Арриан - Объезд Эвксинского Понта.




Текст приводится по изданию: Вестник древней истории, № 1, 1948 г. (с. 265—275), в «Известиях древних писателей о Скифии и Кавказе» В. В. Латышева», с. 391—401.

Перевод П. И. Прозорова (с некоторыми пропусками).

Переводвыполненпоизданию: ArrianiNicomediensis scripta minora, iterum rec. K. Hercher, edenda cur. A. Eberhard, Lipsiae, Teubner, 1885. Делениенапараграфы — поизданиюК. Мюллера (GGM, I, стр. 370 сл.), в скобках — деление Hercher’а.

Постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную.

Müller: 1 … 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 … 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Hercher: 1 … 3 4 5 6 7 8 9 10 … 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Флавий Арриан, уроженец вифинского города Никомедии, жил во II в. н. э., при римских императорах Адриане и Антонине. В 131—137 г. он управлял Каппадокией в звании legatusAugustipropraetore и во время этого управления совершил в 134 г. плавание по Понту до Диоскуриады, о котором представил отчет Адриану в настоящем сочинении, дошедшем до нас в одной только рукописи (Palat., 398). О составе аррианова «Перипла» ср. C. G. Brandis, ArriansPeriplusPontiEuxini, RhM, LI, 1896, стр. 109—126.

[Принадлежащий Флавию Арриануперипл представляет собой весьма оригинальное явление среди этого рода литературы. Написанный в виде письма императору Адриану, он содержит, помимо обычных географических и этнографических данных, сведения военно-политического характера, а также значительные мифологические экскурсы. Послужив источником для ряда позднейших географических сочинений, прежде всего для «Перипла безыменного автора», он прекрасно иллюстрирует положение вещей в восточной части Черного моря в эпоху расцвета Римской империи. Значение его ослабляется тем, что некоторые сведения, в особенности те, что касаются западной части Черного моря, ввиду их противоречий с другими данными, относящимися к той же эпохе, заподозрены критикой в отношении их подлинности и признаны позднейшими вставками и дополнениями. С другой стороны, подлинность сведений, касающихся кавказского побережья, подтверждается эпиграфическими данными, в частности, сухумской надписью, упоминающей самого Арриана. См. Ростовцев, Скифия и Боспор, 1926, стр. 64 сл.: Л. А. Ельницкий, Из исторической географии древней Колхиды, ВДИ, 1938, № 2, стр. 307 сл.; Patsch, ArriansPeriplusPontiEuxini, Klio, IV (1904), стр. 68 сл.].

Текст: ArrianiNicomediensis scripta minora, iterum rec. K. Hercher, edendacur. A. Eberhard, Lipsiae, Teubner, 1885. В разделении на §§ мы следуем изданию К. Мюллера (GGM, I, стр. 370 сл.), отмечая деление Hercher’а в скобках.

Императору Цезарю Траяну Адриану Августу Арриан желает здравия.

 

1 (1 H). Мы прибыли в Трапезунт, по словам известного Ксенофонта[1] — город эллинский, лежащий при море, колонию синопейцев.

4 (3 H). Отплыв из Трапезунта, мы в первый день пристали в гавань Гисса[2] и произвели смотр находящейся там пехоте; ведь тамошний отряд, как ты знаешь, состоит из пехотинцев и имеет только двадцать всадников для услуг; но и им понадобилось упражняться в метании копий.

5. Отсюда мы плыли сначала при помощи ветров, дующих по утрам с рек, но вместе с тем и при помощи весел: ветры, как упоминает и Гомер[3], были холодные, но недостаточно сильные для желающих плыть быстро; затем наступил штиль, так что нам пришлось плыть только на веслах. Потом вдруг нависшая туча разразилась бурей с восточной стороны, принеся с собой сильный и прямо противный нам ветер, который чуть не погубил нас: в короткое время он так взволновал море, что вода в изобилии влилась к нам с обеих сторон, не только со стороны весел, но даже через нос и корму. Это напоминало следующий трагический стих: «одну волну мы вычерпывали, а другая вливается»[4].

Но волнение было не боковое, и поэтому мы, хотя с большим трудом, подвигались вперед, на веслах и, вытерпев не мало, прибыли все-таки в Афины[5].

6 (4 H). Есть и в Эвксинском Понте местечко, носящее такое название, есть там и эллинское святилище Афины, от которого, мне кажется, получило это название и местечко; есть там и какое-то заброшенное укрепление. Тамошняя гавань может в летнее время вмещать небольшое число кораблей и давать им защиту от южного и восточного ветра; стоящие на якоре суда могут найти в ней спасение и от борея, но не от апарктия[6] и не от того ветра, который в Понте называется фраскием[7], а в Элладе скироном[8]. Под ночь стали слышны глухие раскаты грома, засверкали молнии, ветер не остался прежним, а изменился в южный и спустя немного из южного в юго-западный; тогда гавань уже не была безопасна для кораблей. Поэтому, прежде чем море совершенно рассвирепело, мы то количество кораблей, какое могло вместить самое местечко Афины, вытащили туда на берег, кроме триеры, которая, стоя на якоре под прикрытием скалы, в безопасности покачивалась на волнах. (5 H). Большую же часть судов решено было отправить к ближайшему берегу и там вытащить на сушу; и, действительно, они были вытащены, так что все выдержали бурю невредимыми, за исключением одного, который, при причаливании слишком рано повернувшись боком, был подхвачен волной, выброшен на берег и разбит. Впрочем, все было спасено, не только паруса, снасти и люди, но и гвозди; даже воск был выскоблен, так что для постройки нового судна нужен был только корабельный лес, а его, как ты знаешь, большое обилие в Понте. Эта буря продолжалась два дня, так что необходимо было оставаться на месте. Значит, нам нельзя было миновать даже понтийские Афины, как какую-нибудь заброшенную и безвестную стоянку.

7 (6 H). Отплыв отсюда, мы под утро испытывали боковую качку, но с наступлением дня легкий северный ветер усмирил море и привел его в спокойное состояние. Мы еще до полудня прошли более пятисот стадиев и прибыли в Апсар[9], где поставлены пять когорт… Говорят, что местечко Апсар когда-то в древности называлось Апсиртом, пото­му что здесь яко­бы погиб от руки Медеи Апсирт (показывают и могилу Апсирта)[10], а потом-де это имя было искажено окрестными варварами, подобно тому, как искажены и многие другие имена; так и Тианы в Каппадокии, говорят, назывались тоанами по имени царя тавров Тоанта, который в своем преследовании спутников Ореста и Пилада дошел, как гласит молва, до этой страны и умер здесь от болезни.

8 (7 H). В своем плавании от Трапезунта мы миновали следующие реки: Гисс, от которого получила название гавань Гисса, отстоящая от Трапезунта на сто восемьдесят стадиев; Офис — Змей[11], отстоящий от гавани Гисса приблизительно на девяносто стадиев и отделяющий страну колхов от Тианники[12]; затем так называемую Холодную (Ψυχρόν) реку[13], находящуюся приблизительно в тридцати стадиях от Офиса, далее Прекрасную (Καλόν) реку[14], отстоящую также на тридцать стадиев от Холодной. Далее течет река Ризий[15], отстоящая на сто два­дцать стадиев от Прекрасной; а в тридцати стадиях от Ризия — другая река, Аскур[16], в шестидесяти стадиях от Аскура некая река Адиен[17]; от нее до Афин[18] — сто восемьдесят стадиев. Вблизи Афин, на расстоянии не более семи стадиев, течет река Загатис[19]. Отплыв от Афин, мы миновали реку Пританис[20], на которой находится дворец Анхиала[21]; эта река отстоит от Афин на сорок стадиев. За Пританисом следует река Пиксит[22]; между ними девяносто стадиев. От Пиксита до Архабия[23] также девяносто, а от Архабия до Апсара — шестьдесят.

9. Отплыв от Апсара, мы ночью миновали Акампсис, отстоящий на пятнадцать стадиев от Апсара. От него отстоит на семьдесят пять стадиев река Глубокая (Βαθύς)[24]; от Глубокой — на девяносто стадиев Акинас, и на девяносто же стадиев от Акинаса — Исис[25]. Из этих рек судоходны Акинас и Исис; с них по утрам дуют сильные ветры. За Исисом мы миновали Могр[26]; между Могром и Исисом — девяносто стадиев; эта река [т. е. Могр] также судоходна.

10 (8 H). Отсюда мы приплыли к реке Фасису[27], отстоящему от Могра на девяносто стадиев и из всех известных мне рек имеющему самую легкую воду и притом необыкновенного цвета. В легкости ее можно убедиться посредством взвешивания, а еще проще из того факта, что она плавает поверх морской воды, не смешиваясь с ней, подобно тому, как, по словам Гомера, Титаресий[28] «сверху Пенея течет на подобие елея»[29]. Можно было, погрузив сосуд в верхний слой воды, зачерпнуть пресной, а если опускали сосуд в глубину, то соленой. Впрочем, весь Понт имеет воду более пресную, чем внешнее море[30], и причиной этого являются впадающие в него реки, неизмеримые по численности и величине. Доказательством ее пресного вкуса, если только нужны доказательства для того, что воспринимается чувством, — служит то обстоятельство, что приморские жители водят весь своей скот на водопой к морю, и он пьет с очевидным удовольствием; говорят даже, что это питье для него полезнее пресного. По цвету вода Фасиса кажется окрашенной свинцом или оловом, но, устоявшись, она делается очень чистой[31]. Поэтому у вплывающих в Фасис нет обыкновения возить с собой воду, но как только вступят уже в его русло, отдается приказание вылить всю воду, какая только есть на судах; в противном случае, по существующему преданию, для не исполнивших этого плавание бывает неблагополучно. Вода Фасиса не гниет и остается неиспорченной даже долее десяти лет, разве только делается еще преснее[32].

11 (9 H). При входе в Фасис на левом берегу стоит статуя фасианской богини; судя по внешнему виду, эта богиня — скорее всего Рея: в руках она держит кимвал, у подножия ее седалища находятся львы и сама она сидит так же, как фидиева Рея в Афинах в храме Матери[33]. Здесь же показывают якорь корабля Арго: железный не показался мне древним, хотя по величине он и не похож на нынешние якоря и имеет несколько отличную форму, но тем не менее он показался мне относящимся к более позднему времени; но здесь показывали старинные обломки какого-то другого каменного якоря, так что скорее можно эти последние принять за остатки от якоря корабля Арго. Никаких других памятников мифов о Язоне здесь не было[34].

12. Самая же крепость[35], где помещаются четыреста отборных воинов, мне показалась весьма сильной по природным свойствам местности в расположенной на месте очень удобном для защиты плавающих здесь. Вокруг стены проведен двойной ров; оба они широки. Прежде стена была земляная и на ней стояли деревянные башни, но теперь и сте­на, и башни построены из обожженного кирпича; она построена на прочном фундаменте, на ней поставлены военные машины, одним словом, она снабжена всем необходимым для того, чтобы никто из варваров не мог даже приблизиться к ней, не говоря уже о невозможности угрожать осадой находящемуся в ней гарнизону. А так как и сама гавань должна была представлять безопасное убежище судам, а также и все места, которые вне укрепления населены отставными военными и некоторыми другими торговыми людьми, то я решил от двойного рва, окружающего стену, провести другой ров до самой реки, который окружит гавань и дома, стоящие вне стены.

13 (10 H). Отправившись от Фасиса, мы миновали судоходную реку Хариент [Приятную][36], расстояние между ними девяносто стадиев; от Хариента, проплыв еще девяносто стадиев, въехали мы в реку Хоб[37], где и стали на якоре. А почему мы остановились и что здесь сделали, это объяснит тебе латинское письмо[38]. После Хоба мы миновали судоходную реку Сингам[39]; она отстоит от Хоба не более чем на двести десять стадиев. За Сингамом следует река Тарсур; между ними сто двадцать стадиев. Река Гипп [Конь] отстоит от Тарсура на сто пятьдесят стадиев, а от Гиппа — река Астелеф на тридцать стадиев[40].

14. Миновав Астелеф, мы раньше полудня прибыли в Севастополь, двинувшись от Хоба, в ста двадцати стадиях от Астелефа. Поэтому мы в тот же день успели выдать жалованье солдатам, осмотреть коней, оружие, прыгание всадников на коней, больных и хлебные запасы, обойти стену и ров. От Хоба до Севастополя шестьсот тридцать стадиев, а от Трапезунта до Севастополя две тысячи двести шестьдесят. Севастополь прежде назывался Диоскуриадой[41], колония Милета.

15. Мы проехали мимо следующих народов: с трапезунтцами, как говорит и Ксенофонт[42], граничат колхи. Тот народ, который, по его словам, отличается наибольшей воинственностью и непримиримой враждой к трапезунтцам, он называет дрилами[43], а по моему мнению, это — санны[44]: они и до сих пор очень воинственны, непримиримые враги трапезунтцев и живут в укрепленных местечках; народ этот не имеет царей и с давнего времени обязан платить дань римлянам, но, благодаря разбойничеству, они платят взносы неаккуратно; впрочем, теперь, бог даст, они будут аккуратны, или мы выгоним их из страны. Рядом с ними живут макроны и гениохи[45]; у них царь Анхиал. С макронами и гениохами граничат зидриты[46], они подвластны Фарасману[47]. Рядом с зидритами — лазы[48]; царем у лазов — Маласс[49], получивший свою власть от тебя. За лазами следуют апсилы[50]; у них царь Юлиан[51], получивший царство от твоего отца. С апсилами граничат абаски[52]; у абасков царь Ресмаг[53]; этот также получил свою власть от тебя. Рядом с абасками — саниги[54], в земле которых лежит Севастополь; царь саниговСпадаг[55] получил царство от тебя.

16. До Апсара мы плыли на восток по правой стороне Эвксина, Апсар же показался мне крайним пределом длины Понта, так как отсюда мы держали путь уже на север вплоть до реки Хоба и за Хобом до Сингама. От Сингама мы повернули на левую сторону Понта до реки Гиппа. На пути от Гиппа вплоть до Астелефа и Диоскуриады нам были видны Кавказские горы, по высоте ближе всего подходящие к Кельтическим Альпам[56]; нам показывали одну вершину Кавказа — имя вершины Стробил[57], — на которой, как передают мифы, Прометей был повешен Гефестом по приказанию Зевса.

25 (17 H)[58]. Расстояния от Трапезунта до Диоскуриады, измеренные по рекам, приведены выше. Сумма расстояний от Трапезунта до Диоскуриады, ныне называемой Севастополем, составляет две тысячи двести шестьдесят стадиев[59].

26. … Крепость Диоскуриада представляет собой конечный пункт римского владычества на правой стороне от входа в Понт[60]. Но когда я услышал о смерти Котиса[61], царя Боспора Киммерийского, то позаботился описать тебе и путь до Боспора, для того чтобы ты, если бы задумал что-нибудь относительно Боспора, имел возможность обдумывать на основании точного знакомства с этим путем.

27 (18 H). Итак, если двинуться из Диоскуриады, первая стоянка будет в Питиунте, на расстоянии трехсот пятидесяти стадиев. Отсюда сто пятьдесят стадиев до Нитики[62], где в древности жило скифское племя, о котором упоминает историк Геродот[63]: он говорит, что этот народ ест вшей, и такая молва о них держится и до настоящего времени. От Нитики до реки Абаска[64] девяносто стадиев, Боргис[65] отстоит от Абаска на сто двадцать стадиев, а от Боргиса — на шестьдесят стадиев Несис, где выдается Гераклов мыс[66]. От Несиса до Масаитики[67] девяносто стадиев; отсюда шестьдесят стадиев до Ахеунта[68], каковая река отделяет зилхов[69] от санигов. Царем у зилховСтахемфак[70], также получивший власть от тебя.

28. От Ахеунта сто пятьдесят стадиев до Гераклова мыса; отсюда сто восемьдесят до мыса[71], где есть защита от ветров фраския и борея. Отсюда сто двадцать стадиев до так называемой Старой Лазики[72]; отсюда сто пятьдесят стадиев до Старой Ахеи[73], а отсюда до гавани Пагр[74] триста пятьдесят; от гавани Пагр сто восемьдесят стадиев до Святого порта[75], а отсюда до Синдики триста.

29 (19 H). От Синдики до так называемого Боспора Киммерийского и боспорского города Пантикапея пятьсот сорок стадиев; отсюда шестьдесят стадиев до реки Танаиса, которая, как говорят, отделяет Европу от Азии. Она вытекает из Меотийского озера и впадает в море Эвксинского Понта. Впрочем, Эсхил в «Освобождаемом Прометее» границей Азии и Европы делает Фасис[76]. По крайней мере у него титаны с такими словами обращаются к Прометею:

Пришли мы, Прометей, взглянуть на бедствия

Твои и на страданья от оков[77].

Затем перечисляют, какие страны они прошли:

И двойную земли Европейской

И Азии великую границу Фасис[78].

30. Говорят, что объезд кругом Меотийского озера составляет около девяти тысяч стадиев[79]. От Пантикапея до местечка Казека[80], лежащего при море, четыреста двадцать стадиев; отсюда двести восемьдесят стадиев до опустевшего города Феодосии[81]; и это был древний эллинский город, ионический, колония милетцев; упоминания о нем имеются во многих литературных памятниках. Отсюда двести стадиев до покинутого порта скифотавров[82], а отсюда до Лампады[83] в Таврической земле шестьсот стадиев. От Лампады до порта Символа[84], также таврического, пятьсот двадцать стадиев. Отсюда сто восемьдесят стадиев до Херсонеса[85] Таврической земли; от Херсонеса до Керкинитиды[86] — шестьсот стадиев, а от Керкинитиды до Прекрасной Гавани, также скифской[87], еще семьсот.

31 (20 H). От Прекрасной Гавани до Тамираки триста стадиев; внутри Тамираки есть небольшое озеро[88]. Отсюда еще триста до устья озера; от устья озера до Эионов[89] — триста восемьдесят стадиев, а отсюда до реки Борисфена[90] — сто пятьдесят. Если плыть вверх по Борисфену, лежит эллинский город, по имени Ольвия[91]. От Борисфена шестьдесят стадиев до небольшого, необитаемого и безыменного острова[92], а отсюда восемьдесят до Одесса[93]; в Одессе стоянка для кораблей. За Одессом находится гавань истрианов[94], до нее двести пятьдесят стадиев; далее гавань исиаков[95], до которой пятьдесят стадиев. Отсюда до так называемого Узкого устья[96] Истра тысяча двести стадиев; местности, лежащие между ними, пустынны и безыменны[97].

32 (21 H). Почти против этого устья, если плыть прямо в море с ветром апарктием, лежит остров, который одни называют островом Ахилла, а другие — Бегом Ахилла, а третьи — по цвету — Белым[98]. Есть предание, что его подняла [со дна моря] Фетида для своего сына и что на нем живет Ахилл. На острове есть храм Ахилла с его статуей древней работы[99]. Людей на острове нет; на нем пасется только немного коз; их, говорят, посвящают Ахиллу все пристающие сюда. Есть в храме много и других приношений, — чаши, перстни и драгоценные камни, а также надписи, одни на латинском, другие на греческом языке, составленные разными метрами в похвалу Ахиллу[100]. Некоторые, впрочем, относятся и к Патроклу, потому что все желающие угодить Ахиллу вместе с ним почитают и Патрокла. Много птиц гнездится на острове, — чайки, нырки и морские вороны в несметном количестве. Эти птицы очищают храм Ахилла: каждый день рано утром слетают они к морю, затем, омочив крылья, поспешно летят с моря в храм и окропляют его; а когда этого будет достаточно, они обметают крыльями пол храма.

33 (22 H). Существуют следующие рассказы: из числа посетителей острова некоторые, приезжающие сюда нарочно, привозят с собою на кораблях жертвенных животных и одних из них приносят в жертву, а других отпускают живыми в честь Ахилла; другие пристают, будучи вынуждены бурей; эти у самого бога просят жертвенного животного, обращая к оракулу вопрос о животных, хорошо ли и выгодно ли принести в жертву то именно животное, которое они сами выбрали на пастбище, и при этом кладут достаточную по их мнению плату. Если ответ оракула (в храме есть оракул) будет отрицательный, они прибавляют плату; если и после этого последует отрицание, прибавляют еще, и, когда последует согласие, они узнают, что плата достаточна. Животное при этом само останавливается и уже не убегает. Таким образом много серебра посвящено герою в виде платы за жертвы.

34 (23 H). Ахилл, как рассказывают, является во сне одним после того, как причалят к острову, а другим еще во время плавания, когда они очутятся недалеко от него, и указывает, где лучше пристать к острову и где стать на якоре. А некоторые рассказывают, что Ахилл являлся им наяву на мачте или на конце реи, подобно Диоскурам[101]; Ахилл только в том, говорят они, уступает Диоскурам, что последние воочию являются плавающим повсюду и, явившись, спасают их, а Ахилл является только приближающимся уже к острову. Некоторые говорят, что и Патрокл являлся им во сне. Эти рассказы об острове Ахилла я записал, как слышал от лиц, которые или сами приставали к острову, или узнали от других; они не кажутся мне невероятными: я считаю Ахилла героем предпочтительно перед другими, основываясь на благородстве его происхождения, красоте, душевной силе, удалении из здешнего мира в молодых летах, прославляющей его поэзии Гомера и постоянстве в любви и дружбе, дошедшем до того, что он решился даже умереть после смерти своего любимца.

35 (24 H). От так называемого Узкого устья Истра шестьдесят стадиев до второго устья, а отсюда до так называемого Прекрасного устья сорок стадиев; от Прекрасного до четвертого устья Истра, так называемого Нарака, шестьдесят стадиев; отсюда до пятого устья[102] — сто двадцать, а отсюда до города Истрии[103] — пятьсот стадиев. Отсюда до города Томея[104] триста стадиев, а от Томея до города Каллатии[105] еще триста; здесь есть стоянка для кораблей. Отсюда до гавани карийцев сто восемьдесят; и земля, лежащая вокруг гавани, называется Карией[106]. От гавани карийцев до Тетрисиады[107] — сто двадцать стадиев; отсюда до безлюдной местности Бизоны[108] — шестьдесят стадиев. От Бизоны до Дионисополя[109] восемьдесят стадиев; отсюда до Одесса[110] — двести; здесь есть корабельная стоянка.

36. От Одесса до подгорий Гема[111], простирающихся до Понта, триста шестьдесят стадиев; и здесь есть корабельная стоянка. От Гема до города Месембрии[112] девяносто стадиев; корабельная стоянка. От Месембрии до города Анхиала[113] — семьдесят стадиев, а от Анхиала до Аполлонии[114] сто восемьдесят. Все это эллинские города, лежащие в Скифии[115], по левую руку для плывущего в Понт. От Аполлонии до Херсонеса[116] шестьдесят стадиев; тут корабельная стоянка. От Херсонеса до Авлеевой стены[117] — двести пятьдесят стадиев, а отсюда до берега Тиниады[118] — сто двадцать.

37 (25 H). От Салмидесса до Фригии[119] — двести стадиев… От Салмидесса до Фригии[120] — триста тридцать стадиев, а отсюда до Кианей — триста двадцать. Это те Кианеи, о которых поэты говорят, будто некогда они были блуждающими, и будто первым прошел между ними корабль Арго, который привез Язона к колхам[121]. От Кианей до святилища Зевса Урия[122], где устье Понта, сорок стадиев. Отсюда сорок стадиев до гавани так называемой Неистовой Дафны[123], а от Дафны до Византия[124] восемьдесят. Вот, что находится на пути от Киммерийского Боспора до Фракийского Боспора и города Византия.


[1]См. Xen., Anab., V, 8, 22 сл.

[2]Гисс — речка и одноименное поселение у ее устья к востоку от Трапезунта, на месте нынешнего местечка Сурменех, на речке Сурмени. Близкое этому наименование содержится уже в Anon. PPE, 38 (Сузармия).

[3]Od., V, 469: Воздух пронзительным холодом веет с реки перед утром [перевод Жуковского].

[4] Автор и произведение, из которого заимствован этот (содержащийся так же у Athen., IV, 154e) стих, неизвестен.

[5] На месте современной Атины, между Трапезундом и Батуми. Между Трапезундом и Атиной расположен ряд речек и стоянок для судов, о которых Арриан упоминает ниже, § 8.

[6]Апарктий, так же, как и борей, — северный ветер, дующий, однако, к югу под некоторым углом.

[7] Ветер, дующий от фракийских берегов

[8] Имя мифического разбойника, жившего на границе Аттики и Мегариды и убитого Тезеем.

[9] К западу от Батуми, у устья одноименной реки, отождествляемой с древним Акампсисом и с современным Чорохом. Соображения касательно этого отождествления см. ВДИ, 1938, № 2, стр. 308 сл.

[10] Реку Апсар, без упоминания о связи ее наименования с именем брата Медеи Апсирта, называет еще Ps.-Scyl., 81. Однако связь этого пункта с периплом аргонавтов может считаться достаточно древней, поскольку уже ионийская традиция (схол. к Appol. Rhod., IV, 228) предполагает, что убийство Апсирта произошло в Понте. Географический пункт (город и остров) Апсирт на Черном море известен Артемидору Эфесскому. См. Steph. Byz., s. v. Ἀψυρτίδες.

[11] Эта река, именуемая в Anon., PPE, 38 Офиунт, отождествляется с современной речкой Суланлу-Су, у устья которой находится населенный пункт Оф (Opinte и Offeunte на Tab. Peut. и у Anon. Rav.), сохранивший в своем наименовании отзвук древнего названия реки Офиса.

[12] Возможно, что следует читать вместо Тианники Санника, от племени санов (они же — макроны или макрокефалы), которых многие древние авторы помещают между областью Трапезунта и Колхидой. Ср. Xen., Anab., V, 8, 1 сл,;Steph. Byz, s. v. Μάχρωνες. См. GGM, I, стр. 373, прим. к §§ 8; 15.

[13] Отождествляется по своему положению с современной речкой Валтахи-Су.

[14] Сохранила свое наименование (Калапотамос — Керадерс-Сийу) и поныне. В Anon., PPE, 39, упоминается также одноименный укрепленный пункт.

[15] Река Ризий, упоминаемая также многими более поздними авторами (Птолемей и Аноним упоминают к тому же одноименную гавань), отождествляется с современной речкой Рохис-Су, у устья которой расположен значительный населенный пункт Риза. По мнению C. Müller’а (GGM, I, стр. 374, 2), Ризию должен соответствовать город Бехириада в стране бехиров, упоминаемый Ps.-Scyl., 84.

[16]Аскурн в Anon., PPE, 39, отождествляемая с современной речкой Асфорос-Дере, сохранившей в своем наименовании отзвук древнего имени

[17] У Ps.-Scyl., 83 — Одений; Anon., PPE., 39.: «Адинея, ныне называемого Адиэном»; отождествляется по своему положению с современной речкой Канлу-Дере. См. GGM, I, стр. 374, 4.

[18] Об Афинах см. выше, §§ 5, 6 и прим.

[19] Отождествляемая по своему положению с современной речкой Суха-Дере.

[20]Порданис у Ps.-Scyl., 83; отождествляется с современной речкой Фуртуной (Фуртун-Су), сохранившей в своем наименовании отзвук древнего имени.

[21] Об этом Анхиале, которого Арриан называет царем макронов и гениохов (ниже, § 15), см. также DioCass., LXVIII, 19.

[22] Отождествляемая по своему положению с современной речкой Витзех-Су.

[23] На современных картах Архаве, а также речка Архавех-Су.

[24] Наименование этой реки, отождествляемой с одной из современных речек, впадающих в восточную часть батумской бухты, сохранилось в имени города Батуми. Ср. ВДИ, 1938, № 2, стр. 309.

[25] О положении этих речек и их отождествлении с современными наименованиями см. ВДИ, 1938, № 2, стр. 311.

[26] В Anon., PPE, 43 именуется также Нигром (Nigro на Tab. Peut.); идентифицируется с современной речкой Кеголи или Супсой; см. ВДИ, 1938, № 2, стр. 311

[27] Современный Рион.

[28] Река в Фессалии, называвшаяся также Эвропом, приток Пенея, впадающий в него близ Фаланны

[29]Hom., Il., II, 734.

[30] Ср. подобные же утверждения у Arist., Hist. an., VIII, 13 и Polyb., IV, 42.

[31]Рионская вода несет в себе большое количество ила, который окрашивает ее в молочно-кофейный цвет

[32] На этих рассуждениях Арриана о свойстве воды Фасиса сказались несомненно легенды о чудесных свойствах воды Стикса — реки подземного царства.

[33]Фасианская богиня, судя по ее атрибутам и потому, что Арриан отождествляет ее со статуей Фидия, находившейся в Афинском Метрооне — храме Матери богов (см. об этой статуе E. Curtius, DieStadtgeschichte v. Athen, 1891, стр. 175), была не что иное, как широко популярная в Малой Азии и в Причерноморье Кибела, культовые и вотивные изображения которой в изобилии находимы при раскопках античных поселений. См. Graillot, LecultedeCybèle, 1912.

[34] Помимо Апсара, о связи которого с именем Апсирта упоминает сам Арриан (см. выше и прим.), на Кавказе с легендой об аргонавтах соединялось представление о целом ряде географических пунктов. См. об этом Apoll. Rhod., III, 196 сл., соотв. схол. и прим., а так­же Strabo, XI, 2, 12; 14, 12.

[35] О положении описываемой Аррианом крепости при устье реки Фасиса, развалины которой видел французский путешественник Дюбуа де Монпере (VoyageautourduCaucase, III, стр. 67 сл.), посетивший эти места в 1829 г., см. ВДИ, 1938, № 2, стр. 312 сл.

[36] О положении этой труднолокализуемой реки, именуемой у Ps.-Scyl., 81, Арием, см. C. Müller, FHG, V, стр. 176, 6. Ср. ВДИ, 1938, № 2, стр. 314 сл.

[37] Отождествляется с современной рекой Ингуром; о мотивах этого отождествления, в противоречие с обычным отождествлением Хоба с Хопи, принимаемым большинством исследователей, см. ВДИ, 1938, № 2, стр. 315 сл.

[38] Относительно деятельности Арриана на реке Хобе и содержания латинского письма в свое время было высказано предположение о постройке им нового укрепленного поселения у устья этой реки ввиду того, что Птолемей упоминает для этих мест трудно локализуемый Неаполис (см. C. Müller, GGM, I, стр. 377, 1). Не менее вероятно, если вспомнить сообщения Страбона о сванских золотоносных реках (XI, 2, 19), было бы предположить, что Арриан был занят именно организацией добычи золота для нужд римской казны.

[39] О положении и отождествлении этой речки (именуемой в Anon., PPE, также Зиганием), см. ВДИ, 1938, № 2, стр. 316.

[40] Об отождествлении трех вышепоименованных речек см. ВДИ, 1938, № 2, стр. 316. Река Гипп не должна быть смешиваема с одноименной рекой — притоком Фасиса, о положении и отождествлении которой см. Strabo, XI, 2, 17 и прим.

[41] О Диоскуриаде, греческом городе близ современного Сухуми, см. Strabo, XI, 2, 14 и прим. Город этот был переименован в Севастополь (Σεβαστόπολις), видимо, не ранее эпохи императора Августа, когда он был восстановлен после разрушения его горными племенами.

[42] Anab., IV, 8, 22; V, 2, 1.

[43]См. Xen., An., V, 2, 1 сл.

[44] О саннах, отождествляемых другими авторами с макронами и макрокефалами (ср. Hec., fr. 191; Ps.-Scyl., 85), но не с дрилами, см. Strabo, XII, 3, 18.

[45] В рукописях вместо макронов — махелоны, в которых C. Müller, GGM, I, стр. 378, 25, видит птолемеевых манралов (V, 9, 5).

[46] С этим племенем, имя которого неизвестно из других источников, могут быть сближены зигии (Strabo, XI, 2, 1); с ними же можно сопоставить населенный пункт Задрис у Птолемея (V, 9, 6).

[47] Царь Иберии, см. о нем Dio, LXIX, — 15. Имя это не редко среди иберских, колхидских или лазских царьков. См. Procop., Bell. Pers., I, 8, 3.

[48] Это племенное наименование, появляющееся впервые у римских авторов (Plin., VI, 4, 12), в позднее время (Procop., Bell. Goth., IV, 2) распространяется на всю Колхиду, поглощая все более древние названия обитавших в рионской низменности мелких племен].

[49] Ближе не известен, упоминается лишь Аррианом.

[50] О племени апсилов имеются кроме того упоминания у Plin., VI, 4, 14, локализующего их близ Диоскуриады-Севастополя и у Steph. Byz., s. v. Ἀψίλαι, называющего их скифским племенем, со ссылкой на Арриана.

[51] Судя по имени, адаптированный римлянин; ближе не известен.

[52] В наименовании этого племени, называемого Steph. Byz., s. v. Σαννίγαι абасгами, звучит имя современных абхазов.

[53] Ближе не известен. Упоминается лишь Аррианом].

[54]Саниги — у Steph. Byz. s. v. Σαννίγαι — скифское племя, Плинием упоминаются в числе многоплеменных подразделений племени гениохов (VI, 4, 14) и локализуются между Севастополем (Диоскуриадой) и Питиунтом (Пицундой).

[55] Именуемый в Anon., 51, Спедагом, царь санигов (гениохов), был, по предположению Kiessling’а (RE, VIII, стр. 276) объединителем племени гениохов.

[56] Кельтическими Альпами Арриан называет, в отличие от других многочисленных гор, которым в древности придавалось это имя, среднеевропейский горный хребет, носящий его и поныне.

[57] По-видимому Эльбрус. См. об этом ВДИ, 1938, № 2, стр. 316.

[58] §§ 17—24 (12—16 H), содержащие описание пути от Боспора Фракийского до Трапезунта, выпущены.

[59] О соответствии действительности приводимых Аррианом метрических данных см. ВДИ, 1938, № 2, стр. 309; 315.

[60] Археологические остатки заставляют допустить наличие позднеримского укрепления на месте Страбонова Великого Питиунта (Пицунды). О том, что Питиунт находился в сфере римского влия­ния уже в эпоху Августа, следует, быть может, из данных Плиния (VI, 16) и Anon., PPE, 55.

[61] Речь идет, видимо, о Тиберии Юлии Котисе II, царствовавшем на Боспоре со 123 по 131 гг. н. э.].

[62] Пункт из других источников не известный, находившийся, судя по указанному расстоянию, где-либо в районе современных Гагр.

[63]Her., IV, 109. Геродот упоминает о том, что будиныφθειροτραγέουσι, что можно перевести, однако, как «поедают сосновые шишки» (см. выше, ВДИ, 1947, № 2, стр. 279). О племени фтирофагов см. Strabo, XI, 2, 19 и прим. к это­му месту].

[64] Наименование этой реки не может быть оторвано от имени племени абасков или абасгов, о которых см. выше, § 15 и прим. Ср. C. Müller, GGM, I, стр. 379, 7.

[65] Это имя, идентичное, может быть, имени реки Бурки, упоминаемой Птолемеем (V, 8, 8), локализуется близ современной Лиапипсты).

[66] Это место должно соответствовать мысу Константиновскому, близ Адлера.

[67] Этот пункт, идентичный, по мнению C. Müller’а, птолемеевой Ампсалиде (V, 8, 8; ср. GGM, I, стр. 393, 8), следует искать на месте современной речки Матцы, сохранившей в своем наименовании отзвук древнего имени.

[68] Локализуется где-либо близ современного Сочи.

[69] Вероятно, идентичны страбоновым зигам (XI, 2, 1 и прим.) и птолемеевым зинхам (V, 8, 17-25)].

[70]Стахемфлас в Anon., PPE, ближе не известен. Stein, RE, VI a, ст. 1922 сл., опираясь на критику Арриановаперипла Брандисом и Шапо, сомневается в действительной принадлежности этого царя времени императора Адриана.

[71] По мнению C. Müller’а, идентичен Торетскому мысу Птолемея (V, 8, 8) и локализуется у гавани Туапсе или где-либо к югу от нее.

[72] Пункт этот, локализующийся у современного Небуга, связывается (Steph. Byz. s., v. Λαζοί) с племенем лазов и, по мнению Müller’а идентичен городу Таз (Ταζός) Птолемея, наименование которого он предлагает исправить на Λαζός. См. GGM, I, стр. 393, 15.

[73] Названный Аррианом пункт должен быть идентичен птолемеевой деревне Ахея (V, 8, 8).

[74] Локализуется на месте современного Геленджика.

[75] По своему положению Святой порт должен соответствовать гавани Бата (Ptol., V, 8, 8; Strabo, XI, 2, 14) — Патус у Ps.-Scyl., 72. Наименование это перекликается, кроме того, с одноименным пунктом, упомянутым у Dem., c. Lept., 36 и прим.

[76] О границах Европы и Азии в древности см. Str., XI, 1, 5 иприм.

[77]Aesch., Prom. lib., fr. 190].

[78]Aesch., ibid., fr. 191. Подробности мифа о Прометее см. выше Aesch., ibid., fr. 193 и прим.

[79] Эта же цифра содержится и у черпавшего из того же, что и Арриан, источника Страбона (VII, 4, 5).

[80] Пункт этот помимо Арриана упоминает в своем перилле безымянный автор, помещающий Казеку к западу от Киммерика, между последним пунктом и Феодосией. К. Мюллер, в согласии с Келером и Тебу де Мариньи, помещает Казеку на месте современнооТаш-Качика. См. GGM, I, стр. 394].

[81] Характеристика Феодосии, как опустевшего города, в противоречии со свидетельствами других авторов первых веков н. э. (Strabo, VII, 4, 3; Plin., IV, 20 и др.) и данными археологии, заставляет думать, что это свидетельство не относится ко времени Адриана.

[82]Перипл анонимного автора отождествляет названный «порт скифотавров» с Афинеем — пунктом, другими авторами не упоминаемым и искомым на месте позднейшего Судака. См. Latyschev, IOSPE, II, карта № 2.

[83] Пункт, кроме Арриана упоминаемый лишь анонимным периплом, отождествляемый с современным БиюкЛамбатом, где еще Дюбуа де Монпере видел остатки древних сооружений (VoyageautourduCaucase, V, 1839 слл., стр. 453).

[84] Отождествляется с позднейшей Балаклавой.

[85] Близ современного Севастополя.

[86] На месте современной Евпатории.

[87] Прекрасная Гавань должна соответствовать одноименному пункту Птолемея (III, 5, 2), помещаемому им, однако, между Ахилловым бегом и Тамиракой, и Прекрасной Гавани, упоминаемой в херсонесской присяге (Латышев, Ποντικά, 1909, стр. 142 сл.) и локализуемой у Ак-Мечети, см. Латышев, ibid., стр. 151 сл., а также IOS­PE, II, карта № 2.

[88] Упомянутое озеро следует, вероятно, идентифицировать с озером Бакал на западном побережье Крыма к северо-западу от Евпатории.

[89]Собственно до берегов (отмелей), в которых следует видеть вместе с C. Müller’ом (GGM, I, стр. 396) выступы Тендеровской косы (Ахиллова Бега).

[90]Арриан имеет в виду устье Бугско-Днепровского лимана.

[91] О положении города Ольвии, находившегося на правом берегу Буга — Гипаниса (при его устье), а не Днепра — Борисфена, см. Strabo, VII, 3, 17 и прим.

[92] Нынешний остров Березань, в названии которого звучит древнее имя реки Борисфена. См. о нем Strabo, VII, 3, 17; 19.

[93] Имеется в виду пункт, именуемый Птолемеем (III, 5) и Плинием (IV, 26; 82) Ордессом, локализуемый близ современного Очакова.

[94] Локализуется в районе современной Одессы (см. Koehler, Mémoires de l’Académie de St. Pétersbourg, IX, стр. 659).

[95] Этот другими авторами (за исключением анонимного перипла), не упоминаемый пункт, идентифицируется Müller’ом с sinusSangarius Плиния (IV, 26; 82) и локализуется у современного Малого Фонтана, близ Одессы. См. GGM, I, стр. 397.

[96] Имеется в виду северное устье Дуная.

[97] По неведению или в силу позднего прои



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: