Прогрессивные матрицы Равена




Тесты IQ, IQ-тест

Тест IQ или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу.

IQ-тесты подразделены на части: вербальные задания (общая информация, словарный запас, серии цифр для запоминания, арифметические задания, задания на нахождение различий и т.д.) и активные задания (нахождение частей рисунка, расположение картонных фигурок в правильном порядке, решение головоломок и т.д.).

Сами тесты на проверку интеллекта в значительной степени зависят от того, как каждый исследователь представляет себе это свойство личности.

С помощью интеллектуальных тестов определяются не природные различия между людьми, а наличный уровень знаний и умений, сложившихся к моменту испытания. Не вызывает сомнения, что уровень овладения ими зависит как от степени обученности индивидов, так и от их природных возможностей.

Сегодня в развитых странах исследование интеллекта проводится почти на всех самых важных этапах жизни и деятельности человека. Обязательно проводится тестирование уровня интеллектуального развития при приеме детей в сады и школы, проверяется уровень развития интеллекта в процессе их обучения, и, конечно, очень широко применяется при профориентации и профотборе.

Тесты Стэнфорд - Бинэ

Тесты Стэнфорд - Бинэ это адаптации в тестах шкал Бинэ под Стэнфордской редакции.

Тесты в Стэнфордской редакции сгруппированы по возрастным уровням:
- начиная с 2 лет до 5 они расположены с полугодовыми интервалами;
- для возрастов от 5 до 14 лет - годовые интервалы;
- оставшиеся уровни обозначены как средний взрослый и высший взрослый уровни (1, 2, 3). Интервалы между ними больше, чем один год.

Каждому испытуемому предъявляются только те задания, которые адресованы к его собственному возрастному уровню. Обычно процедура тестирования начинается с заданий, относящихся к более низкому уровню, чем ожидаемый умственный возраст испытуемого. Для испытуемого определяют тот уровень, на котором он справляется со всеми заданиями. Этот уровень называется основным возрастом. Затем тестирование продолжается до тех пор, пока не находят уровень, на котором во всех тестах испытуемый терпит неудачу. Этот уровень называется предельным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Обработка отдельных тестов шкалы Стэнфорд - Бинэ происходит по принципу всё или ничего. В руководстве для каждого теста устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Умственный возраст субъекта в шкалах Стэнфорд - Бинэ находится путем приписывания ему его основного возраста и добавления к этому возрасту нескольких месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше базального уровня. Большинство тестов Стэнфорд - Бинэ непригодны для взрослых, так как характер заданий не позволяет достичь потолка возрастного уровня.

Шкала Стэнфорд - Бинэ в течение многих лет служила единственным инструментом для измерения интеллектуальных способностей, а также использовалась в качестве критерия валидности (т. е. степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен) новых интеллектуальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться символом интеллекта, а не показателем по определенному тесту.

Тест Векслера

Тест Векслера это тип индивидуальных интеллектуальных тестов.

Особенность шкал интеллекта Векслера состоит во введении двух видов методик - вербальных тестов и тестов на исполнение (так называют задания невербального, действенного характера, например сложить фигуру из частей и т. д.).

Шкала Векслера для взрослых содержит 11 тестов - шесть из них сгруппированы в вербальную шкалу и пять в шкалу исполнения. В вербальную шкалу входят задания, требующие осведомленности в некоторых областях знания, задания на понимание (смысла пословиц, поведения в некоторых обстоятельствах и т. д.), арифметические задачи (в пределах начальной школы), нахождение сходства, определение словарного запаса, запоминание цифр. Шкала исполнения включает задания на завершение картинок, конструирование блоков (из кубиков), расположение картинок по порядку и некоторые другие.

При выполнении тестов принимается в расчет как скорость, так и точность.

Тест Айзенка

Тест Айзенка состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки общего уровня интеллектуального развития человека, а три - для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех способностей, которые нужны в таких видах деятельности, где активно используется образно-логическое мышление.

Лица, наиболее успешно выполняющие задания наглядно-образного теста (выше100 баллов), обладают художественным типом восприятия. Это значит, что информация об окружающем мире воспринимается ими через целостные, чувственные образы. Такой тип восприятия часто встречается у людей эмоциональных, с преобладанием чувств над рассудочностью. В профессиональном плане их интересы тяготеют к эстетическим сторонам жизни, они неравнодушны к ярким краскам природы, рельефно и чувственно воспринимают явления окружающей жизни. Среди лиц с таким складом ума встречаются специалисты по рекламе, дизайну, журналисты, популяризаторы новаторских идей, а также те, кто увлекается работой с людьми.

Словесный тест наиболее успешно решают лица гуманитарного склада, хорошо владеющие словесным материалом, опирающиеся в процессе восприятия информации на смысл, содержательную нагрузку того, что «зашифровано» в слове. Большей частью лица с преобладанием вербального интеллекта отличаются склонностью к анализу и обобщению. Такой тип личности чаще всего встречается среди тех, кто занимается анализом и обобщением обширной информации, интеграцией накопленного в процессе практического опыта материала, а также посвятил себя работе в гуманитарной сфере, научным исследованиям или искусству, кто увлекается литературой, философией, языкознанием. Это также делопроизводители, канцелярские работники, хранители архивов.

Числовой тест наиболее успешно выполняют лица с формально-логическим мышлением. Из информации, зашифрованной знаковым способом, они легче всего воспринимают логику чисел. Такой тип мышления характерен для тех, кто оптимально проявляет свои способности в сфере точных знаний, в деятельности, требующей практицизма, трезвой взвешенности аргументов, количественной четкости. Это может быть область математических знаний, механики, химии, физики, экономики, а также - бухгалтерия или разнообразные ремесла, требующие точных расчетов и ловкости в осуществлении манипуляций при хорошем глазомере и четком ощущении формы. При наличии художественного вкуса лица данного типа успешно проявляют себя как модельеры, архитекторы, мастера прикладного творчества.

 

Только при условии выполнения всех восьми субтестов можно дать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него специальных способностей.

На выполнение теста дается 30 минут в течении этого времени испытуемый должен отвечать на поставленные вопросы. Тестирование завершается по истечении указанного времени или при ответе на все 40 вопросов.

В норме минимальный уровень IQ = 70, максимальный IQ=180. Средний уровень IQ располагается в диапозоне от 100 до 120 баллов.

Прогрессивные матрицы Равена

Тест прогрессивные матрицы Равена (Progressive Matrices) предполагает, что испытуемый первоначально воспринимает задание как целое, затем выделяет закономерности изменения элементов образа, после чего выделенные элементы включаются в целостный образ, и находится недостающая часть изображения

В качестве материала были выбраны абстрактные геометрические фигуры с рисунком, организованным определенным образом.

Сконструированы три основных варианта теста:
1) более простой, цветной тест, предназначенный для детей от 5 до 11 лет;
2) черно-белый вариант для детей и подростков от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет;
3) вариант теста, сконструированный в 1977 году Д. Равеном в сотрудничестве с Д. Кортом и предназначенный для лиц с высокими интеллектуальными достижениями; он включает в себя не только невербальную, но и вербальную части.

Тест проводится как с ограничением времени выполнения заданий, так и без ограничения.

Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц или композиции с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серей (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающих сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать не достающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 серий А обследуемый выполняет с помощью экспериментатора.

При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип "прогрессивности", заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий из серий является как бы подготовкой испытуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий. Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.

Серия А. От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения, считается, что при работе с матрицами этой серии реализуется следующие мыслительные процессы: a) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличения ее с определенными образцами.

Серия B. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

Серия С. задания этой серии содержит сложные изменения фигур в соответствие с принципом их непрерывного развития, обобщения по вертикале и горизонтали.

Серия D. Состоит по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решений заданий в этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей "сборки" недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подчитывается общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки по таблицам проводятся в соответствии с возрастными нормами в соответствии в процентили или станайты. Предусмотрена возможность перевода полученных результатов в IQ показатель.

 

Классификация

Симптомы в структуре слабоумия могут быть различными, однако преобладают негативные. Если оно определяется только ими, это простое слабоумие. Чаще, особенно в начальной стадии бывает психотическое слабоумие с бредом, галлюцинациями, маниакальным и депрессивным синдромом. При этом чем более они выражены, тем легче слабоумие и наоборот, при тотальной деменции они полностью исчезают. По Г. Модсли: «В крайних случаях слабоумия не могут образовываться даже нелепые идеи»[7].

По этиологии различают:

1. Приобретённое заболевание — деменция, например, атрофические процессы головного мозга в предстарческом и старческом возрасте — болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга — так называемый психоорганический синдром.

1. По течению существует:

1. Стационарное — возникнув, не углубляется;

2. Прогрессирующее — ведущее к психическому маразму. При этом, чем раньше оно начинается, тем быстрее прогресс и хуже прогноз.

2. По патологоанатомическим изменениям по О. В. Кербикову:

1. Органическое — есть характерные изменения в головном мозге. Его в свою очередь классифицируют по этиологии, нозологическому принципу и локализации в головном мозге. Отдельно некоторые авторы выделяют эпилептическое слабоумие, что выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).

2. Шизофреническое слабоумие (или везаническое, апатическое, транзиторно], атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться[10]. Возникает при длительном течении шизофрении.

3. Клинически различают лакунарную и тотальную деменцию. Среди тотальной деменции А. В. Снежневский выделяет паралитическое и сенильное слабоумие Для первого характерны эйфория, психомоторное возбуждение, облегчение ассоциаций и растормаживание низших влечений; для второго — амнезия, утрата критики, безразличное или угрюмо-раздражительное настроение, эмоциональная тупость. Классические формы встречаются, соответственно, при прогрессивном параличе и сенильной деменции.

2. Врождённое заболевание — умственная отсталость (олигофрения). Оно обусловлено расстройством раннего онтогенеза. Процесс стационарен, однако может усугубляться при новых экзогенных влияниях (ЧМТ). Традиционная классификация (подробнее, пожалуйста, см. «Классификация олигофрений»):

1. дебильность (иногда сохраняется способность к труду),

2. имбецильность (сохраняется способность к самообслуживанию),

3. идиотия (не сохраняется способность к самообслуживанию и речи).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь