Под общей редакцией А. Т. Смирнова




Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Учебник для девушек 10–11 классов общеобразовательных учреждений

Под общей редакцией А. Т. Смирнова

 

ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА

 

Эта книга содержит обязательный минимум учебного материала по разделу

“Основы медицинских знаний и здорового образа жизни” курса “Основы

безопасности жизнедеятельности”. Учебник предназначен для организации

отдельных занятий со старшеклассницами в то время, когда юноши-одноклассники

изучают темы “Учебные сборы” (10 класс) и “Особенности военной службы”

(11 класс).

Главное внимание в учебнике уделяется репродуктивному здоровью и

процессам, на него влияющим.

 

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни

1.1. Общие понятия о здоровье

1.2. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России

1.3. Социальная роль женщины в современном обществе

1.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

 

Глава 2. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие

2.1. Женская половая система и ее функционирование

2.2. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка

2.3. Влияние окружающей среды на здоровье человека

2.4. Вредные привычки и их влияние на здоровье

2.5. Ранние половые связи и их последствия для здоровья

2.6. Заболевания, передаваемые половым путем. Меры профилактики

 

Глава 3. Здоровый образ жизни – неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья. Основные составляющие здорового образа жизни

3.1. Стресс и его воздействие на человека. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья

3.2. Режим дня, труда и отдыха

3.3. Рациональное питание, его значение для здоровья

3.4. Влияние двигательной активности на здоровье человека

3.5. Закаливание организма и его влияние на здоровье человека

3.6. Правила личной гигиены и здоровья человека

 

Глава 4. Правовые аспекты взаимоотношения полов

4.1. Брак и семья. Культура брачных отношений

4.2. Основы семейного права в Российской Федерации

4.3. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН “О правах ребенка”

 

Глава 5. Беременность и уход за младенцем

5.1. Беременность и гигиена беременности

5.2. Уход за младенцем

 

Приложения

 

Приложение 1. Основные инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики

 

Приложение 2. Основные неинфекционные заболевания. Профилактика факторов риска основных неинфекционных заболеваний

 

Приложение 3. Первая медицинская помощь при травмах, ранениях и отравлениях

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях

Виды повязок и правила их наложения. Учение о повязках (десмургия)

Первая медицинская помощь при переломах

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами, алкоголем и никотином

Первая медицинская помощь при отравлениях препаратами бытовой химии

Первая медицинская помощь при отравлениях угарным газом

 

Приложение 4. Первая медицинская помощь при отморожении, тепловом и солнечном ударах, при поражении электрическим током и при ожогах

Первая медицинская помощь при отморожении

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах.

Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.

Первая медицинская помощь при ожогах

 

Приложение 5. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

 

Приложение 6. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

Литература

 

Введение

 

Уважаемые девушки, ученицы 10–11 классов!

Вы держите в руках учебник, который написан специально для вас. В этой книге авторы постарались доступно рассказать о том, что такое здоровье человека и репродуктивное здоровье женщины, дать толчок к размышлению о здоровом образе жизни, о благополучии и счастье в семье.

В вашем возрасте девушки уже строят планы своей будущей жизни, у них появляется стремление к самореализации в семье и обществе. Возможность правильно оценить свои потенциальные творческие и профессиональные способности – важный шаг по пути в благополучную и счастливую жизнь, о которой мечтает каждый человек.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) утверждал: “Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья”.

Ваше здоровье связано с вашим поведением и является непременным условием эффективной деятельности, через которую и достигается счастье.

В учебнике последовательно раскрываются понятия о здоровье и здоровом образе жизни, даются общие понятия здоровья, объясняются факторы, формирующие здоровье и разрушающие его. Устанавливается логическая связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека.

Вы узнаете о репродуктивном здоровье как составной части здоровья человека и общества. Объясняется связь репродуктивного здоровья с демографической безопасностью государства. Подчеркивается, что здоровье человека и общества связано с необходимостью создания благополучной семьи.

В главе 1 подробно раскрывается содержание здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в повседневной жизни, в реалиях окружающей его среды (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.

Одна из основных тем учебника – репродуктивное здоровье женщины. Этому вопросу посвящена глава 2, позволяющая в доступной форме познакомиться с функционированием репродуктивной системы женского организма. Особое внимание уделено анализу влияния здоровья родителей на здоровье ребенка. Проанализированы основные факторы, оказывающие отрицательное влияние на репродуктивное здоровье женщины и здоровье ребенка. Рассмотрены вопросы влияния окружающей среды, курения, употребления алкоголя и наркотиков и их последствия для здоровья женщины и ребенка.

В главе 3 дан подробный анализ основных составляющих здорового образа жизни в аспекте сохранения репродуктивного здоровья.

В главе 4 рассмотрены правовые аспекты взаимоотношения полов; приведены основные положения семейного права в Российской Федерации; рассказано о браке и семье, о культуре брачных отношений, о социальной роли женщин в современном обществе.

Глава 5 посвящена вопросам, связанным с беременностью и уходом за младенцем.

Раздел “Приложения” включает сведения об основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, о первой медицинской помощи при различных травмах и отравлениях, массовых поражениях.

Авторы подобрали и систематизировали обширный материал, чтобы помочь вам сформировать свое представление о здоровье, репродуктивном здоровье, здоровом образе жизни, браке и семье, благополучной и счастливой семейной жизни.

К сожалению, в настоящее время в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии физического и духовного здоровья, нравственности.

Исследования, проводимые в нашей стране, свидетельствуют о том, что сегодня молодежь имеет большую свободу в выборе своего образа жизни. Возникла необходимость формирования глубоких, прочных знаний о здоровом образе жизни вообще и репродуктивном здоровье в частности. Недостаточность и фрагментарность информации по этому вопросу приводят к росту заболеваний, передаваемых половым путем, расширению масштабов употребления молодыми людьми наркотиков и алкоголя.

Авторы не ставили своей целью разработать инструкцию по правилам поведения. Право выбора пути – за вами. Мы надеемся, что вы, внимательно изучив все главы учебника, сумеете правильно разобраться в ситуации, которая сложилась в нашей стране в вопросах здоровья и благополучия, сумеете верно оценить свою роль как женщины и будущей матери. Надеемся, что наши советы помогут вам организовать в недалеком будущем свой образ жизни так, чтобы стать любимой и любящей супругой и счастливой матерью. Вы должны суметь реально оценить свои физические, духовные, нравственные возможности, с тем чтобы целенаправленно готовить себя к благополучной взрослой жизни.

Желаем вам успехов во всех этих благих начинаниях и, конечно, здоровья!

 

Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни

 

1.1. Общие понятия о здоровье

 

Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, занимает важную составляющую счастья.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев:

· отсутствие болезни;

· нормальное функционирование организма в системе “человек – окружающая среда”;

· полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

· умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

· способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это “состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

В обобщенном виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в “Словаре русского языка” (автор С.И. Ожегов) определяется как “спокойное и счастливое состояние”, а счастье – как “чувство и состояние полного высшего удовлетворения”.

Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье.

Каждый заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением здоровья, следованием правилам здорового образа жизни.

Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение духовных, физических и социальных возможностей. Это прежде всего постоянное повышение знаний об окружающем мире и роли человека в нем, совершенствование духовных и физических возможностей.

В этом положении нет чего-то нового и необычного. Подтверждением ему служат высказывания древнеримского политика и оратора Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.) В его трактате “Об обязанностях” говорится: “Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины”. Необходимо также подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но прежде всего общественной.

Общественное здоровье представляет собой социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма.

Общественное здоровье складывается в конечном итоге из здоровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого человека в отдельности. Отметим еще раз, что в понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней. Оно включает также такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь высокой степени самореализации.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Физическое благополучие напрямую связано со здоровьем человека и совершенствованием его тела.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия. Благополучие человека зависит не только от физического состояния организма, но и от его душевного равновесия. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание влияния на него психических и биологических процессов, происходящих в повседневной жизни. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек в отличие от остального животного мира наделен творческим разумом, а значит, обладает биологическим (физическим) и духовным здоровьем.

При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая. К пониманию этого люди пришли не сегодня. Обратимся к высказываниям Цицерона: “Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление – соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и как бы предтечи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину” (трактат “Об обязанностях).

Духовная и физическая составляющие – две неотъемлемые части человеческого здоровья. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – тела. Недаром мы говорим, повторяя слова поэта: “Душа обязана трудиться”. “Нужно приучить душу не поддаваться несчастьям и брать верх над ними, преподать ей правила добропорядочной жизни и добропорядочной веры, нужно как можно чаще тормошить ее и натаскивать в этой прекрасной науке”, – писал французский философ Мишель Монтень (1533–1592). Разум – это способность познавать окружающий мир и себя. С его помощью человек анализирует происходящие события и явления, прогнозирует наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь. Можно сказать, что разум – это модель (программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, чем достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения, чем устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Духовное и физическое начала должны постоянно находиться в гармоничном единстве, ибо это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека. Вот как об этом сказано в книге “Построение мощной нервной силы” американского диетолога Поля Брэгга: “История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой – зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита – одна сторона была красная, другая – зеленая. Есть также две стороны щита здоровья – физическая и духовная – и они обе важны. Обе эти стороны – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья”.

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.

Вера в Бога. Почему нет? Вот как об этом говорит Н.М. Амосов в работе “О природе человека”: “От Бога нельзя отказываться, даже если его нет. Только в нем надежное условие морали. Бог многообразен. Для одних он только запустил небесную механику и отстранился, для других – не позволяет даже волосу с головы упасть без его воли. Для неразумных нужен Ад и Бог карающий, для интеллектуалов достаточно верить, что существует (из какой-то материи) носитель идеала, добра, укоряющий за грехи самим своим постоянным присутствием”.

Физическое здоровье обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением правильно выбрать время и вид отдыха, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Артур Шопенгауэр считал, что прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: “Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение по крайней мере двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры” (“Афоризмы житейской мудрости”).

Факторы, влияющие на здоровье и благополучие. Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды.

Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья.

Из всего многообразия признаков состояния здоровья человека условно выделяют следующие группы:

· признаки, определяемые исключительно (на 99%) наследственными факторами;

· признаки, определяемые прежде всего (на 60% и более) наследственным предрасположением;

· признаки, определяемые прежде всего (на 60% и более) действием факторов окружающей среды (экологическим и социальным окружением) и силой воли – духовными факторами индивидуума.

К первой группе относятся признаки, изменить которые практически невозможно. Например, вы уже знаете, что такой признак, как мужской или женский пол, у человека определяется сочетанием хромосом в момент оплодотворения. Хирургически можно изменить внешнее проявление данного признака, сформировав половые признаки по мужскому или женскому типу. В очень редких случаях при наличии определенных показаний это делается. Но генетический пол такого человека изменить невозможно. Существует несколько тысяч заболеваний, развитие которых у ребенка на 99% предопределяется генетически. Даже самые благоприятные условия жизни не предотвратят их развитие у ребенка. Например, при такой болезни, как гемофилия (известной вам из курса истории – ею страдал единственный сын последнего российского императора царевич Алексей), можно лишь облегчить страдания больного ребенка, продлить его жизнь, сделать ее более безопасной. Кроме того, можно избежать рождения больного мальчика в семье, где уже были случаи этого заболевания среди других детей, если вовремя обратиться к врачам-генетикам за консультацией. В большинстве случаев наследственные болезни встречаются крайне редко – с частотой один случай на 10 000 рождений и реже.

Ко второй группе относятся такие признаки, как, например, рост или масса тела, цвет волос и многие другие. Большинство людей (около 60% населения во всех развитых странах мира, в том числе и в России) страдают всего от 25 видов болезней. Такие болезни, как гипертония, сахарный диабет, язвенная болезнь и некоторые другие, на 60% и более определяются наследственным предрасположением. Кроме наследственной предрасположенности, на развитие этих признаков и заболеваний, на степень их проявления влияет состояние окружающей среды и образ жизни человека.

Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязненного воздуха или воды, наличия инфекций или мощного излучения. Признаки и заболевания, вызываемые действием этих факторов, относятся к третьей группе.

Духовные факторы также являются важными компонентами здоровья и благополучия. Это – понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, – это одно, а вести его – совсем другое.

Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Так, зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуального образа жизни.

Социальные факторы также значительно влияют на здоровье и благополучие каждого из нас. Уровень благополучия, а следовательно, и здоровья в этом случае может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, медицинское обслуживание и образование.

Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение.

Духовное и физическое начала в человеке взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, чтобы стать здоровым и телом, и душой. Академик Н.М. Амосов в книге “Раздумья о здоровье” отмечает: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней”.

 

Вопросы

1. Подумайте и расскажите, какое место среди жизненных ценностей отводится здоровью.

2. Найдите в различных публикациях (учебники, книги, журналы) несколько определений понятия здоровье, выпишите их в рабочую тетрадь.

3. Сформулируйте свое определение понятия здоровье, запишите его в тетрадь.

 

1.2. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России

 

Понятие “репродуктивное здоровье” происходит от слова “репродукция”. Репродукция биологическая – это воспроизведение организмами себе подобных, то же самое, что и размножение.

Существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.

Однако, если у всех видов живых организмов воспроизводство и смена поколений происходят на основе биологических программ и зависят от внешних условий, то человек, наделенный разумом, может влиять на реализацию биологических программ, т. е. управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества.

Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена социума, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие. Эта единая комплексная система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здорового ребенка и воспитание здорового поколения, и определяет основное содержание понятия “репродуктивное здоровье”.

Репродуктивное здоровье можно определить как основную составляющую здоровья человека и общества, характеризующую их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения здорового ребенка и воспитания здорового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие общества.

Для характеристики уровней репродуктивного здоровья человека и общества рассмотрим несколько наиболее значимых критериев:

1. Устойчивая мотивация человека на создание благополучной семейной жизни и привлекательность личностной модели хорошего семьянина.

2. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей; за состояние их здоровья; физического, психического, духовного и нравственного развития; за получение детьми необходимого образования.

3. Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства.

Эти критерии наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую здоровья человека и общества. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи. Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В современном обществе семья состоит из супругов и их детей и представляет собой морально-правовой союз мужчины и женщины.

Форма образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

Семейное законодательство РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления ее членами своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию – рождение и воспитание детей (вклейка, фото 1, 2). Родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность выбрать спутника жизни и создать благополучную семью, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризует уровень репродуктивного здоровья человека.

Анализ статистических данных и опросов молодежи о значении ценности создания счастливой семьи в России свидетельствует о том, что за последнее время она резко теряет свою привлекательность. Отмечено, что начиная с 1990 г. начало уменьшаться число ежегодно заключаемых браков в России. Если в 1990 г. на 1000 человек населения приходилось 8,9 заключенных браков, то в 1995 г. это число составило 7,3. Одновременно растет число разводов. В 1990 г. их было зафиксировано 3,8 на 1000 человек населения, а в 1995 г. – 4,6. Постоянно увеличивается число детей, живущих в неполных семьях. Кроме того, растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (вклейка, фото 3).

Это позволяет сделать общий вывод о том, что образец человека, способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином, резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодежи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. А это значит, что уровень здоровья общества и его важной составляющей – репродуктивного здоровья – за последнее время постоянно снижается.

Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей. Степень ответственного отношения родителей за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья характеризует уровень репродуктивного здоровья человека, общества и государства.

Семья как начальная ячейка общества и государства в целом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи и общества в целом. Оценить этот уровень с определенной степенью достоверности можно также с учетом имеющейся статистики, характеризующей духовное, физическое и социальное благополучие детей.

В настоящее время, по данным Минздрава России, лишь 14% детей школьного возраста практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–40% – хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз – частота нарушений осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что отрицательно влияет на общую работоспособность подрастающего поколения (цит. по кн.: 12-летняя школа: Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторного. – М., 1999).

Заболеваемость подростков за 5 лет (1992–1997) увеличилась на 26,3%. Увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Наблюдается существенный рост числа подростков, состоящих на диспансерном учете по поводу социальных значимых заболеваний: сифилиса – в 31,5 раза, гонореи – на 18,5%, нарко- и токсикоманий – в 7 раз, туберкулеза – на 37,4%. Ежегодно количество подростков, страдающих заболеваниями, которые требуют спортивно-оздоровительной коррекции, увеличивается на 12–15%.

По данным МВД РФ, растет преступность среди несовершеннолетних. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14–17 лет составляет 11,8%. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде. Практически половина поставленных на учет в 1997 г. наркоманов и токсикоманов являются несовершеннолетними.

В определенной степени уровень здоровья подрастающего поколения характеризует анализ состояния здоровья юношей, подлежащих призыву на военную службу. Так, по имеющейся в Генеральном штабе ВС РФ информации по итогам призыва 1997 г. отмечено, что почти каждый третий юноша освобожден от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Низок уровень физической подготовленности призывников, снижается уровень общеобразовательной подготовки юношей (общее полное образование имели около 70% призывников, основное общее – 25%, а 5% имели только начальное общее образование). Кроме того, отмечено, что среди призывников 6% имели судимость, до 8% состояли на учете в милиции за правонарушения, до 12% регулярно употребляли спиртные напитки, около 8% пробовали наркотики.

Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства. Это своего рода итог оценки общего состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье граждан страны и общества в целом.

Правящие силы многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала в качестве основной гарантии выживания в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы. Лучшие умы России связывали ее будущее с ростом численности ее народонаселения, с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Об этом писал М.В. Ломоносов. Д.И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XIX в., определял вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г. и братоубийственная Гражданская война, Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз. Численность населения России в 1995 г. составила 148,3 млн человек.

Необходимо отметить, что руководство различных государств в критических ситуациях демографического характера принимает различные меры, в том числе и административного характера. Так, в Советском Союзе одно время существовал запрет на аборты, была усложнена процедура расторжения брака, ужесточен контроль за выплатой алиментов в пользу женщин, введены государственные награды и почетные звания за многодетное материнство (в 1944 г. было введено почетное звание “Мать-героиня” для женщин, родивших и воспитавших десять и более детей). Комплекс таких мер помогал увеличить темпы прироста народонаселения.

В этом плане интересно рассмотреть подход к решению данной проблемы руководства фашистской Германии накануне Второй мировой войны. В директиве рейхсфюрера СС и шефа германской полиции Гиммлера в 1939 г. “О зачатии” указано: “Любая война – это кровопускание наилучшей крови. Бывало, что победа, достигнутая силой оружия, оборачивалась для народа уничтожающим поражением его жизненной силы и его крови. При этом, как ни прискорбно, необходимая гибель лучших мужчин – еще не самое худшее. Гораздо хуже – нехватка во время войны живущих, а после войны – не зачатых детей”. Далее в директиве указывалось, что спокойно может умереть лишь тот, кто знает, что его род, все то, чего желали и к чему стремились его предки и он сам, находит свое продолжение в его детях. Говорилось в этом интересном документе и следующее: “Именно в настоящее время для тех мужчин и женщин, которые по приказу государства находятся в тылу, святым долгом является стать отцом или матерью. Над рожденными в браке или внебрачными детьми хорошей крови, отцы которых погибли на войне, от имени рейхсфюрера СС будут осуществлять опеку. Мы придем на помощь этим матерям и с человеческой точки зрения возьмем на себя воспитание, а с материальной – заботу о подрастании этих детей вплоть до совершеннолетия”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: