Механообрабатывающее производство в структуре завода является окончательным в производстве деталей двигателей. Заготовки в механообрабатывающие цеха поступают из кузнечного цеха в виде поковок, из литейных цехов в виде отливок из стали, чугуна и цветных металлов, а также для изготовления деталей широко применяется сортовой прокат круглого, шестигранного, квадратного и другого сечения.
Механообрабатывающее производство включает в себя производственные цеха:
- цех корпусных деталей № 1,
- цех корпусных деталей № 2,
- цех деталей двигателей,
- агрегатный цех,
- цех коленчатых валов,
- метизно-автоматный,
- прессовый,
- 12-ти цилиндровых двигателей,
- завод коробок передач,
- инструментальный завод.
Общая принципиальная схема организационной структуры цехов представлена на рис.1.
Состав оборудования представлен станками практически всех групп. Это такие станки, как токарные и расточные, сверлильные и агрегатные, шлифовальные, фрезерные, протяжные, испытательные стенды и моечные машины, станки-наждаки. По типам оборудование – универсальное, специальное и специализированное, станки-автоматы и полуавтоматы. Широко используются станки с ЧПУ и обрабатывающие центры. Для деталей массового производства применяются автоматические линии. Станочный парк цехов специализируется в такой мере, чтобы был возможен переход от производства одной серии деталей к производству другой несколько отличающейся от первой конструктивными размерами. Оборудование расположено по ходу технологического процесса или по типу станков.
Для установки и закрепления заготовок деталей, обрабатываемых на металлорежущих станках, применяются приспособления следующих групп:
|
- универсальные – патроны, станочные тиски, делительные головки;
- переналаживаемые многопредметные;
- специальные.
По материалу обрабатываемые детали – стальные, чугунные, бронзовые, латунные, из алюминиевых и цинковых сплавов. Значительная номенклатура деталей проходит термическую обработку в термических отделениях цехов и расходится по различным подразделениям завода.
Для перемещения заготовок, деталей и отходов производства на территории цехов предусмотрены электроприводные кран-балки различной грузоподъёмностью, а также электрокары, погрузчики и автотранспорт. Межоперационное перемещение деталей производится с помощью рольгангов, шаговых транспортёров и кран-балок, а также вручную на тележках.
В цехах используется промышленное электрическое напряжение - 380 В, род тока - переменный трёхфазный. Для работы пневмосистем оборудования применяется сжатый воздух с давлением 5-6 кГ/см2. Для нагрева моющих жидкостей моечных машин в цехах предусмотрена подача пара. Также предусмотрены централизованный подвод холодной воды, системы раздачи СОЖ и сбора отработанных жидкостей на станции обезвреживания промышленных стоков СОПС.
Основной рабочей жидкостью гидросистем оборудования является индустриальное масло типа И-12, И-20, И-30 и модификации.
В качестве СОЖ используется водная эмульсия на основе «Караидель-2», жидкости «РЖ-8», МР-7 и «Сульфогал».
Для обновления воздушной среды на участках цеха предусмотрены системы приточных и вытяжных вентиляций, а также системы пылезаборов от оборудования.
|
Для сбора и удаления стружки от оборудования в тару предусмотрены скребковые и шнековые транспортёры с последующей погрузкой в автосамосвал.
Цех деталей двигателей
Цех предназначен для обработки деталей, идущих на комплектацию двигателей типа ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, ЯМЗ-840, ЯМЗ-850, ЯМЗ-7511, ЯМЗ-7601 всех комплектаций и исполнений, коробок перемены передач типа ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-239, ЯМЗ-330, ЯМЗ-336 всех исполнений, а также сцеплений. Цех деталей двигателей состоит из четырех участков:
УЧАСТОК № 80 – основная номенклатура деталей участка - наконечники топливных трубок, фланцы, форсунка, детали редукционного клапана, планка, кольца, шайбы, кронштейны. Материалы обрабатываемых деталей - сталь, чугун, цинковые сплавы.
УЧАСТОК № 81 – на площадке блока обрабатывается основная базовая деталь двигателей ЯМЗ-840 и ЯМЗ-850 - блок цилиндров; на площадке шкивов обрабатываются шкивы коленчатого вала и шкивы привода компрессора и генератора, а также ступица маховика и крышка фильтра тонкой очистки топлива.
УЧАСТОК № 83 – на площадке деталей ЯМЗ-240 и привода ТНВД обрабатываются следующие детали: накладка, траверса, фланцы, корпуса, стойки и оси коромысел, проставки, кронштейны, скобы, детали привода ТНВД, а также производится подсборка отдельных узлов; на площадке деталей двигателя ЯМЗ-840 обрабатываются патрубки, кронштейны, крышки, ступицы, трубы, валики, корпуса, обечайки, вставки и другие детали. Здесь же производится механическая обработка одной из основных деталей двигателя – вала распределительного, на площадке крышек шатуна обрабатываются детали массового производства – крышки шатуна и крышки коренных подшипников коленвала (4 наименования), коллектора впускные и выпускные (8 наименований), трубы водяные, опоры, шестерни, патрубки, шкивы и другие, идущие на комплектацию двигателей семейства ЯМЗ-8401/850 и их модификаций.
|
УЧАСТОК № 84 – на площадке чугунных деталей обрабатываются детали двигателей семейства ЯМЗ-240, ЯМЗ-840/850, детали комбайнов и другие: кронштейны, пружины, кольца, втулки, крышки, трубки, цапфы, оси, пробки; на площадке бронзовых деталей о снову обрабатываемых деталей участка составляют детали типа «тело вращения», такие как втулки, кольца, стаканы форсунок, золотники, идущие на комплектацию двигателей и коробок перемены передач.
Агрегатный цех
Агрегатный цех является механосборочным цехом. Цех специализируется на выпуске турбокомпрессора для двигателей ЯМЗ-238НБ, ЕВРО-1 и ЕВРО-2. Кроме того ведется изготовление деталей и подсборка масляных фильтров, изготовление и сборка натяжных устройств, крышек шестерен распределения с водяным насосом. Особо нужно отметить, что в цехе обрабатываются чугунные, стальные, алюминиевые и бронзовые детали. Номенклатура обрабатываемых деталей более 250 позиций. Программа выпуска деталей самая разнообразная от массового до мелкосерийного производства, в соответствии с этим парк металлорежущего оборудования насчитывает более 1000 единиц - включает:
1. автоматические линии
2. вертикально-фрезерные станки
3. горизонтально-фрезерные станки
4. токарно-винторезные станки
5. токарно-револьверные станки
6. токарно-копировальные станки
7. алмазно-расточные станки
8. агрегатно-сверлильные ст-ки
9. вертикально-сверлильные ст-ки
10. шлифовальные ст-ки
11. накатные ст-ки
12. балансировочные ст-ки
13. агрегатные станки
14. обкатные станки
В цехе 6 производственных участка:
№ 80- участок коромысла
№ 81- участок толкателя
№ 82 – алюминиевых деталей
№ 83- алюминиевых и стальных деталей.
№ 84- турбокомпрессора
№ 86- стальных и чугунных деталей.
Площадь цеха ~ 14,5 тыс.м2 из них производственная ~ 10 тыс.м2
ЗАВОДА КОРОБОК ПЕРЕДАЧ.
Завод коробок передач является механосборочным цехом. Завод коробок передач включает в себя 4 цеха:
- цех корпусных деталей коробок передач - ЦКД КП;
- цех валов и шестерён - ЦВиШ;
- цех сборки коробок - ЦсбК;
- цех синхронизаторов.
Цех корпусных деталей коробок передач ЦКД КП специализируется на изготовлении корпусных деталей коробки перемены передач: корпус коробки, картер коробки, картер сцепления, кожух сцепления и различные виды вилок переключения скоростей. Для обработки этих деталей применяют следующее оборудование: токарные сверлильные протяжные фрезерные и шлифовальные станки, а также автоматические линии и агрегатные станки. Приводы зажимных приспособлений механизированы и работают от сжатого воздуха или гидравлики. В качестве режущего инструмента используются токарные резцы сверла фрезы протяжки шлифовальные круги.
Цех валов и шестерён ЦВиШ специализируется на производстве зубчатых колес и валов коробки передач. Для обработки деталей применяются зуборезные и зубодолбежные станки. Зубчатые колеса и валы после обработки резанием подвергаются термической обработке: закалке, цементации или азотированию.
Цех сборки коробок ЦсбК специализируется на сборки коробок передач. Процесс сборки осуществляется на поточной линии и перпендикулярно к ней производится подсборка узлов коробки. Для заворачивания гаек и болтов используются механизированные гайковерты, а в ряде случаев применяют торированные ключи. Для запрессовки деталей в изделия применяют гидравлические пресса. После сборки коробки подвергаются испытанию и регулировке.
Цех синхронизаторов специализируется на изготовлении шестерни газораспределения, муфты, каретки, кольца, обоймы, деталей диафрагменного сцепления, рычагов переключения передач.