Занятие
Тема: Почвы, их состав. Значение почвы. Основные источники загрязнения
Цель: - Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее состав е (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.
Занятие дистанционное
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы,
Ход занятия
Рук. Кр.:- на прошлом занятии мы закончили изучать большую тему -вода. Мы посмотрели видио фильм "Основные источники загрянения воды" и сделали вывод, что все живое не может прожить на Земле без воздуха и воды. Скажите, а без чего еще не могут прожить все живое на Земле?
Ответы детей
Рук. Кр.:- Руководитель кружка:- посмотрите на доску, что это?
Дети: -планета Земля
Руководитель кружка:-знаете, ребята, а оказывается, наша плане существует миллионы лет.Когда-то, давным-давно на Земле не не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, извергались вулканы, появлялись горы. Под воздействием жары, воды и холода они разрушались и в результате этих разрушений появилась глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные.
Песок Глина
И вот, проходят десятки миллионов лет и наша планета Земля приняла тот вид, к которому мы привыкли видеть сейчас.
- Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна, а к осени возьмешь целый мешок. В ведро картошки в этой кладовой превращаются в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свеклы, пучками редиса и укропа. Как вы думаете, ребята, что это?
Дети:- земля, почва
Руководитель кружка:- сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем её сохранить.
- Что такое почва?
-Как вы думаете дети?
Дети: - земля.
Иллюстрации состава почвы.
Руководитель кружка: - конечно же, вы правы- это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую- что слишком грязно. А ведь пыль и грязь - это не просто земля. Под ногами у нас почва - это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года (а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды) весна, лето), но это теплый перод сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары (осень), и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу - землю (или как правильно её называют - почву) толстым покрывалом сухих желтых, красных, оранжевых листьев, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю: желуди, орехи. Яблоки, груши, многие из них покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: "Из земли пришли - в землю уйдут".
- А что это означает?
Ответы детей.
Руководитель кружка:- дело в том, что почва есть там, где растут растения и, наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы. Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя?
Дети: - черви слизни.
Руководитель кружка: - правильный ответ, но не полный.
Посмотрите на таблицу. Вы не назвали ещё улиток, мокриц и многоножек, крохотных земляных клещей, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии, и в результате их деятельности и образуется перегной - питательный почвенный слой.
- Как вы думаете, из чего состоит почва?
Руководитель кружка:
-правильно, почва состоит из песка, глины, перегноя, в почве есть вода и воздух.
- поскольку мы находимся в лаборатории, то мы с вами проверим это на опытах.
- прежде, чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы:
- каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая, другому;
- нельзя брать ничего без разрешения;
- аккуратно обращаться со стеклянной посудой;
- советоваться друг с другом;
- поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт № Какого цвета почва
Руководитель кружка: - перед вами на бюдцах лежит земля, а рядом лупа (увеличительное стекло. Посмотрите внимательно на почву, что вы там увидели?
Дети:- остатки полусгнивших корешков и листочков, палочки, сухие листья, части тел насекомых, песок, комочки земли, камешки.
Вывод: почва темного цвета, пахнет гнилью и состоит из гнивших корешков растений и перегнивших листьев.