ТЕМА № 3: Профессиональный стресс




УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры психологии

риска, экстремальных

и кризисных ситуаций,

кандидат медицинских наук,

доцент

полковник внутренней службы

Д.Н.Церфус

«_____» ______________ 2017 г

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экстремальная психология»

 

Направление подготовки

38.03.03 «Управление персоналом»

Квалификация (степень) – бакалавр

 

Обсуждены на ПМК (секции)

«» __________20__ г

Протокол №_____

Санкт-Петербург

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ

ТЕМА № 1: Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля

Изучаемые вопросы:

1. Составление описания этапов профессионального становления сотрудников МЧС России, с учетом динамики профессионально важных качеств.

При рассмотрении данного вопроса уделить внимание материалу, изложенному в главах и разделах рекомендуемой литературы. Изучить основные аспекты профессиональной адаптации. При изучении данного вопроса следует учесть, что выполнение сотрудниками своих функциональных обязанностей без учета необходимых ПВПК, снижает эффективность самой служебной деятельности, приводит к преждевременной потере здоровья, к преждевременному увольнению не только по состоянию здоровья, но и по профессиональной несостоятельности. Это обуславливает не только высокую текучесть кадров, но и делает возможным снижение уровня боеготовности личного состава спасательных подразделений МЧС России.

 

Рекомендуемая литература:

основная [1,2,3];

дополнительная [4,5];

нормативно правовые документы [4,7,8,10].

 

 

ТЕМА № 2: Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля

Изучаемые вопросы:

1. Составление описания «синдрома выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примерах литературных или кино персонажей.

Изучить особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС. Знать общую характеристику напряженности труда сотрудников МЧС: опасные и сложные условия, экстремальные факторы (погодные, климатические, температурные условия, комбинированное воздействие факторов огня, задымленности, высоты, химических опасных веществ, запахи, темнота и др.), напряженность, ответственность, риск, опасность, новизна, быстротечность обстановки, сильно действующие на психику факторы (вид крови, телесных повреждений и др.).

Рекомендуемая литература:

основная [1,2,3,4];

дополнительная [1,4,5];

нормативно правовые документы [1,2,3,4,7,10].

 

ТЕМА № 3: Профессиональный стресс

Изучаемые вопросы:

1. Составление индивидуальной программы профилактики профессионального стресса.

2. Применение приемов саморегуляции

В профессиональной деятельности сотрудника МЧС возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации. Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

При рассмотрении данного вопроса следует учесть, что во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Следует изучить примеры защитных типов поведения:

· агрессия (или нападение на "фрустратора");

· аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");

· репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

· рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");

· сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")

· забывание;

· самопрощение ("Да! А что?");

· проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Система приемов и методов саморегуляции: виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Визуализация. Самовнушение. Аутогенная тренировка. Медитация как способ саморегуляции. Ассоциативная методика саморегуляции. Поиск ключей доступа к желаемым состояниям. Аппаратные методы с биологической обратной связью как средство формирования навыков психической саморегуляции.

Рекомендуемая литература:

основная [1,2,3,4];

дополнительная [1, 4,5,6,7];

нормативно правовые документы [1,7].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: