Кафедра естественнонаучного образования




 

Аттестационная работа

Тема: «Использование статистики при организации практической работы в 8 классе (География Санкт-Петербурга и Ленинградской области) »

 

 

Выполнила:

Петрова Александра Юрьевна,

слушатель курсов повышения квалификации

«Методика использования статистической

учебной информации на уроках географии»

учитель географии ГОУ СОШ № 128

Калининского района Санкт-Петербурга

 

Руководитель:

Тарасова Людмила Васильевна,

старший преподаватель кафедры ЕНО

 

 

Санкт-Петербург

2020 г

 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы статистики в школьном курсе географии 4

1.1. Статистика как наука 4

1.2. Статистика в географии 4

1.3. Использование статистики при организации практической работы в школе 5

Глава 2. Организация практической работы в 8 классе с использованием

статистических данных 7

Выводы 10

Заключение 11

Список используемых источников 12

Приложения 13

 

Введение

Данная работа посвящена исследованию применения статистики в школьном курсе географии на примере организации практической работы в 8 классе.

Статистические материалы очень широко распространены в географии. Они являются неотъемлемой её частью изатрагивают абсолютно все разделы географии. Без изучения подобных показателей нет речи о полноценном усвоении географических знаний.

Умение работать со статистическими данными – это средство закрепления знаний обучающихся по географии, расширение их научного кругозора. Оно помогает дисциплинировать мышление, формулировать аргументированное мнение и выводы, чего часто стало не хватать в условиях излишнего разнообразия источников и масштабности объёмов информации.

Использование статистических данных, имеющих отношение к различным сторонам преподавания географической науки и овладения географическими знаниями, является одной из задач Концепции развития географического образования в Российской Федерации.

Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы исследования.

Объектом исследования работы является процесс организации практической работы с использованием статистических данных при изучении географии в школе.

Предметом исследования является применение различных статистических методов и данных в организации практической работы.

Целью данной работы является исследование применения статистики при организации практических работ в школьном курсе географии.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

-Изучить возможности статистики в совершенствовании формирования географического знания у обучающихся.

-Описать и проанализировать различные подходы, методы и приемы работы со статистическими данными.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2. Анализ и обобщениепередового педагогического опыта организации практических работ с использованием статистических данных.

В работе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с использованием статистики в школьном курсе географии. А также проводится анализ и обобщение использования статистических данныхв организации практических работ на уроках географии с приведением примеров из собственного и передового педагогического опыта.

Глава1. Теоретические основы статистики в школьном курсе географии

1.1. Статистика как наука

Статистика как наука возникла из практических потребностей общества. Общество является предметом изучения многих общественных наук: экономической теории, права, отраслевых экономик и т.д. От других общественных наук статистику отличает то, что она изучает количественную сторону массовых явлений.

Особенность статистики состоит в том, что статистические данные выражаются в количественной форме: статистика говорит языком цифр, дает количественную оценку изучаемых его общественных явлений.

Методом статистики является совокупность специфических приемов, которые применяет статистика для исследования своего предмета. К таким приемам относятся: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

 

1.2.Статистика в географии

Статистические материалы являются основой статистического метода исследований в географии. Владимир Павлович Максаковский в своей книге «Географическая культура» относит этот метод к категории общегеографических методов. Вот цитата из этой книги: «И все же основу количественных методов составляют, по-видимому, статистические методы, представляющие собой совокупность количественных методов сбора, обработки и анализа массовых исходных данных».

Методику применения статистических методов в школьной географии рассматривали Н.Н. Баранский, Л.М. Панчешникова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, Н.Н. Петрова, С.А. Сухин и другие.

В преподавании географии важное место занимает работа со статистическими данными. Количественные сведения ярко иллюстрируют географические объекты, процессы и явления, придают им определённость, дают представление о величине. Усвоение многих теоретических положений невозможно без привлечения статистических данных.

Статистические методы являются одними из традиционных в географических исследованиях. Поэтому их использование в проектной деятельности учащихся также необходимо.

Использование статистического метода в обучении географии в школе отличается последовательностью, в составе которой можно выделить следующие приёмы работы:

- статистическое наблюдение;

- группировку изучаемых объектов;

- вычисление статистических показателей;

- анализ полученных данных;

- представление статистических величин в графической, картографической, табличной или текстовой формах.

Обучение статистическим методам должно проходить от простого к более сложному, должно быть увязано с уровнем подготовки учеников по другим, имеющим прямое отношение к решению статистических задач предметам. Необходимо применять наряду с цифровыми данными и наглядные методы обучения: диаграммы, картограммы, климатограммы и так далее. Наглядное представление величин позволяет проще осмыслить и понять смысл приводимых статистических данных. Также помогает намного лучше понять и запомнить новый материал использование разнообразных приёмов подачи этого материала, что хорошо видно на примере прочтения и написания различных формул.

Статистический материал в преподавании географических дисциплин имеет огромное значение на протяжении всего её курса. И задача учителя научить правильно и грамотно пользоваться статистическими данными и методами. Чтобы на их основе учащиеся могли не только анализировать происходящие явления, но и делать выводы о возможном развитии процессов в будущем.

Более активному использованию статистических показателей в школьном курсе географии, усвоению основных приемов работы с ними способствуют возрастные психолого-педагогические особенности старших школьников, которые выражаются в потребностях и познавательных возможностях учащихся 15-17 летнего возраста. На этой ступени обучения учащиеся, с опорой на внутри-предметные и межпредметные связи, могут и должны глубже понимать сущность количественных и качественных характеристик проистекающих процессов и взаимосвязей в природе и обществе, самостоятельно выявлять особенности их проявления в странах и регионах мира.

 

1.3.Использование статистики при организации практической работы в школе

Усиление практической направленности учебного предмета, на которое нацеливают Концепция и ФГОС общего образования в части учебного предмета «География», требует пристального внимания педагогов к проблеме формирования умений как одному из основных компонентов в содержании географического образования.

Практические работы, предусмотренные программой, выступают важнейшим средством усиления практической значимости школьной географии и являются обязательными для выполнения учащимися. Практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации» (ст. 3 п. 7) предоставляет право учителю свободы в выборе формобучения, методов обучения и воспитания. Поэтому учитель, исходя из своегопрофессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая содержание учебнойпрограммы, особенности образовательной организации, класса, выстраивает системупрактических работ и определяет критерии её оценивания. Учитель сам определяет статуспрактической работы (обучающего, тренировочного и итогового характера).

Практическая работа – это взаимодействие ученика и учителя в таких ролях, чтобы ученик максимально себя проявил. Руководство педагога при выполнении практических работ очень важно, так как оно позволяет ученику сориентироваться, почувствовать ответственность и приступить к работе. От педагога в первую очередь требуется четкое и понятное изложение сути работы, а также качественно проведенный инструктаж. Все это позволяет учащимся не бояться действовать самостоятельно, а понять смысл работы и четко осмыслить последовательность всех действий. При этом они должны чувствовать, что в любой непонятной ситуации педагог придет на помощь и сориентирует их в том или ином сложном вопросе.

Практическая работа – это взаимодействие, которое происходит на личностном уровне. Когда преподаватель объясняет что-то всему классу или группе, то он общается сразу со всеми, но когда он подходит к конкретному человеку, то между ними устанавливается личностный контакт. Очень важно, чтобы педагог умел находить общий язык с разными учениками и каждому доносил информацию с различных точек зрения. При этом надо учитывать, что каждый ученик имеет свою скорость усвоения и переработки информации. Это не должно злить или выводить из себя учителя, так как он как профессионал должен понимать, что это вполне нормально и у всех разные интеллектуальные способности. Сложность заключается в том, чтобы совершенно разным детям качественно донести одну и ту же информацию.

Существует три основных критерия оценки. Это наличие основных показателей, правильность выполнения работы и аккуратность. После выставления оценок по всем трем критериям выводится итог. Самым важным критерием считается правильность выполнения работы.

Общие требования к организации практических работ.

При организации практических работ, важно помнить, что программа задает лишь общее направление работы, а конкретизирует содержание, определяя конкретную территорию, объем задания, учитель.

Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.

План практической работы

1.Постановка познавательной задачи (цели работы).

2. Инструктаж по ее выполнению

3.Самостоятельная работа учащихся

4.Фиксация результатов работы знания.

Глава 2. Организация практической работы в 8 классе с использованием статистических данных.

В предметных результатах изучения курса географии в 8 классе отмечено, что учащиеся должны уметь пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.Получение этих результатов невозможно без проведения практических работ учащимися.

В курсе «География России» 8-9 классов программы авторов Бариновой И.И., В.П. Дронова, И.В. Душиной, В.И. Сиротина, 8 класс выделен для изучения природы России, а 9 класс- населения и хозяйства.

В 8 классе следует обратить внимание на отработкуспособов работы со статистическими данными,чтобы при изучении населения и хозяйства в 9 классе процесс обучения был бы более эффективным,так как там большое внимание уделяется статистическим данным и работе с ними.

Но в курсе географии 8 классе изучается природа России и использование статистики небольшое. А изучение регионального раздела География Санкт -Петербурга и Ленинградской области можно использовать как подготовительный плацдарм для работы со статистикой в 9 классе.

Практические работы в этом курсе можно проводить по разным темам: Географическое положение и административное деление Ленинградской области, Климат Ленинградской области и Санкт-Петербурга, Районы Санкт-Петербурга, Население Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Здесь может быть предложена работа с разными источниками информации: чтение и анализ различных диаграмм, графиков, таблиц и карт. А также составление различных диаграмм и графиков, заполнение таблиц, выполнение различных расчетов и работа с картой.

Это могут быть небольшие практические задания, занимающие от 5 до 15 минут, или практические работы, рассчитанные на целый урок.

В данной работе представлены практические задания различного уровня сложностидля работы с разными источниками статистики, которые можно использовать при организации практических работ с использованием статистических данных.

Многие из них уже были использованы при организации практических работ с использованием статистических данных.

В качестве одного из примеров можно рассмотреть практическую работу, в которой главное место определено построению диаграммы.Работа с диаграммами обычно вызывает интерес у всех учащихся.

Эта практическая работа была составлена еще при изучении курса «История и культура Санкт-Петербурга» в 9 классе. К сожалению, сейчас этот курс практически исчез из обучения. Но некоторые разработки можно использовать и в региональном курсе География Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Работа имеет невысокий уровень сложности, поэтому ее можно использовать и в 8 классе.

Практическая работа по теме: Районы Санкт-Петербурга

Цель работы:формирование уменияработы с таблицами и составления диаграмм на основе статистической информации.

В ходе работы от учащихся требуется:

­ уметь читать таблицы, извлекая из них нужную информацию;

- строить по имеющимся статистическим данным диаграммы заданного типа

- анализировать полученные данные.

 

Используя таблицу с предложенными данными ответьте на вопросы и, выполните задания

1. Постройте столбчатые диаграммы, отражающие данные таблицы.

- по площади территории, занимаемой районами

- по количеству населения, проживающего в районах

2. Сделайте выводы о наибольших и наименьших по площади городских и пригородных районах (центральных, периферийных (спальных) и пригородных).

Сделать выводы о плотности населения в различных районах Санкт-Петербурга (центральных, периферийных(спальных) и пригородных).

Алгоритм действий

1. Выделить районы по данным признакам:

Центральные

Спальные

Пригородные

2. Выбрать наибольшее значение и рассчитать масштаб построения диаграммы.

Например: 2 см – 100 тыс. чел.

2. Расчертить на листе ось для диаграммы и выписать районы города.

3. Выбрать из таблицы те данные, которые необходимы для постройки диаграммы

4. Заполнение диаграммы используя разные цвета или виды штриховки выделяя по группам.

5. Оформление вывода по итогам работы.[3]

В данном случае диаграммы используются для наглядного представления данных. При этом диаграмма может не обеспечивать высокую точность, зато она позволяет быстро на глаз сравнивать величины между собой. Диаграмма лучше запоминается, чем таблица.Практические работы по построению диаграмм можно использовать и для интегрированных уроков.

В ходе этой работы учащиеся не только овладевают навыками постройки столбчатых диаграмм, работают с таблицами и составляю выводы, здесь присутствует и краеведческая направленность.Учащиеся получают информацию о районах города, их территориальный состав, больше узнают о городе, в котором живут.

 

 

Выводы

Подводя итог исследованию, касающемусяиспользованию статистики при организации практической работы в 8 классе нами сделаны следующие выводы:

- При обучении школьников методам работы со статистическим материалом необходимо учитывать их возраст и, соответственно, уровень подготовки.

- Обучение статистическим методам должно проходить от простого к более сложному, должно быть увязано с уровнем подготовки учеников по другим, имеющим прямое отношение к решению статистических задач предметам.

- Кроме того, статистические методы необходимо использовать в системе. Не достаточно оперировать одними лишь голыми цифрами. Это приведёт к низкому уровню подготовки учеников, так как цифры сами по себе запоминаются довольно сложно.

- Необходимо применять наряду с цифровыми данными и наглядные методы обучения: диаграммы, картограммы, климатограммы и так далее. Наглядное представление величин позволяет проще осмыслить и понять смысл приводимых статистических данных.

- Также помогает намного лучше понять и запомнить новый материал использование разнообразных приёмов подачи этого материала. Разный подход к одной и той же проблеме позволяет ученикам наиболее полно задействовать свой разум, не просто отмахнуться от задачи, а пропустить её через себя, посмотрев на неё под разными углами. А то, что осмыслено самостоятельно, остаётся в памяти на долго, практически навсегда.

- При организации практической работы с использованием статистики было бы очень эффективным, использовать межпредметные связи. Например, на уроках информатики учащиеся учатся построению различных диаграмм в программе Excel. Поэтому было бы возможно организовать интегрированный урок географии и информатики.

Задача педагога научить учащихся правильно и грамотно пользоваться статистическими данными и методами. Чтобы на их основе ученики могли не только анализировать происходящие явления, но и делать выводы о возможном развитии процессов в будущем.

 

 

Заключение

 

Данная курсовая работа была посвящена теме использования статистики при организации практической работы в 8 классе. В процессе ее написания было проведено исследование применения статистики при организации практических работ в 8 классе.

Для полного раскрытия темы курсовой работы были даны теоретические основы статистики, включающие в себя, описание статистики, как науки ироли статистики в школьном курсе географии.

В данной работе были рассмотрены практические работы как важнейшее средство в усилении практической значимости школьной географии, а также основные принципы применения статистики в организации практических работ.

В практической части отмечена необходимость организации практической работы в 8 классе с использованием статистических данных. А также описаны и проанализированы различные подходы, методы и приемы использования статистики в практических работах при изучении регионального раздела География Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование статистики при организации практической работы в 8 классе дает возможность сделать изучение географии населения и хозяйства в 9 классе более эффективным и уделять больше внимания работе со статистикой что способствуетусилению практической значимости школьной географии.

 

 

Список использованной литературы/источников информации.

 

1. Иванова С.А. Использование статистических методов в обучении географии // География и экология в школе 21 века, 2007, - №5,с. 64-67.

2. Максаковский В. П. Географическая культура.− М., 1998 г. с. 212-213.

3. Петрова Н. Н., Сухин С.А. Статистический метод// География в школе, 2004 г. - №4,с.51-55.

4. Петрова Н. Н., Сухин С. А. Статистический метод // География в школе, 2004 г. - №5, с.39-46.

5. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы/ Под ред. С.В.Васильева, О.В.Гаврилова. М.: Изд-во МГУ, 2006.

6. Гуйван А.А., Гуйван Ю.П. Создаем «атлас» сами. Учебное пособие по географии Ленинградской области. 8-9 класс. Под ред. А.В.Даринского. СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2005.

7. Финаров Д.П., Семенов С.П. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Учебное пособие для 9 класса.СПб.: Специальная литература,1996.

 

 

Приложения

 

№1

Практическая работа по теме: Климат Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Средние многолетние климатические характеристики Санкт-Петербурга.

Используя данные о среднемесячной температуре и среднемесячном количестве осадков составить климатограмму региона состоящую из графикагодового хода температуры и диаграммы годового хода осадков.

 

 

месяц                         За год
Средняя месячная температура -7,8 -7,9 -3,9 3,1 9,8 15,0 17,8 16,0 10,9 4,9 -0,3 -5,0 4,4
Среднее месячное количество осадков в мм.                          

 

По полученным данным сделать вывод, о климатическом поясе, о характере климата данного региона.

 

 

№2

Практическоезадание по теме:Географическое положение и административное деление Ленинградской области

По таблице сравните площадь области с площадью областей и республик Севера Европейской части и Центра России (площадь области равна 85,9 тыс. кв. км, что составляет около 0.055 площади Российской Федерации)

 

Область (республика) Площадь (тыс. кв. км.) В % К площади Российской Федерации
Мурманская   0,85
Архангельская   3,4
Псковская   0,32
Тверская   0,49
Нижегородская   0,43
Марий Эл   0,13
Московская   0,28

 

№3

Практическая работа по теме: Районы Санкт-Петербурга

В ходе работы от учащихся требуется:

­ уметь читать таблицы, извлекая из них нужную информацию;

- строить по имеющимся статистическим данным диаграммы заданного типа

- анализировать полученные данные

 

Используя таблицу с предложенными данными ответьте на вопросы и, выполните задания

1. Постройте столбчатые диаграммы, отражающие данные таблицы.

- по площади территории, занимаемой районами

- по количеству населения, проживающего в районах

2. Сделайте выводы о наибольших и наименьших по площади городских и пригородных районах (центральных, спальных и пригородных).

Сделать выводы о плотности населения в различных районах Санкт-Петербурга (центральных, спальных и пригородных).

Сделать вывод по Калининскому району: какое место в рейтинге занимает по площади и по плотности населения среди районов города.

 

Алгоритм действий

1. Выделить районы по данным признакам:

Центральные

Спальные

Пригородные

2. Выбрать наибольшее значение и рассчитать масштаб построения диаграммы.

Например: 2 см – 100 тыс. чел.

3. Расчертить на листе ось для диаграммы и выписать районы города.

4. Заполнение диаграммы используя разные цвета или виды штриховки выделяя по группам.

5. Оформление вывода по итогам работы.

 

 

 

Районы Санкт-Петербурга

район население, чел. (2020) площадь, км² плотность населения, чел./км²
  Адмиралтейский 159 795 13,82 11 562,6
  Василеостровский 207 482 21,47 9663,8
  Выборгский 522 746 115,52 4525,2
  Калининский 529 187 40,18 13 170,4
  Кировский 336 157 47,46  
  Колпинский 193 839 102,25 1895,7
  Красногвардейский 356 628 56,35 6328,8
  Красносельский 408 026 90,49 4509,1
  Кронштадтский 44 461 19,53 2276,5
  Курортный 79 067 268,19 294,8
  Московский 352 172 73,07 4819,7
  Невский 536 137 60,66 8838,4
  Петроградский 128 075 19,54 6554,5
  Петродворцовый 143 823 107,08 1343,1
  Приморский 573 024 109,90  
  Пушкинский 226 336 240,09 942,7
  Фрунзенский 386 537 37,52 10 302,2
  Центральный 214 572 17,77 12 075
Всего 5 398 064    

 

 

№4

Практическиезадания по теме: Население Санкт-Петербурга и Ленинградской области

В ходе работы от учащихся требуется:

­ уметь читать диаграммы, извлекая из них нужную информацию;

- анализировать полученные данные

Используя диаграмму «Занятость населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2004 г.», в %

1. Сделайте вывод о занятости населения в различных отраслях хозяйства Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

2. Ответьте на вопрос:Чем различаются занятость С-Петербурга Ленинградской области.

 

 

 

№5

Практическая работа по теме: Население Ленинградской области и Санкт-Петербурга

 

1. Проанализируйте таблицу «Динамика численности населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и укажите:

А) в какие периоды население области увеличивалось быстро.

Б) средний размер ежегодного прироста населения области за 1959-1970гг, за 1970-1979гг,за 1979-1989 гг., за 1989-1998гг. (для этого полученный за каждое десятилетие прирост населения разделить на 10)

Например:

1399-1245=:10=

«Динамика численности населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

в тыс. чел.

Годы Ленинград, Санкт-Петербург Ленинградская область
     
     
     
     
     
     
     
     

 

2. Проанализируйте таблицу «Естественный прирост населения Ленинградской области» и установите:

а) как изменилась рождаемость

смертность

б) подсчитайте показатели естественного прироста (по формуле Е.П.=Р-С) и внесите их в третью графу.

В) выскажите предположение, почему показатели рождаемости, смертности и естественного прироста резко изменились за период 1989-1996

3. По данным переписи 1989 года в области на 100 мужчин приходилось 116 женщин. Зная численность населения, подсчитайте, какова была численность мужчин и женщин в конце 80-х годов.

№6

Практическиезадания по теме: Население Ленинградской области

Работа с картой при помощи данных статистики.

Таблица №1 «Города Ленинградской области»

Города Год образования Население (1997г.) тыс. чел.
Бокситогорск   20,5
Волхов   50,9
Всеволожск   39,5
Выборг   81,2
Гатчина   81,8
Ивангород   12,1
Кингисепп   50,3
Кириши   55,5
Кировск   23,7
Лодейное поле   26,3
Луга   41,3
Подпорожье   21,6
Приозерск   20,4
Сланцы   40,6
Сосновый Бор   60,8
Тихвин   68,5
Тосно   35,4
Волосово (п. г. т.)   11,2

 

 

Используя таблицу «Города Ленинградской области»

1. Подпишите на карте города с населением: до 20 тыс. чел

до 50 тыс. чел.

до 100 тыс. чел.

более 100 тыс. чел.

2. Подчеркните зеленым цветом названия городов, возникших до 1700 года, синим – с 1700 до 1917 года, красным – после 1917 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: