Первые революционные преобразования большевиков




26 октября 1917 г.- II съезд Советов принял ряд декретов: Декрет о мире провозгласил выход России из вой­ны. Съезд обратился ко всем воюющим правительствам и народам с предложением все­общего демократического мира, т. е. мира без аннексий и контрибуций. В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа, в которых крестьяне требовали отмены частной собственности на землю, установления уравнитель­ного землепользования с периодическими переделами земли
2 ноября 1917 г. Опубликована Декларация прав народов России. Она провозгласила равенство народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного го­сударства, отмену национальных и религиозных привилегий, свободное развитие нацио­нальных меньшинств

10 ноября 1917 г. Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов было ликвидировано деление общества на дворян, купцов, крестьян, мещан; отменялись княжеские, графские и иные титулы, гражданские чины. Для всего населения устанавливалось одно наименование — гражданин Российской Советской Республики. Были уравнены в гражданских правах мужчины и женщины

23 января 1918 г. Издан Декрет об отделении церкви от госудаоства и школы от церкви

26 января 1918 г. Издан Декрет о введении в Российской оеспублике западноевропейского календаря: с 1(14) февраля 1918 г. в стране вводился григорианский календарь

 

36. Причины Гражданской войны: – общенациональный кризис в стране, породивший непримиримые противоречия между основными социальными слоями (классами) общества;– особенности социально-экономической и антирелигиозной политики большевиков, направленной на разжигание классовой вражды;– стремление свергнутых классов (дворянство, буржуазия) вернуть утраченное положение;– падение ценности человеческой жизни в ходе Первой мировой войны (психологический фактор).

Первый этап: весна 1918 г. – декабрь 1918 г. – характеризуется формированием антибольшевистских центров и началом активных боевых действий. Основные события: Март-апрель 1918 г. – оккупация Германией Украины, Прибалтики и Крыма; в ответ страны Антанты вводят свои войска на территорию России (Англия – в Закавказские порты, Франция - в Одессу и Николаев, США – в Архангельск и Мурманск, Япония – на Дальний Восток);Май 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса (состоял из пленных чехов, перешедших на сторону Антанты, на эшелонах двигался к Владивостоку с целью последующего перебазирования на кораблях во Францию; причина восстания – попытка большевиков разоружить корпус, выполняя условия Брестского мира). Итог – одновременное падение Советской власти на Урале и в Сибири (на всем протяжении Транссибирской магистрали); послужило сигналом для формирования антибольшевистских центров, начало активных боевых действий (характерная особенность: первоначально инициатива принадлежала эсерам, меньшевикам и кадетам, а не монархистам);Июль 1918 г. – мятежи левых эсеров в Москве, Ярославле, Рыбинске и других городах центральной части страны (подавлены);Сентябрь 1918 г. – создание в Уфе Комитета членов Учредительного Собрания (Комуч), объявившего себя «верховным правительством»;Ноябрь 1918 г. – разгон Комуча войсками адмирала Колчака, объявившего себя «верховным правителем России» при поддержке стран Антанты. Инициатива в контрреволюционном лагере переходит к военным и монархистам.Итог: к концу 1918 г. окончательно складывается расстановка сил; сформировались 4 основных центра «белого» движения:1) Войска адм. Колчака (Урал, Сибирь).2) Вооруженные силы Юга России генерала Деникина (Донская область, Северный Кавказ).3) Вооруженные силы Севера России генерала Миллера (район Архангельска).4) Войска генерала Юденича в Прибалтике.Начинаются широкомасштабные боевые действия.Второй этап: январь – декабрь 1919 г. – кульминация гражданской войны; относительное равенство сил; крупномасштабные операции на всех фронтах.Основныесобытия:Февраль-март 1919 г. – генеральное наступление войск Колчака на Казань и Москву, мобилизация всех возможных ресурсов большевиками;Апрель 1919 г. – контрнаступление Красной Армии (Тухачевский, Егоров, Троцкий), вытеснение войск Колчака за Урал и их полный разгром к концу 1919 г. (сам Колчак попал в плен под Иркутском и был расстрелян); одновременнно – первое наступление Юденича на Петроград (с трудом было отбито);Июль-сентябрь 1919 г. – генеральное наступление генерала Деникина на Москву (максимальное продвижение – до Орла);Сентябрь-октябрь 1919 г. – контрнаступление Красной Армии (Фрунзе, Буденный, Ворошилов); войска Деникина вытеснены в Крым и на Северный Кавказ; сам Деникин передал командование барону Врангелю и эмигрировал за границу;Октябрь 1919 г. – второе наступление войск генерала Юденича на Петроград (неудачно);Итог: к концу 1919 г. наметился явный перевес большевиков, по сути исход войны был предрешен. Причина ее затягивания – нападение Польши на Украину с целью территориального расширения и отвлечения внимания большевиков от последнего крупного очага «белого» движения в Крыму.Третий этап: январь-ноябрь 1920 г. – прошел при явном перевесе «красных», окончательный разгром белого движения.Основныесобытия:Март 1919 г. – разгром войск генерала Миллера на Севере России;Апрель-октябрь 1920 г. – советско-польская война: вторжение польских войск на Украину и захват Киева (апрель-май); ответное контрнаступление Красной армии до Варшавы (Тухачевский, Буденный); планы мирового похода Красной армии (что из себя представляли?) → контрнаступление польских войск при поддержке французов → вытеснение Красной армии обратно на Украину (причина: истощенность Красной армии, разногласия и соперничество Тухачевского и Буденного; враждебное отношение польского населения (почему?) Ответ: восприняли приход Красной Армии как попытку ликвидировать в очередной раз независимость Польши).Сентябрь 1920 г. – наступление войск Врангеля из Крыма на Южную Украину → как следствие, большевики принимают решение заключить мир с Польшей на любых условиях.Октябрь 1920 г. – Рижский мирный договор с Польшей, невыгодный для Советской России (Польше передавалась Западная Украина и Западная Белоруссия), зато освобождались войска для наступления в Крыму.Ноябрь 1920 г. – наступление Красной армии в Крыму (Фрунзе) и полный разгром войск Врангеля; окончание гражданской войны (хотя боевые действия на окраинах – Дальнем Востотке и Средней Азии продолжались до середины 1920х гг .).Иностранная военная интервенция в России (1918−1921) — военное вмешательство стран Согласия (Антанты) и Центральных держав (Четверного союза) в Гражданскую войну в России (1917−1922). Всего в интервенции приняли участие 14 государств.

37. Проведение политики “военного коммунизма” было вызвано как идеологией

большевизма (отрицание частной собственности, рыночного товарообмена и

денежного обращения, замена их централизованным производством и

распределением, директивными методами управления экономикой), так и условиями военного времени (кризис экономики, голод, вызвавший отток рабочей силы из

городов, нарушение экономических связей между промышленным Центром и другими

* районами страны и т. д.).
Система чрезвычайных мер “военного коммунизма” включала в себя:
ускорение темпов национализации,

* ликвидацию частных банков,

* частной торговли,

* домовладений и другой собственности

* введение карточек и талонов на продукты питания и промтовары;
всеобщую трудовую повинность,

* трудовые мобилизации (декабрь 1918 г.);

* уравнительную оплату труда

* введение продразверстки (январь 1919 г.);

* внедрение “потребительских коммун” в сельском хозяйстве;

* ужесточение директивного управления;

* “коммунизацию быта”.

VIII съезд РКП(б) в марте 1919 г. принял новую программу партии, содержавшую

план перехода к новому, социалистическому обществу на основе политики

“военного коммунизма”. В период “военного коммунизма” был осуществлен переход к однопартийной системе (подавление левоэсеровского антибольшевистского выступления 6 июля 1918 г.), развязан в ответ на покушения на жизнь руководителей партии, в том числе Ленина, “красный террор” (действия ВЧК).

Установление диктатуры пролетариата влекло за собой господство насильственных методов, характерных для всякого революционного преобразования, но в условиях

России носивших особенно жесткий характер.

Продразверстка

Невероятно трудные условия борьбы вынудили Советскую власть стать на путь проведения ряда чрезвычайных политических и экономических мер, вошедших в историю под названием военного коммунизма. Центральное место в политике военного коммунизма занимала продразверстка.
Жестокая нужда заставила Советское правительство прибегнуть к изъятию излишков продовольствия у крестьян. Без этого невозможно было бы прокормить армию и рабочих. Главная тяжесть разверстки падала на кулачество; со среднего крестьянства брали умеренно, с бедноты — ничего. В годы гражданской войны и интервенции сложился военно-политический союз рабочих и крестьян.Получив по ленинскому декрету помещичью землю и поняв, что Красная Армия борется за народные интересы, трудовое крестьянство поддерживало политику Советской власти. Кулачество же оказало ей бешеное сопротивление. Для того чтобы получить у кулаков хлеб, приходилось применять административные меры. Продразверстка спасла советский народ и его армию от голода. Бережно и экономно расходовала Советская власть скромные запасы продовольствия. Оно выдавалось трудящимся в виде пайков. Советская власть провозгласила принцип «Кто не работает, тот не ест». Была введена всеобщая трудовая повинность. Чрезвычайные органы власти и управления Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны в стране. Советы были не единственными органами государственного управления. Наряду с ними возникли и действовали комитеты бедноты (комбеды), революционные комитеты (ревкомы), которые должны были решить в первую очередь хозяйственно- экономические вопросы. Характерной чертой чрезвычайных органов советской власти было единство военной, политической и хозяйственной деятельности.
Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы.Их создание диктовалась условиями гражданской войны. Они быстрее и энергичнее, чем Советы, обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное хозяйство, налаживали управление в освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. Ревкомы в своей деятельности исходили из указаний партийных, советских, военных властей и были подотчетны им. Этими же органами они и создавались. Другими массовыми чрезвычайными органами советской власти были комитеты бедноты. В июне 1918 г. ВЦИК и СНК утвердили декрет “Об организации и снабжении деревенской бедноты”, согласно которому местные Советы должны были повсеместно создать волостные и сельские комбеды. Эти органы управления действовали, как правило, в сельской местности. Они состояли из бедняков и середняков. В их обязанности входило оказание помощи продовольственным органом в изъятии хлеба у кулаков и распределение его среди бедноты. Они же занимались конфискацией и перераспределением сельскохозяйственных орудий, предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.). К лету 1918 г. в европейской части России и в Белоруссии было создано более 120 000 комитетов бедноты. Комбеды не редко распускали или переизбирали Советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим ряде регионов возникли губернаторские и уездные бюро комитетов бедноты, которые координировали их деятельность. Функции комбедов часто выходили за рамки, определенные им декретом ВЦИК и СНК: они активно участвовали в перераспределении помещичьих и кулацких земель в пользу бедняков и середняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию в Красную армию, вели культурно- просветительскую и агитационную работу. Смешивание функций партийных комитетов, Советов и комбедов прождало управленческую неразбериху. Чтобы ликвидировать это своеобразное “двоевластие” в деревне, IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов в ноябре 1918 г. принял решение о передаче функций комитетов бедноты Советам. На комитеты бедноты возлагалась задача организации перевыборов сельских Советов, после чего они распускались. Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и при центральных органах власти. Так, огромную роль в упрочении советской власти и в налаживании системы управления сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Созданная при Совнаркоме, 15 декабря она обратилась ко всем Советам с рекомендацией повсеместно организовывать чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией. К середине 1918 г. было создано 40 губернаторских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. В октябре 1918 г. ВЦИК утвердил “Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях”. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК – соответствующими исполнительными комитетами губернских и уездных Советов. ВЧК и ее органы на местах наделялись чрезвычайными полномочиями. Свою работу они координировали с наркоматами внутренних дел и юстиции. Представители этих наркоматов входили в состав ВЧК. С другой стороны, и ВЧК была представлена в коллегии НКВД своим сотрудником. В аппарате ВЧК были созданы отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др. С окончанием гражданской войны легитимность чрезвычайных органов власти стала подвергаться сомнению.

Создание регулярной Красной армии 23 февраля 1918 г. была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Армия рабочих и крестьян за недолгий период своего существования сделала очень много для России, внесла неоценимый вклад в развитие мира на Земле: воссоединила части России, утраченные буржуазным правительством, отстояла независимость и целостность России в период интервенции 14 государств, разгромила фашизм и уничтожила японский милитаризм. Мощная Советская армия обеспечивала мирное существование на Земле. Обострение гражданской войны и военная интервенция стали причиной формирования регулярной армии, хотя первоначально предусматривалось лишь создание милиции, т.е. вооружение территориальных отрядов трудящихся. Эта идея лежала в основе декрета об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принятого 15 января 1918 г. Костяк новой армии составили отряды Красной гвардии, сформированной из добровольцев, прошедших всеобщее военное обучение. 29 мая ВЦИК принял постановление о переходе от добровольного принципа комплектования Красной Армии к мобилизации рабочих и беднейших крестьян. V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. принял резолюцию «Об организации Красной Армии», в которой указал на необходимость привлечения на воинскую службу офицеров царской армии под бдительным контролем комиссаров, на посты которых «должны ставиться лишь безупречные революционеры, стойкие борцы за дело пролетариата и деревенской бедноты».
Новые критерии формирования Красной Армии — регулярная, а не «партизанская» армия и использование царских офицеров — встретили упорное сопротивление среди «военных специалистов» большевистской партии. В марте 1919 г. на VIII съезде РКП (б) окончательно сложилась «военная оппозиция», ядро которой составили бывшие «левые коммунисты». Оппозиция отстаивала партизанские методы борьбы, выборность командиров, выступала против привлечения военных специалистов, политработников и т.д. Летом—осенью 1918 г. были созданы коллегиальные органы управления армейскими частями — Революционно-военные советы, которым принадлежала вся власть в вооруженных силах страны. Председателем РВС Советской России был назначен Троцкий. Учреждена была и должность Главкома всеми революционными силами Республики, создан Полевой штаб. Первым Главкомом стал И. Вацетис. Для награждения особо отличившихся в борьбе с белогвардейцами и интервентами был учрежден орден Красного Знамени, первым кавалером которого стал В.К. Блюхер. 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Республику единым военным лагерем.
Деятельность всех партийных, государственных и общественных организаций была подчинена одной задаче — победе над врагом. 30 ноября был образован Совет Рабоче-Кре-стьянской Обороны во главе с Лениным, преобразованный ВЦИК в Совет Труда и Обороны (СТО). Совету предоставлялась вся полнота власти в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. До конца 1918 г. в Красную Армию было призвано свыше миллиона рядовых, более 128 тыс. бывших унтер-офицеров, около 37 тыс. офицеров и других военных специалистов. Всего же армия насчитывала более 1,7 млн. человек, а в 1920 г. — 5,3 млн. бойцов.

 

38. В разряд «временных отступлений» включались развитие торговли и восстановление денежного обращения в стране. Денежная реформа 1922-1924 гг. явилась действенной и самой «рыночной» мерой финансовой политики. В экспозиции представлены фотографии, научные труды подлинных авторов этой реформы экономистов Н.Н. Кутлера и Л.Н. Юровского, а также денежные знаки, отразившие этапы проведения реформы и выпуска в обращение конвертируемой валюты – червонца – равного 10 дореволюционным золотым рублям.

Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению внутреннего рынка, для оптовых сделок в 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивались все формы торговли: государственная, кооперативная, частная, о чем дают наглядное представление картина известного художника П.В. Малькова «В начале НЭПа» (1933), замечательная графика художника А.П. Малишевского, создавшего своего рода изодневник нэповской Москвы, и интерьер кооперативной лавки «Новая жизнь», полки которой заполнены продукцией восстановленных фабрик и заводов, крупнейших трестов и синдикатов страны «Моссельпром», «Резинотрест», Всесоюзного текстильного синдиката и др.

В стране происходили значительные перемены в сельском хозяйстве, в развитии сельскохозяйственной и производственной кооперации.

Допущение частного капитала в стране привело к изменению социальной структуры советского общества и появлению новой советской буржуазии – нэпманов. В экспозиции воссоздан интерьер ресторана 1920-х гг. – характерной приметы времени.

Дозволенная многоукладность экономики неизбежно провоцировало вольнодумие не только среди буржуазной интеллигенции, но и в рядах РКП(б), что без снисхождения каралось советской властью, даже если противостояние ей было мирным. В результате с политической арены сошли целые партии меньшевиков и эсеров, из партии большевиков были удалены ближайшие соратники В.И. Ленина – Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и утвердился режим личной власти И.В. Сталина. Была репрессирована значительная часть духовенства.

Одним из важных в зале является музейный очерк о смерти В.И. Ленина, основателя первого в мире социалистического государства, и начавшейся сакрализации образа вождя. Впервые экспонируется макет первого еще деревянного мавзолея архитектора А.В. Щусева, спроектировавшего и построившего к этому времени 99 православных храмов.

Художественно-образное решение получила тема образования в 1922 г. нового союзного государства СССР, элементами которого стали герб, знамена, мраморная карта СССР.

Значительно расширяет музейное пространство демонстрация знаменитого авангардного фильма Дзиги Вертова «Человек с фотоаппаратом» (1929).

Предпосылки и значение образования СССР в 1920

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).

С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности.

В августе 1922 г. была образована комиссия для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения И.В. Сталин разработал план "автономизации". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказской республик на правах автономии. Этот план ущемлял суверенные права народов, поэтому большинство руководителей республик высказались против него.

В сентябре - ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

В январе 1924 г. II съезд Советов СССР принял Конституцию, которая законодательно закрепила образование СССР. Формой Государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выходы из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и связью входило в функции союзных ведомств. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы Общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. При Совнаркоме учреждалось Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

В 1924 - 1925 гг. образовались Узбекская ССР, Туркменская ССР, а в 1929 г. Таджикская ССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

Конституция СССР – основной закон Союза Советских Социалистических Республик, обладающий высшей юридической силой, который законодательно закрепил общественное и государственное устройство, принципы организации, деятельности, а также компетенцию органов социалистического государства, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Основополагающие принципы советской Конституции были определены и сформулированы В.И. Лениным еще в 1918 году, под руководством которого проходила разработка первой Конституции РСФСР. В декабре 1922 года I съезд Советов СССР оформил добровольное объединение четырех суверенных советских республик в одно союзное многонациональное социалистическое государство, утвердив Декларацию и Договор об образовании государства – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из них уже имела свою конституцию, съезд принял решение о разработке общесоюзной. Для подготовки будущей Конституции было образовано шесть комиссий. Проект текста был разослан ЦИК в республики для рассмотрения и утверждения. После активной работы и оживленных споров, летом 1923 года проект Конституции был одобрен Пленумом ЦК РКП(б) и ЦИК СССР. В окончательной редакции Конституция была единогласно утверждена II Всероссийским съездом Советов 31 января 1924 года. Она стала первой Конституцией СССР и вошла в историю как Конституция СССР 1924 года – первый основной закон СССР. Она состояла из двух разделов: Декларации и Договора об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР были сформулированы принципы объединения республик (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства (здесь были изложены сугубо политические, но не юридические аспекты). Договор об образовании СССР включал 11 глав (72 статьи): О предметах ведения верховных органов власти СССР; О суверенных правах союзных республик и о едином союзном гражданстве; О порядке формирования и властных функциях Съезда советов СССР (высшего органа власти в стране); О полномочиях ЦИК и Президиума ЦИК СССР (высшего законодательного, исполнительного и распорядительного органа власти); О составе и полномочиях народных комиссаров СССР и их Совете; О порядке формирования и полномочиях Верховного суда СССР; Об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ); О структуре органов власти в союзных республиках; О гербе, флаге и столице СССР. Главный смысл этой первой союзной Конституции СССР, в отличии от Конституции РСФСР 1918 года, – закрепление и окончательное юридическое оформление образования СССР и разделение прав СССР и союзных республик. Также она дала исчерпывающий перечень предметов ведения Союза, к которым были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства. Также уникальной чертой Конституции 1924 года стало законодательное закрепление в качестве цели существования СССР добровольное объединение республик, их равноправие, суверенитет, право вступления в Союз и выхода из него. Хотя построение органов власти и управления производилось с учетом многонационального характера СССР, все же основные функции высшей власти передавались в ведение Центра – в Москву. Следующая Конституция СССР была создана уже при Сталине в 1936 году. 32.Политика коренизиции и борьба по вопросу о национальном строительстве.Преобразования в социальной сфере.

В период Гражданской войны для большевистской верхушки стало понятно, что построить централизованное государство, не установив связи с нерусскими народами СССР, будет невозможно. Главным путем проведения политики коренизации было выдвижение местных национальных кадров на руководящие административные посты.

Русскоязычных партийных деятелей принуждали изучать язык местного населения республики. Одновременно, особое внимание уделялось развитию и восстановлению местных традиций. Обучение в школах и высших учебных заведениях проводилось исключительно на национальных языках.

Политика коренизации местной власти не отличалась продолжительностью в начале 30-х годов она была заменена борьбой с национальной буржуазией в союзных республиках. Все местные чиновники, которые были выдвинуты большевиками на партийные должности, обвинялись в злоупотреблении властью и были подданы репрессиям.

Коренизация завершилась резким возвращением к русификации, так как окрепший диктаторский режим больше не считал нужным играть в либеральную национальную политику.

Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.

Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через малоудачные попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные партийные и административные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Эта политика, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития не-русских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» стала провозглашённая 15.11.1917 Декларация прав народов России.

По мнению западных историков целью коренизации являлось укрепление большевистской власти на местах. Незначительный процент национальных (нерусских) кадров в партийных и советских органах большинства национальных республик и автономий вызывал беспокойство центрального руководства, так как это значительно ослабляло авторитет и привлекательность власти в глазах местного населения. Многие партийные и советские функционеры на местах не знали языка местного нерусского населения и пренебрежительно относились к его традициям и культуре, демонстрируя хорошо знакомый местному населению по былым годам великорусский шовинизм. Попытки «коренизации» местной партийной и советской власти были непоследовательными и половинчатыми. В начале 30-х годов они были свёрнуты в связи с началом кампании «борьбы с буржуазным национализмом», в ходе которой основная часть местных «коренизаторов» подверглась репрессиям. Например, немецкий специалист в сфере национальной политики Кремля Герхард Зимон считал, что коренизация должна была предотвратить развитие националистических сил. Уступки в языке, культуре и кадровой политике должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.

 

39. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве.Преобразования в социальной сфере в 1920-е годы

Корениза́ция — политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, призванная сгладить противоречия между центральной властью и нерусским населением СССР.Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.БорьбаВ стране, где 57% населения составляли нерусские нации и народности, национальная политика большевистской партии имела огромное значение.Намечая ее контуры в дооктябрьский период, руководители РСДРП(б) исходили из двух марксистских постулатов:о принципиальной невозможности решить национальный вопрос в условиях капитализма. Лишь революционная трансформация буржуазного общества в социалистическое могла обеспечить, согласно марксистской концепции, преодоление классовых антагонизмов, а затем и национальных противоречий — вплоть до слияния наций. «Национальные черты народов,— утверждал Ф. Энгельс,—...неизбежно будут смешиваться и таким образом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и классовые различия вследствие уничтожения их основы — частной собственности»;о подчиненности политики марксистов в области межнациональных отношений ключевой задаче — борьбе пролетариата за государственную власть.Такой взгляд на соотношение национального и политического факторов сформулировал внешне противоречивую, но с «классовой» точки зрения логически стройную и безупречную позицию большевиков по национально-государственному вопросу. С одной стороны, на II съезде (1903 г.) они охотно взяли на вооружение марксистский тезис о праве наций на самоопределение, усилив позднее его взрывной по отношению к устоям имперской власти характер еще одним правом — на отделение и образование самостоятельных государств. С другой стороны, будущее пролетарское государство виделось В. И. Ленину и его соратникам «единой и нераздельной республикой Российской с твердой властью», поскольку именно «централистическая» форма государственного устройства создавала, по их мнению, оптимальные экономические и социально-политические условия для построения социализма и переплавки в обозримой перспективе наций в одну наднациональную общность. Иначе говоря, русские революционные марксисты вели речь тогда о государстве унитарном — едином, подразделявшемся лишь на административно-территориальные единицы (уезды, губернии и т. д.).Социал.Как метод социалистического строительства новая экономическая политика характеризуется следующими основными чертами:- наличие в руках государства командных высот в экономике - допущение в ограниченных размерах капиталистических элементов под строгим контролем и направление их развития в сторону государственного капитализма в интересах хозяйственного возрождения страны,- торговля как основная форма экономических связей между социалистической промышленностью и мелкотоварным крестьянским хозяйством, между городом и деревней, в т. ч. допущение частной торговли, регулируемой и контролируемой государством;

 

40. Сталинский социализм в условиях капиталистического окружения был разработан и почти реализован И.В. Сталиным. Полностью перейти к управлению государством при социалистических производственных отношений помешала Великая отечественная война и убийцы тов. Сталина. Он считал в 1953 году, что созданы условия прекращения вмешательства в управление страной со стороны ЦК, пора перейти и полностью выполнять ст.30 Конституции 1936 г. "Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР". И.В. Сталин считал, что. Коммунистическая партия всегда должна помнить, что её задача - вовсе не прийти к власти, а привести к власти пролетариат.

Индустриализация

Цели индустриализации:

Достижение экономической независимости.

Создание мощного ВПК.

Ликвидация технико-экономической отсталости СССР.

Как и в годы НЭПа, самым актуальным вопросом был вопрос об источниках средств для индустриализации. В силу сложного международного положения СССР эти источники должны были быть исключительно внутренними.

Способы (пути) получения средств для индустриализации:

Перекачка средств из сельского хозяйства (коллективизация) и легкой промышленности. Все предприятия были разделены на две категории. Категория «А» - стратегически важные предприятия и предприятия производящие средства производства (тяжелая промышленность); категория «Б» - второстепенные предприятия, обслуживающие потребности населения (легкая промышленность). Предприятия категории «Б» финансировались по остаточному принципу.

Монополия государства на внешнюю торговлю (экспортируются зерно, золото, сырье). Все вырученные средства шли на закупку промышленного оборудования.

Конфискация средств у частного сектора. Делалось это как косвенно – через непомерные налоги, так и непосредственно – через прямой административный нажим. В промышленности и торговле частный сектор был окончательно свернут в 1933 г.

Изъятие средств у населения через увеличение налогов, повышение цен, карточную систему распределения товаров (с 1928 по 1934 гг.) и продажу облигаций. Уровень жизни в годы индустриализации упал в два раза.

Использование трудового энтуз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: