Раннее белорусское зодчество и искусство




 

Зодчество. Раннефеодальные города на территории Беларуси, по свидетельствам летописей, появились в IX в., и к XIV в. насчитывалось более 50 поселений городского типа. Они играли роль административно-политических, оборонительных, экономических, культурных и религиозных центров, поддерживали хозяйственно-культурные и торговые связи с Киевом, Волынью, Новгородом, Прибалтикой, Византией, Кавказом, странами Средней и Западной Европы. При строительстве города вначале укрепляли его центр - детинец, чаще всего имевший форму треугольника. Прилегавшие к нему поселения купцов, ремесленников, других служилых людей также укреплялись.

До конца X в. белорусские земли практически не были знакомы с монументальным зодчеством, зато славились богатыми традициями деревянного строительства. Примечательно, что последнее оказало значительное воздействие на архитектуру появившихся каменных зданий. Из дерева сначала сооружались княжеские дворцы, жилые дома, оборонительные сооружения, хозяйственные строения. Уникальным памятником деревянного зодчества Беларуси XI-XII вв. являются экспонаты археологического музея «Берестье» на территории Брестской крепости: реконструированные части и детали жилых домов, хозяйственных построек, улиц, мостовых, различные образцы бытовых изделий и предметов. Подобные артефакты, свидетельствовавшие о стиле жизни наших предков, найдены археологами также в Минске, Витебске, Полоцке, Гродно.

Оригинальная архитектурная школа сложилась в древнем Полоцке, ставшем оплотом православного христианства. Уже в конце X в. здесь было построено первое культовое здание - церковь во имя Богородицы (она упоминается в летописях 1007 и 1158 гг.).

Одним из самых величественных каменных сооружений славного Полоцка является знаменитый Софийский собор, воздвигнутый в середине XI в. По замыслу князя Всеслава Чародея, он должен был стать символом независимости и равенства с Киевом и Новгородом, имевшими подобные храмы. По духу и внутреннему убранству полоцкий храм восходил к первому Софийскому собору, построенному в Константинополе. В архитектурном плане полоцкого Софийского собора сочетались крестово-купольный и базиликанский типы христианских культовых сооружений.

История сохранила для нас имена первых белорусских каменщиков - строителей белорусской святыни: Давидъ, Тоума, Микоула, Петърь, Воришъ. В отличие от киевского Софийского собора полоцкая София имела одну, а не две галереи, 7 куполов вместо 13. Собор украшали фрески, но не было мозаики. Размеры храма 26,4 х 31,5 м. В соборе хранились государственная казна, архив, библиотека. Здесь проходили переговоры, подписывались договоры и соглашения. О значении храма в жизни полочан свидетельствует тот факт, что городская печать имела надпись «Печать Полоцьская и Святой Софьи».

В ходе Северной войны в полоцком Софийском соборе для нужд русских войск был размещен пороховой склад. В 1710 г. это привело к разрушению собора. В 1738-1750 гг. он был отстроен по проекту архитекторов И. Глаубица и Б. Косинского в стиле виленского барокко и превратился в униатский храм. После реставрации в 1985 г. храм используется как концертный зал с органом, а также в качестве музея истории и архитектуры Софийского собора.

В 1120-1130-е гг. в Бельчицах (под Полоцком) открылся Борисоглебский монастырь. На его территории построили Большой собор, подобных которому на восточнославянских землях еще не было (аналоги имелись в Сербии и Хорватии). Храм украшали фрески и керамическая плитка; в его архитектуре чувствовалось влияние византийской школы. Всего в Бельчицах в XII ст. действовало четыре церкви.

В середине XII в. по заказу Евфросиньи Полоцкой на берегу реки Полота начала строиться Спасо-Преображенская церковь Спасской обители (8x12 м). Зодчий Иоанн построил ее за 30 недель, предложив вариант столбообразного храма, в котором византийские традиции полностью переработаны в национальном стиле. Его отличали пониженная апсида, высоко поднятый барабан, каких тогда еще не создавали на Руси, «кокошник» (с течением времени он стал неотъемлемым атрибутом восточнославянской архитектуры). Башнеподобная композиция храма с тех пор вошла в практику раннемосковских зодчих и архитекторов других земель.

Всего в Полоцке в XII в. было построено 10 храмовых сооружений из плоского кирпича и камня, шесть из них найдены в ходе археологических раскопок. Можно утверждать, что Полоцк имел самобытную архитектурную школу, вобравшую лучшие традиции местного деревянного зодчества и трансформировавшую архитектурные стили Византии и Киевской Руси. В результате в сооружениях, созданных мастерами этой школы, проступили оригинальные черты, проявился свой стиль, оказавший существенное влияние на зодчество сопредельных городов и соседних княжеств. Следы полоцкой архитектуры заметны в других древних городах Беларуси и пограничных регионах России, Украины, Польши. С ориентацией на полоцкий стиль были построены, например, Борисоглебская церковь в Новогрудке, церковь Петра и Павла на Синичной горе в Новгороде, церковь архангела Михаила в Смоленске.

В период зарождения самобытной, стилистически разнообразной старобелорусской архитектуры наряду с полоцкой школой формировались гродненская, витебская и другие школы со своими отличительными приемами и конструктивными формами культового и замкового зодчества.

Представляет интерес архитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе, построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частично разрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облик и интерьер. Стены украшены фресками, пол выложен квадратными и треугольными майоликовыми плитками желтого, зеленого и коричневого Цвета. В верхние части стен были искусно вмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковь выглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамической майоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркивает уникальность данного культового сооружения. Среди белорусских храмов XII в. Коложский отличают установленные в нем четыре круглых столба. Сегодня этот первенец православно-романского стиля нуждается в срочной системной реконструкции.

Мозаикой, фресками, разноцветной майоликовой плиткой в Гродно также были украшены Нижняя и Пречистенская церкви и княжеский терем XII в. Возможно, церковь XII в. в Волковыске и гродненский Нижний храм возвел один и тот же самобытный и талантливый зодчий, имя которого, к сожалению, не сохранилось. Гродненская архитектурная школа развивалась под воздействием полоцкой и волынской.

Представление об архитектурных школах других городов древней белорусской земли давали, например, витебская Благовещенская церковь XII в. (уничтожена в 1961 г., отстроена в 1990-е г., туровский храм. Там, где он стоял, найдены саркофаги с останками похороненных святых.

Из кирпича и камня в Беларуси, начиная с XIII в., возводились не только культовые и светские здания, но и оборонительные сооружения разного типа: замки, башни, ворота. Укреплялись с целью защиты от нападения и храмы. В XIII- XIV вв. в Гродно, Бресте, Турове, Новогрудке, Каменце и других городах были построены оборонительные башни, упоминающиеся в специальной литературе как волынские башни, или башни волынского типа. Похожие строения в XII-XIII вв. воздвигались в регионах Скандинавии, Центральной и Западной Европы и Прибалтики. На территории Беларуси сохранилась лишь одна такая башня - Белая вежа (г. Каменец), датируемая второй половиной XIII в. Ее высота около 30 м. По мнению исследователей, волынские башни являются переходным типом белорусского фортификационного сооружения от деревянных к каменным замкам европейского типа.

С развитием военного дела, появлением огнестрельного оружия в XIV-XV вв. на смену отдельным башням пришли многобашенные каменные замки с обводными каналами и мощными высокими стенами, имеющими несколько ярусов бойниц. В XIII-XIV вв. были возведены хорошо укрепленные замки: кревский, лидский, витебский и гродненский (Верхний замок). В конце XV в. началось строительство новогрудского замка, сынковичской церкви-крепости и других подобных сооружений с ярко выраженными оборонительными компонентами.

Таким образом, в X-XV вв. на белорусских землях сформировались оригинальные архитектурные школы, сочетавшие местные древние традиции со строительным опытом киевской и византийской школ. В это время были заложены основы и созданы первые образцы самобытного градостроительства, оборонительного зодчества. Облик городов во многом стал определяться культовыми сооружениями, получившими распространение в связи с принятием христианства.

Наиболее значительной признана Полоцкая архитектурная школа. Построенные ее мастерами в XI-XII вв. храмы и другие каменные сооружения стали знаковыми памятниками прошлого, нашей национальной гордостью, положили начало отечественной архитектуре. Полоцкая школа оказала заметное воздействие на белорусское зодчество XIII- XV вв. В целом творения отечественных зодчих эпохи средневековья повлияли на архитектурные стили славянских народов и органично вошли в общенациональную культуру Беларуси.

Развитие ремесел и прикладного искусства. Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцов в условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговых связей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, мелкой пластики. В XII-XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело. Творчески обогащая эти и другие виды народного прикладного искусства, простые ремесленники и мастера практиковали разнообразные приемы плавки, литья, ковки, волочения, гравировки, штамповки, а также совершенствовали технологии эмали, скани, черни, инкрустации. Для производства домашней утвари, оружия, украшений, орудий труда использовались дерево, железо, бронза, медь, серебро, золото, стекло, камень, кость. Славились мастерством полоцкие золотари, о чем свидетельствуют, например, «следы» четырех ювелирных мастерских X-XII вв., обнаруженные археологами.

Сохранилось множество технически филигранных изделий высокого эстетического уровня. Самым известным памятником ювелирного искусства являлся уже упоминавшийся крест, созданный мастером Лазарем Богшей в 1161 г. по заказу Евфросиньи Полоцкой и переданный ею Спасской церкви женского монастыря. Похожие кресты были широко распространены в Византии и южнославянских странах.

Богша сделал крест из твердого дерева, украсил его золотом, серебром, бронзой, драгоценными камнями. Деревянное основание обложил золотыми пластинками с миниатюрами, изображавшими святых христианской церкви (в том числе четырех евангелистов, саму Евфросинью, ее родителей, апостолов Петра и Павла, архангелов Михаила и Гавриила), которые перемежались с орнаментальными изображениями фигур. В крест он вмонтировал святые реликвии: частичку креста Господнего с каплями крови Иисуса, кусочек камня от гроба Богородицы, части мощей святых Стефана и Пантелеймона, кровь святого Дмитрия. Все миниатюры мастер выполнил в технике перегородчатой эмали, отдав предпочтение синим, красным, белым и зеленым цветам.

Крест Евфросиньи был не только памятником ювелирного мастерства, но и уникальным свидетельством письменности, религии, хозяйства начального периода белорусской истории. Надписи на нем давали представление о правилах правописания той эпохи, кроме того, они сообщали, кто и когда сделал крест, сколько и какого материала было потрачено, сколько стоили труд и драгоценные металлы. Судьба креста оказалась сложной и загадочной. В начале Великой Отечественной войны он исчез из здания Могилевского обкома партии и следы его затерялись. Учитывая значение этой национальной святыни, участники съезда белорусов ближнего зарубежья (1992) предложили создать копию реликвии. После многочисленных экспериментов и большой подготовительной работы брестский мастер Н. Кузьмич выполнил этот сложный, но почетный заказ. Крест передан в полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь. В последующем мастер воссоздал и раку (гроб-саркофаг для хранения мощей) Евфросиньи Полоцкой.

Среди других произведений древних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениями святых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Она была найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. В этой работе чувствуется влияние византийского, романского и древнерусского стилей. Подобные иконки находили также в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.

С появлением гончарного круга производство предметов из глины стало более технически и эстетически совершенным. Керамические изделия украшались прямыми, волнообразными, зигзагообразными линиями, насечками в виде елочек, цепочек.

В XIV-XV вв. было налажено производство художественного стекла в Полоцке, Гродно, Новогрудке, Турове. Из него делали разноцветные браслеты, а также кубки, сосуды, бокалы. Дома богатых горожан имели стеклянные окна.

На территории Беларуси найдено много декоративных шахматных фигурок, пуговиц, печатей, крестиков и других изделий, свидетельствующих о высоком уровне художественного мастерства наших предков. Так, самыми ранними образцами шахматных фигурок, выполненных из камня или кости, являются фигурки коней, найденные на реке Менке под Минском (XI в.), в Новогрудке и Турове (XII в.). В других местах обнаружены также старинные шахматные слоны, ладьи, пешки, короли, ферзи.

Изобразительное искусство. По мере строительства христианских храмов все более распространялась культовая живопись, соединявшая местные традиции с лучшими византийскими и старорусскими иконописными образцами. Наиболее давними являются фресковые росписи Софийского собора XI в., Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей первой половины XII в. в Полоцке. В Спасо-Преображенской церкви привлекают внимание фрески «Голова святой», «Молящийся святой», «Василий великий». Известно, что церковь расписал мастер Кузьма с помощниками. Реставраторами найдено и восстановлено много рисунков. Для фресок Спасо-Преображенской церкви характерны психологическая глубина, эмоциональность, духовная активность образов. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классической византийской манерой живописи XI- XII вв., а также, вероятно, с приемами романского искусства.

В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм - наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.

В XIV-XV вв. в древнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихся икон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половина XV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.). В упомянутых и им подобных образцах еще прослеживаются традиции древнерусского искусства. Одновременно в стиле белорусской иконописи обнаруживается связь с западноевропейским культовым искусством. Убедительным тому примером может служить найденная в Слуцком районе икона «Богоматерь Одигитрия» (конец XV - начало XVI в.), в которой используется древнерусская манера письма в сочетании с приемами белорусского культового искусства и одновременно угадывается влияние итальянской и так называемой итало-критской школ религиозной живописи эпохи Возрождения. Обращает на себя внимание богатая орнаментация нимба и фона. Образы святых, строгие и неподвижные, полны печали, но их глаза - живые человеческие глаза. Эта деталь придает ликам печать земной духовности.

В целом в эпоху средневековья для белорусской иконы были характерны живость и жизнеподобие образов святых (они смотрят на землю), богатство орнаментальных украшений оклада и фона (узорчатость), сочность и яркость красок. В византийской иконе преобладают темные тона и сухие суровые лики. Белорусская икона отличалась от русской тем, что нимб над головой Христа, Богоматери, святых орнаментально прорабатывался. В русской же иконе он всегда был гладким.

'Одигитрия (с греч. - Путеводная) в византийской иконографии - один из ведущих канонических изображений Богоматери с младенцем, сидящим на левой руке с жестом благословения. Название происходит от константинопольского монастыря Одегон. Этот иконописный многовариантный канон встречается уже в древнерусском искусстве домонгольского периода.

Произведений светской станковой живописи, датируемых XIV-XV вв., на территории Беларуси не найдено. Однако есть свидетельства о появлении в последние два века белорусского средневековья предпосылочных образцов портретного жанра, которые зафиксированы в контексте культовой фресковой живописи. Имеются в виду отретушированные лики государственных деятелей, князей, княгинь и членов их семей. Так, в «Хронике» М. Стрыйковского есть запись о виденных им на фресках в Замковой церкви Витебска изображениях княгини Ульяны и ее мужа Ольгерда. В XV в. в схожей манере были написаны портреты Анны Радзивилл, слуцкого князя А. Олельковича, известного магната А. Ходкевича. Фресковая живопись украшала княжеские дворцы в Вильно, Троках, Витебске, Полоцке, Гродно, а также церковь в Сынковичах. Белорусских мастеров ценили за искусность и приглашали на работу в Краков, Люблин и другие польские города. Известно, например, что придворным живописцем у короля Ягайлы около 10 лет был Якуб Венжик из Беларуси. Фресковые картины белорусских художников на территории Польши сохранились, как правило, только во фрагментах, но они имеют большую историческую и художественную ценность, представляя особый интерес с точки зрения становления культурных связей двух соседних народов.

В XII-XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485-1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков. Среди них есть и миниатюры, обращенные в далекое прошлое. Образы евангелистов Матвея, Марка, Луки, Иоанна встречаются в Оршанском, Лавришевском, Шерешовском и ряде других евангелий, славящихся своим художественным оформлением. Со временем в белорусской миниатюре усилилось западноевропейское влияние, проявившееся в жизнеподобных картинах, исторических и бытовых сценках, напоминающих сюжетные композиции мастеров итальянского Проторенессанса и Раннего Возрождения.

Культурный быт наших предков, их обрядовый фольклор были тесно связаны с пением, музыкой, танцами, театрализованными выступлениями талантливых певцов, сказочников, музыкантов, танцоров, жонглеров. По городам и весям ходили «веселые люди» - скоморохи, для которых нехитрое искусство было главным занятием и средством существования. Скоморохи участвовали в языческих и христианских обрядах, сопровождали войско в военных походах, без них не обходились княжеские застолья, свадьбы, различные праздники. О выступлении скоморохов рассказывают рисунки Радзивилловской летописи. Благодаря этим миниатюрам белорусский мастер В. Пузыня в 1993 г. воссоздал древний белорусский музыкальный инструмент хорум, напоминающий тыкву-шар с вставленной в него жалейкой. Несколько ранее, в 1980-е гг., он реконструировал сурму, басэтлю, дуду, усовершенствовал лиру и жалейку.

К музыкальным инструментам, возникшим в период становления белорусской народности, относятся также трубы, бубен, рог, гусли, барабан и другие традиционные для восточных славян инструменты. С принятием христианства стало развиваться церковное пение, адаптировавшееся к этническим музыкальным традициям, национальному мелосу.

В средние века произошло формирование новой народности, солидаризировавшейся с мигрировавшими на ее территорию этносами, становление уникальной пограничной цивилизации, утвердилась белорусская государственность. Сложились национальная картина мира со своими базисными символами, литературный (старобелорусский) язык, ставший государственным, сам стиль культуры коренной народности, который усваивали и обогащали соседние национальности. Однако ход становления национальной цивилизации существенно осложнили размежевание и колебания политической элиты между «Востоком» и «Западом», противоборство между православием и католичеством. Положили начало глубоким духовно-нравственным исканиям выдающиеся деятели христианского Просвещения. Христианство, несмотря на конфессиональный раскол, значительно ускорило развитие отечественной культуры, придало ей разнообразие, эстетическую выразительность и духовную насыщенность.

Белорусская культура IX-XV вв. набирала силу, следуя демократическим тенденциям, воздействовала на бытовой уклад, образ жизни разных сословий. Возрастал образовательный и духовный уровень городского населения. Отечественная культура в эпоху средневековья испытывала влияние культур других стран и народов и, в свою очередь, оказывала обратное воздействие. На всех направлениях ее развития сформировались свои национальные школы, подходы и стили, появились высококвалифицированные мастера-ремесленники и талантливые зодчие, создавшие самобытные произведения и архитектурные сооружения.

В эпоху средневековья на белорусских землях интенсивно развивались архитектура, живопись, декоративно-прикладное и музыкальное искусство; совершенствовались мелкая пластика, техника фрески, иконописи, книжной миниатюры; возникали новые стили и направления художественного творчества; оттачивалось мастерство ремесленников, а вместе с ним ширился ассортимент и росло эстетическое качество их изделий. В прикладном искусстве широко использовался орнамент, им украшались оружие, одежда, книги и др. Обязательными элементами орнамента были кресты, розетки и другие геометрические фигуры, вошедшие затем в арсенал резчиков по дереву и мастериц вышивки последующих поколений. С перепиской книг и расцветом искусства книжной миниатюры связано развитие графики, до сих пор почитаемой в Беларуси.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: