Архаический (царский) Рим (VIII-VI вв. до н.э.) 2 глава




В буддийских произведениях часто описывается домовладелец, ведущий хозяйства силами отдельной семьи Распространено рабство (в том числе долговое) но преимущественно домашнего характера Правители середины I тысячелетия опирались на служилую знать и административный аппарат; порой служилые люди и сельские старейшины, приближенные ко двору, теснили наследственную аристократию. Но тем не менее иерархия варн все еще сохранялась В Пенджабе и районе, прилегающем к Гималаям существовали олигархические гос-ва (каждый из представителей узкого правящего круга носил царский титул раджа)   Сменилось оснащение армии; на смену дружине пришло проф войско   Часть племен в бассейне Инда подчинялась Дарию I; Восточнее границ персидской державы располагались индийские гос-ва Магадха, Кошала, Ватса, Аванти. Эти 4 гос-ва боролись между собой. К IV в наибольшее влияние приобретает Магадха (династия Нандов) В конце того же века Македонский пришел завоевывать эти земли. Знатный индиец Сандрокотта (Чандрагупта) уговаривал его свергнуть царя из династии Нандов, но Македонским не смог, тк местное население сопротивлялось. Тогда Чандрагупта после ухода Ал. разгромил оставленные им гарнизоны, сверг Нандов и основал династию Маурьев (317-180 гг до н э) Маурьи подчинили Индию от Пенджаба до Бенгалии + Декан Расцвет династии III в до н э(правитель Ашока, внук Чандрагупты) Он известен своими эдиктами о благочестии государя. 34. Религия и культура эпохи древности. 1 - Космогонические мифы -теогонические (рождение бога) -антропогонический 2 - Мифы природных циклов Миф об убирающем и оживающим богом (Аид и Персефона) засыпающем и умирающем боге сказки про засыпающих принцесс. У охотников про зверей 3 - Близнечные мифы. Объясняют парность явлений в природе. Геродот и спартанские цари. 4 - Героический миф. Человек/божество. 5 - Эсхатологические мифы - мифы о конце света. Не характерно для ранних культур, т. к. нет представления о течении времени. Впервые в зороастризме, иудаизме. -миф о загробном мире. КОСМОГОНИЯ Изначально сожеты примитивны (горы) Сюжеты: - мира из яйца - жертвоприношение, теомахия -борьба богов. Теомат и Кенгу- древний/Мардук - новый (покровитель Вавилона). Из их тел создает мир и людей. - Теогонические. Союз богов. Космогенез как смена поколений богов. - Вербально. "Создает сердцем и языком" Шумеры - Бог Энки и мировой порядок. Путешествие в ладье. Наполняет Тигр свежей водой. Назначает надзирателя каналов. Называет болота... ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫЕсть представление о линейном ходе времени. Всемирный потоп. Месопотамия - впервые у ШУМЕРОВ. Боги наслали воду. Бог Энеке предупредил Зиусудру. Он строит ковчег. -акадская версия. Эпос о Герогемеше. Месопотамия, Урука. Зачин такой же. ГГ - Напишти. -акадская версия 2 ГГ - атрахасис. -древнееврейский. Идея общей морали. Потоп за грехи. Влияние на греческие мифы Девкалион и Пирра - родоначальникии послепотомного мира. Сын Эллен - предок греков (генеалогический миф) -Индийский миф. ГГ - Манал. Поймал рыбу. Она предупреждает о великом потопе. Советует привязать корабль к большой рыбе. Его ведут к горе, где он пережидает. -Китай. ГГ - Юй. -Египет. Катхорсахмет - разрушительная змееголовая богиня. ПОДЗЕМНЫМИР -культ предков -Загробный суд. Появляется не сразу. Египет, Месопотамия (судьи Анунаки возле ворот в загробный мир) -Индия - Яма -Индия- Эришагль сестра Иштар. -Хетты - Лильвани. РАСПОЛОЖЕНИЕ -под землей -Запад, где садится солнце Китай, Египет. Юг - Индия. ДЕЛЕНИЕ ЗАГРОБНОГО МИРА. -Нарака - ад Река из крови и нечистот 1 круг для бездетных 2...7 -иудейский ад 7 круговтнет определенного расположения. 3 ворота в море, пустыне... Выходной. ИТОГ. ПЕРВЫЕ МИФЫПРОСТЫ, ОГЮРИЕНТИРОВАНЫНА ГРУППУ ЛЮДЕЙ, НЕ СОПРЯЖЕНЫС МОРАЛЬЮ. ПОЗЖЕ ЭТИКА, ИДЕЯ ВОЗДАЯНИЯ, ОРИЕНТАЦИЯ НА 1 ЧЕЛ.
19. III-II тыс. –самая ранняя колонизация – г. Ашшур (тер нынешней Турции). Ведущая роль купцов, колонии без постоянного населения в Мал Азии. 714 г. до н. э. -ассирийский царь Саргон II разгромил урартские войска и разграбил священный центр урартов Муцацир. По сообщению ассирийского летописца, урартский царь Руса I, не снеся позора поражения, бросился в огонь, уничтожавший его город. Начало VII в. до н. э.- при царе Асархаддоне Дамасское царство и финикийские города на побережье Средиземного моря вошли в состав Ассирийской державы. 722 г. до н. э.- Саргон II захватил Самарию и уничтожил Израильское царство, депортация израильтян и расселением на этой территории представителей других народностей. Иерусалим выдержал осаду, но вынужден был заплатить ассирийцам огромный выкуп. Иудейское государство просуществовало еще более века после падения Израиля. 671 г. до н. э. -ассирийский царь Асархаддон, разгромив войска Напаты, очистил Египет от «эфиопов» и включил его в состав собственной державы. 745–727 гг. до н. э. – правление Тиглатпалассара III, коронация в храме Мардука. Конец VIII в. до н. э. и середина VII в. до н. э - восстания вавилонян против ассирийской власти, которые заканчивались страшным разгромом города. Подстрекатель – царь Элама. Середина VII в. до н. э. - Ашшурбанапал, подавив восстание, поднятое его младшим братом – наместником Вавилона, нанес сокрушительный удар и Эламу, включив значительную часть его в состав своей державы (вавилонян на выступления против ассирийского владычества постоянно подстрекал царь Элама – соседнего государства, располагавшегося к востоку от устья Тигра). Территория: С и Ю Месопотамия, Вост Средиземноморье, Закавказье, некоторое время С-В Африка, Ю-З Иран, Варварские племена Иранского нагорья, Сев Аравии, Иудейское царство, города Малой Азии – зависимость/дань. 669–630 гг. до н. э. - Ашшурбанапал – последний крупным царь Ассирии. Он сумел подавить восстание в Вавилоне и нанес смертельный удар Эламу. Потерял он, видимо, только далекий Египет. Однако после его правления государство стало быстро распадаться.
Китай
.

 

26. История Китая со II тыс. до н.э. по III в. до н.э. (до образования империи Цинь).

Эпоха Инь:

- Почва рыхлая и плодородная, искусственное орошение не использовалось, предки китайцев выращивали просо и другие злаки.

- последняя треть II тыс. до н.э. – правление династии Инь – государство сохраняло черты племенного союза, во главе которого стояло племя шан. Остальные племена платили дань, участвовали в походах, которые начинал его правитель – ван.

- быт простонародья – скромный: люди жили в землянках. В центре поселения – дворец правителя.

- развито ремесло: ювелирное дело, кузнечество, резьба по кости, производство бронзы, шелководство.

- ритуал погребения с массовыми человеческими жертвоприношениями - у богатых. У простонародья – бедные захоронения (деревянный гроб и такая себе ценная утварь). -> четкая система соц. иерархии.

- собственная письменность иероглифического типа (частично сходна с современной китайской иероглификой).

- урожаи в долине р. Хуанхэ и сама жизнь зависели от погоды (которую определяли духи) -> большая роль духов (духи предков обладают огромной властью над теми, кто остался жить на земле; духами наполнен весь мир: поклонялись земле, рекам, сторонам света, ветру. Главное божество - Небо) –> многочисленные жертвоприношения (были даже кровавые человеческие) -> правитель старался угодить народу, жаждал славы, стремился угодить богам и духам.

Династия Чжоу:

В XI до н.э. с запада на иньскую территорию пришли завоеватели, принадлежавшие к племени чжоу – начало новой династии (XI – VIII в.) – взаимовлияние культур.

- чжоу установили строгую систему социальных рангов:

А) один человек – чжоуский ван – имел высший ранг, передавал его по наследству старшему сыну

Б) более низкий ранг – младшие сыновья вана – «правители наследственных земель» - князья

В) сыновья князей – руководители крупных планов – на ранг ниже

Г) главы больших патриархальных семей

Д) многочисленные простолюдины

Принадлежность к тому или иному рангу регламентировала: внешний быт человека и его семьи, одежду, размеры и убранство дома и т.д.; определялась «генеалогическим родством».

- чжоуское общство было строго аристократическим (знать резко отделяла себя от народа). Простой народ был объединен в территориальные общины: регулярные переделы земли между семьями).

В VIII в. до н.э. – III в. до н.э. - период династии Восточной Чжоу. НО: ин риэлэти до 6 в. – период «многоцарствия» с удельной системой и князем, сохранявшем лишь номинальную власть. Совпало с «железным веком».

- период V – первая половина III в. – эпоха «борющихся царств».(проблема – отсутствие писаных законов).

- Кун- Фуцза – Конфуций:

Хо) был горячо предан культу предков

Хо) его идеал – «мудрый правитель», который не нуждается в писаных законах, а управляет своим народом согласно обычаям и воле Неба

Хохо) конфуцианству противостоял легизм – теория сильного гос-ва, во главе которого правитель с неограниченной властью: беспрекословное выполнение приказов

В IV в. особенно быстро развивалось небольшое княжество Цинь. (советник местного князя Шан Ян проводил здесь реформы в духе учения легизма):

- разрешил куплю-продажу земли

- поощрялись разделы (государство – округа – районы, обогащалась казна

- закон был обязателен для всех

- некоторые отрасли хозяйства объявлялись гос.монополией

- поощрял соц. мобильность (более способные люди имели возможность прийти к власти).

В III в. до н.э. княжество Цинь стало ядром общекитайского государства.

221 г. до н.э. – парвитель княжества Цинь объединил под своей властью Китай. -> создание первой китайской империи. В

Введены:

- исключительно государственное образование.

- обращение к старине – предательство.

- трудовая, военная повинности, налоги с земледельцев = 2/3 урожая.

Сын Цинь-Шихуан-Ди (второй император Цинь) стал последним в этой династии. В результате мятежей знати и крестьянских восстаний он был свергнут с престола. Гражданская война –> голод и случаи каннибализма -> появление новой династии – Хани (Западной и Восточной).

         
         

1. Наука история. Основные и вспомогательные исторические дисциплины.

Само название науки истории произошло от греческого слова «рассказ, повествование», и это значение сохраняется и в современном языке. Однако существует другое значение – история как наука о прошлом. Определение точки отсчета исторической науки достаточно проблематично. «Отцом истории» считается Геродот - древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата - «Истории», - описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов, но стоит отметить, что, во-первых, Геродот не был первым, кто записывал истории. До Геродота были логографы – авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы, а также и другие историки (например, Ветхий Завет). Также, скорее всего, «История» Геродота понимается как повествование, а не как наука (причина – в отличие от большинства других древних источников легко читается).

Как и в любой науке, в истории существуют свои законы и разделение: политическая, экономическая, социальная история, история культуры (под культурой понимается религия, литература, искусство менталитет и пр.) и т.д.

Историческая наука делится на две группы отраслей или на две группы исторических наук по предмету и по их функциям в историческом научном познании — на вспомогательные и основные. Вспомогательные исторические науки — не изучают исторический процесс, они создают научно-познавательные предпосылки и условия для основных исторических наук — для осуществления научных конкретно-исторических исследований (источниковедение, геральдика (изучает гербы), нумизматика (изучает монеты), эпиграфика (изучает надписи на твердых материалах), искусствоведение и т.д.). Основные исторические дисциплины выделяются по ряду критериев: по историческим эпохам и по территориальному признаку.

 

2. Проблемы периодизации Всемирной истории.

Традиционно в истории выделяют следующие периоды: «первобытное» (догосударственное) время, древнее время, средневековье, новое время, новейшее время. Это привычное деление основано на делении на пять общественно-экономических формаций. Данная периодизация отражает ряд объективных закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки, Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны. Так, например, ни в одной из стран Древнего Востока не существовало единой даты, от которой можно было бы отсчитывать время. Определенные эры вводятся в некоторых странах Востока лишь на поздних этапах развития.

Однако следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об истории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к новой эпохе - это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени и пространстве. Кризис и упадок общества могут сочетаться с формированием в его недрах ростков новой цивилизации. Эти процессы не развиваются одновременно во всех районах мира.

Существует также и проблема хронологии, то есть существуют события, которые датировать точно невозможно, из этого следуют колебания в датах.

Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории.

 

3. Основные типы исторических источников (примеры из курса).

Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической жизни. К таким остаткам относятся как все, сознательно созданное людьми, так и все, появившееся независимо от их сознания (например, останки самих людей).

Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников, из которых он черпает факты. Источники бывают самые разные, например письменные, которые подразделяются на повествовательные (тексты Гомера или Геродота) и документальные (законы вавилонского царя Хаммурапи). Также источники могут быть фольклорными/устными, материальными (орудия труда, предметы быта и прочее, пример: палетка Нармера – штука для ритуального растирания красок, изображения на ней повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним), лингвистическими (выявление исторических фактов, истории возникновения и расселения народов при изучении заимствований в различных языках), этнографическими, антропологическими (останки человека), географическими (изменение географической среды под влиянием человеческой деятельности) и другие.

 

4. Этно-лингвистическая ситуация эпохи Древности (основные языковые семьи).

I. Индоевропейская семья, ее основные группы:

1. Анатолийская/хетто-лувийская группа. Все языки этой группы являются мёртвыми. Их носители обитали во II—I тыс. до н. э. на территории Малой Азии (Хеттское царство и возникшие на его территории малые государства).

2. Индоиранская группа возникла после середины II тыс. до н.э. Языки этой группы делятся на иранские (почти все жители Древнего Ирана: персы, мидийцы и пр., языки: древнеперсидский, авестийский) и индийские (на территорию Южной Азии были принесены индоариями, языки: ведийский, санскрит, пали).

3. Франко-фригийская группа. Включает в себя греческие языки (древнегреческий язык) и романские (латынь).

II. Семито-хамитская семья. Носители обитали в Месопотамии, на Аравийском полуострове. Примеры языков этой группы: кушитские языки, древнеегипетский, берберо-ливийский.

III. Хуррито-Урартская семья — вымершая семья языков, носители которой проживали на Ближнем Востоке, в Закавказье, на севере Месопотамии (то есть население Митанни) и на юго-востоке Малой Азии. Семья состояла из двух языков, хурритского и урартского.

IV. Дравидийская семья – юго-запад Ирана, северо-запад Индии.

V. Сино-тибетская семья – Китай.

Стоит отметить, что языковая ситуация не статична, для нее характеры заимствования и прочие изменения в результате миграций или завоеваний.

 

5. Становление и основные типы письменности.

Самый ранний период письменности – пиктография – письмо рисунками, характеризуется отсутствием устоявшейся системы. Пиктография не связана с алфавитом и тем самым не связана с обучением чтению и письму, т.к. нужные вещи надо только похоже изобразить, что было достаточно удобным при общении разных племен друг с другом. Но с развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография не может удовлетворить, и тогда возникает идеография, т.е. «письмо понятиями». Рисунок в этом случае выступает в переносном, а тем самым в очень условном значении («вражда» - изображение скрещенного оружия). При этом появляется и некая организованность письменности. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению их в условные значки – иероглифы, которые, тем не менее, представляют собой идеографию, хотя уже и некоторым образом организованы в единую систему письма.

Древнейшая система письма возникает в Месопотамии (сер. III тыс. до н.э.), начинается как пиктография, затем превращается в комбинацию клиньев (клинопись). Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Также, письменность с конца IV тыс. – начала III тыс. была известна в Египте – египетская иероглифика, которая изначально также являлась пиктографией.

 

6. Влияние природных условий и географического фактора на становление и тип первых государств.

Точкой отсчета перехода от племенных отношений к ранним государствам считается зарождение земледелия как переход от присваивающего хозяйства к производящему, которое напрямую связано с природными условиями и географическими факторами. Переход к земледелию впервые произошел в теплой лесостепной зоне восточного полушария, в районе Палестины и Малой Азии. На плодородных землях основным занятием становится земледелие и связанное с ним животноводство. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после доместикации лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер.

Первые государства – маленькие, ограничены природными границами, ранее всего появляются в долинах рек – так называемы речные цивилизации. Земледелие строится на искусственном орошении, приспособленном к разливам рек. Примеры речных цивилизаций:

Древний Египет – долина реки Нил. Нил разливался часто и надолго. Вышедшая из берегов вода содержала плодородный ил. Земли, затопляемы водой, огораживались земляными валами. Роль реки Нил в земледелии Древнего Египта была настолько высока, что Нил и его разливы обожествлялись.

Месопотамия – долина реки Евфрат. В отличие от Нила Евфрат разливался нерегулярно, поэтому строились водохранилища, из которых вода подавалась на поля.

Роль ирригационной системы в становление государственности состояла в том что, так как эта система должна была охватывать достаточно большие территории, кто-то должен был контролировать ее строительство. Таким «начальником» мог стать вождь/жрецы.

 

7. Первые земледельческие культуры. Предпосылки становления государственности.

Точкой отсчета перехода от племенных отношений к ранним государствам считается зарождение земледелия как переход от присваивающего хозяйства к производящему, которое напрямую связано с природными условиями и географическими факторами. Переход к земледелию впервые произошел в теплой лесостепной зоне восточного полушария, в районе Палестины и Малой Азии. После этого перехода происходит демографический взрыв, в результате которого часть населения уходит в другие районы, менее приспособленные для земледелия, и направляет свои усилия на занятия скотоводством. Так возникает специализация или первое великое разделение труда.

Далее в результате улучшений орудий труда появляются излишки, таким образом, складывается ситуация, когда можно кормить тех, кто обработкой земли не занимается, эти люди – ремесленники, что означает второе великое разделение труда. Общественное разделение труда способствовали развитию обмена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так зарождалась торговля. При этом начинается и расслоение общества – формируется общинная верхушка (вождь/жрецы).

Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для защиты от врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей. Такие поселения напоминали города. Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне в Палестине. Люди здесь начали селиться в VIII тысячелетии до н.э., найдены остатки стен толщиной до 3 м из камня (образец первобытной фортификации). В окрестностях выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, побывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

Еще более крупное поселение городского типа - Чатал-Хююк - существовало в VII —VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Жилища в Чатал-Хююке строили из высушенных на солнце кирпичей, дома формировались в кварталы. Жители занимались выращиванием хлеба на окрестных полях, для орошения которых строили простейшие каналы, а также разведением мелкого рогатого скота.

 

8. Первые города-государства Месопотамии (III тыс. до н.э.)

Крупнейшие города: Ур, Урук, Лагаш, Умма и др. Структура каждого центра была однотипной: в жизни города центральное место занимал храм – зиккурат. Во главе города стоял эн – верховный жрец (при этом, если божество-покровитель города – женского пола, то жрец – мужчина, и наоборот). Эн – одновременно и правитель города, и жрец. Он руководил храмовым строительством, управлял храмовой собственностью, военными отрядами.

Чуть позднее, правитель стал носить титул энси (толкуется как «жрец, ведающий закладкой храма»). Что касается роли храма, то ему принадлежали земельные владения, считавшиеся владениями бога. По происхождению это были просто общие земли, не подлежавшие переделу, распоряжались ими жрецы храма. Часть храмовой земли обрабатывалась зависимыми людьми – храмовыми земледельцами (наподобие общинных рабов). Другая часть дробилась на наделы и сдавалась в аренду или предоставлялась за службу храмовому персоналу. Храм содержал собственные военные отряды, нуждавшиеся в материальном обеспечении – часто тоже в виде земельных наделов.

В это время в политической жизни шумерских городов важную роль играют лица, носящие титул лугаль (букв. – «большой человек»). Лугаль обычно возглавляет войско, его опорой является дружина. Иногда в качестве лугаля выступает жрец-правитель, но нередко функции энси ограничиваются строительством и отправлением культа, а военно-политическая деятельность осуществляется другим человеком, который и носит титул лугаля. Лугали оттесняют энси, но в то же время широко пользуются экономическими и людскими ресурсами храмов. При этом в государственном устройстве сохраняются и такие догосударственные институты, как совет старейшин (родовая верхушка, т.е. наиболее родовитые и влиятельные горожане) и народное собрание (комплектуется из общинников-воинов, т.е. взрослыми мужчинами-местными жителями-землевладельцами-воинами). Они контролировали деятельность правителя, следят за порядком, управляют общинной собственностью.

Вполне естественно, что в древних документах часто упоминаются шумерские боги. Общешумерскую значимость имели три из них – они были связаны с различными частями Вселенной. Бог Ан олицетворял собой небосвод, бог Энки – водную стихию. Бог Энлиль, ведавший воздушным пространством, иногда именовался владыкой всех божеств, а его храм в г. Ниппуре рассматривался как главная культовая святыня, воплощение единства шумеров, разделенных на множество общин, городов, государств. Рядовые шумеры, нисколько не сомневаясь в величии Энлиля и его окружения, старались главным образом заручиться поддержкой местных богов-покровителей, от которых могла зависеть их повседневная жизнь и семейное благополучие.

Среди шумерских повествований имеются такие, которые можно отнести к жанру исторической песни. Герой одной из подобных песней – легендарный правитель г. Урука (библ. Эрех) Гильгамеш. По сюжету Гильгамеш отказывается подчиниться могущественному владыке г. Киша, несмотря на уговоры старейшин собственного города. Он созывает свою молодецкую дружину и с успехом отражает нападение неприятеля. Исторический прототип Гильгамеша, если верить шумерскому «Царскому списку», правил в Уруке незадолго до середины III тысячелетия до н. э.

На протяжении III тысячелетия до н. э. то один, то другой шумерский город заявлял свои претензии на главенство. Возникавшие в результате неравноправные союзы городов-государств были в высшей степени непрочными. Однако в XXIV в. до н. э. дело пошло к объединению. Один из правителей г. Уммы силой и дипломатией сумел создать ассоциацию шумерских городов. В каждом из крупных храмов он был провозглашен жрецом местного бога и таким образом получил власть над всем Шумером. А вскоре возникло еще более обширное государство, объединившее Шумер и Аккад.

 

9. Первые города-государства Египта (III т до н.э)

Во главе каждого нома стоял номарх, т. е. начальник нома; часто он занимал свою должность по наследству. Количество номов и границы их территорий мало менялись на протяжении тысячелетий. Современные историки склонны думать, что номы древнее самого Египетского царства и что именно эти локальные объединения были первыми государствами в долине Нила.

Жители каждого нома поклонялись богам – покровителям местности. Последние часто изображались в облике того или иного животного: кошки, крокодила, павиана, барана, львицы. Почитание священных предметов, растений, птиц и зверей сближает египетскую религию с верованиями первобытных народов. Культ местных божеств способствовал консолидации номов (а в позднейшие эпохи – политическому сепаратизму).

На протяжении всей своей тысячелетней истории государство воспринималось как двуединое, состоящее из Верхнего и Нижнего Египта. И дело было не только в различии природных условий. Обе части Египта разделены были административно, каждая из них имела собственное казнохранилище. Есть предположение, что до политического объединения долины Нила длительное время могли существовать отдельные царства Верхнего и Нижнего Египта.

Историческая традиция повествует о том, что страна стала единой при царе Менесе и что именно он был основателем первой общеегипетской династии.

Правитель Египта воплощал единство страны и считался фигурой в высшей степени сакральной. Он магически обеспечивал разливы Нила, проводя соответствующие ритуалы, от него зависели плодородие полей, приплод домашнего скота, рождение потомства в каждой семье. Имя его нельзя было произносить всуе, поэтому употреблялись иносказания (например, «пер-о», т. е. «большой дом, царский дворец», – понятие, к которому восходит слово «фараон»). Лишь немногим счастливцам удавалось лицезреть «живого бога». Покойный фараон приобщался к сонму великих богов и удостаивался особого культа как могущественный защитник своих подданных, оставшихся на Земле. Древний правитель воспринимал свои владения как огромное домохозяйство, которым он полновластно распоряжался (следуя, впрочем, тем традициям, что были установлены богами).

Более прочное, чем прежде, объединение государства было достигнуто при III–VI династиях (XXVIII–XXIII вв. до н. э.).

 

10. Старовавилонский период. Законы Хаммурапи.

Старовавилонский период охватывает почти всю первую половину II тысячелетия до н. э.

Почти одновременно в разных городах Месопотамии составляются сборники законов, фиксирующие городское право. Лучше всего сохранился сборник законов Хаммурапи, правившего примерно с 1792 по 1750 г. до н. э. Этот царь известен также по дипломатической переписке и хозяйственным распоряжениям. Удается проследить его политику постепенного расширения территории, в результате которой под властью Вавилона оказалась вся Месопотамия. Но главным достижением царя стало создание Законов Хаммурапи – крупнейшего образца клинописного права, сборника, который переписывали и изучали в Месопотамии более 1000 лет.

Законы Хаммурапи высечены на каменном столбе. По сути, сборник законов представляет собой трёхчленную формулу: пролог-собственно законы-эпилог. В прологе перечисляется весь список благодеяний царя Хаммурапи и подвластные территории. Собственно законы не имеют никаких намеков на деление по сферам права, но они делятся на крупные темы, например, семья, внутри них – подтемы. При создании активно использовались более древние правовые тексты Месопотамии, а также прецеденты и нормы обычного права (традиции).

Характерная черта почти всех древних писаных законов – стремление наказать преступника по суду, исключив тем самым кровную месть. Последовательно в законах проводился принцип талиона («око за око, зуб за зуб»). В то же время в законах чувствуется тенденция к замене телесного наказания денежным штрафом, дающая состоятельным людям возможность откупиться от калечащих или позорящих наказаний. Также, один способов решения конфликта – божественная клятва и ордалии - суды путём испытания огнём и водой.

Содержание Законов Хаммурапи дает яркую картину старовавилонского общества, хотя и неполную. Высшее лицо – царь, который держал в своих руках законодательную исполнительную, судебную и религиозную власть, таким образом, наблюдается централизация власти. При этом Царский суд не подменяет органы общинного самоуправления. Община выступает в качестве третейского судьи, администратора, казначея. Она является важнейшей формой социальной организации древней Месопотамии. Полноправными членами общины являлись главы семей, владевшие участками земли на территории данного поселения. Тот, кто не имел собственной земли, был вынужден арендовать ее за определенную сумму или же за долю урожая (издольная аренда). Он имел также шанс получить участок из государственного земельного фонда, но в таком случае считался царским слугой и нес определенные повинности (военные, жреческие, торговые и т. п.). Тот, кто не имел собственного надела на общинной территории, не мог принимать участия в деятельности территориальных органов самоуправления. Также централизуется и финансово-податная система: создается ведомство, которое собирает налоги в виде серебра.

При Хаммурапи складывается постоянная профессиональная армия, находящаяся на царском довольствии. С воинами расплачивались землей, при этом воин мог пользоваться землей, пока он служит, продать или передать в наследство не мог.

С централизацией власти была связана попытка централизации пантеона: бог Мардук начал считаться правителем других богов, он передает богоизбранному царю Хаммурапи список законов, написанных богами.

Эпоха царя Хаммурапи – эпоха расцвета Месопотамии, но при его наследниках начинаются как внутриполитические конфликты (сепаратистские восстания), так и внешнеполитические. В самом начале XVI в. до н. э. Старовавилонский период завершается набегом воинственных хеттских племен, пришедших из Малой Азии. Сразу же после ухода хеттов на вавилонском троне установилась новая династия – из племени касситов, правившая почти до самого конца II тысячелетия до н. э. Период XVI–XII вв. до н. э. именуется Касситским.

 

11. Новое царство Египта. Реформа Эхнатона.

Острый конфликт вспыхнул в XIV в. до н. э., в правление Аменхотепа IV. Конфликт состоял в том, что номовая знать, опиравшаяся в жречество была противопоставлена фараону, опиравшемуся на немху (служилая знать), который хотел быть единовластным правителем страны, не считаясь с со знатью. Развитие социально-политических противоречий привело к религиозной реформе. Фараон объявил себя сыном и избранником малозначительного бога Атона. Атон не был похож на другие египетские божества: не имел собственной мифологии и был почти лишен иконографических атрибутов, представляя собой солнечный диск. На памятниках искусства той поры фараон и его семья изображены перед солнечным диском, который протягивает им свои руки-лучи, держащие знак жизни анх. Себя самого фараон считал первосвященником Атона, от которого, как от солнца, исходит свет, тепло и всяческое благо на земле. Культы прочих богов были объявлены бессмысленными и ложными, а служители их попадали в разряд противников фараона-реформатора и его небесного покровителя. Даже собственное имя Аменхотеп, означавшее «Амон доволен», напоминало реформатору о боге Амоне. Царь сменил его на Эхнатон – «угодный Атону».

Трудность состояла не только в том, что в такой стране, как Египет, религиозные традиции казались неколебимыми. Фараон вынужден был покинуть столицу Фивы с грандиозными храмами Амону-Ра, могущественным жречеством и населением, которое было предано привычным богам. Он срочно возвел новую роскошную резиденцию – г. Ахетатон («горизонт Атона»), перенес туда архив и другие государственные учреждения и затеял монументальное строительство в честь своего бога. На месте Ахетатона сейчас находится арабская деревушка Эль-Амарна, и потому недолгий период, когда там располагалась резиденция фараона, в науке носит название амарнского.

В надписях амарнского времени писцы старательно избегали упоминания других богов. Из старых надписей приказывалось выскабливать не только имена богов, но и те иероглифы, которые с ними ассоциировались. Один бог на небе и на земле для всех стран и народов, дающий жизнь всякой твари – плавающей, летающей, ползающей. Единственный фараон, избранник этого бога, – Эхнатон.

Реформа Эхнатона ненадолго пережила своего основателя. Уже один из его ближайших преемников, юный Тутанхатон, вынужден был поменять свое имя на Тутанхамон. Амон, таким образом, торжественно возвращался на принадлежавшее ему прежде место, оттесняя своего солнечного соперника. Теперь уже имя Атона стирают из надписей прежнего времени, а если нужно упомянуть Эхнатона, называют его безлично – «еретик из Ахетатона».

 

12. Новое царство Египта. Основные направления завоевательной политики. Хетто-египетские отношения.

Период XVIII династии – самый блистательный в истории Древнего Египта. В XVI–XV вв. до н. э. египетские войска осуществили значительные завоевания в Азии и Африке. Армия Египта уже не была похожа на собрание номовых ополчений, где каждый был вооружен чем только мог. Армия комплектовалась по набору и имела четкую организационную структуру, делясь по родам войск, а не по номам. Была налажена служба снабжения и система обучения новобранцев. Ударной силой армии являлись легкие боевые колесницы, запряженные лошадьми.

На протяжении многих десятилетий правления XVIII династии цели и методы политики египтян претерпели значительные изменения. Первоначально набеги египетских войск обогащали и непосредственных участников походов, и центральную казну. Победители стремились вывезти ка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь