УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры психологии
риска, экстремальных
и кризисных ситуаций,
кандидат медицинских наук,
доцент
полковник внутренней службы
Д.Н.Церфус
«_____» ______________ 2017 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экстремальная психология»
Направление подготовки
38.03.03 «Управление персоналом»
Квалификация (степень) – бакалавр
Обсуждены на ПМК (секции)
«» __________20__ г
Протокол №_____
Санкт-Петербург
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ
ТЕМА № 1: Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля
Изучаемые вопросы:
1. Составление описания этапов профессионального становления сотрудников МЧС России, с учетом динамики профессионально важных качеств.
При рассмотрении данного вопроса уделить внимание материалу, изложенному в главах и разделах рекомендуемой литературы. Изучить основные аспекты профессиональной адаптации. При изучении данного вопроса следует учесть, что выполнение сотрудниками своих функциональных обязанностей без учета необходимых ПВПК, снижает эффективность самой служебной деятельности, приводит к преждевременной потере здоровья, к преждевременному увольнению не только по состоянию здоровья, но и по профессиональной несостоятельности. Это обуславливает не только высокую текучесть кадров, но и делает возможным снижение уровня боеготовности личного состава спасательных подразделений МЧС России.
Рекомендуемая литература:
основная [1,2,3];
дополнительная [4,5];
нормативно правовые документы [4,7,8,10].
ТЕМА № 2: Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля
Изучаемые вопросы:
1. Составление описания «синдрома выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примерах литературных или кино персонажей.
Изучить особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС. Знать общую характеристику напряженности труда сотрудников МЧС: опасные и сложные условия, экстремальные факторы (погодные, климатические, температурные условия, комбинированное воздействие факторов огня, задымленности, высоты, химических опасных веществ, запахи, темнота и др.), напряженность, ответственность, риск, опасность, новизна, быстротечность обстановки, сильно действующие на психику факторы (вид крови, телесных повреждений и др.).
Рекомендуемая литература:
основная [1,2,3,4];
дополнительная [1,4,5];
нормативно правовые документы [1,2,3,4,7,10].
ТЕМА № 3: Профессиональный стресс
Изучаемые вопросы:
1. Составление индивидуальной программы профилактики профессионального стресса.
2. Применение приемов саморегуляции
В профессиональной деятельности сотрудника МЧС возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации. Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.
При рассмотрении данного вопроса следует учесть, что во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.
Следует изучить примеры защитных типов поведения:
· агрессия (или нападение на "фрустратора");
· аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");
· репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");
· рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");
· сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")
· забывание;
· самопрощение ("Да! А что?");
· проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.
Система приемов и методов саморегуляции: виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Визуализация. Самовнушение. Аутогенная тренировка. Медитация как способ саморегуляции. Ассоциативная методика саморегуляции. Поиск ключей доступа к желаемым состояниям. Аппаратные методы с биологической обратной связью как средство формирования навыков психической саморегуляции.
Рекомендуемая литература:
основная [1,2,3,4];
дополнительная [1, 4,5,6,7];
нормативно правовые документы [1,7].