Организация и развитие запоминания, сохранения и воспроизведения




В течение всего урока учитель так или иначе активизирует память учащихся. В задачу учителя при этом входит как управление процессами запоминания, так и организация их дальнейшего развития.

Важнейшим условием эффективности этого процесса является создание определенного уровня мотивации, формирование установки на запоминание учебного материала. Поэтому, в первую очередь, следует выяснить, была ли учителем поставлена цель запомнить какой-то материал, с какой степенью полноты, на какой срок.

Объясняя новый материал, учитель должен специально организовать его таким образом, чтобы не только обеспечить адекватное восприятие и понимание, но и облегчить запоминание (или заучивание). Анализируя этот аспект педагогической деятельности, нужно отметить, какие способы организации материала были использованы: дозирование по объему, выделение логических звеньев, установление отношений между отдельными элементами, сравнение и группировка (классификация) материала на основе установления свойств различных элементов, структурирование материала, составление плана его изложения, языковое и эмоциональное оформление, вспомогательные средства (чертежи, карточки, таблицы и пр.)

Рассматривая каждый из используемых способов, необходимо указать, насколько удачно и точно они применяются.

6. Организация и развитие мышления

Важнейшее условие обеспечения понимания учащимися материала урока - активизация их мыслительной деятельности. Непременным условием этого является создание определенного уровня мотивации, формирование готовности к мышлению, веры в свои силы.

Анализируя урок, необходимо обратить внимание на характер работы с материалом, который либо помогает, либо мешает развитию мышления: выделяется ли в процессе объяснения главное и второстепенное, устанавливаются ли связи между различными понятиями и разделами курса, связываются ли новые данные с уже усвоенными, с жизненным опытом школьника, с материалом смежных дисциплин. При этом важно отметить, какую часть работы учащиеся выполняют самостоятельно, каким путем (индуктивным или дедуктивным) вводит учитель новые понятия и суждения, насколько уместно используется алгоритмизированный подход к обучению.

Важнейшим средством активизации мышления является создание проблемных ситуаций на уроке. В ходе анализа выявляется способ создания проблемной ситуации: столкновение с неожиданным, сопоставление существенно различающихся, но имеющих между собой нечто общее предметов и явлений, постановка задачи, которую невозможно разрешить, опираясь только на старые знания.

Также необходимо проанализировать, какие виды мышления были активизированы учителем, какие способы индивидуализации мыслительной деятельности использует учитель, как он учитывает индивидуальные различия в скорости мыслительных процессов учащихся класса.

Одной из задач урока является обучение школьников приемам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, конкретизации, классификации, систематизации. Необходимо установить, насколько широко и грамотно используется учителем многообразие приемов организации мыслительной деятельности.

7. Организация и развитие внимания

При анализе урока необходимо выявить, какие виды внимания (непроизвольное, произвольное, постпроизвольное) преимущественно активизировались на уроке, какие свойства внимания (распределение, переключение, концентрация, устойчивость) требовались от школьника в связи с выполнением отдельных заданий, учитывались ли при этом возрастные и индивидуальные особенности их развития у учащихся данного класса. Важно отметить, какие приемы использовал учитель для привлечения внимания школьников, как создавал установку быть внимательным, показывал ли для этого практическую значимость материала, правильно ли организовал смену видов деятельности на уроке, подобрал соответствующий темп урока, учитывая недостатки в развитии внимания некоторых учеников.

8. Организация общения на уроке

Этот раздел анализа можно рассматривать в двух аспектах: как совместную деятельность учащихся и учителя и как совместную деятельность учащихся на уроке. При общении учителя с учениками важно отметить, какова манера общения учителя, в каких выражениях он делает замечания и оценивает учеников, как это влияет на психическое состояние детей. Необходимо обратить внимание на то, как использует учитель обратную связь о результатах своей деятельности, может ли быстро перестроиться, если обнаруживает несоответствие своего плана ходу урока в связи с какими-либо непредвиденными обстоятельствами.

Анализируя совместную деятельность учащихся на уроке, следует обратить внимание на то, правильно ли применяются ее формы: работа в парах, работа по группам, по рядам, взаимопомощь и взаимопроверка. Необходимо отметить, какую роль играет учитель в управлении деятельностью школьников, соответствует ли это их возрастным и индивидуальным особенностям.

9. Воспитание на уроке

Прежде всего, следует обратить внимание на характер и степень реализации поставленных перед уроком воспитательных задач, т.е. на то, какими средствами их решал учитель, насколько соответствуют формулируемые учителем требования содержанию урока и особенностям данного класса.

10. Контроль и оценка деятельности и поведения учащихся

Самое главное в контроле и оценке -- правильность и обоснованность их выбора с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Учитель не должен забывать, что любой контроль и оценивание выполняют несколько функций: диагностическую, стимулирующую, информационную, регулирующую, воспитывающую и др., поэтому каждая отметка, выставленная ученику, должна быть объективной, обоснованной и справедливой.

11. Результаты урока.

1.Необходимо показать, насколько учителю удалось реализовать поставленные задачи, выявить причины допущенных промахов, наметить перспективы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной работы.

2.Лучшим показателем результативности урока является перечисление показателей деятельности и поведения учащихся, по которым можно судить о степени достижения целей урока.

3.Отдельно нужно остановиться на тех целях, которые почему-либо не были достигнуты, и указать причины этого.

4.Анализ урока следует завершить рассмотрением основных его достоинств и недостатков, а также сформулировать пожелания относительно проведения подобных уроков в будущем и работы с данным классом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: