Руководитель кружка: - давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь?
Дети: - сухая, мягкая, рыхлая (вытирают руки салфеткой).
Руководитель кружка:- а теперь возьмите в руки влажный комочек земли, сожмите его. Что с ним стало?
Дети: - Он уменьшился, стал маленьким.
Руководитель кружка: - правильно, он уменьшился. Он может принимать любую форму.
Вывод: почва пластична.
Руководитель кружка: -давайте немного отдохнем, а потом продолжим работу с опытами.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.
Опыт № загрязнение почвы.
Руководитель кружка: - Ребята, перед вами стоят две банки (в одной - чистая, в другой - с мыльным раствором). Сравните, чем отличается вода?
Дети: - в одной банке вода чистая, в другой - с мыльным раствором - грязная.
Руководитель кружка:- правильно, Чистую воду мы пьем, варим кушать, поливаем цветы, поим животных, а грязную воду, после стирки, выливаем в раковину. Что будет с землей, если полить её чистой водой.
Дети:- такая вода полезна для растений и животных, которые обитают под землей.
Руководитель кружка:- а, если полить грязной(мыльной) водой и поливать часто. Что произойдет?
Дети: - растения могут погибнуть
Руководитель кружка:- если бы вы были вместо дождевого червяка или крота, какую почву вы выбрали для своего дома? Чтобы они почуствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы спросили бы их, если бы умели говорить?
Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом, Она поит растения, животных), но есть "мертва вода" - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть. Такая вода попадает в почву после мойки машин, стекает по заводским трубам.
-Вы, когда идете в садик или с садика, на вашем пути встречаются брошенные пластиковые бутылки, пакеты и другой мусор.
Ответы детей
- Нам необходимо бережно относиться к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?
Дети: - не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать " подземных жителей" - ведь они нужны почве.
Заключительная часть.
Руководитель кружка:- Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
- Что же получают растения из почвы? (ответы детей)
Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших рас-тений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
-Что разрушает почву? Как предотвратить разрушение почв?
-Что разрушает почву? (Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие).
Как предотвратить разрушение почв? (Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д.).
А может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).
Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев).
Вывод-обобщение «Мозговой штурм».
- Что такое почва?
Дети: это плодородный слой земли.
- Какого она цвета?
Дети: в основном темного цвета.
- Чем пахнет?
Дети: пахнет сухими листьями и гнилью.
- Какими обладает свойствами?
Дети: рассыпается, замерзает, нагревается, водопроницаемая.
- Из чего состоит?
Дети: Состоит из остатков растений, насекомых, песка, глины, воздуха и воды, которые необходимы для жизни и роста растений.
Руководитель кружка:- на следующем занятии мы продолжим опыты с почвой, сегодня вы работали хорошо, молодцы!