарактерный, как само время становления капитализма, время освоения новой техники и топологии.

В Красноярске предвестником этой смены стал огромный Рождественский кафедральный собор <https://www.ar.krsk.ru/sobor/kafed.html> русско-византийском духе, возводившийся в 1849-1861 гг. по проекту столичного архитектора К. Тона на просторной Новособорной (Новобарной) площади, ныне Революции перед городским садом. Архитекторами Я. Алфеевым и Я. Набаловым в 1855 г. под влиянием форм собора выстроена часовня на Караульной горе <https://www.ar.krsk.ru/sobor/praskeev.html>. Вслед за собором были сооружены два крупных здания, в архитектуре которых использованы старорусские мотивы. Архиейский дом <https://www.ar.krsk.ru/street/gorkogo/g27.html> (ул. Горького, 27) и Духовная семинария <https://www.ar.krsk.ru/street/gorkogo/g2.html> (ул. Горького, 2), украшенные шатрами домовых церквей (гражданские инжинеры Е. Морозов, А. Фольбаум, П. Масленников).

Образцовые проекты выполнялись не только для жилых домов, но и для общественных и культовых. Так на основе образцового проекта архитекторами А. Маковецким и П. Шаровым возведена к 1842 г. кладбищенская Троицкая церковь с небольшой каменной богадельней, а позднее выполнена каменная ограда с часовенкой у западных арочных ворот кладбища.

 


Деревянный модерн

 

Сплошь деревянный, город не раз горел и перестраивался, его первоначальная оборонная и посадская, по-северному суровая застройка постепенно заменялась городскими усадьбами с домами в один-два этажа под крутыми крышами, с хозяйственными постройками, огородами, высокими глухими заплотами. Традиционные приемы такой застройки плотничные артели хранили стойко, поэтому мы в праве считать дорогую реликвию города, музей-усадьбу В.И. Суриковa <https://www.ar.krsk.ru/street/lenina/l98.html> (ул. Ленина,98), достаточно характерным примером застройки Красноярска на протяжении всего XIX века.

Самобытный участок городской деревянной застройки конца XIX - начала XX века сохранился на протяжении квартала ул. Горького между ул. Маркса и ул. Бограда. К участку примыкает и угловой дом усадьбы Севасьтьянова (ул. Маркса, 118/ул. Горького, 23), который реконструирован В.А. Соколовским в 1910 г. в формах модерна. Эту постройку отличает не только порядочность резных деталей и острого силуэта, но и удивительная цельность объемно-планировочного решения. Оригинальный фанарь-эркер украшает угол дома и расширяет пространство большой двухсветной гостиной верхнего этажа.

Своеобразие каждого из двухэтажных домов этого участка сочетается с единством их стилевой характеристики и масштабы. Расположенный перед ним городской сад мог бы расширить свои границы, разместив в части этих зданий административно-служебные помещения. Здесь без особых ухищрений и переносов можно сформировать небольшую, но цельную заповедную зону старой застройки, включающую кроме семи двухэтажных домов, некоторые надворные хозяйственные постройки, красивые ворота с калитками.

Сохранившиеся деревянные постройки начала нашего века остаются до сих пор интересным вариантом "деревянного модерна". Благодаря разнообразию архитектурных форм и планировки, поискам нового декоративного решения - это ценный вклад, внесенный сибирскими архитекторами в русскую художественную культуру начала XX в.

Помимо художественного и исторического знания, лучшие из рассмотренных построек ценны для нас тем, что в них появилась попытка архитекторов найти индивидуальная образное решение архитектурного облика зданий. Эклектика и модерн - изучение опыта прошлого и сохранение лучших построек 1900-1910 гг. как исторически ценного слоя городской среды.

Архитекторы Красноярска

В застройке Красноярска начала XX века очень значительный след оставили работы архитекторов В.Л. Соколовского, К.А. Тона, <https://www.ar.krsk.ru/sobor/kafed.html> Л.А. Чернышева <https://www.ar.krsk.ru/arhitektor/her.html> и С.Г. Дриженко <https://www.ar.krsk.ru/arhitektor/dri.html>. Это был сложный период в истории архитектуры - время стилистических подражаний и формирования модерна. Гражданский инженер Соколовский преимущественно обращался к наследию ренессанса и позднего классицизма; архитектора-художника Чернышева больше привлекали восточные и романтические мотивы; гражданский инженер Дриженко руководствовался принципами модерна, придавая своим постройкам богатый силуэт и пышно декорируя их.

Сейчас список архитекторов намного шире, но, безусловно, ведущим архитектором города все-таки является Арэг Демирханов <https://www.ar.krsk.ru/arhitektor/dem.html>.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: