Интеллектуальное развитие детей с Общим недоразвитием речи III уровня через логико – математические игры




Интеллектуальное развитие детей с Общим недоразвитием речи III уровня через логико – математические игры

Дошкольный возраст – это период активного развития и формирования личности. Именно в этом возрасте протекает важный этап интеллектуального развития. Та основа интеллекта, которая будет заложена в дошкольном возрасте, будет иметь влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни.

Понятие "интеллектуальное развитие" имеет как узкий, так и широкий смысл. В узком смысле интеллектуальное развитие трактуется в отечественной психологии как динамический поуровневый процесс количественного и качественного совершенствования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, а так же форм (понятия, суждения, умозаключения) и видов мышления (действенное, образное и логическое).

Процесс мышления чаще всего рассматривается как движение от незнания к знанию, от непонятного к понятному, от неясного, неотчетливого к ясному, отчетливому. однако это лишь одна сторона полноценного процесса мышления. Вторая его сторона состоит в противоположном движении – от понятного, отчетливого, определенного – к непонятному, неотчетливому, неопределенному. Неясные, неотчетливые знания следует рассматривать не как недостаток мышления, с которым необходимо бороться, а как органическое продолжение отчетливых ясных знаний, как важнейший результат формирования и развития ясных знаний.

В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает познавательный характер.

Такая взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. К наглядно-действенному мышлению дошкольники обращаются, как правило, только в тех случаях решения задач, которые невозможно решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают планомерный характер. Дети с ОНР, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с ОНР.

Рассмотрим подробно третий уровень речевого развития.

Он характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи развивается в норме.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Дети с ОНР с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

В настоящее время математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Дети с ОНР не справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудности ориентировка в пространстве, не умеют комментировать свои действия. Для рения проблемы логического мышления у детей с ОНР, особое внимание уделяется развивающим играм.

Для решения проблемы развития логического мышления у детей с ОНР можно использовать оригинальные системы игровых упражнений, основанных на применении универсального дидактического материала – палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша, игр Воскобовича.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Работая с палочками Кюизенера, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше.

Рассмотрим основные этапы работы с палочками Кюизенера.

Первый этап

Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения. На этом этапе можно проводить следующие игры.

Заборчик - дети строят одноцветные заборы. Укладывая полоски одного цвета, дети для себя замечают, что все одноцветные полоски одинаковы по длине (по высоте).

Жмурки - дети с закрытыми глазами выбирают какую-либо из четырёх-пяти палочек. Затем подбирают к ней палочку такой же длины, убеждаясь, каждый раз в том, что палочки одинаковые по длине имеют один цвет.

Построим мост - дети выбирают для строительства моста через реку палочки в соответствии с шириной реки. Каждый раз дети убеждаются в верности высказывания: все полоски одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот.

На этом этапе можно использовать и другие игры, используя пособие Е.Н.Пановой вып. 2 «Дидактические игры – занятия в ДОУ»

Второй этап

Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даёт возможность выбирать действие самому ребёнку. Ребёнок быстро научается переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. Для обучения и закрепления проводятся следующие игры.

Разноцветные вагончики - детская железная дорога – одна из интереснейших тем для детей. Можно построить необычный поезд – из цветных палочек. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практически: берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка – это всегда одно место. В ходе игры дети замечают, что у каждого цвета есть своё число.

Весёлый поезд - история продолжается. Разноцветные весёлые поезда отправляются в разные города. Ритмическое чередование цветов палочек: синий – красный и красный – синий. Дети делают умозаключение, что из двух чередующихся цветов можно построить два разных поезда.

Поезд 2 дети строят одинаковые поезда. Педагог предлагает взять чёрный вагон, присоединить к нему красный, затем жёлтый. Позднее слово «присоединить» заменяется словом «прибавить», «сложить». Далее включается упражнение на сложение: «Отыщите фиолетовую палочку, прибавьте к ней розовую. Найдите палочку, равную сумме фиолетовой и розовой».

Ремонт поезда нахождение вагона, равного по длине сумме двух данных. Поезда бегут дальше. Но на их пути бывают и печальные остановки, когда вагон ломается и нужен ремонт. Вагон чёрного цвета сломался. Его надо заменить двумя другими, сохранив длину заменяемого вагона.

Цветные коврики состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его разложения. Педагог приглашает детей посетить магазин «Ковры». Как только дети увидели красивые ковры, им хочется сплести свои, но при сплетении ковров надо обязательно соблюдать следующие правила:

· Выбрать одну полоску для начала сплетения;

· Следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета. Но в сумме равных по длине первой;

· Все ряды должны быть разные;

· Закончить ковёр бахромой из белых полосок;

· «Прочитать» ковёр цветами и числами, углубляя знания состава чисел.

Когда алгоритм плетения освоен, дети выбирают первую полоску по своему усмотрению. Дети самостоятельно выделяют и формулируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размеры ковра. Коврики могут продаваться. Покупатель выбирает ковёр. Описав его в цветах или числах.

Цветная лесенка направленность ряда чисел. Свойства чисел натурального ряда. Чётные/нечётные числа.

Детская деятельность, направленная на освоение содержания и развитие познавательных способностей детей, организуется по типу проблемно-игровой.

Использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур даёт возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина), причём как по наличию, так и по отсутствию свойства: дети, пользуясь блоками, выделяют красные, некруглые; тонкие, неквадратные и т.д. они знакомятся со знаками символами, обозначающие цвет, форму, толщину, размер. С использованием блоков, проводятся разнообразные игры: «какая фигура лишняя?», «Раздадим игрушки», «Кто в домике живёт?», «Украсим дерево», а также игры с одним, двумя обручами и др.

Полезно составлять и преобразовывать фигуры, используя развивающие игры Воскобовича. «Игровой квадрат» и разноцветные резинки «Геоконта» способствуют развитию воображения. Осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур. Воссоздание из частей геометрических фигур, картинок, различных силуэтов и построек интересно детям, оно развивает сенсорные эталоны и интеллектуальные способности. Такие игры разнообразны: «Составь квадрат», «Сложи узор», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Волшебный куб», «Логоформочки». Игры с «математическими корзинками», «Чудо-цветиком», «Счетовозиком» помогают освоить количественное и порядковое значение числа, независимость количества предметов от их сгруппированности. Подобные упражнения способствуют самостоятельному познанию количественных отношений и использованию результатов в других видах деятельности.

Цифра как знак, показатель числа выделяется при уточнении итога счёта. Запоминание знаков даёт возможность ребёнку быстро ориентироваться в количестве предметов, сравнивать. Желательно, чтобы цифры стали повседневным материалом, частью развивающей среды.

Использование этих игр помогае развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление. В процессе игр дети знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, учатся разбивать сложные задания на несколько простых.

 

 

 


 

Интеллектуальное развитие детей с Общим недоразвитием речи III уровня через логико – математические игры

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: