Принятие в эксплуатацию ОС, полученные в результате строительства хозяйственным способом
6. На сумму израсходованных материалов на строительство объектов ОС Д08 К10 7. На сумму з/п, начисленную работникам при строительстве объекта Д 08 К70 8. Произведены отчисления в фонд социальной защиты населения по ставке 35% от начисленной з/п Д 08 К69 9. Произведены отчисления единым платежом (чрезвычайный налог – 3% + отчисления в фонд содействия занятости населения – 1%) по ставке 4% от суммы начисленной з/п.Д 08 К68 10. Произведены отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по ставке(0,1-3%) Д08 К76 11. Принят объект в эксплуатацию согласно акту-приемки Д01 К08
Поступление в эксплуатацию ОС, построенные подрядным способом
1. На сумму расходов, понесенных в процессе строительства, в учете производятся записи:Д08 К10 без НДС 2. На сумму НДС, предъявленная сторонними организациями Д18 К60 3. Погашена задолж-сть сторонних организаций за строительно-монтажные работы Д60 К51(с НДС) 4. Зачтен НДС, уплач. стор орг-ей Д68 К18
II. Поступление ОС от учредителей в качестве вклада в уставный фонд
1. На сумму зарегистрированного уставного фонда Д75 К80:а) на стоимость внесенных ОС учредителем в качестве долевого взноса по оценочной стоимости (до ввода в эксплуатацию)Д 08 К75 б) принят объект ОС в эксплуатацию Д01 К08
III. Безвозмездное поступление ОС Д01К98/2
1. На сумму начисленного износа у передающей организации Д01 К02 2. На сумму начисленной амортизации после объектов в эксплуатацию (ежемесячно) Д20,23,25,26,44 К02 3. На сумму начисленной амортизации у сторонних организаций Д98/2 К92 4. Поступление ОС в пределах одного собственника Д01 К83 5. На сумму расходов по сопровождению, доставки ОС Д08 К60
|
IV. Выявлены излишки ОС при инвентаризации Д01 К92/1
Поступление ОС в результате обменных операций
1. если мы передаем Д91 К10,41,01 На сумму задолженности перед получателем материальных ценностей, отгруженных: Д62 К91 2. если мы получаем Д01 К60 Взаимозачет задолженности:Д60 К62
4. Капитальные вложения при строительстве хозяйственным и подрядным способом.
Бухгалтерские записи по учету расходов на текущий ремонт
1. Если ремонт выполняется ремонтной мастерской (23 счет). В этом случае все затраты на ремонт собираются и отражаются в учете записью: Д К
23 10,70,68,69,76 (отдельные работы выполнены сторонними организациями)
По завершению ремонта затраты списываются:
а) если в организации создавался резервный фонд на ремонт ОС в учете записи: Д К
96 23
б) если ремонтный фонд не создается. В этом случае все затраты по ремонту ОС отражается записью: Д К
20,25,26 23
2. Если ремонты выполняются силами ремонтных бригад цехов основного производства. Все расходы, связанные с ремонтом, списываются на затраты. Д К
20,25,26 10,70,68,69,76
3. Если ремонт выполняется силами сторонних организаций. В этом случае заключаются договора, в которых оговариваются объемы работ, сроки начала и завершения ремонта, стоимость, порядок оплаты и другие условия. По мере выполнения подрядных работ организаций предоставляются счета за объемы выполненных работ. По мере принятия счетов к оплате в учете отражаются записи: Д К
20,23,25,26 60 (без НДС)
На сумму НДС Д К
18 60
По мере перечисления средств подрядчиком делается запись Д К
|
60 51 (с НДС)
Производится зачет уплаченного НДС Д К
68 18
В процессе проведения ремонтных работ приходуются различные запасные части, которые ставятся на учет и оцениваются по цене возможного использования на предприятии или по цене реализации Д К
10/6 20,23,25,26
5. Учет ремонта ОС.
Ремонты бывают:
1) плановые; 2) внеплановые; 3) капитальные; 4) средние; 5) текущие; 6) выполненные собственными силами; 7) выполненные силами подрядчика
Все затраты по текущему ремонту включаются в себестоимость выпуска продукции товаров, работ и услуг. Для планирования затрат на ремонты организации могут разрабатывать нормативы затрат на ремонт в % от первоначальной стоимости ОС по каждой классификационной группе сроком на 5 лет. Исчисленные по этим нормативам затраты могут быть зарезервированы, а при их не использовании в отчетном году переходят на следующий год. Если нормативы затрат на ремонт в организации не разрабатываются, то допускается создавать резерв средств на ремонт. Сумма резерва исчисляется исчисляется ежемесячно и определяется делением общей величины плановых затрат на ремонт, предусмотренных в текущем году, на 12. При создании резерва средств на ремонт делается запись:
Д К
20,23,25,26 96
Бухгалтерские записи по учету расходов на текущий ремонт
1. Если ремонт выполняется ремонтной мастерской (23 счет). В этом случае все затраты на ремонт собираются и отражаются в учете записью: Д К
23 10,70,68,69,76 (отдельные работы выполнены сторонними организациями)
По завершению ремонта затраты списываются:
|
а) если в организации создавался резервный фонд на ремонт ОС в учете записи: Д К
96 23
б) если ремонтный фонд не создается. В этом случае все затраты по ремонту ОС отражается записью: Д К
20,25,26 23
2. Если ремонты выполняются силами ремонтных бригад цехов основного производства. Все расходы, связанные с ремонтом, списываются на затраты. Д К
20,25,26 10,70,68,69,76
3. Если ремонт выполняется силами сторонних организаций. В этом случае заключаются договора, в которых оговариваются объемы работ, сроки начала и завершения ремонта, стоимость, порядок оплаты и другие условия. По мере выполнения подрядных работ организаций предоставляются счета за объемы выполненных работ. По мере принятия счетов к оплате в учете отражаются записи: Д К
6. Переоценка ОС.
а) дооценка
Д К
01 83
б) уценка
Д К
83 01
Дооценка начисленной амортизации в случае увеличения стоимости ОС
Д К
83 02
При уценке ОС на сумму начисленной амортизации в целях ее уменьшения
Д К
02 83
7. Учет амортизации ОС.
Амортизация ОС – перенесение стоимости ОС на стоимость выпущенной продукции. Амортизация начисляется по всем объектам, используемым в коммерческой деятельности, кроме объектов, находящиеся на реконструкции, консервации, сроком до 1 года, по библиотечным фондам, продуктивному скоту. Начисление амортизации производится независимо от результатов деятельности организации. Полностью самортизируемые объекты продолжают числиться в учете по восстановительной стоимости. Срок службы – период, в течение которого Ос сохраняет свои потребительские свойства. Нормативный срок службы – установлен нормативно-правовыми актами или комиссией организации в период амортизации ОС. Срок полезного использования – выбранный организацией или равный по величине нормативный сроку службы, ожидаемый или расчетный период эксплуатации ОС. Амортизационная стоимость – стоимость, от которой рассчитывается величина амортизационных отчислений. Норма амортизации – доля амортизируемой стоимости объекта, подлежащая к включению в издержки производства, в расходы по реализации, внереализационные расходы на протяжении сроков полезного использования.
По объектам ОС начисление осуществляется линейным и нелинейным способом. Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию объекта. Начисление амортизации по объектам ОС прекращается с месяца, следующего за выбытием ОС. Если амортизация начисляется нелинейным способом, амортизация начисляется с датой ввода в эксплуатацию объекта. Положением о начислении амортизации определены следующими способами:
1. линейный – заключается в равномерном начислении амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования.
Начислена стоимость ОС, поступивших от поставщика Д К 08 60
На сумму НДС Д К 18/1 60
Оплачен счет поставщику Д К 60 51
Зачтен уплаченный НДС Д К 68 18/1
Введен в эксплуатацию объект ОС Д К 01 08
Сумма амортизации = (первоначальная стоимость/срок эксплуатации)*1/12
Начислена амортизация по оборудованию, выпускаемого 1 вид продукции Д К
20 02
Начислена амортизация по оборудованию цехов вспомогательного производства Д К 23 02
Начислена амортизация по оборудованию, на котором производится несколько видов продукции, в том числе здания Д К 26 02
Начислена амортизация по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности (ЖКХ, санатории и т.д.) Д К 29 02
2. нелинейный
1) метод «суммы чисел лет»
СЧЛ = (СПИ*(СПИ+1))/2, где СПИ – срок полезного использования
2) метод уменьшаемого остатка
Сумма амортизации = Аморт. стоимость * увелич. норма амортизации
Для расчета увелич. нормы амортизации используется коэффициент от 1-2,5.
3) производственный метод
8. Инвентаризация ОС.
Основной нормативный документ: «Методическое указание Минфина РБ от 5.12.99г. № 54». «Инвентаризация имущества и финансовые обязательства».
Согласно этого документа инвентаризация ОС проводится на основании приказа руководителя предприятия. Количество инвентаризации в году и даты их проведения устанавливается руководителем предприятия. Для проведения инвентаризации создается постоянно-действующая инвентаризационная комиссия из главных специалистов. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создается рабочая инвентаризационная комиссия. Персональный состав комиссии указывается в приказе директора. В состав инвентарной комиссии включаются представители администрации, работник бухгалтерии, специалист. Не включаются материально-ответственные лица, ценности которые не инвентаризируются. До начала инвентаризации прекращается прием приходных и расходных документов. Представитель комиссии визирует все приходные и расходные документы надписью «до инвентаризации и на дату их». Это является основанием бухгалтера для списания остатков имущества на дату инвентаризации.
Материально-ответственное лицо дает расписку на начало инвентаризации о том, что к моменту ревизии все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию, все ценности оприходованы, а выбывшие – списаны.
При инвентаризации фактическое имущество определяется путем обязательного подсчета, проверяется наличие инвентарных номеров и их соответствие карточкам и др. В процессе инвентаризации также проверяется правильность эксплуатации и хранения. Если при инвентаризации появляются МБП ошибочно принятые в состав ОС, то по заключению комиссии их переводят в состав МБП.
Д12-К01 – на стоимость объекта.
Д02-К13 - на начальный износ.
Если в процессе инвентаризации обнаружены объекты, не учтенные ранее – Д01-К80 – на сумму стоимости. Эти объекты оцениваются комиссией по современным ценам. Оценка подкрепляется указанием. Одновременно оценивается сумма износа, на нее составляется проводка: Д01-К02.
Точно так же приходуются не новые ОС, переданные учредителями в качестве вклада в уставной капитал. Д01-К75.1, Д01-К02 – износ.
Если обнаружена недостача в процессе инвентаризации ОС, то оформляется выбытие ОС через счет 47. При этом ОС должны быть переоценены с учетом рыночных цен. В БУ составляются проводки: Д47-К01 – на стоимость объекта ОС после переоценки. Д02-К47 – списывается износ. Показываем убыток: Д84-К47 – по остаточной стоимости. Д84-К68 – начисляем НДС на сумму остаточной стоимости объекта.
Если недостача отнесена на виновное лицо по заключению инвентарной комиссии и на основании приказа руководителя, то в БУ составляется проводка – Д73-К84.
Основное лицо вносит сумму ущерба в кассу или высчитывается из ЗП: Д50(70)-К73.3.
Если виновное лицо не обнаружено или судом отказано во взыскании, то недостача может быть покрыта за счет прибыли, остающееся в распоряжении предприятия или страховой организации: Д18.2-К84.
9. Понятие нематериальных активов, их классификация и оценка.
Нематериальные активы – совокупность приобретенных или созданных ценностей, не имеющих материально-вещественной (физической) формы, используемые организацией в хозяйственной деятельности, срок полезного использования которых менее года.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету нематериальных активов, нематериальными активами для целей бухгалтерского учета являются права:
на объекты промышленной собственности;
на произведения науки, литературы, искусства;
на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;
на использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающих из лицензионных и авторских договоров;
на пользование природными ресурсами, землей;
лицензии на осуществление вида деятельности и др.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, который определяется, как совокупность имущественных прав, вытекающих из единого патента, свидетельства, лицензии, договора и т.д. Аналитический учет нематериальных активов ведется в инвентарных карточках по каждому инвентарному объекту.
Задачи учета:
обеспечение информацией о наличии, составе, стоимости и движении нематериальных активов;
получение своевременной и достоверной информации о начислении амортизации нематериальных активов по местам их эксплуатации и финансовых результатах в результате выбытия нематериальных активов;
контроль за законностью операций с нематериальными активами, сохранностью и эффективностью их использования.
10.У чет амортизации нематериальных активов, учет выбытия.
Для каждого вида нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности устанавливается срок полезного использования. По нематериальным активам, не используемым в предпринимательской деятельности устанавливается нормативный срок службы.
При невозможности определения нормативного срока службы нематериальных активов нормы амортизационных отчислений устанавливаются по решению комиссии по товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, изобретениям – на срок до 20 лет; по остальным объектам – на 10 лет, но не более срока деятельности организации.
По используемым нематериальным активам амортизация включается в себестоимость продукции, работ, услуг, по неиспользуемым нематериальным активам амортизация списывается за счет прибыли и относится на счет 91 «Операционные доходы и расходы».
Начисление амортизации производится аналогично начислению амортизации по объектам основных средств.
По нематериальным активам, стоимость которых не превышает двух базовых величин амортизация может начисляться в момент оприходования в размере 100 % их стоимости.
Синтетический учет амортизации нематериальных активов ведется на пассивном счете 05 «Амортизация нематериальных активов».
На сумму амортизационных отчислений по нематериальным активам производится ежемесячно с включением в затраты производства в зависимости от направления использования нематериальных активов и отражается следующими записями:
Дебет счетов: 20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательное производство»,
25 «Общепроизводственные расходы»,
26 Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
По неиспользуемым в предпринимательской деятельности