Важная и во многих отношениях уникальная характеристика рунософии и нордической магии — это их отношение к темной стороне. Большинство духовных традиций фокусируется на светлых богах и принципах, а темный опыт считают тем, чего следует избегать. В нордической традиции превалирует мнение, что тьма — обязательное условие последующего просветления, что перекликается со словами психолога К.Г. Юнга: «Просветления достигают не представляя свет, а исследуя тьму». Такое отношение видно в мистериях инициации Одина. Один приобретает знания путем самопожертвования и при встречах с великанами и силами подземного мира. Один постигает тайны рун, путешествуя в темных мирах. Современный рунный маг так же должен искать мудрость рун на темной стороне бытия.
Что такое свет и тьма? По отношению к этим интеллектуальным и эмоциональным терминам существует бесконечное множество предрассудков. Обычно считается, что свет означает добро, а тьма — зло. Это последствие монотеистического дуализма, в котором свет и тьма этически противопоставлены. В нордической традиции творение происходит благодаря встрече двух противоположностей, огня и льда. Бытие находится под угрозой, только если нарушено равновесие между этими полюсами. Нордические боги не олицетворяют бесконечное добро, у них есть много нюансов, светлые и темные аспекты. Один, самый важный в рунософии бог — это темное, демоническое божество, которого боится большинство людей. Он — темный скиталец, чьи действия трудно предугадать, он — бог повешенных и мертвых. Атрибуты Одина — вороны и волки, которые в религиях обычно связаны с темными сущностями. Его называют всеотцом, однако у него, кроме светлого бога Тюра, есть и темные функции.
|
В мифах свет означает порядок и гармонию. Мир людей принадлежит сфере света, но в него проникают и его атакуют темные силы, стремящиеся прорваться и создать хаос. Мир богов — наивысший, ярчайший свет, он символизирует идеальный порядок. Часто считается, что этот мир находится высоко в небе или на вершине горы. Мир богов — это центр и наивысшая точка. Богам света обычно поклоняются в молитвах, их призывают в качестве идеалов и защитников порядка. Часто боги света имеют совершенную человекоподобную форму. Тьма символизирует хаос. Это дикая природа, холодная бесконечность, окружающая мир людей. У мира богов есть границы, у темной стороны границ нет. Темную сторону населяют могущественные сущности, которые и жестоки, и чрезвычайно мудры. Они старше богов света, часто не имеют человекоподобной формы, а выступают в виде животных или демонов. Темные миры обычно населяют драконы и подобные великанам существа. Эти миры — вне мира человека, они превосходят его. Возможно, они находятся за океанами или под землей. С точки зрения психологии, мир богов света — это наши идеалы, суперэго, мир человека — обычное сознание с присущими ему ограничениями, а темная сторона — подсознание. В нордической мифологии эти три принципа иллюстрируются тремя твердынями:
• Асгард. Мир богов. Свет. Идеалы и суперэго.
• Мидгард. Мир человека. Обычное сознание и ограниченный разум.
Утгард. Мир гигантов. Тьма. Дикое и безграничное. Подсознание.
Важность темных сил в нордической традиции очевидна. Путешествуя по тёмным сферам, боги приобретают большую силу. Даже стены Асгарда возвел великан, что показывает, как боги нуждаются в темных силах, чтобы защититься от них же. Великаны — это не примитивные силы, как их иногда описывают. Изначальный великан Мимир — мудрейшее из всех существ; чтобы обрести мудрость, Один жертвует один свой глаз в его колодец в Ётунхейме. В стремлении к знаниям Один постоянно погружается в темные глубины.
|
Хельвегр
Хотя многие традиции стремятся к совершенным вершинам света, Один учит нас искать тьму. В «Речах Высокого» повешенный Один рассказывает, что отправил свой глаз в глубины и подобрал там руны. Это — путешествие к корням мирового дерева, в подземный мир. Хель — центральный персонаж инициации Одина. Она — темная богиня подземного мира, темная противоположность Одина. Ее имя означает «скрытая», и она символизирует темные, неведомые аспекты бытия. Хель можно также интерпретировать как «целая» (англ. «whole») или «дыра» (англ. «hole»). Она богиня туннелей и провалов подземного мира. Она — темная мать, ее чрево порождает возрожденных богов. Она также символизирует завершение, в котором объединяются жизнь и смерть. Царство Хель находится за вратами жизни: рождением и смертью. Жизнь и обновление приходят из тьмы. Слепой бог Хедур убивает светлого бога Бальдра. Во время игры, в которой испытывалась неуязвимость Бальдра, Локи хитростью заставляет Хедура выстрелить стрелой из омелы. Омела — единственное, что может повредить Бальдру, и он умирает. Вместо того чтобы попасть в Вальгаллу, Бальдр затягивается в Хель. Хермод, сын Одина, направляется в Хель, чтобы попытаться вызволить Бальдра. Однако Бальдр вернется только после Рагнарека, вместе с темным товарищем Хедуром.
|
Хермод девять дней едет по беспросветно-черному Хельвегру, дороге в Хель, на восьминогом коне Слейпнире. Здесь скрыта интересная символика. Девятидневное путешествие Хермода соответствует девяти дням, в течение которых Один висит на Иггдрасиле. Слейпнир — скакун Одина, а имя Иггдрасиль значит то же самое — скакун Иггра-Одина. Дерево символизирует лошадь. Скакун — то же самое, что и помело ведьм, на котором они путешествуют между мирами. Однако жезл — это не только помело. Это — мировой столб, который проходит сквозь миры и объединяет владения жизни и смерти. В человеке это позвоночник, который соединяет животный мозг с головным мозгом и мышлением, под- и бессознательное с сознанием и суперэго. У Слейпнира восемь ног. Этот символ часто повторяется в разных традициях магии и шаманизма, означая возможность перемещаться не только в этом мире, но и в мире мертвых, в неведомом. Интересно, что во время похорон гроб часто несли четыре человека, которых можно понять как восьминогого коня, переправляющего умершего на другую сторону. Восемь — число рун в каждом из эттов, а некоторые аспекты Слейпнира соотносятся с руной «хагаль». Если мы соединим количество ног коня с количеством дней, которые занимает путешествие, то получим ключ к Хельвегру. Девять — это 3x3. Умножив 8 на 3, получим количество рун, 24. Умножив 8 на 3x3 (9), получим 72: очень интересное число в рунософии, особенно если принимать во внимание мысли Буреуса о связи с Каббалой. В рунософии число 72 трижды означает каждую руну. У каждой руны есть светлый, темный и нейтральный полюс. 72 — важное число в каббалистике и служит основой черной магии в «Гетии». Магическую связь между готической и «гетической» магией исследует созданный автором этой книги орден «Dragon Rouge». Центральная фигура обеих традиций — легендарный маг Фауст. В фаустианской магии элементы демонологии Гетии объединены с готической рунософией.
Даже не применяя нумерологию, можно сказать, что рунный ряд — это Хельвегр, путь в Хель. Он ведет в центр подземного мира и обратно. Рунный ряд — путь инициации: маг, подобно Одину, вглядывается в темные глубины и, путешествуя в Хель и обратно, подбирает одну за другой руны. Так маг получает доступ к тайнам, которые скрытая богиня Хель хранит в своем чреве. Спуск в подземный мир может символизировать путь солнца до самой темной ночи декабря и обратно к весне. Однако, прежде всего это глубокий алхимический процесс трансформации, во время которого инициированный создает себя сам и достигает божественности. Одинистическую рунную магию можно рассматривать по-разному. Чтобы обрести ясное понимание спуска в Хель, как он показан в рунах, нужно разместить их двенадцатью концентрическими окружностями, как уже было описано ранее. Руны можно визуализировать или использовать в качестве ключей в путешествии с помощью барабана, т. е. медитации в полностью затемненной комнате под монотонный звук барабана. Утарк считают темной, эзотерической версией рунного ряда. Он начинается с двух темных рун, символизирующих спуск в темные миры. Заканчивается утарк прямыми противоположностями первых рун, которые означают выход из тьмы и понимание тайн рун.
УР. С руны «ур» начинается спуск в нижний мир. Руна символизирует врата. «Ур» — руна начала. Все еще не исполнено и скрыто. «Ур» принадлежит Урд, богине судьбы, и символизирует поиск пути в колодец Урд, в котором она хранит потаенное знание и прошлое.
ТУРС. Руной «турс» врата открываются. Это — руна двуединства, она символизирует создание зазора в сущем и взгляд во тьму. «Турс» противоположна «дагаз», они относятся, соответственно, к ночи и дню. «Турс» — врата во тьму.
Ас. Руна «ас» символизирует адепта, который, как Один, спускается в глубину. Руна «ас» — это дыхание мага, приводящее к трансу. Эта руна в утарке третья, она символизирует и три этта, которые маг собирается исследовать.
РЭЙД. Путешествие началось. Маг едет верхом на Слейпнире или Иггдрасиле вниз по Хельвегру или, как Тор, в Утгард. Руна означает ритм и дыхание, биение сердца и стук барабана. Она предохраняет мага от потери энергии, помогает поддерживать порядок в путешествии в мир смерти или владения хаоса.
КЕН. В темных туннелях маг своей волей зажигает факел. «Кен» означает волю, знания и внутренний свет, который не дает магу потеряться в лабиринте нижнего мира.
ГИФУ. Эта руна символизирует саму суть инициации. Как Один, маг приносит себя себе же в жертву. Благодаря самопожертвованию маг может обрести тайны рун. Маг должен отдать себя, чтобы себя обрести обожествленным. Через символическую и магическую смерть маг восстает, сотворив сам себя. «Гифу» также означает дары души, данные тремя богами. На этом уровне маг приносит себя в жертву. Противоположная руна — руна человека, «манназ». На уровне руны «манназ» маг возрождается во всей силе и обладая всеми дарами души.
ВЮНЬЯ. «Вюнья» — это не только радость и гармония, это также сила и воля к осуществлению желаний. Во время инициации «вюнья» означает магическую волю, благодаря которой становится возможным подобное Одину самопожертвование на пути к пониманию. «Вюнья» — это воля к пересечению подземного источника Гьелль. «Вюнья» открывает мост Гьяллар, охраняемый девой Модгунн, которая спрашивает у каждого имя и родословную.
ХАГАЛЬ. Основная руна инициации. Зародыш всех рун. Потенциальные руны заморожены внутри «хагаль». Благодаря магу руны могут стать реальными. «Хагаль» завершает первый этт утарка и соответствует вратам Хель. «Хагаль» символизирует первую встречу с темной богиней Хель.
НАУД. Адепт приближается к глубочайшим уровням Хельхейма. Девятая руна — это девять дней путешествия Хермода или девятый, последний, день Одина на мировом дереве. Маг встречает трех норн, прядущих сеть судьбы. Нити судьбы — основа рун. На этой стадии адепт может влиять на судьбу через нити.
ИС. В глубинах Хель раскрывается темный и холодный Нифльхейм. Чувство абсолютного холода, все заморожено. Самая темная сила бытия, здесь обитает дракон Нидхегг, грызущий корни мирового дерева.
ЙАРА. Одиннадцатая руна утарка символизирует циклическую природу колодца Вергельмер, который находится в Нифльхейме. Руна показывает одиннадцать ручьев, несущих семена творения и возрождения из самого сердца холода.
ПЕРТРА. Маг находится в самом центре нижнего мира. Это дно колодца Урд и самая глубокая часть Хель. «Пертра» — глубочайший провал и чрево Хель. Это двенадцатая руна утарка, здесь рождаются руны. Она символизирует могилу, в которой маг умирает, чрево, из которого он сам себя воссоздает. «Пертра» символизирует зимнее солнцестояние. Пертра — темная богиня, которая вместе с Одином принимает в самую темную ночь года участие в дикой охоте, когда мертвые рыщут по лесам. Пертра — другое лицо Хель.
ЭЙВАЗ. «Эйваз» тоже относится к зимнему солнцестоянию и ночному небу. Руна символизирует Иггдрасиль и галлюцинаторный транс, в котором находится маг, в глубине нижнего мира. Она также символизирует копье Одина и инструмент, при помощи которого можно подобрать руны. Руна также связана с дикой охотой и ее экстазом.
АЛЬГИЗ. Руна символизирует возрожденного мага, создавшего себя самого. Он тянется к солнцу и теплу. Прошла самая темная и холодная часть ночи. Маг посетил глубины Хельхейма и может возвращаться. Руна символизирует святость и божественность, которыми характеризуется маг после возрождения. Маг достиг божественности. Эту руну использовали в качестве знака рождения.
СОЛ. Руна солнца — противоположность руны льда. Возрожденная божественная сущность мага, в которой высшее «я» объединилось с сознанием. Руна солнца символизирует мага, который, как молния или змея, поднимается из нижнего мира.
ТЮР. Сила поднимается по мировому дереву или позвоночнику мага. Слово «тюр» значит «бог», а руна «тюр» воплощает в себе новую сущность мага как божества. Маг формулирует закон и создает новый порядок.
БЬЯРКА. Береза — первое дерево, появившееся после оледенения. Она символизирует мага, который своей силой и мощью бога заставляет мир цвести согласно своей воле. Это руна колдовства, связанная с мастерством Фрейи в сейде, который обязателен для инициации Одина в тайны рун.
Э. Восемнадцатая руна — восемнадцать рунных песен, которые получает Один во время инициации. Руна лошади относится к Слейпниру и Иггдрасилю, к путешествию из нижнего мира.
МАННАЗ. Маг объединил тайные силы с человеческой природой. Он достиг состояния совершенного человека, в котором тайные силы контролируются им и его волей. Маг теперь может полностью использовать дары души, данные тремя богами, которые ранее обитали в подсознании и не поддавались контролю.
ЛАГУ. Руна воды уравновешивает противоположность, «кен». «Лагу» символизирует Одрерир и магический мед, приносящий вдохновение и мудрость.
ИНГ. Руна сексуальной магии, символизирующая экстаз и оргазм, которые испытывает и направляет маг. Оргазмическая сила сконцентрирована в центре воли мага и открывает всевидящее око. В духовном смысле, маг достигает царского состояния и становится господином или госпожой, как Фрейр или Фрейя.
ОДАЛЬ. Маг полностью проявляет свою волю в магическом царстве. Это может быть его храм или группа магов, с которыми он работает. В магическом смысле он достигает Вальгаллы.
ДАГАЗ. Противоположность руны «турс». «Дагаз» означает освещение того, что раньше скрывалось во тьме.
ФЕХУ. Маг интегрировал темные дикие силы и научился их контролировать. Силы тьмы и смерти служат магу согласно его воле. Маг получил награду в ответ на самопожертвование.
Послесловие
Руны многомерны. Маг не должен уделять чрезмерное внимание их форме. Теоретически и практически изучая разные аспекты рун, можно открыть путь к постижению их тайн. Рунософия сама по себе — это Хельвегр, на котором маг шаг за шагом постигает темные тайны рун. Этот длительный процесс включает множество этапов. Как только вам кажется, что вы достигли дна, открываются новые глубины. Когда кажется, что близок конец пути, оказывается, что вы только начали. Знание о рунах не линейно, а циклично. Когда завершаешь руной «феху», открываются врата «ур».
Эта книга по большей части была написана на острове Готланд, крупном острове в Балтийском море, который в своем имени содержит эпитет Одина, «гот». На этом острове были найдены самые древние и удивительные рунные артефакты. Плоский могильный камень, на котором есть надпись, в отличие от других находок, находится на внутренней стороне, скрытой от мира. Этот камень — единственная находка, которая, возможно, подтверждает правомочность утарка. Уникальные камни с изображениями, которые позволили многое узнать о нордической культуре, также найдены на Готланде. Одно из таких изображений — древняя богиня, которая в каждой руке держит змею. Возможно, она означает нечто важное.
Темная богиня, такая, как Хель, — ключ к мудрости нижнего мира. Она обладает силой рептилий, которая скрыта в каждом из нас и может помочь перейти в мир богов. Если мы, как Один, вглядываемся в глубину, то в самой черной тьме можем достичь просветления. В глубине мы найдем путь к высочайшим вершинам.
Конечно, очень приятно жить и заниматься магией в таком месте, как Готланд, где в древности вырезались руны, а сам остров был посвящен таинственным древним богам. Однако использование рун не ограничено временем и пространством. Их тайны доступны всем, кто, подобно Одину, обладает железной волей и дерзает вглядываться в темные глубины неведомого и самих себя, чтобы обрести силу и мудрость рун.
Список литературы
Agrell, Sigurd. «Lapptrummor och runmagi». — Lund: 1934.
Agrell, Sigurd. «Runornas talmystik och dess antika förebild». — Lund: 1927.
Agrell, Sigurd. «Rökstenstens chiffregåtor och andra runologiska problem». — Lund: 1930.
Agrell, Sigurd. «Senantik mysteriereligion och nordisk runmagi». — Stockholm: 1931.
Agrell, Sigurd. «Zur Frage nach dem Ursprung der Runnennamen». — Lund: 1928.
Andersson, Björn. «Runor, magi, ideologi». — Umed: 1995.
Aswynn, Freya. «Leaves of Yggdrasil». — Minnesota: 1994.
Bjarke, Bodvar. «Runa». — Sollentuna: 1988.
Dumezil, George. «Gods of the Ancient Northmen», edited and translated by E. Haugen. — Berkeley: 1973.
Ellis Davidsson, H.R. «Gods and Myths of Northern Europe». — Harmondsworth: 1964.
Ellis (Davidsson), H.R. «The Road to Hel». — Cambridge: 1943.
Fkjwers, Stephen. «Johannes Bureus and Adulruna». - Texas: 1998.
Friesen, Otto von. «Runorna i Sverige». — Uppsala: 1928.
Grimsson, Atrid. «Runmagi och shamanism». — Stockholm: 1990.
Hedeager, Lotta. «Skuggor ur en annan verklighet». — Fornnordiska myter: Finland, 1997.
Hultkrantz, Åke. «Vem är vem i nordisk mytologi». — Danmark: 1991.
Kummer, S.A. «Rune Magic», translated and edited by Edred Thorsson. - Texas: 1993.
Lindroth, Sten. «Paracelsismen i Sverige till 1600-talets mitt». — Uppsala: 1943.
List, Guido von. «The Secrets of the Runes», translated and introduced by Stephen Flowers. — Vermont: 1988.
Palm, Thede. «Studier i germansk religions historia». — Lund: 1948.
Pennick, Nigel. «Practical Magic in the Northern Tradition». — Wellingborough: 1989.
Pennick, Nigel. «Secret of the Runes». — London: 1998.
Pennick, Nigel. «Runic Astrology». — Berks: 1995.
Pennick, Nigel. «The Inner Mysteries of Goths». - Berks: 1995.
Strombeck, Dag. «Sejd». — Lund: 1955.
Thorsson, Edred. «Futhark — A Handbook of Rune Magick». — York Beach: 1984.
Thorsson, Edred. «Northern Magic — Mysteries of the norse, Germans & English», — Minnesota: 1993.
Thorsson, Edred. «Runelore — A Handbook of Esoteric Runology». — York Beach: 1987.
Thorsson, Edred. «Rune Might — Secret Practices of the German Rune Magicians». — Minnesota: 1994.
Akerman, Susanna. «The Use of Kabbalah and Dee's Monas in Johannes Bureus Rosicrucian Papers», to be published by Antoine; Faivre and Wouter Hanegraaff for the proceedings of the IAHR Conference in Durban, South Africa, August 2000, subsection «Jewish, Mysticism and Western Esotericism».
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Гальдр — см. стр. 135.
[2]Здесь и далее «Старшая Эдда» цитируется в переводе А. Корсуна. «Младшая Эдда» — в переводе О.А. Смирницкой. Здесь и далее — примечания переводчика.
[3]Шекспир У., «Макбет». Пер. М.Лозинского.
[4]Фраза или фигура речи, которой заменяется имя человека или вещи.
[5]Собрание, состоящее из свободных мужчин, на котором решались правительственные вопросы.
[6]Сейд.
[7]Сушумна — один из энергетических каналов в йоге (другие — ида и пингала).
[8]Соответственно: тени, великолепие, свечение, свет, сияние, бытие и абсолютный первопринцип.