Стиль Ампир – начало 19 века; журнал, книга, новые шрифты.




Знакомство с новой художественной эпохой, ее стилем и местом в развитии полиграфии. Основные стилистические особенности стиля Ампир с акцентом на русское книжное дело.

Жанры: массовые и специализированные издания с месячной, еженедельной, ежедневной периодичностью, разовые листки, бюллетени, брошюры и небольшие рекламные вкладыши. Книжное оформление.

Характерные новшества стиля Ампир: виньетки, типографские украшения, шрифтовые гарнитуры классицистической антиквы (Дидо, бодони и пр.)

Иллюстрации: гравюра, литография.

 

Практическое задание:

Разработка и выполнение эскиза журнальной страницы эпохи Ампир.

Страница должна включать: иллюстрации в технике гравюры (можно брать из любых источников: сканы, интернет и пр.), характерные для стиля Ампир шрифты; рекламные объявления в стиле данной эпохи с наборными нешрифтовыми украшениями (рамками, виньетками и пр.).

 

Раздел 2 (4 семестр)

Исторические стили в графическом дизайне и рекламе 19 – 20 веков.

Тема 8

Колониальная эпоха конца 19 века; "Викторианский стиль", особенности его бытования в России.

Подробное знакомство с викторианской эпохой в области рекламы, полиграфии, графики.

Художественный метод викторианского стиля (шрифты, компоновка листа, рекламной полосы, плаката, афиши, листовки, упаковки, торговой марки).

Бурное развитие периодической печати в конце 19 века; рекламные объявления, рекламные страницы, особенности композиции и графики. Товарная упаковка периода бурного развития капитализма в Европе и Америке (вторая половина 19 века). Влияние колониального периода на искусство Европейских стран, – открытие японской графики и знаковых систем самурайских родов.

Включение профессиональных русских живописцев в конце 19 века в процесс художественного рекламирования. Появление многоцветного плаката в России. Зарождение в Росси рекламных агентств.

"Викторианский" стиль в издательских искусствах, построение характерной полосы набора с иллюстрациями. Излюбленные графические приемы – характерные линии рамок, орнаментов и заставок. Многословность рекламных текстов. Натуралистическая, лобовая иллюстрация в рекламе.

Иллюстрации в технике гравюры и литографии. Реклама викторианского периода. Изобилие рисованных изображений на рекламных полосах газет (Россия). Первые полосы изданий отдаются рекламе.

Наружная реклама в Европейских столицах второй половины 19 века. Театральная афиша того времени. Товарная упаковка и этикетка.

Первая выставка русских живописцев - авторов плаката в 1897 г. в Петербурге (Врубель, Коровин, Лансере, Кустодиев, братья Васнецовы и др.)

Утверждение в сознании аудитории той или иной торговой марки входит к концу 19 века в постоянную практику.

Вывеска в русском городе, их примитивный натурализм.

Практическое задание:

Выполнение макета разворота печатного издания (по выбору) в викторианском стиле. Размер – в пределах площади формата А-4.

 

Тема 9

Стиль "модерн": 90-е гг. XIX века – 10-е гг. XX в.

Знакомство со стилем и тем новым, что он привнес в технологии печати и рекламы.

Стиль "Модерн" в искусстве разных европейских стран. Зарождение дизайна как синтетического вида искусства. Особенности компонования наборной полосы эпохи “модерн”.

Знакомство со стилем "модерн" – 90-е гг. XIX века – 10-е гг. XX в. "Модерн" и его преломление в разных европейских странах. "Северный" модерн, австрийиский стиль "сецессия", франц. "арт нуво", плакат Тулуз-Лотрека, Жюля Шере. Цветовая гамма той эпохи.

Интерес к национальному европейскому средневековью, в том числе в России – появление т.н. "неорусского стиля". Знаменитые художники-графики (Бердслей в Англии, "мирискусники" в России и др). Журнальная периодика ("Мир искусства"). Зарождение дизайна как синтетического вида искусства в результате обращения художников к прикладным видам творчества, к среде обитания, к бытовым предметам. Появление дизайна как результата демократизации в сфере искусства, его выхода в широкие слои населения (упаковка промышленных товаров, уличный рекламный плакат, рекламная полоса в журнале, поздравительная открытка).

Особенности компонования наборной полосы. Новая типографская техника, характерные шрифтовые гарнитуры стиля "модерн". В газетно-журнальной периодике: тексты рекламных объявлений становятся компактнее, емче ("Стой!", "Новость!", "Распродажа!")

Появление стиля как всеобъемлющего явления во всех видах искусства, в т.ч. прикладного, а также в декоре (дизайне) интерьеров, в архитектуре, промышленном дизайне, дизайне одежды, мебели, керамике и стекле.

1913 г. – вернисаж мастеров вывески, организованный группой "Бубновый валет" (открытие Нико Пиросмани).

Практическое задание:

Эскизные варианты макета печатного издания (по выбору) или одной этикетки (открытки) в стиле "модерн".

Использовать готовые иллюстрации (источники – интернет, сканы из книг и пр.); шрифты стиля “модерн”, характерные особенности композиции. Цветовая гамма – цвета чуть приглушенные, натуральные.

 

Тема 10

Эпоха "конструктивизма" ("футуризма"): конец 10-х – начало 30-х гг. XX в.

Эпоха в развитии рекламы и графического дизайна, оказавшая самое заметное влияние на графический дизайн современности.

Осмысление эпохи “конструктивизма”: широкий приход фотографии в полиграфическую продукцию; характерные шрифты; первые дизайнерские школы Европы и России; новые приемы книжного оформления.

Знакомство со стилем "конструктивизм" ("футуризм") – конец 10-х – начало 30-х гг. XX в. Развитие стиля совпало с крупнейшими переломными моментами в истории Европы (I мировая война, русская революция). Стиль "конструктивизм" как всеобъемлющий стиль в искусстве, его проявления в живописи ("кубизм", "абстракционизм"; в архитектуре – Ле Корбюзье, советский конструктивизм периода "бумажной архитектуры", другие области дизайна (мебель, интерьер и др.)

Характерные черты стиля в графических искусствах – предельное упрощение формы, пересечение взаимно перпендикулярных линий и графических структур; коллаж как один из наиболее употребительных графических приемов футуризма. Широкий приход фотографии в полиграфическую продукцию. Цветовая гамма – контрастная, цвета локальные, открытые. Характерный шрифт – различные варианты гротеска, часто до предела упрощенные по форме. Агитационно-массовое искусство. Политическая реклама. Плакатный язык как преобладающий язык эпохи.

Новые приемы книжного оформления – Л. Лисицкий, работа Маяковского

в плакате и книге. Супрематизм Малевича. Немецкая дизайнерская школа "Баухауз", ее роль в становлении систематического дизайнерского образования.

В России того времени – школы ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН. Родченко, братья Стенберги. Модулор Ле Корбюзье. Передовые дизайнерские школы начала 20 века. Пит Мондриан и Де Стейл, Вальтер Гропиус. Национальные особенности международного стиля – Алвар Аалто – основатель финского дизайна, Франк Ллойд Райт – основоположник американского дизайна.

 

Практическое задание:

Выполнение макета печатного издания (по выбору) и одной объемной упаковки в стиле "конструктивизм".

 

Тема 11

Стиль "арт-деко" – 20-е – 40-е гг. XX в.

Эпоха арт-деко в области рекламы и дизайна.

Характерные декоративные шрифты, орнаменты, излюбленные графические приемы. Фирменный стиль как одна из наиболее репрезентативных сфер графического дизайна. Проникновение искусства дизайна в различные области жизни и быта. Новые формы рекламы.

 

Эпоха, ее дух, ведущие страны – Великобритания, США. Характерные декоративные шрифты, орнаменты. Излюбленные графические приемы "арт-деко" – тоновая, цветовая и графическая "растяжка". Появление в арсенале дизайнера нового инструмента – аэрографа, особенности его употребления.

Выход на арену профессии дизайнера как таковой. Зарождение одного из важнейших жанров графического дизайна – фирменного стиля. Фирменный стилькак одна из наиболее репрезентативных сфер графического дизайна. Излюбленные сюжеты рекламных плакатов "арт-деко" – виды техники (пароходы, поезда, мотоциклы, автомобили).

Начало технической революции, появление характерных форм рекламного плаката. Журнал "Вог" как глашатай стиля эпохи. Проникновение искусства дизайна в различные области жизни и быта современника вызывает к жизни новые многочисленные формы дизайна и рекламы (телевизионной рекламы, различных периодических и рекламных изданий, радиорекламы и др.)

 

Практическое задание:

Выполнение макета печатного издания (по выбору) в стиле "арт-деко". Размер – в пределах формата А-4. Можно использовать: тоновые или графические “растяжки”, орнаменты, орнаментированные шрифты стиля Арт-деко, характерную тематику (средства транспорта той эпохи, дамы, зубная паста и пр.)

 

Тема 12

Послевоенная эпоха. Стиль "Поздний модерн".

Характеристика того нового, что принесло послевоенное время в область графического дизайна.

Перемены в технологии печатного дела и подготовке макетов печатных изданий. Процесс выделения графического дизайна в самостоятельный вид художественного творчества; знак и фирменный стиль эпохи “поздний модерн”; новое в рекламе и маркетинге.

 

Послевоенная эпоха. Стиль "поздний модерн". Выделение графического дизайна в самостоятельный вид художественного творчества. Перемены в технологии печатного дела и подготовке макетов печатных изданий. Офсетная печать как преобладающий способ печати. Фотография, ее ведущая роль в дизайнерском творчестве того времени.

Особенности стиля в национальных школах – швейцарской, американской, английской, польской, японской и др. Излюбленные графические приемы, – противопоставление большого и маленького изображений на печатном листе, выдающаяся роль мелкой детали; модульная система в построении полосы печатных изданий. Шрифты той эпохи (гарнитура "гельветика" как один из любимых шрифтов и др.) Рекламный плакат, политический плакат: эпоха "противостояния систем" – советская агитационная графика и политический плакат, западный плакат эпохи "хиппи" и расцвета рок-движения. Выставки и конкурсы графического дизайна, профессиональные журналы и школы.

Сложение системы дизайнерского образования. Знак и фирменный стиль. Реклама и маркетинг.

 

Практическое задание:

Выполнение макета печатного издания (по выбору) в стиле "поздний модерн". Размер – в пределах формата А-4.

Использовать в работе шрифты соответствующей эпохи, иллюстрации – ч/б и цветное фото. Характерные композиционные особенности: простота, лаконичность и ясность композиции; контраст по размеру между главными и второстепенными элементами композиции; строгая посадка по модульной сетке и линиям связи всех элементов композиции.

 

Тема 13

80-е гг. XX в. Стиль "Пост модерн" (“Новая волна”).

Революционный прорыв в дизайне (компьютерные технологии) и то новое, что они привнесли в художественные возможности дизайнера-графика; революционные изменения в предпечатной подготовке изданий. Излюбленные графические приемы стиля.

Знакомство со стилем "пост модерн" – 80-е гг. XX в. Появление компьютера с периферией (сканер, принтер, копировальное устройство) как основного инструмента дизайнера-графика и связанные с этим новые возможности в творчестве – многовариантность обработки фотоизображений, появление огромного количества шрифтов и др. Революционные изменения в предпечатной подготовке изданий.

Излюбленные графические приемы стиля – многослойный коллаж; шрифты, имитирующие буквы на электронных табло; увеличенные межбуквенные расстояния, свобода расположения элементов композиции и др. Более яркие, “химические” цвета, по сравнению с предыдущими эпохами.

 

Практическое задание:

Выполнение макета печатного издания (по выбору)

в стиле "пост модерн". Размер – в пределах формата А-4.

 

Тема 13.1

Итоговое практическое задание по темам 4 семестра:

 

Стиль нашего времени, его истоки и характерные особенности. Среда "интернет", новые возможности версий компьютерных программ и развитие видеоэффектов на телевидении как основные стилеобразующие факторы. Логика построения интернет-сайта и ее влияние на стилевые приемы графического дизайна. "Модные" шрифтовые гарнитуры первых десятилетий ХХI века и особенности построения характерного наборного текста. Цветовая гамма. Реклама в электронных изданиях.

Специфические виды продукции, с которыми имеет дело современный дизайнер-график (электронные версии изданий, дизайн интернет-сайтов, баннеров, оформление компьютерных игр и т.д).

 

Практическое задание:

Выполнение макета издания в современном актуальном стиле.

Выполнение принципиального макета журнала "Мир искусства" (разворот обложки, – 1 и 4 полосы + 1 внутренний разворот)

в любом из пройденных исторических стилей, по выбору. Формат полосы – А-4.

 

Учебно-методические материалы по дисциплине:

Литература

а) основная литература:

1. История отечественной рекламы. 1917–1990: Учебное пособие

Автор: Учёнова В.В.
Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.

2. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа?: учебное пособие

Автор: Учёнова В.В.
Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.

3. Социальная реклама. Теория и практика: учебное пособие

Автор: Кузнецов П.А.
Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.

4. Политическая реклама. Теория и практика: учебное пособие

Автор: Кузнецов П.А.
Издательство: Юнити-Дана, 2010 г.

5. Основы рекламы: Учебник

Автор: Антипов К.В.
Издательство: Дашков и К, 2012 г.

6. История рекламы: учебник

Авторы: Учёнова В.В., Старых Н.В.
Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.

7. Введение в специальность. Реклама: учебное пособие

Авторы: Марочкина С.С., Дмитриева Л.М., Азарова Е.В.
Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.

8. История отечественной и зарубежной рекламы: Учебник

Автор: Трушина Л.Е.
Издательство: Дашков и К, 2012 г.

9. Архетип и символ в рекламе: учебное пособие

Авторы: Пендикова И.Г., Ракитина Л.С.
Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.

10. Русская книжная культура на рубеже XIX–XX веков: Монография

Автор: Аксёнова Г.В.
Издательство: МПГУ, 2011 г.

 

б) дополнительная литература:

1. Erhardt D.Stiebner/Helmut Huber/Heribert Zahn, "Types +Symbols", Munchen, 1992

2. В.В. Ученова, Н.В. Старых. "Истроия, детство и отрочество рекламы", Обнинск, 1994г.

3. И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев, “Золотое сечение”, 1990 г.

4. Е.И. Иткина, “Русский рисованный лубок конца XVIII – начала XX века”, Москва, Русская книга, 1992 г.

5. Ц.Г. Нессельштраус “Немецкая первопечатная книга”, Аксиома, РХГИ, 2000

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Конспекты лекций по материалам 1 и 2 семестров на электронных носителях (библиотека НОУ ВПО “ИДПИГО”)

2. Видеоматериалы к разделам курса на электронных носителях (библиотека НОУ ВПО “ИДПИГО”)

 

https://kak.ru/ Российский журнал по графическому дизайну “Как”

https://red-dot.de/ крупнейший немецкий ежегодный конкурс дизайна с галереей работ-победителей

https://www.plakaty.ru/ российские плакаты разных лет

https://nmca.boico.net/ портал по журналам

https://www.sreda.boom.ru/libr.htm – литература по графическому дизайну

https://designarchives.aiga.org/ американский ресурс по торговым маркам и логотипа

 

г) программное обеспечение:

Microsoft Word, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):

1. компьютерное и мультимедийное оборудование

2. пакет прикладных обучающих программ;

3. электронная библиотека курса; электронные учебные пособия-таблицы.

 

Разработчики:

НОУ ВПО «ИДПИГО»   Зав. кафедрой дизайна, член Союза художников России, Шкоркина Г.П.      
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)  
НОУ ВПО «ИДПИГО»   Доцент кафедры дизайна, член Союза дизайнеров, Шкоркин А.А.      
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: