Сплошь деревянный, город не раз горел и перестраивался, его первоначальная обороная и посадская, по-северному суровая застройка постепенно заменялась городскими усадьбами с домами в один-два этажа под крутыми крышами, с хозяйственными постройками, огородами, высокими глухими заплотами. Традиционные приемы такой застройки плотничные артели хранили стойко, поэтому мы в праве считать дорогую реликвию города, дом-музей В.И. Сурикова <https://www.ar.krsk.ru/street/marksa/km_pk.html> (Карла Маркса/Парижской Комунны), достаточно характерным примером застройки Красноярска на протяжении всего XIX века.
Василий Иванович Суриков (12.1.1848-6.3.1916), великий русский живописец, родился в казачьей семье в Красноярске. В доме, выстроенном его отцом И.В. Суриковым на ул. Благовещенской. с детства Сурикова окружала "живая старина" - рассказы из прошлого, легенды и предания, сохранившееся казацкое оружие и военная амуниция, старые иконы и костюмы. Знакомы ему были и жестокие нравы и обычаи сибирской действительности, сохранившиеся от феодальной Руси (недалеко от дома Суриковых, где теперь стадион "Локомотив", была остpoжеская площадь, где проводились публичные казни. Суриков указывает в воспоминаниях, что он не однажды наблюдал за казнями). Зрительные впечатления дополнялись образами далекого исторического прошлого ("живая действительность переплеталась с тенями"), рождались образы, возникали замыслы, которые и воплотились потом на полотнах. Сибирь оказала решающее влияние на характер творчества Сурикова, определила содержание многих картин.
В 1856-1861 гг. В. Суриков учился в красноярском уезднoм yчилище, которое закончил в числе лучших учеников, с похвальной грамотой. Любимым его уроком был урок pисования. Pисование преподавал Н.В. Гребнев, повepевший в Сурикова, помогавший ему оформиться и развиться. («Когда в Красноярском уездном yчилищe yчился, там yчитeль pисования был. Он меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною. О Брюллове мне рассказывал. Об Айвазовском, как тот воду пишет, что совсем как живая»). Гребнев много работал с Суриковым (нaчaли с видов Красноярска с Покровской горы) и твердо настаивал на том, чтобы тот по окончании училища пoexaл учиться в Петербургскую академию художеств.
|
После окончания училища (25 июня 1861) из-за недостатка средств (11 февраля 1859 года умер отец) Сурикову пришлось думать о заработке. Стал рисовать «на заказы» цветы, портреты: акварели «Мужской портрет и портрет молодой девушки», «Женская голова в профиль», «Фигура ребенка» (все три - в Третьяковской галерее), «Девушка - украинка» и др. Пришлось заниматься и иконописанием. Однако рисование пока еще не могло дать большого обеспечения, и Суриков в 1862 году поступил на службу - канцелярским писцом в Енисейское губернское управление, продолжал заниматься самообразованием и живописью. Слух о его вьщающихся художественных способностях дошел до eниceйcкoгo губернатора П.Н. Замятнина, по инициативе которого красноярский золотопромышленник П.И. Кузнеиов взял на себя расходы на обучение В.И. Сурикова в Академии художеств. II декабря 1868 г. Суриков выехал в Петербург. После этого он бывал в Красноярске eщe одиннадцать раз.
К периоду его пребывания в Красноярске в 1889-1890 гг. относится работа над картиной «Взятие снежного городка». Здесь В. Суриковым было сделано несколько этюдов и набросков к своим картинам. Последний раз художник жил в своем доме со 2 по 20 июня 1914 г. «Сегодня по Енисею плaвали на пароходе. Чудная, большая, светлая и многоводная река. Быстрая и величественная. Кругом горы, покрытые лесом. Вот если бы вы видели! Такого простора нет за границей», - писал он 18 июня 1914 г. в Москву Н.Ф. Матвеевой. Через несколько дней Суриков отправляется на озеро Шира, где общается с хакасами, приглашает их к себе, с этюдником ходит по улицам села, наблюдает национальные обычаи, праздники, зарисовывает национальные одежды, типы. Вернувшись в Красноярск, совершает прогулки по окрестностям города, пишет акварели, посещает рисовальную школу, которая была открыта в городе по его инициативе в 1910 г.
|
В этот приезд в родной город В.И. Суриков решает навсегда поселиться в Красноярске, в отчем доме. Он вместе с братом выбирает во дворе место для своей мастерской, а своего друга, архитектора Л.А. Чернышева, просит сделать проект мастерской. Но планам его не суждено было сбыться. Через год и восемь месяцев он умер в Москве, в гостинице "Дpeздeн", так и не заведя себе квартиры и мастерской вне своей родины, куда стремился всю жизнь.
В 1948 году к 100-летию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова в его доме был открыт мемориальный музей. Во дворе музея установлен бюст художника работы скульптора Г.Д. Лаврова.
Дом построен в 1830-е годы.
Дом двухэтажный, рубленый. Снаружи обшит тесом. Окна обрамлены простыми наличниками, единственным украшением которых являются треугольные фронтончики из строганых деревянных профилей. У входа в дом со стороны улицы Ленина в 1973 Г. установлена мемориальная доска из красного гранита. В верхней части доски барельефный портрет художника, внизу выбита надпись: «Здесь родился и провел детские годы В.И. Суриков». Размеры доски: длина - 0,8 м, ширина - 0,3 м, высота - I,3 м. Автор проекта скульптор А.Х. Абдрахимов.
|
В доме в настоящее время расположен музей В.И. Сурикова. В десяти комнатах дома воспроизведена обстановка, находившаяся при жизни художника, личные вещи (большая часть вещей подлинная), экспонируются картины, рисунки, этюды В.И. Сурикова.
5.2Город Красноярск, np. Мира, 73Пушкинский городской театр
дание, в котором находился Народный дом-театр, гдe выступали актеры Maлoгo театра, в Период первой русской революционного Kpacнояpcкa организация РСДРП проводила митинги coбpaния тpyдящиxcя гopoдa, гдe выступал Урицкий М.С., а в 1917 r. проходили массовые мероприятия рабочих и солдат, гдe оперным певцом Словцовым П.И. 6ыла создaнa oпеpная труппа.
Культурная жизнь города всегда была тесно связана с главной улицей <https://www.ar.krsk.ru/street/mira/glav.html> (кинематографы, книжные магазины, учебные заведения). Поэтому неслучайно в центре проспекта Мира находится наш старейший театр. Красноярцы познакомились с первым профессиональным театральным представлением в 1849 году, когда приезжая труппа в жандармской манеже дала французский водевиль "Три пощечины". Все следующие представления проходили также в случайных и малоприспособленных помещениях. Только в 1873 году на Острожной площади (ныне там стадион "Локомотив") было построено деревянное здание театра, но в 1898 году оно сгорело. Еще в 1895 году у красноярцев зародилась мысль построить для театра каменное здание. Однако не было средств осуществить эту мечту. Лишь в 1899 году начался сбор пожертвований на строительство.
Строительство театра проводилось в самом начале нашего века. На аттике была сделана надпись "Пушкинский городской театр", выше которой в овальной нише небольшой бюст поэта. Торжественное открытие состоялось 17 февраля 1902 году, а в 1903 году была осуществлена одна из первых в России постановок пьесы "Мещане". Общая стоимость строительства с внутренней отделкой, мебелью и электроосвещением составила 72,3 тысячи руб. (Проект электроосвещения одобрен в 1906 г.) Имя А.С. Пушкина Народному дому-театру было присвоено в 1905 г.
Мемориальные доски, укрепленные на здании, напоминают о его славном революционном прошлом.
Первоначальный облик театра до наших дней не сохранился. Здание неоднократно реконструировалось. Последняя наиболее капитальная реконструкция проводилась в 1956-1963 годах (по некоторым данным в 1950 году). Сейчас перед нами предстает строгое кирпичное строение, отделанное под тесаные каменные плитки ("под руст"). При оформлении фасада использованы крупные элементы. Колонны в центральной части образует галерею (портик), над которой возвышается сложной конфигурации фронтон. Портик удачно сочетается с плоскостью стены. Здание монументально и торжественно. Только создается впечатление, что ему несколько тесно в сплошной застройке, мало пространства.
В 1895 г. в Красноярске по инициативе Общества попечения о начальном образовании и Общества любителей драматического искусства было начато строительство Народного дома. В 1902 г. состоялось его открытие. Народному дому было присвоено имя А.С. Пушкина. в мае 1902 г. труппа артистов под руководством А.П. Щепкиной показала в Красноярске пять спектаклей, в которых были заняты выдающиеся мастера русской сцены: А. Яблочкина, А.Н. Мурский, А. Матвеева, А.П. Щепкина и др. В том же месяце труппа, возглавляемая московским антрепренером и дирижером А.А. Эйхенвальдом, дала в городе 6 спектаклей. Денежные сборы от спектаклей были направлены в фонд помощи политическим ссыльным, заключенным в красноярской тюрьме.
Осенью 1902 г. театральный сезон открыла драматическая труппа К.П. Красновой. В репертуаре «Гроза. А.Н. Островского, «Горе от ума» А. Гpибоедoвa, «Дети Ванюшина» С. Найденва. В 1903 г. в Пушкинском наpoдном домe-тeaтрe былa ocyщeствлeнa одна из пepвых в России постановок пьесы М. Горького "Мещане". Летом 1903 Г. труппа Малого театра под руководством АА Яблoчкиной дала в Красноярске восемь спектаклей. В последующие годы несколько театральных сезонов работала труппа М.И. Каширина, итальянская труппа Гонсалеса; в 1915 г. оперная труппа Кастаньяна А.С.
В годы первой русской революции 1905-1907 гг. театр стал местом, где производились обшегородские митинги рабочих и солдат красноярского гарнизона. Председателем митингов был М.С. Урицкий - выдающийся революционер и политический деятель, находившийся 13 Красноярске с сентября 1905 г.
октября, во время одного из митингов, здание театра было окружено черносотенцами, требовавшими прекращения митинга и выдачи М.С. Урицкого. Получив отказ, они открыли стрельбу и пытались прорваться в театр, но были встречены вооруженным сопротивлением рабочей дружины. Столкновение черносотенцев и рабочих продолжалось до часу ночи, пока на помощь осажденным не пришли солдаты 2-го железнодорожного батальона. Они разогнали черносотенцев и сняли осаду театра. Митинг был закрыт, его участники разошлись по домам под охраной солдат и дружинников.
В дни революционных событий 1917 г. театр стал центром общественно-политической жизни города. Здесь проводились митинги, собрания, партийные конференции, съезды. 6 сентября 1917 г. в здании театра проходил съезд Советов Средней Сибири. На съезде были представлены 12 Советов, объединивших 11 тысяч рабочих и солдат и 90 тысяч крестьян. Из 33 депутатов 21 были большевики. Состав съезда определил большевистский характер принятых резолюций, требовавших безотлагательного установления диктатуры пролетариата и перехода всей власти в руки Советов. На съезде было избрано бюро Советов Сибири в составе 5 человек. В него вошли большевики А.И. Окулов, Г.И. Теодорович, Г.С. Вейнбаум.
октября 1917 г. в театре состоялся митинг солдат красноярского гарнизона, созванный эсерами и меньшевиками, пытавшимися мобилизовать солдат на выступление против социалистической революции. На митинге присутствовали также большевики, члены исполнительного комитета губернского Совета: Г.С. Вейнбаум, С.Г. Лазо, Г.И. Теодорович, В.Н. Яковлев. В ходе развернувшейся борьбы между большевиками и меньшевиками за солдатские массы победу одержали большевики. Почти вся тысячная аудитория проголосовала за резолюцию большевиков, предложенную С.Г. Лазо, которая гласила: «Долг каждого честного peволюционepa отдать все силы для победы рабочих, солдат и крестьян в их борьбе за переход власти Советам и за немедленное осуществление требований, выдвинутых революцией». За резолюцию меньшевиков проголосовали двадцать человек.
Еще в 1890-х годах красноярцы познакомились с оперным искусством. с 1897 по 1917 гг. в Красноярске прозвучало около сорока опер русских и зарубежных композиторов, которые ставились гастролировавшими оперными труппами. В декабре 1915 г. в театре им. А.С. Пушкина прошла премьера оперы красноярского музыканта и композитора П.И. Иванова-Радкевича «Царевна-Земляничка» одна из первых русских детских опер. Оперные спектакли в Красноярске возобновились с 1923 г. В отличие от ранее работавших здесь приезжих оперных коллективов оперные постановки стали осуществляться силами красноярских певцов и музыкантов. Организация оперы в Красноярске была связана с деятельностью талантливого педагога-вокалиста и певца П. И. Словцова (1886-1934) и его жены М.Н. Pиоли-Cловцовой. Словцовы взяли на себя и режиссерскую работу и подготовку оперных вокалистов. К постановке опер, помимо педагогов и своих учеников, они привлекли местных певцов-любителей. В мае 1923 г., как сведетельствует местная пресса, Словцовы осуществили первые постановки опер Даргомыжского «Русалка», Верди «Травиата». Оперные спектакли были поставлены на сцене театра им. А.С. Пушкина и прошли с большим успехом. Главные роли п.и. и М.Н. Словцовы исполняли сами. Остальные сольные партии пели красноярские певцы: Л.А. Аракина, ученица П.И. Иванова Радкевича, Соковнин, педагог Красноярского музтехникума, Бучинская, Сисин, Поляков, учащиеся старших курсов этого же учебного заведения.
В конце 1924 г. на базе оперного коллектива, организованного П.И. Словцовым, была создана оперная труппа «Трудовой оперный коллектив», с горсоветом был заключен договор на использование для оперных спектаклей здания театра им. А.С. Пушкина. В оперном коллективе члены правления и художественные руководители А.Л. Марксон, С.Ф. Абаянцев принимали участие более ста человек. Артисты часто устраивали спектакли не только в помещении театра, но и в клубе им. К. Либкнехта, в Красноярских железнодорожных мастерских (ныне ЭВРЗ). Коллектив осуществил постановку 14 опер, в том числе «Черевички» и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Сибирский цирюльник» Д. Росси. В оперном театре тогда работали такие ведущие солисты, как Мария Петина, В. Полферов, знаменитая оперная певица Л. Андреева Дельмас.
Сейчас здание кирпичное, двухэтажное, на бутовом фундаменте. Перестроенное в эклектическом стиле, оно имеет лаконичное членение фасада; оформление с использованием классических мотивов, что прощает зданию в целом строгость и торжественность. Симметричная композиция главного фасада ориентирована на главную улицу города проспект Мира. Центральную ось aкцeнтиpyeт четырехколонный портик, в углублении которого видны удлиненные арочные проемы окон второго этажа. Высокий трехчастный фронтон главного фасада органично переходит в глухой парапет по всему периметру крыши основного объема театра. Под парапетом и фронтоном находится выступающий профилированный карниз. Здание украшено фризом со стилизованным железом. За прямоугольным объемом здания выступает «колосниковая коробка», которая имеет тоже двускатную крышу, остекленные лестничные клетки, прямоугольную форму в плане. Стены облицованы тесаными каменными плитками. Западный и восточный фасады имеют входы, отмеченные выступающими поpтикaми, с треугольными фронтончиками Простых очертаний, поддерживаемыми колонками с волютами. На боковых фасадах окна второго этажа оформлены простыми сандриками с треугольными фронтонами. Площадь здания 2794,5 кв. м.
Слева от входа на правой стороне здания мемориальная бронзовая доска (0,4 х 0,5 м) с вышитым в монолите с ней текстом: "Здесь в бывшем Народном доме в революционные дни 1905 г. Красноярский комитет РСДРП и Совет рабочих и солдатских депутатов проводил митинг с учaстиeм рабочих жeлeзнодоpoжных мастерских, солдат и трудящихся города". Справа -мемориальная бронзовая доска (0,3 х 0,4 м) с вьшитой в монолите с ней надписью: "здесь 21 октября 1905 г. на массовом митинге рабочих выступал Михаил Соломонович Урицкий".