ВАРИАНТ 4
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 –А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) бралА
2) начАтый
3) бантЫ
4) донельзЯ
А2. Укажите пример без нарушения норм лексической сочетаемости.
1) Это беспрецедентная вещь.
2) Подавляющее большинство выступавших высказались за введение новых правил дорожного движения.
3) Текст написан очень понятливым языком.
4) Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии.
А3. Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок.
1) Обращение к правительствам мира подписали более семиста известных учёных.
2) Иноязычные слова, использоваемые без необходимости, засоряют нашу речь.
3) Лейтенант заявил, что никаких разъяснений и комментарий к приказу не было.
4) Важно, чтобы дети в раннем возрасте приучались класть вещи на место.
А4. Укажите предложение без грамматических (синтаксических) ошибок.
1) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, на котором нанесены были многочисленные деления.
2) Очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли согреться.
3) Современными автомобилями управлять гораздо легче, нежели чем автомобилями, выпущенными в 20-х - 30-х годах прошлого века.
4) У более половины горожан есть дачные участки.
А5. Укажите возможный (грамматически правильный) вариант для пропущенной части фразы: В шахматах, как и в жизни,..........., лишь осознав свои ошибки и недостатки.
|
1)..., успех может быть достигнут,...
2)..., можно достичь успеха,...
3)..., успех достигается,...
4)..., достижение успеха возможно,...
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
А. Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось раньше звуковой речи на целую археологическую эпоху, однако такая теория не имеет реальных оснований.
Б. А данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи.
В. История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка.
Г. Тем более не известно ни истории, ни этнографии человеческое общество, которое бы пользовалось письмом, не обладая речью.
А6. Какой вопрос можно поставить в начале текста?
1) Сколько лет назад появилась письменность?
2) Как возник язык?
3) Какая форма речи возникла раньше: устная или письменная?
4) Благодаря чему было изобретено письмо?
А7. После какого предложения должна следовать данная ниже фраза?
Археология, на которую часто ссылались сторонники гипотезы раннего возникновения письма, никаких доказательств о существовании или отсутствии звучащей речи в дописьменный период представить вообще не в состоянии.
1) между А и Б
2) между Б и В
3) между В и Г
4) после Г
А8. Укажите правильное утверждение о предложении В.
1) состоит из 3-х частей; нераспространённых нет
2) состоит из 2-х частей; обе распространённые
3) состоит из 3-х частей; одна из них — нераспространённое предложение
4) состоит из 4-х частей; две из них — нераспространённые
|
А9. Какая характеристика соответствует предложению Г?
1) сложноподчинённое
2) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью
3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное с сочинительной и подчинительной связью
А10. В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении Г?
1) в именительном
2) в родительном
3) в дательном
4) в винительном
А11. Укажите значение слова ОБЩЕСТВО в предложениях В и Г.
1) организация, объединение людей, ставящих перед собой общие цели
2) определённый слой населения, отличающийся от других слоев условиями жизни, образованием и т.п.; класс, сословие
3) совокупность людей, живущих в тех или иных конкретно-исторических условиях
4) государство, страна
А12. На месте каких цифр пишется НН?
В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: «Свинцовый карандаш». Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.
1) 1, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 2, 3
4) 1, 3, 4
А13. В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?
1) пор..сль, к..мпаньон, г..рячий
2) р..стение, кр..пива, прик..саться
3) прот..реть, нат..рать, к..снуться
4) р..стеряться, к..сноязычный, г..реть
А14. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?
1) пр..ветствие, пр..образовать
2) пр..двещать, пр..украсить
3) без..нициативный, контр..гра
4) транс..ранский, сверх..нициативный
А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква А?
1) дыш..щий, (они) выскоч..т
2) плач..щий, (они) изуч..т
3) служ..щий, (они) скач..т
4) реж..щий, (они) выдерж..т
А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
|
1) помощ.., помощ..ник, ветош..
2) спряч..тесь, добит..ся, создаст..ся
3) восем..десят, мен..шинство, настеж..
4) в..ющийся, разоб..ется, из..ян
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?
Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать:
1) 1,4
2) 2, 3, 4
3) 1, 5
4) 4
А18. В какой строке оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Надо быть патриотом, а (не)националистом. Нет необходимости (не)навидеть другие народы, потому что ты патриот.
2) (В)скоре пловцы оказались под самым кораблём, вздымавшим (над)ними свои голые, покрытые почерневшей от времени смолой борта.
3) Поэты облекают (в)плоть и кровь (не)смелую утончённость чувств толпы.
4) (С)лева от дороги мы увидели котлован, (до)верху наполненный водой.
А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В известной пьесе Шварца тень ученого начинает жить собственной жизнью () и поставить её на место не так-то просто.
1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.
3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.
4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.
А20. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В комнате, помимо входной, имелась ещё одна дверь.
2) Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубление в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело рыбы меняет цвет, и осторожно поглаживая её, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.
3) Шторм утих сменившись лёгким бризом, и парусник мог продолжать путь.
4) Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание.
А21. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны быть запятые?
В тот день белая луна стояла в небе, с утра (1) наконец-то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, кажется (3) наступила зима.
1) 1,2
2) 2
3) 3
4) 1, 2, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.
3) Сама площадь и позлащённые солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) У полузатопленного корабля были голые покрытые плесенью и почерневшей от времени смолой борта.
А23. В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией.
2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.
3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая надёжная в мире.
4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.
А24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.
2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.
3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками камней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли.
4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.
А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.
1) 1, 2, 3, 4, 5
2) 2, 4, 5
3) 1, 3, 4
4) 1, 2, 3, 5
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?
1) Люди, которые жили 20 000 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.
2) Было бы несправедливым обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.
3) Грядущая третья технологическая революция, которая изменит саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека.
4) Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.
А27. Прочитайте текст.
Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным является такое воздействие в нашу эпоху. Сейчас для всех очевидно, что фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях знаний уже немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) В наше время воздействие естествознания на все науки является особенно мощным.
2) Естествознание играет всё большую роль в развитии всех наук, включая гуманитарные, и фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях требует ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.
3) Естествознание является основой всякого знания. Оно играет главную роль в нашу эпоху, поэтому фундаментальная подготовка специалистов в областях знаний немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.
4) Методы естествознания используются во всех науках, в том числе гуманитарных.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.
(1) Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.
(4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.
(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное.(9)3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». (11) Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии:... (15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?
(22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23) «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25)У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы. (А Сухотин)
А28. Найдите продолжение предложения 14, которое соответствует содержанию текста и позиции автора?
1)...не придавать этому изучению серьезного значения.
2) придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.
3) отказаться от выводов, сделанных классической наукой.
4)...обязательно внедрить открытие в жизнь.
А29. Определите стиль и тип речи.
1) художественный стиль; описание
2) научный стиль; описание
3) публицистический стиль; рассуждение
4) разговорный стиль; рассуждение
л.
А30. Какое слово или словосочетание объясняется через контекст?
1) оккультная наука
2) хиромантия
3) спирит
4) телепатическая связь
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
В1 Из предложений 17-19 выпишите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 2-3 выпишите все одушевленные существительные.
В3. Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ, с прилагательным в качестве главного слова.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, включающее односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.
В5. В каком из предложений 7-18 есть однородные обособленные определения? Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 15-25 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.
В7. Какое из предложений 15-22 связано с предыдущим с помощью местоименного наречия? Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«Автор обращается не к специалистам, а к широкому кругу читателей и заботится о том, чтобы всё, что он говорит о науке, было понятно и интересно. Именно поэтому в тексте часто встречаются _ (предложения 18, 19, 20, 21 и др.), _ (например, в предложениях 8, 9, 12, 17), используются разговорные грамматические средства ( _ в предложениях 8, 9, 10, 11) и книжные синтаксические конструкции ( _ в предложениях 3, 8, 9, 11).
...Одно из средств, подчёркивающих ироническое отношение автора как к псевдоучёным, так и к слишком недоверчивым специалистам, — _ (в предложениях 4, 5, 7).»
Список терминов:
1) малоизвестные термины
2) устаревшие слова делового стиля
3) слова с уменьшительными суффиксами
4) фразеологизмы
5) частицы
6) метафора
7) экспрессивный лексический повтор
8) сравнительные обороты
9) ряды однородных членов
10) нарушение логической однородности
Часть 3
Для ответа к заданиюэтой части используйте бланк ответов № 2.Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
000.11.10.020
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) сОрит 2) занЯла 3) опредЕлен 4) знАчимость
А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?
1) Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.
2) Вокруг глубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки — ни бугров, ни впадин.
3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не ЕДИНЫЕ явления её.
4) Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью рублями 2) оденьтесь теплее 3) высохла 4) спелых абрикосов
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива,
1) сберегаются энергоресурсы. 2) машина может развивать высокую скорость.
3) решается задача энергосбережения. 4) одно из достоинств машины — экономичность.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.
2) Все, кто любит русскую культура, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).
4) О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Самое ранее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетия до н.э. (3) Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4) В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5) Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путём он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6) …после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1) Нередко моря и океаны служили и ареной жестоких сражений, в которых решались судьбы целых государств.
2) Попытки проникнуть в морские глубины предпринимались людьми ещё в древности.
3) Как полагают историки, только за последние пять столетий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра.
4) Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно застыла сама История.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
1) Потому что 2) Однако 3) Несмотря на это, 4) Вскоре
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) моложе рисунки (предложение 3)
2) использовали (предложение 4)
3) Александр Македонский знакомился (предложение 5)
4) город был (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное бессоюзное 2) сложносочинённое
3) простое, осложнённое 4) сложноподчинённое
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть страдательное причастие?
1) 3, 5 2) 2, 4 3) 3, 5, 6 4) 2, 6
А11. Укажите значение слова ВОДЫв предложении 5.
1) полезные минеральные источники
2) питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода
3) водные пространства морей
4) водный раствор вещества
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?
Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.
1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) подв_ргать, к_личество, фр_гментарный
2) н_вация, озн_комиться, зам_рли
3) ист_рический, перефр_зировать, оп_сание
4) инф_рмационный, с_стема, ж_лать
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) и_черпанный, ра_грести, ра_кошелиться
2) от_двинуть, пр_мывать, поз_растали
3) в_ездная, подош_ют, раз_единить
4) пр_сечь, пр_глубокий, пр_вратности (судьбы)
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) перемел_шь, выдвига_мый
2) прибегн_шь, выправ_вший
3) залез_шь, разве_нный
4) задума_шь, нянч_вший
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. эмал_вый Б. обеспеч_вать В. уступч_вый Г. вылет_вший
1) А, В 2) Б 3) А, Б, В, Г 4) Б, В
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Воды прилива шумели (не) умолкая.
2) Ветер колеблет стебелёк с ещё (не) высохшей росой.
3) Справа над лесистыми холмами сияла (не) мигающая звезда.
4) Ответ на запрос до сих пор (не) получен.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Наши деды и прадеды (ЗА) ТО воевали, ЧТО (БЫ) мы жили в мире и согласии.
2) Иной писатель кажется великаном (ПО) ТОМУ, что стоит (В) РОВЕНЬ с читателем.
3) К родителям относись ТАК (ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО (БЫ) твои собственные дети относились к тебе.
4) ПО (ТОМУ), как он замолчал, а ТАК (ЖЕ) по его виноватому взгляду Серпилин почувствовал, что перед ним стоит человек, не умеющий защитить себя.
А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Зимним утром прилетают не берёзу тетерева _____ и клюют её бурые серёжки.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.
1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Труд писателя — мука, но он же (1) конечно (2) и счастье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отдыха; он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, когда (3) кажется (4) и не думает о нём.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные так и театрализованные представления.
4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового ответа.
1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
1) 1, 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Сестра постоянно была занята своими какими-то делами, которые частенько брали верх над учёбой.
2) Стали, в состав которых входит 0,25% углерода, хорошо свариваются.
3) После обнародования программы СОИ вся мощь советской промышленности была направлена на создание оружия, которое могло противостоять атаке из космоса.
4) Попечительский совет решил установить мемориальную доску на нашей школе и оказать поддержку учителям, которые уже находятся на пенсии.
А27. Прочитайте текст.
Город Владимир был основан как крепость великим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, избравшим для него место, напоминавшее Киев, на высоком берегу реки Клязьмы. Многое во Владимире напоминало «мать городов русских». Высокая гора с крепостью получила название Печернего города, притоки Клязьмы стали называться именами киевских рек — Почайная, Ирпень и Лыбедь.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Город Владимир похож на Киев, так как место, на котором он был построен, напоминало Киев.
2) Во Владимире текут реки с такими же названиями, что и в Киеве: Клязьма, Почайная, Ирпень и Лыбедь.
3) «Мать городов русских» и Владимир имеют сходные архитектурные сооружения.
4) Город Владимир был заложен как крепость Владимиром Мономахом, желавшим придать ему сходство с Киевом.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1) Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3) На теплоходе, освещённом мощными огнями. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5) Я вышел из рубки на крыло мостика. (6) Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7) Я поднял к глазам бинокль. (8) В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9) Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11) Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12) И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13) Это не опишешь. (14) Это возвращает в детство. (15) И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и глубоким ощущением родины, России.
(16) И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17) За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18) Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19) И как проста русская песня, так проста живопись.
(20) И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство Родины.
(21) Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22) Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24) А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины… (По В. Конецкому)
А28. В каком(-их) предложении(-ях) автор открыто высказывает свою точку зрения на предназначение искусства?
1) 11, 13 2) 16 3) 17, 18 4) 20, 23
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—25
1) рассуждение и описание 2) рассуждение и повествование
3) рассуждение 4) повествование
А30. Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?
1) усталые (предложение 4) 2) белые (предложение 8)
3) пробуждение (предложение 15) 4) скрывается (предложение 17)
В1. Из предложений 3—5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 21—23 выпишите все предлоги.
В3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 16—23 найдите сложное, все части которого являются односоставными безличными предложениями. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 1—10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 10—19 найдите сложноподчинённое предложение, в котором есть однородные придаточные. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 7—13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7.. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразительных средств, как _____ («деревья проснулись»), _____ («вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов…» в предложении 11) и _____ («пронзительное счастье» в предложении 24). Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 17—18).
Список терминов:
1) лексический повтор
2) олицетворение
3) синтаксический параллелизм
4) парцелляция
5) эпитет
6) ряды однородных членов
7) просторечное слово
8) риторическое обращение
9) сравнительный оборот
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт (учитываются первые два аргумента).