Что двигает кривую спроса? Неценовые детерминанты спроса.




Но все случаи, которые мы рассматривали, связаны с изменением цены товара, что влияет на величину спроса, или одно из значений функции спроса. Сама функция, то есть спрос при этом не меняется. Но неужели объем покупок того или иного товара определяет только его цена? Конечно же, нет. Вам не надо особенно напрягаться, чтобы представить, какие причины – в теории рынка их называют неценовыми детерминантами – влияют на изменение спроса. Под влиянием этих факторов влияния спрос меняется – растет или падает, что отражается сдвигом кривой спроса. Увеличение спроса означает, что при каждом уровне цены потреби­тели готовы купить больший объем товара, чем прежде. При увели­чении спроса кривая спроса сдвигается вправо – вверх. Снижение спроса означает, что при каждом уровне цены потребители готовы купить меньший объем товара, чем прежде. При снижении спроса кривая спроса сдвигается влево – вниз.

 

Р Рост спроса Р Снижение спроса

 

               
     
 
   

 


D D1 D

D1

Q Q1 Q Q1 Q Q

 

Что же влияет на изменение спроса?

• Вспомним, что функция спроса – это функция наших хотений, а хотенья определяются теми или иными предпочтениями каждого отдельно взятого потребителя, а затем складываются в рыночный спрос.

Итак, детерминанта №1 – вкусы и предпочтения потребителейТ (от англ. taste). Эта детерминанта, или фактор влияния, подразумевает самые разные условия: личные пристрастия, сезон, моду, жару или холод, победу или поражение национальной сборной по футболу и т.д.,то есть, насколько данный товар нравится (или не нравится) потребителю. Если мнение потребителя о данном товаре улучшилось, например, под воздействием рекламы, отзывов окружающих или моды, то спрос на него возрастет. Потребитель го­тов будет приобрести при данной цене больший объем товара или же заплатить более высокую цену за данное количество товара. То есть между предпочтениями и величиной спроса связь прямая (+).

• Очевидно влияние на изменение спроса толщины кошелька. Детерминантой №2, другим важнейшим фактором влияния является доход потребителя. И вот тут возможны варианты. Если вы привыкли полдничать бутербродом с икрой – заморской, баклажанной – в силу не очень толстого кошелька, но предпочли бы бутерброд с икрой родной, лососевой, то при соответствующем росте дохода, вы с воодушевлением откажитесь от заморской икры в пользу отечественной. Интересное получается дело: доход растет, но при этом спрос на баклажанную икру падает, то есть обнаруживает обратную связь с изменением дохода, а на лососевую растет, демонстрируя прямую связь роста дохода и потребления. В соответствии с неоднозначным поведением спроса на те или иные блага при изменении дохода, экономисты разделили экономические блага с точки зре­ния потребителя на нормальные и инфериорные. Нормальные блага нормально реагируют на изменение дохода – куда доход, туда и спрос (лососевая икра), а инфериорные реагируют на изменение дохода в обратную сторону (баклажанная икра).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: