Исследование политических взглядов студентов.




Консалтинговой фирмой «Восточный Проект»[12] была проведена комплексная экспертиза социальной активности студентов столичных ВУЗов.

Проведенное исследование позволяет описать портрет современного «социального активиста». Среди тех, кто уже сегодня участвует в общественной работе, заметно больше молодых людей, чем девушек. Как правило, они не имеют постоянной работы, экономической активности предпочитают социальную, стремятся к общению и самоутверждению среди сверстников. Большая их часть участвует в работе студенческих союзов своих ВУЗов.

Активно работающие студенческие союзы, как правило, являются неформализованными организациями и нередко находятся в конкурентных отношениях с администрациями ВУЗов за влияние на студентов.

Студенческие союзы все больше внимания уделяют не столько организации досуга студентов, сколько поиску обучающих программ для своего актива, проблемам трудоустройства.

Ролевой образ социального активиста становится в студенческой среде не менее популярным, чем образ студента, имеющего постоянную, хорошо оплачиваемую работу. Как следствие этого, более 40% студентов высказывают желание принять участие в деятельности общественных организаций, что в три раза больше, чем в 1999 году — 15%. Главным побудительным мотивом для участия в общественных организациях студенты называют интересный проект. Этот мотив для студентов предпочтительнее даже высокой оплаты. В понятие интересный проект, прежде всего, вкладывается потребность в коммуникациях, расширение навыков социальной адаптации, получение дополнительных знаний.

Данные социологических исследований показывают, что студенческая среда становится более политизированной. Более половины социально активных студентов считают себя сторонниками той или иной партии, а среди москвичей в целом — только 44%. Тенденция роста политизации студенческой среды проявляется параллельно росту социальной активности.

Одной из причин роста социальной активности студентов является неудовлетворенность теми возможностями, которые дает высшее образование в его сегодняшнем виде. Поэтому более 40% молодежи видят для себя решение этой проблемы в продолжении учебы после ВУЗа (аспирантура, второе высшее образование, учеба за рубежом).

Вместе с тем, возможность реализовать социальную инициативу в ВУЗах ограничена. В первую очередь ограничены ресурсы ВУЗов для поддержки инициатив и организации социальной активности студентов. Не менее важным фактором является неумение социально активных студентов реализовывать свой потенциал. Студенты не имеют навыков мобилизации ресурсов, не владеют технологиями реализации социальных проектов, недостаточно адаптивны.

Другое исследование, проведенное Телевизионным агентством Телескоп[13], в Москве, в 2000 году. Это совместный проект Национального института прессы, Исследовательской группы ЦИРКОН и Агентства региональных политических исследований (АРПИ). Данный проект является первой в отечественной практике экспериментальной проверкой гипотезы о влиянии сообщений СМИ на массовое политическое сознание и электоральное поведение россиян. В качестве материала для анализа использовались результаты регулярного мониторинга АРПИ (ежедневный контент-анализ сообщений СМИ и еженедельные всероссийские опросы общественного мнения).

Степень информационной чувствительности рассчитывалась для электората всех крупных политических блоков, ведущих российских политиков, а также для аудиторий крупнейших газет, телеканалов и радиостанций.

В результате исследования обнаружилось, что зависимость между представленностью в СМИ тех или иных политических персонажей и электоральными предпочтениями населения неоднозначна.

Исследование подтвердило, что электорат различных политиков и партий характеризуется разной степенью информационной чувствительности. Иными словами, есть партии и политики, чей электорат более устойчив к информационным атакам (пропаганде), и те, чей электорат, напротив, весьма подвержен воздействию СМИ.

В ходе исследования получены также важные выводы о механизмах информационного воздействия сообщений СМИ на население. В частности, подтвердилось, что:

1. Влияние СМИ имеет "кумулятивный" характер (то есть его эффект может накапливаться). Это влияние больше тогда, когда направленное информационное воздействие по поводу того или иного политического персонажа в СМИ является устойчивым, долговременным и многоканальным (согласованным для большинства каналов массовой информации).

2. Информационная чувствительность электората повышается по мере приближения даты выборов. В предвыборной ситуации, когда от респондента требуется принятие определенного политического решения, он чаще обращается к различным источникам политической информации (в том числе СМИ), и, следовательно, в большей степени становится открытым для информационного воздействия

Гавра Д. П. и Соколов Н. В[14]. исследовали политические ориентации. Они считали, что целью исследования политических ориентаций, является сегментирование определенной социальной общности в соответствии с определенными существенными критериями, позволяющими судить о структуре оценок, представлений, в конечном счете, предпочтений социального субъекта в политико-идеологической сфере.

Они определяют политическую ориентацию как представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей.

Политическая ориентация предполагает два типа структурирования внешнего по отношению к субъекту политико-идеологического пространства: а) содержательное структурирование; б) оценочное структурирование.

Под содержательным структурирование понимается освоение субъектом политико-идеологического пространства и его расчленение на основании предметных критериев. А оценочное структурирование – это позиционирование и осуществление выбора типа – свое (близкое, заслуживающее позитивного отношения, поддержки, доверия, восхищения и т.п.) или чужое, враждебное, опасное, бесполезное.

Именно на пересечении содержательного и оценочного структурирования и возникает политическая ориентация.

 

 

Список литературы.

 

1. Березин Г. В. Особенности влияния СМИ на формирование современных политических ориентаций россиян // ОНС. 2000. №2.

2. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А - О). М.: Вече, АСТ, 1999.

3. Гавра Д. П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентаций // СоцИс. 1999. №1.

4. Горский Ю. М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. 1994. №3-6.

5. Гречиков В. И. Феномен работающего студента // СоцИс. 1999. №8.

6. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000.

7. Засурский Я. Н. Система средств массовой информации в России. М.: Аспект-Пресс, МГУ, 2001.

8. Кузнецов В. Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России // ОНС. 2002. №4.

9. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Вопросы социологии. 2004. №9.

10. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2000.

11. Осипова Г. В. Российская социологическая энциклопедия. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.

12. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СоцИс. 1998. №5.

13. Соколов А. В. Социальная коммуникация. М.: Профиздат, 2001.

14. Чугунов А. В. Воздействие Интернета на политическую жизнь общества // СПбГУ. 2001. №3.

15. Шевченко Ю. Д. Между экспрессией и рациональностью // ПолИс. 1998. №1.

16. https://www.eastproject.ru

17. https://www.nns.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: