Влияние снижения цены дополняющего товара на рассматриваемый товар.




• Человеку как Ноmo sapiens свойственны мечтательность и страхи; человеку как Ноmo economicus свойственны ожидания. Ожидания потребителей (expectations) относительно будущих событий изменяют спрос на данный товар уже в настоящем. Чего ожидает потребитель? Как правило, эти ожидания связаны с изменением получаемого дохода и цен. Если человек ожидает прибавку к зарплате, то он в предвкушении роста дохода может купить себе, например, незапланированный костюм, используя деньги, отложенные на летний отдых, полагая, что без труда восстановит истраченное из будущих доходов. При этом текущий спрос на костюмы вырастет. Напротив, ожидание экономического спада и возможности потерять работу и заработок, заставляет людей откладывать запланированные покупки, уменьшая тем самым текущий спрос.

Так, ожидание сезонных распродаж, то есть снижения цен, подвигает рачительных хозяек отложить покупку самых разных товаров, необходимость в которых не требует сиюминутного удовлетворения. При этом текущий спрос падает. Ожидание роста цен на тот или иной товар, например, засуха и ожидаемый вследствие этого неурожай зерновых, наоборот, побуждает людей делать покупки «про запас», увеличивая текущий спрос. Таким образом, ожидание роста дохода Iе и цен Pe, увеличивает текущий спрос, а ожидание их снижения сокращает текущий спрос. Не всегда ожидания и изменения спроса характеризует прямая зависимость. Разумеется, потребитель может ожидать не только изменения цен и дохода. Если, например, ожидается, что в скором време­ни будет выпущена новая улучшенная модель автомобиля, то, скорее всего, спрос на текущую модель снизится. Таким образом, различные ожидания оказывают различное влияние на спрос.

• Изменяется спрос и под воздействием государственного регулирования экономики. Вспомните модель кругооборота – и домохозяйства (потребители), и фирмы (производители) вносят свою лепту в государственный бюджет в виде налогов. Налоги на потребителей, как правило, включаются в цену товаров и услуг.Цена, уплачиваемая потребителем, является для него затратами, ко­торые он несет при покупке. Налоги (Тх) увеличивают значение общей стоимости покупки. Таким образом, введение или повышение налога для потребителя равносильно тому, что он должен заплатить более высокую цену за каждую единицу товара. В результате спрос на товар снижается. Снижение или отмена налога приводит к росту спроса на товар.

Но из той жемодели кругооборота следует и другое направление государственного регулирования - субсидии (трансферты) потребителям. Трансферт (Tr) можно рассматривать как налог с отрицательным значением плате­жа, поэтому его воздействие прямо противоположно рассмотренно­му ранее. Повышение субсидии снижает величину общей стоимости покупки. Таким образом, введение субсидии для потребителя рав­носильно тому, что он должен заплатить меньшую цену за каждую единицу товара, то есть введение субсидии приводит к росту спроса на товар, а ее отмена – к снижению спроса.

 

• Еще один фактор, влияющий на спрос, – количество потребителей. Действительно, есть разница между тем, когда в магазин пришел один ученик и купил, например, одну шоколадку, и когда в магазин зашли двадцать учеников с намерением купить по крайней мере по одной шоколадке. Таким образом, чем больше количество потреби­телей, тем выше рыночный спрос. Если число потребителей вырас­тет, спрос на товар увеличится. Если число потребителей снизится, спрос на товар сократится.

 

 
 


Проверь себя!

Ответьте "1", если высказывание верно, и "2", если высказывание неверно.

 

1. Рост цен на джинсы может привести к уменьшению спроса на них.

2. Смещение кривой спроса на модный велосипед может произойти по причине

снижения его цены.

3. Спрос изменится, если бум рождаемости привел к увеличению импорта детского

питания в страну.

4. Спрос изменится, если в ожидании нового витка роста цен население стало делать

запасы круп и макаронных изделий.

5. Рост потребительских доходов вызовет расширение спроса на все товары.

6. Спрос изменится, если доходы выросли, и люди стали больше покупать фруктового

сока.

7. При росте доходов покупателей кривая спроса на макароны сдвигается вправо-вверх.

8. В обычном понимании два товара Х и Y называются дополняющими, если рост цены

товара X ведет (при прочих равных условиях) к падению спроса на товар Y.

9. Падение цены на товар приведет к росту спроса на его товар-субститут.

10. Если растет цена на кожаные сапоги, кривая спроса на обувной крем сдвигается влево-

вниз.

11. Если увеличивается цена на лыжи, величина спроса на лыжные ботинки снижается

12. Если повышается цена на швейные машины, то величина спроса на иглы к ним

снизится.

13. Увеличение спроса означает сдвиг кривой спроса вправо и вверх.

 

Ответы:

 

1.2; 2.2; 3.1; 4.1; 5.2; 6.1; 7.2; 8.1; 9.2; 10.1; 11.1; 12.1; 13.1;

 

Приложение 1. Факторы спроса

  Влияние Показатель Обозначение Влияние на QD
Ценовой фактор спроса изменение величины спроса (изменение точки на кривой спроса, кривая спроса не меняется, функция спроса не меняется. Движение вдоль кривой спроса. Цена данного товара Р отрицательное (-)
Неценовые факторы предложения изменение спроса (сдвиг всей кривой спроса), изменение функции спроса, изменение графика спроса. Предпочтения потребителя Е положительное (+)
  Доход потребителя I Неоднозначное (+, -)
  Цена субститута PS Положительное (+)
Цена комплемента Pc   Отрицательное (-)
Налоги   отрицательное (‑)
Субсидии Tr   положительное (+)
  Количество потребителей N положительное (+)
  Ожидания E неоднозначное

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: