Мкртчян М., Лебединцев В. Разновозрастный учебный коллектив: учительско-ученическое самоуправление




// Народное образование, 2009 - № 2. - с. 218-227.

Мкртчян Манук Ашотович, директор Центра оценивания и тестирования Министерства образования и науки Республики Армения

Лебединцев Владимир Борисович, старший научный сотрудник лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского ИПК работников образования,

Коллективные учебные занятия можно отнести к занятиям с нелинейной структурой, если воспользоваться терминологией В.В. Гузеева. Линейную структуру имеют такие учебные занятия, на которых в любой момент времени практически все ученики охвачены одним видом и содержанием учебной работы. Если же в одно и то же время разные группы учеников занимаются разным (например, одни пишут контрольную работу, а другие обсуждают какой-либо вопрос), то занятие имеет нелинейную структуру.

Специфика коллективных учебных занятий

Всё многообразие учебных занятий мы разделяем на три типа – индивидуальные, групповые и коллективные.

Коллективные учебные занятия характеризуются следующими признаками:

– отсутствует общий фронт, т.е. учащиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала разными способами и средствами за разное время;

– разные ученики осваивают общее содержание курса по неодинаковым последовательностям;

– в наличии временные кооперации учащихся как места пересечения маршрутов продвижения обучающихся. Временные кооперации учащихся – это непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной цели.

Можно одновременное наблюдать четыре организационные формы обучения: индивидуально-опосредованную; парную; групповую (взаимодействие по типу «один говорит – другие слушают») и коллективную (общение в группе происходит в парах сменного состава).

Нередко в педагогике слово «коллективные» употребляется в традиции, идущей от латинского «collektivus», что означает собирательный, т.е. учитель объединяет учащихся в группу и учит всех одновременно.

Разновозрастный учебный коллектив

Разновозрастная учебная группа предполагает прежде всего организационное и содержательное единство её участников. Способ её организации существенно зависит от того, какой тип учебных занятий лежит в основе её функционирования: групповые учебные занятия или коллективные. Это обстоятельство позволяет нам различать понятия «разновозрастный класс» и «разновозрастный учебный коллектив».

Разновозрастный класс – это группа учащихся разных лет обучения, осваивающих учебное содержание общим фронтом. Общий фронт в классе может быть абсолютным, если все ученики на каждом занятии изучают один и тот же материал, используя одни и те же методы и средства.

Коллективные учебные занятия, проводимые здесь, требуют использования особым образом структурированных программ учебных предметов, охватывающих содержание нескольких лет обучения и не разделённых на годичные блоки.

О сущности самоуправления

Раскрыть сущность самоуправления в образовательном процессе позволяет системно-мыследеятельностный поход. Если традиционно управленческая деятельность рассматривается весьма широко (к ней относится всё то, что обеспечивает сохранение структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности, исполнение их программы, цели), то в системно-мыследеятельностном подходе (СМД-подходе) под управлением понимается особая деятельность в слое мышления – работа с представлениями, на основании которых будет осуществляется деятельность. Второе отличие: эта деятельность требует не властных полномочий.

Например, директор школы может выполнять властные полномочия, но не заниматься управлением; напротив, рядовой учитель, желая продвинуть какие-либо идеи и формируя для этого соответствующее мнение педагогов, школьников и родителей, занимает явную управленческую позицию. Оптимальным является сочетание властных полномочий и управленческой позиции.

Важно, что это не игра в «дни самоуправления» и не мероприятия с целью проявить активность школьников («чем бы занять?»), которые чаще всего не касаются учебного процесса. В разновозрастном учебном коллективе появляется возможность решить один из ключевых вопросов педагогики: субъект учебного процесса не может не выполнять в нём управленческих, организаторских функций!

Таким образом, использование структуры самоуправления, позволяет организовать жизнь и работу учебных коллективов с разновозрастным составом. Тем самым реализуется ведущий принцип коллективных учебных занятий: «Всё, что ни делается в учебной группе, делается для каждого и с помощью каждого».

Самоуправление – это и средство организации коллективных учебных занятий, и цель образования. Эта тема особенно актуальна, так как и на практике, и в теории остаётся открытой проблема обучения навыкам самоуправления и передачи управленческих и организационных функций учащимся. А практика коллективных учебных занятий позволяет вопрос самоуправления поставить как особую цель образования.

Понятно, что схема управления коллективными занятиями усложняется. Однако дело не в каких-то особых качествах педагогов, являющихся божьим даром, а в переходе от индивидуальной деятельности учителя к разным групповым субъектам, благодаря которым принципиально меняется прежде всего сама деятельность педагогов и в которых выращиваются необходимые качества управленцев. Иными словами – «мощность» субъекта должна соответствовать размеру предстоящей деятельности; то, что не удаётся одному, под силу организованной группе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: