Знакомство с новой художественной эпохой, ее стилем и местом в развитии полиграфии. Основные стилистические особенности стиля Ампир с акцентом на русское книжное дело.
Жанры: массовые и специализированные издания с месячной, еженедельной, ежедневной периодичностью, разовые листки, бюллетени, брошюры и небольшие рекламные вкладыши. Книжное оформление.
Характерные новшества стиля Ампир: виньетки, типографские украшения, шрифтовые гарнитуры классицистической антиквы (Дидо, бодони и пр.)
Иллюстрации: гравюра, литография.
Практическое задание:
Разработка и выполнение эскиза журнальной страницы эпохи Ампир.
Страница должна включать: иллюстрации в технике гравюры (можно брать из любых источников: сканы, интернет и пр.), характерные для стиля Ампир шрифты; рекламные объявления в стиле данной эпохи с наборными нешрифтовыми украшениями (рамками, виньетками и пр.).
Раздел 2 (4 семестр)
Исторические стили в графическом дизайне и рекламе 19 – 20 веков.
Тема 8
Колониальная эпоха конца 19 века; "Викторианский стиль", особенности его бытования в России.
Подробное знакомство с викторианской эпохой в области рекламы, полиграфии, графики.
Художественный метод викторианского стиля (шрифты, компоновка листа, рекламной полосы, плаката, афиши, листовки, упаковки, торговой марки).
Бурное развитие периодической печати в конце 19 века; рекламные объявления, рекламные страницы, особенности композиции и графики. Товарная упаковка периода бурного развития капитализма в Европе и Америке (вторая половина 19 века). Влияние колониального периода на искусство Европейских стран, – открытие японской графики и знаковых систем самурайских родов.
|
Включение профессиональных русских живописцев в конце 19 века в процесс художественного рекламирования. Появление многоцветного плаката в России. Зарождение в Росси рекламных агентств.
"Викторианский" стиль в издательских искусствах, построение характерной полосы набора с иллюстрациями. Излюбленные графические приемы – характерные линии рамок, орнаментов и заставок. Многословность рекламных текстов. Натуралистическая, лобовая иллюстрация в рекламе.
Иллюстрации в технике гравюры и литографии. Реклама викторианского периода. Изобилие рисованных изображений на рекламных полосах газет (Россия). Первые полосы изданий отдаются рекламе.
Наружная реклама в Европейских столицах второй половины 19 века. Театральная афиша того времени. Товарная упаковка и этикетка.
Первая выставка русских живописцев - авторов плаката в 1897 г. в Петербурге (Врубель, Коровин, Лансере, Кустодиев, братья Васнецовы и др.)
Утверждение в сознании аудитории той или иной торговой марки входит к концу 19 века в постоянную практику.
Вывеска в русском городе, их примитивный натурализм.
Практическое задание:
Выполнение макета разворота печатного издания (по выбору) в викторианском стиле. Размер – в пределах площади формата А-4.
Тема 9
Стиль "модерн": 90-е гг. XIX века – 10-е гг. XX в.
Знакомство со стилем и тем новым, что он привнес в технологии печати и рекламы.
Стиль "Модерн" в искусстве разных европейских стран. Зарождение дизайна как синтетического вида искусства. Особенности компонования наборной полосы эпохи “модерн”.
|
Знакомство со стилем "модерн" – 90-е гг. XIX века – 10-е гг. XX в. "Модерн" и его преломление в разных европейских странах. "Северный" модерн, австрийиский стиль "сецессия", франц. "арт нуво", плакат Тулуз-Лотрека, Жюля Шере. Цветовая гамма той эпохи.
Интерес к национальному европейскому средневековью, в том числе в России – появление т.н. "неорусского стиля". Знаменитые художники-графики (Бердслей в Англии, "мирискусники" в России и др). Журнальная периодика ("Мир искусства"). Зарождение дизайна как синтетического вида искусства в результате обращения художников к прикладным видам творчества, к среде обитания, к бытовым предметам. Появление дизайна как результата демократизации в сфере искусства, его выхода в широкие слои населения (упаковка промышленных товаров, уличный рекламный плакат, рекламная полоса в журнале, поздравительная открытка).
Особенности компонования наборной полосы. Новая типографская техника, характерные шрифтовые гарнитуры стиля "модерн". В газетно-журнальной периодике: тексты рекламных объявлений становятся компактнее, емче ("Стой!", "Новость!", "Распродажа!")
Появление стиля как всеобъемлющего явления во всех видах искусства, в т.ч. прикладного, а также в декоре (дизайне) интерьеров, в архитектуре, промышленном дизайне, дизайне одежды, мебели, керамике и стекле.
1913 г. – вернисаж мастеров вывески, организованный группой "Бубновый валет" (открытие Нико Пиросмани).
Практическое задание:
Эскизные варианты макета печатного издания (по выбору) или одной этикетки (открытки) в стиле "модерн".
|
Использовать готовые иллюстрации (источники – интернет, сканы из книг и пр.); шрифты стиля “модерн”, характерные особенности композиции. Цветовая гамма – цвета чуть приглушенные, натуральные.
Тема 10
Эпоха "конструктивизма" ("футуризма"): конец 10-х – начало 30-х гг. XX в.
Эпоха в развитии рекламы и графического дизайна, оказавшая самое заметное влияние на графический дизайн современности.
Осмысление эпохи “конструктивизма”: широкий приход фотографии в полиграфическую продукцию; характерные шрифты; первые дизайнерские школы Европы и России; новые приемы книжного оформления.
Знакомство со стилем "конструктивизм" ("футуризм") – конец 10-х – начало 30-х гг. XX в. Развитие стиля совпало с крупнейшими переломными моментами в истории Европы (I мировая война, русская революция). Стиль "конструктивизм" как всеобъемлющий стиль в искусстве, его проявления в живописи ("кубизм", "абстракционизм"; в архитектуре – Ле Корбюзье, советский конструктивизм периода "бумажной архитектуры", другие области дизайна (мебель, интерьер и др.)
Характерные черты стиля в графических искусствах – предельное упрощение формы, пересечение взаимно перпендикулярных линий и графических структур; коллаж как один из наиболее употребительных графических приемов футуризма. Широкий приход фотографии в полиграфическую продукцию. Цветовая гамма – контрастная, цвета локальные, открытые. Характерный шрифт – различные варианты гротеска, часто до предела упрощенные по форме. Агитационно-массовое искусство. Политическая реклама. Плакатный язык как преобладающий язык эпохи.
Новые приемы книжного оформления – Л. Лисицкий, работа Маяковского
в плакате и книге. Супрематизм Малевича. Немецкая дизайнерская школа "Баухауз", ее роль в становлении систематического дизайнерского образования.
В России того времени – школы ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН. Родченко, братья Стенберги. Модулор Ле Корбюзье. Передовые дизайнерские школы начала 20 века. Пит Мондриан и Де Стейл, Вальтер Гропиус. Национальные особенности международного стиля – Алвар Аалто – основатель финского дизайна, Франк Ллойд Райт – основоположник американского дизайна.
Практическое задание:
Выполнение макета печатного издания (по выбору) и одной объемной упаковки в стиле "конструктивизм".
Тема 11
Стиль "арт-деко" – 20-е – 40-е гг. XX в.
Эпоха арт-деко в области рекламы и дизайна.
Характерные декоративные шрифты, орнаменты, излюбленные графические приемы. Фирменный стиль как одна из наиболее репрезентативных сфер графического дизайна. Проникновение искусства дизайна в различные области жизни и быта. Новые формы рекламы.
Эпоха, ее дух, ведущие страны – Великобритания, США. Характерные декоративные шрифты, орнаменты. Излюбленные графические приемы "арт-деко" – тоновая, цветовая и графическая "растяжка". Появление в арсенале дизайнера нового инструмента – аэрографа, особенности его употребления.
Выход на арену профессии дизайнера как таковой. Зарождение одного из важнейших жанров графического дизайна – фирменного стиля. Фирменный стилькак одна из наиболее репрезентативных сфер графического дизайна. Излюбленные сюжеты рекламных плакатов "арт-деко" – виды техники (пароходы, поезда, мотоциклы, автомобили).
Начало технической революции, появление характерных форм рекламного плаката. Журнал "Вог" как глашатай стиля эпохи. Проникновение искусства дизайна в различные области жизни и быта современника вызывает к жизни новые многочисленные формы дизайна и рекламы (телевизионной рекламы, различных периодических и рекламных изданий, радиорекламы и др.)
Практическое задание:
Выполнение макета печатного издания (по выбору) в стиле "арт-деко". Размер – в пределах формата А-4. Можно использовать: тоновые или графические “растяжки”, орнаменты, орнаментированные шрифты стиля Арт-деко, характерную тематику (средства транспорта той эпохи, дамы, зубная паста и пр.)
Тема 12
Послевоенная эпоха. Стиль "Поздний модерн".
Характеристика того нового, что принесло послевоенное время в область графического дизайна.
Перемены в технологии печатного дела и подготовке макетов печатных изданий. Процесс выделения графического дизайна в самостоятельный вид художественного творчества; знак и фирменный стиль эпохи “поздний модерн”; новое в рекламе и маркетинге.
Послевоенная эпоха. Стиль "поздний модерн". Выделение графического дизайна в самостоятельный вид художественного творчества. Перемены в технологии печатного дела и подготовке макетов печатных изданий. Офсетная печать как преобладающий способ печати. Фотография, ее ведущая роль в дизайнерском творчестве того времени.
Особенности стиля в национальных школах – швейцарской, американской, английской, польской, японской и др. Излюбленные графические приемы, – противопоставление большого и маленького изображений на печатном листе, выдающаяся роль мелкой детали; модульная система в построении полосы печатных изданий. Шрифты той эпохи (гарнитура "гельветика" как один из любимых шрифтов и др.) Рекламный плакат, политический плакат: эпоха "противостояния систем" – советская агитационная графика и политический плакат, западный плакат эпохи "хиппи" и расцвета рок-движения. Выставки и конкурсы графического дизайна, профессиональные журналы и школы.
Сложение системы дизайнерского образования. Знак и фирменный стиль. Реклама и маркетинг.
Практическое задание:
Выполнение макета печатного издания (по выбору) в стиле "поздний модерн". Размер – в пределах формата А-4.
Использовать в работе шрифты соответствующей эпохи, иллюстрации – ч/б и цветное фото. Характерные композиционные особенности: простота, лаконичность и ясность композиции; контраст по размеру между главными и второстепенными элементами композиции; строгая посадка по модульной сетке и линиям связи всех элементов композиции.
Тема 13
80-е гг. XX в. Стиль "Пост модерн" (“Новая волна”).
Революционный прорыв в дизайне (компьютерные технологии) и то новое, что они привнесли в художественные возможности дизайнера-графика; революционные изменения в предпечатной подготовке изданий. Излюбленные графические приемы стиля.
Знакомство со стилем "пост модерн" – 80-е гг. XX в. Появление компьютера с периферией (сканер, принтер, копировальное устройство) как основного инструмента дизайнера-графика и связанные с этим новые возможности в творчестве – многовариантность обработки фотоизображений, появление огромного количества шрифтов и др. Революционные изменения в предпечатной подготовке изданий.
Излюбленные графические приемы стиля – многослойный коллаж; шрифты, имитирующие буквы на электронных табло; увеличенные межбуквенные расстояния, свобода расположения элементов композиции и др. Более яркие, “химические” цвета, по сравнению с предыдущими эпохами.
Практическое задание:
Выполнение макета печатного издания (по выбору)
в стиле "пост модерн". Размер – в пределах формата А-4.
Тема 13.1
Итоговое практическое задание по темам 4 семестра:
Стиль нашего времени, его истоки и характерные особенности. Среда "интернет", новые возможности версий компьютерных программ и развитие видеоэффектов на телевидении как основные стилеобразующие факторы. Логика построения интернет-сайта и ее влияние на стилевые приемы графического дизайна. "Модные" шрифтовые гарнитуры первых десятилетий ХХI века и особенности построения характерного наборного текста. Цветовая гамма. Реклама в электронных изданиях.
Специфические виды продукции, с которыми имеет дело современный дизайнер-график (электронные версии изданий, дизайн интернет-сайтов, баннеров, оформление компьютерных игр и т.д).
Практическое задание:
Выполнение макета издания в современном актуальном стиле.
Выполнение принципиального макета журнала "Мир искусства" (разворот обложки, – 1 и 4 полосы + 1 внутренний разворот)
в любом из пройденных исторических стилей, по выбору. Формат полосы – А-4.
Учебно-методические материалы по дисциплине:
Литература
а) основная литература:
1. История отечественной рекламы. 1917–1990: Учебное пособие
Автор: Учёнова В.В. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
2. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа?: учебное пособие
Автор: Учёнова В.В. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
3. Социальная реклама. Теория и практика: учебное пособие
Автор: Кузнецов П.А. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
4. Политическая реклама. Теория и практика: учебное пособие
Автор: Кузнецов П.А. Издательство: Юнити-Дана, 2010 г.
5. Основы рекламы: Учебник
Автор: Антипов К.В. Издательство: Дашков и К, 2012 г.
6. История рекламы: учебник
Авторы: Учёнова В.В., Старых Н.В. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
7. Введение в специальность. Реклама: учебное пособие
Авторы: Марочкина С.С., Дмитриева Л.М., Азарова Е.В. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
8. История отечественной и зарубежной рекламы: Учебник
Автор: Трушина Л.Е. Издательство: Дашков и К, 2012 г.
9. Архетип и символ в рекламе: учебное пособие
Авторы: Пендикова И.Г., Ракитина Л.С. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
10. Русская книжная культура на рубеже XIX–XX веков: Монография
Автор: Аксёнова Г.В. Издательство: МПГУ, 2011 г.
б) дополнительная литература:
1. Erhardt D.Stiebner/Helmut Huber/Heribert Zahn, "Types +Symbols", Munchen, 1992
2. В.В. Ученова, Н.В. Старых. "Истроия, детство и отрочество рекламы", Обнинск, 1994г.
3. И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев, “Золотое сечение”, 1990 г.
4. Е.И. Иткина, “Русский рисованный лубок конца XVIII – начала XX века”, Москва, Русская книга, 1992 г.
5. Ц.Г. Нессельштраус “Немецкая первопечатная книга”, Аксиома, РХГИ, 2000
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. Конспекты лекций по материалам 1 и 2 семестров на электронных носителях (библиотека НОУ ВПО “ИДПИГО”)
2. Видеоматериалы к разделам курса на электронных носителях (библиотека НОУ ВПО “ИДПИГО”)
https://kak.ru/ Российский журнал по графическому дизайну “Как”
https://red-dot.de/ крупнейший немецкий ежегодный конкурс дизайна с галереей работ-победителей
https://www.plakaty.ru/ российские плакаты разных лет
https://nmca.boico.net/ портал по журналам
https://www.sreda.boom.ru/libr.htm – литература по графическому дизайну
https://designarchives.aiga.org/ американский ресурс по торговым маркам и логотипа
г) программное обеспечение:
Microsoft Word, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):
1. компьютерное и мультимедийное оборудование
2. пакет прикладных обучающих программ;
3. электронная библиотека курса; электронные учебные пособия-таблицы.
Разработчики:
НОУ ВПО «ИДПИГО» | Зав. кафедрой дизайна, член Союза художников России, Шкоркина Г.П. | ||||
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) |
НОУ ВПО «ИДПИГО» | Доцент кафедры дизайна, член Союза дизайнеров, Шкоркин А.А. | ||||
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) |