Роль маркетинга в регулировании жизненного цикла продукции.
аркетинг в рамках организации имеет особо важное значение для определения и уточнения запросов, ожиданий потребителя и других требований к продукции. Кроме того, значительное внимание при маркетинговой деятельности должно быть обращено на разработку предварительного проекта, включая информационное обеспечение, с целью производства продукции в соответствии с документированными техническими требованиями при оптимальных затратах.
Эффективная маркетинговая деятельность может осуществляться специалистами только в составе функциональных подразделений. Организация в соответствии со стандартами ИСО должна иметь четкую структуру. В число наиболее важных подразделений в рамках системы менеджмента качества входит и отдел маркетинга. Именно он должен играть ведущую роль в установлении определенных и документированных требований к качеству продукции — особенно на ранних этапах ее жизненного цикла.
Отдел маркетинга в соответствии с указаниями ИСО:
· определяет требования клиентов (потребителей, контрагентов) путем изучения и анализа рынка;
· определяет потребность в продукции;
· подбирает потенциальных клиентов;
· устанавливает рыночный спрос и сектора рынка, поскольку это является важным для определения сортности, количества, цены и сроков выпуска продукции;
· распространяет в рамках организации информацию обо всех требованиях потребителя;
· добивается согласия всех соответствующих организационных подразделений с целью удовлетворения запросов потребителей;
· подготавливает рекламные материалы и проводит рекламные кампании;
|
· предоставляет потребителям всю необходимую информацию о продукции;
· осуществляет анализ контрактов и подготовку коммерческих предложений2.
На практике деятельность далеко не всех маркетинговых подразделений соответствует этим требованиям ИСО.
ИСО установлено, что отдел маркетинга должен обеспечивать наличие в организации официального изложения или общего описания требований к продукции. В дальнейшем они должны быть преобразованы в предварительный перечень технических требований как основы для последующих работ по проектированию продукции. К этим техническим требованиям могут относиться:
· эксплуатационные характеристики;
· органолептические характеристики;
· схемы монтажа или размещения;
· применяемые стандарты и установленные законом правила;
· упаковка;
· проверка и обеспечение качества.
Отдел маркетинга, по нормам ИСО, обеспечивает непрерывную работу системы обратной связи и контроля получаемой информации. Вся информация, относящаяся к эксплуатации продукции потребителями и их удовлетворенности качеством продукции, должна анализироваться, сличаться, интерпретироваться, проверяться и включаться в отчеты в соответствии с документированными процедурами. Такая информация на основании опыта и запросов потребителя помогает определить характер и масштабы проблем, связанных с продукцией. Кроме того, информация от потребителей может предопределять принятие руководством организации соответствующих мер, ведущих к улучшению качества продукции или освоению новых ее видов.
В заключение отметим, что для объективного подтверждения достигнутого уровня качества, соответствующего требованиям стандартов ИСО, применяется процесс сертификации. По ее результатам выдаются сертификаты и знаки соответствия. Продукция, сертифицированная по международным стандартам качества ИСО серии 9000, имеет вполне очевидные конкурентные преимущества. Особенно это заметно при заключении контрактов с иностранными партнерами или продвижении отечественных товаров и услуг за рубежом. Известны случаи отказа от заключения весьма привлекательных контрактов только потому, что одна из сторон не имела сертификата по международным стандартам качества. Такой сертификат, а также знак соответствия являются важными элементами маркетинговой деятельности и повышают конкурентоспособность продукции.
|
Виды и задачи анализа на предприятии
С точки зрения времени (периода времени, к которому обращен анализ) выделяются следующие виды анализа: •
Ретроспективный анализ. Анализируется деятельность предприятия и полученные результаты прошедших периодов. •
Оперативный (как один из вариантов ретроспективного).
Изучаются изменения, произошедшие за короткий промежуток времени, а также то лько что закончившиеся процессы и их результаты. •
Итоговый (заключительный анализ, один из видов ретроспективного). В ходе проведения этого анализа рассматривается отчетный период (месяц, квартал, год) и анализируются имевшие место результаты. •
Перспективный (прогнозный) анализ. Анализ процессов, которые должны произойти после принятия решений, обоснование плановых показателей. 2.
|
По видам применяемых методов изучения объектов. Существует большое число методов, которые используются для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия. Ниже приведены только некоторые из них: •
Факторный анализ. Это способ изучения и измерения воздействия отдельных факторов на величину результирующего показателя. •
Функционально-стоимостный анализ. Функционально- стоимостный анализ — это метод исследования хозяйствен- ных процессов, направленный на минимизацию затрат, поиск менее затратных способов реализации основных и исключение из процесса лишних функций. •
Сравнительный анализ (сопоставительный). Сопоставление процессов и показателей с целью выявления их сходства или различия. •
Маржинальный анализ. Метод, основанный на разделении затрат на переменные и постоянные и на рассмотрении с этой точки зрения взаимозависимости объема продаж, прибыли и себестоимости. 3.
С точки зрения полноты изучаемых вопросов: •
Комплексный анализ. Всесторонне изучается вся хозяйственная деятельность предприятия. •
Локальный анализ. Анализируется только одна сторона деятельности предприятия, вызывающая на данный момент особый интерес. •
Тематический анализ. Подразумевает изучение отдельного вопроса, стоящего перед предприятием. 4.
По пространственному признаку: •
Внутрихозяйственный анализ. Изучаются процессы, происходящие на предприятии, без учета связи результатов работы изучаемого предприятия с деятельностью других предприятий. •
Межхозяйственный анализ. Рассматривается деятельность предприятия в сравнении с результатами работы других предприятий. 5.
В зависимости от субъектов (кто применяет): • Внутренний анализ. Управленческий анализ, проводит- ся силами сотрудников предприятия для планирования и оценки результатов деятельности.
• Внешний анализ. Проводится финансовыми учреждениями, инвесторами и т. д. на основе финансовой, статистической и иной отчетности.
6. С точки зрения периодичности проведения анализа: •
Годовой. •
Квартальный и т. д