Роль мнения в обществе определяется его функциями, то есть сформировавшимися направлениями воздействия на общество. Суть функций сводится к тому, что они выполняют роль социального регулирования. Роль ОМ обусловлена, зачастую, авторитетом, то есть ОМ воздействует на людей благодаря авторитету учёных, политиков и т.д.
Основными функциями общественного мнения являются:
1. экспрессивная функция (определяет позиции по отношению к фактам, событиям, силу их выразительности и проявления);
2. консультативная (даёт советы, относительно решения проблем, принятия решений, мнение ориентирует нас на определённые поступка, манеру поведения);
. Директивная функция (вносит решения по тем или иным вопросам, то есть общественное мнение может диктовать свои условия);
. оценочная (даёт определённую оценку процессам, происходящим в обществе);
. критическая (отражает действительность происходящего, наиболее острые и яркие проблемы общества);
. диагностическая (тесно связана с критической функцией, но менее эмоциональна, он, а устанавливает диагноз обществу и его проблемам);
. контролирующая (регулирует социальные процессы посредством духовного контроля над ними, то есть соответствие процессов нормам в этом обществе, в связи с этим и даётся оценка);
. нормативная функция (устанавливает правила и нормы поведения, концентрирует в себе социальные, политические, культурные нормы, может обновлять и изменять их);
. прогностическая (предсказание изменение мнения в будущем);
. воспитательная (мнение является важнейшим фактором социализации личности в обществе, формирует поступки людей на протяжении всей их жизни) [11,7]
Нужно добавить, что все функции ОМ связаны между собой, они подразумевают друг друга, например оценочная невозможна без нормативной.
|
Формирование ОМ
Формирование ОМ используется для эффективного управления обществом. В ОМ кроются потребности, интересы общества, поэтому его так важно изучать. В формирование ОМ прежде всего участвуют различные источники информации (мнения, суждения, убеждения, идеология, равно как и слухи, сплетни, заблуждения), также огромное влияние оказывают СМИ.
- Процесс формирования общественного мнения:
· Существование острой проблемы в обществе
· Выражение ОМ, когда в субъекте мнения начинают дифференцироваться мнения об объекте (возникает субъект с позитивным, либо негативным мнением)
· Распространение мнения в обществе, доступ к которому оказывается принципиально возможным
· Коммуникация мнения, то есть передача его по всем каналам и составляющим субъекта
· Диффузия мнения в субъекты и изменение ими мировоззренческих позиций, поведения.
Важно то, что субъекты могут использовать активные и пассивные способы формирования мнения. К активным относят:
· Пропаганду ((лат. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> propaganda - подлежащее распространению, распространение каких-либо идей с целью привлечения сторонников).
· Агитацию (лат. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> agitatio - приведение в движение, устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политической или другой активности. Современный синоним - публичная дипломатия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F>).
|
· Рекламу (это информирование потенциальных потребителей о товарах или услугах. Цель любой рекламы - повышение спроса на рекламируемые товары или услуги) []
· Рационализацию
· Общение
· Обсуждение
· Убеждение
· Публичные выступления
· Организацию массовых собраний, демонстраций
К пассивным относят такие формы:
· Внушение (воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосознаваемое.)
· Подражание
· Конформизм (от лат. conformis - «подобный», «сообразный»), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд))
· Идентификация
· стереотипизация
Принципиально важную роль в формировании ОМ играют СМИ, об этом мы поговорим в следующем разделе. [7]
Выводы:
1. Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Понятие спряжено с общественным сознанием.
2. Объект ОМ - событие, а субъект - общество.
. ОМ зародилось с первыми общинными строями.
. ОМ выполняет ряд взаимосвязанных и общественноважных функций
. Формирование ОМ позволяет эффективно управлять обществом.