Содержание
Введение 2
1. Характеристика средств массовой информации 3
1.1 История СМИ 3
1.2 Понятие и виды СМИ 5
Выводы: 9
2. Общественное мнение (ОМ) 10
2.1 Понятие ОМ 10
2.2 Из истории ОМ 12
2.3 Функции и формирование ОМ 14
Выводы: 17
3. Влияние СМИ на формирование ОМ 18
3.1 Теории влияния СМИ 18
3.2 Гласность 20
Выводы: 21
Список использованной литературы: 22
Введение
Тема моей работы - «Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения» очень актуальна в наше время. В первую очередь, потому что мы живём в 21 веке, веке информации, веке развития информационных технологий, возможностей. С развитием психологии, были открыты различные методы воздействия на сознание человека, применив это к СМИ - получили воздействие СМИ. Сейчас это воздействие чаще - опасно, чем наоборот. Людей пытаются сейчас не просто убедить, а внушить что-то, и вовсе не с помощью аргументов, с помощью различных методов, например - множественные повторения, использование запрещённого 25-ого кадра, который оставляет свой след в сознании человека… Объектом исследования в моей работе являются СМИ, предметом - влияние СМИ на формирование общественного мнения. В ходе работы я анализировала различную литературу, также провела эксперимент, который описан в третьем разделе курсовой работы. В первом и втором разделах изложена теоретическая часть работы: в первом - о СМИ, во втором - об общественном мнении.
Надеюсь, моя курсовая работа поможет понять, в чём суть влияния СМИ на формирование общественого мнения.
Характеристика средств массовой информации
История СМИ
Под печатными СМИ, мы чаще всего понимаем газеты. Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC> о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием итал. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Acta diurna populi romani (Ежедневные дела римского народа) вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств. На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х гг. Иоганном Гуттенбергом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%2C_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD> печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>. Тогда и вошло в обиход само название «газета» - по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации - прообразы информационных агентств - и возникла профессия «писателей новостей». 1609 год считается годом рождения европейской периодики. Первые газеты в Германии, образцы которых донесла до нас история, выходили в Страсбурге и Аугсбурге в 1609 году, а появились они, судя по содержанию сохранившихся номеров, несколько ранее (в одном из номеров страсбургской газеты указывается, что в 1609 году она будет издаваться «по примеру прошлых лет»). Газета, выходившая в Страсбурге, называлась «Ведомость» (Relatio) и рассказывала она обо всех выдающихся и достопримечательных событиях, совершавшихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Молдавии и Турции за нынешний 1609 год. Все сведения отпечатаны в таком виде, в каком были доставлены». Номера составлялись исключительно из корреспонденций их различных участков Европы и дальних земель, которые размещались на полосе совершенно произвольно, без всякой связи. Корреспонденции представляли собой простое изложение фактов без какого-либо анализа или комментария. Журналистика в Англии началась так же, как и в Германии, с рукописных ведомостей. Но пришли они на остров несколько позже и по происхождению своему были немецкими или голландскими, т.е. это были переводы на английский язык европейских листков новостей.
|
|
Первой газетой, сильно напоминающей современные нам издания, принято считать издававшуюся с 30 мая <https://ru.wikipedia.org/wiki/30_%D0%BC%D0%B0%D1%8F> 1631 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1631> г. во Франции <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F> газету «La Gazette» <https://ru.wikipedia.org/wiki/La_Gazette>. Тираж <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B6> газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1630> г. патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%2C_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82>. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C> Франции Людовик XIII <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA_XIII>, а также кардинал <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB> Ришельё <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%91%2C_%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%96%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D1%8E_%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8>. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1657> году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_II> разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%BE%2C_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8D%D0%BB%D1%8C> положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел».
|
Самый настоящий бум газет пришёлся на XIX <https://ru.wikipedia.org/wiki/XIX> в., когда освещалась вся политическая общественная жизнь, и вплоть до 1920-х гг, до появления альтернативы - радио.
Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1>) традиционно считается итальянский инженер Гульельмо Маркони <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8> (1896 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1896>). Однако у Маркони, как и у большинства авторов крупных изобретений, были предшественники. В России «изобретателем радио» считается А. С. Попов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%2C_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE>, создавший в 1895 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1895> г. практичный радиоприёмник <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BA>. В США таковым считается Никола Тесла <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%A2%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0>, запатентовавший в 1893 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1893> году радиопередатчик <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA>, а в 1895 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1895> г. приёмник; его приоритет перед Маркони был признан в судебном порядке в 1943 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1943> году.. Во Франции изобретателем беспроволочной телеграфии долгое время считался создатель когерера <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80> (1890 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1890>) Эдуард Бранли <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BB%D0%B8%2C_%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4>.. Первым же изобретателем способов передачи и приёма электромагнитных волн (которые длительное время назывались «Волнами Герца - Hertzian Waves»), является сам их первооткрыватель, немецкий учёный Генрих Герц <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%86> (1888 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1888>).
Телевидение набирает обороты в 30-е года ХХ века. С каждым годом всё популярнее становится эта «живая картинка». [1,3]
Понятие и виды СМИ
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты - публичность, т.е. неограниченный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.
Не стоит путать СМИ и средства массовой коммуникации (СМК). К СМК мы относим те средства, через которые получаем информацию, некоторые технические средства. К СМК относят кино, театр, телевизор, цирк, радиоприёмник и т.д.
К СМИ в первую очередь относят печатные периодические издания, радио, телевидение и Интернет. Подобные традиционные средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение, кино).
СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.
Рассмотрим основные три из них:
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).
Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.
Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем “репертуаром” сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер “извлечения” (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.
Во-вторых, можно пользоваться возможностями “отложенного чтения" - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).
Также издания можно иметь при себе.
Радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или “цитировать” давно прошедшие передачи, и т.д.
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.
Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.
На телевидении “аудио” и “видео” могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.
Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.
Функции СМИ
СМИ являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, не только потому, что мы получаем информацию, а и потому, что СМИ выполняют определённые общественно важные функции. Такие как: информационная, комментарийно-оценочная, образовательная, воздействия, развлекательная. На каждой из них я остановлюсь подробнее.
Функция (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей»). Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.
информационная - прямая функция донесения информации реципиенту;
комментарийно-оценочная - также можно назвать аналитической функцией, то есть журналист или эксперт даёт оценку происходящему, анализируя факты;
образовательная - просветительская функция несёт знание в массы, например, всем известные программы о путешествиях, животных и т.д.;
функция воздействия - влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно со стороны СМИ, особенно во время переломных периодов, кризисов и выборов;
гедонистическая - здесь имеются в виду не только развлекательные передачи, но и то, что информация такого рода воспринимается намного легче и положительнее; [2]
Выводы:
1. СМИ плотно вошли в нашу жизнь и уже давно стали для многих основным источником информации. И если бы их сейчас исключили большинство из нас почувствовали себя отрезанными от мира, даже, в опасности.
2. К основным СМИ мы относим печатные СМИ, радио, телевидение.
. СМИ выполняют ряд функций в обществе, такие как: информационная, комментарийно-оценочная, образовательная, воздействия, гедонистическая.
Общественное мнение (ОМ)
Общественное мнение относится к древнейшим феноменам общества. Без него невозможно и современное общество. Его роль особенно возрастает на переломных этапах. Эта область еще не очень исследована, но, тем не менее, каждому политику, каждой компании интересно и важно знать, что о нём (ней) думают окружающие, конкуренты и т.д.
Понятие ОМ
Термин «Общественное мнение» (от англ. - public opinion) впервые использовал государственный деятель и писатель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента населением страны. Предметом социального научного анализа его сделал Габриэль Тард (1843-1904). Тард понимал под общественным мнением частичное согласие публики по некоторым вопросам.
Британская энциклопедия даёт такое определение: мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы [12]
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес (из курса лекций).А в свою очередь общественное сознание - целостное духовное образование со своей сложной структурой. Выделяют несколько уровней сознания:
· теоретическое (логичная система знания и представлений об окружающей действительности);
· обыденное (результат социального опыта людей, практического освоения действительности, связанные с условиями жизни людей);
Это понятие достаточно расплывчатое, но в то же время устойчивое и чувствительное, так как выражает отношение общества к чему-либо или к кому-либо.
Любое общественное мнение - это устойчивое проявление интересов людей к каким-либо явлениям. То есть без интересов - не может быть общественного мнения, которое возникает только, когда затрагиваются общественнозначимые темы (политика, духовные интересы, материальные).
В общем можем сказать, что ОМ нужно рассматривать как институт общества, выражающий волю людей, участвующий в управлении обществом, реализующий в нём свои функции.
Как и многие понятия ОМ часто классифицируют, ОМ - по таким критериям: объект исследования (к какой сфере относится проблема: экономическая, политическая, педагогическая); масштаб субъекта (господствующее и оппозиционное или - большинство и меньшинство); степень истинности (истинные и ложные, истинные - на истине, ложные - на манипуляциях общественным сознанием, фальсификациях); роль науки (научно обоснованные, обыденные); степень зрелости (зрелые (глубина и полнота его реализации в обществе) и незрелое); характер изменений (изменчивое, так как изменчивость - одна из характеристик ОМ, и стабильное); социальная направленность (прогрессивные, реакционные и консервативные; прогрессивные направлены на изменения и реформы в обществе, в соответствии с улучшением жизни общества, реакционные ориентируют общество на ухудшение его положения, и консервативные - направлены на сохранение социальных ситуаций в обществе); тип оценки (положительное, отрицательное и нейтральное); роль общественных образований (конструктивное и деструктивное);
Объект и субъект ОМ
Объектом ОМ может стать только то событие, которое является актуальными которое связано непосредственно с интересами субъекта. Также объектом ОМ может стать явление, допускающее многозначность толкования или явление с которым связан дефицит информации, что станет поводом для порождения слухов.
Объектом ОМ может быть и то, что информационно доступно субъекту. Характер получаемой информации оказывает влияние на распространяемость мнения, его компетентность и в большой степени определяет поведение людей. Здесь большую роль играют СМИ. Объект ОМ неотделим от своего субъекта. В качестве субъекта ОМ могут выступать разные общности: население региона, государства и даже планеты.
Социальная общность - это основная категория социологии <https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php>. Социальная общность - это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. [4, 14]
Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности. [7]
ОМ отражает определённую позицию социальной общности, и эта позиция проявляется в поведении людей, то есть ОМ не только отражает общественные процессы, но и способно оказывать на них существенное воздействие, оно может стать, как созидательным, так и разрушительным, оказывать влияние на все процессы, происходящие в обществе.
Из истории ОМ
Можем сказать, что первоначальное общественное мнение возникает в первых коллективах - праобщинах. Тогда зародилось «стадное» ОМ, которое являлось способом самоуправления общин
В первобытнообщинном строе изменяются общественные отношения и ОМ выделяется, как социальный феномен, включая в себя интеллектуальную, эмоциональную и волевые стороны общественного сознания. В то время именно ОМ формирует и утверждает традиции, обычаи, формы поощрения или наказания.
В средние века <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0> в появляются манипуляторы ОМ, насаждение взглядов меньшинства (правящей элиты), насаждение духовно-идеологических ценностей (христианство). Борьба за власть предполагала борьбу за влияние на умы и привлечение сторонников. Таким образом, например, в 1191 английский епископ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF> Уильям Илийский (William of Ely) подвергся критике оппонентов за то, что нанял трубадуров <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%80> для собственного восхваления, чтобы люди говорили о нем «как будто равному ему нет на Земле».
При появлении капитализма и одновременного бурного развития в духовной сфере общества (появление новых наук, книгоиздание, появление газет и т.д.), большое количество революции, создаёт видимость того, что ОМ займёт главенствующее место, как это было на заре его возникновения. Но буржуазия, укрепляя свои права и взгляды, порождает новую идеологию, мораль. Социальное неравенство закрепляется не только в идеологии, но и в праве.
Общественное мнение в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». Общественность (не общество, как принято в российской литературе из-за путаницы в переводе работы Тарда, где «public» означает не толпу, публику, то есть все общество, а общественность как носитель public opinion, общественного мнения) рассматривается как совокупность людей, потребляющих одну и ту же информацию и вырабатывающих во многом совпадающие мнения и оценки, то есть общественное мнение - мнение общности, группы людей, основанное на принятии либо отрицании одинаково поданной и эмоционально окрашенной информации.
В начале-середине XIX века проявляется повышенный интерес к изучении ОМ. Особенно с приходом Public Relations, где до сих пор ОМ является очень важным фактором при популяризации чего-либо, кого-либо. [4, 9]