Стационарная сборка – изделие полностью собирают на одном рабочем месте, к которому подаются все необходимые детали и сборочные единицы. Рабочие места оснащают приспособлениями и инструментами для выполнения определенной операции. Сборку выполняют с расчленением или без расчленения работ. При расчленении работ технологический процесс делится на узловую сборку и общую сборку изделия. Эти работы выполняются параллельно, и таким образом сокращается продолжительность процесса по сравнению со сборкой без расчленения работ. Сборка без расчленения работ при большой
Таблица 1.10.
Характеристика сборочных цехов по величине и массе транспортируемой сборочной единицы (узла)
Виды машиностроения | Максимальная масса транспортируемого узла, т, до | Величина (площадь) цеха, м2 | ||
малый, до | средний | крупный, свыше | ||
Легкое Среднее Тяжелое по группам: I…….. II……. III…… Особо тяжелое | 0,02 | 2500-5000 3500-7000 5000-10000 6000-12000 7500-15000 9000-18000 |
программе требует значительных площадей, квалифицированных рабочих и дополнительного оборудования.
Подвижная сборка – изделие последовательно перемещается от одного рабочего места к другому. За каждым рабочим местом закреплены определенные операции. Рабочие места оснащены подъемно-транспортным оборудованием и приспособлениями. Перемещение изделий может быть свободным в условиях мелкосерийного производства или принудительным для крупносерийного и массового производства.
Поточная сборка при неподвижном изделии осуществляется на неподвижных рабочих местах, расположенных в линию, а рабочие последовательно переходят с одного рабочего места на другое. Каждый рабочий или бригада рабочих, перемещаясь последовательно по рабочим местам, выполняет одну и ту же операцию.
|
Поточная сборка с перемещением собираемого изделия наиболее распространенная и осуществляется в следующих вариантах.
Собираемое изделие передается от одного рабочего места к другому вручную, по верстаку, рольгангу или при помощи тележек, перемещаемых вручную по безрельсовому или рельсовому пути. Этот вариант применяют при сборке легких изделий (приборы, аппараты и др.). Но в этом случае стараются передачу осуществлять при помощи механических транспортных устройств, предназначенных исключительно для межоперационного перемещения собираемых изделий.
Сборка изделий осуществляется на конвейере, движущемся с периодическими остановками, в процессе которых рабочие выполняют одни и те же операции на постоянных местах.
По такому варианту собирают станки, дизельные двигатели и другие подобные изделия с использованием шагающих конвейеров.
Изделие (или узел) собирают на непрерывно движущемся конвейере. Конвейер работает с определенной скоростью, обеспечивающей возможность выполнения сборочных операций в пределах каждого рабочего места.
Для крупносерийного и массового производства наиболее совершенной формой сборочных работ является поточная сборка при расчлененном процессе на конвейере с принудительным движением изделия. При серийном многономенклатурном производстве применяются конвейеры со свободным движением собираемого изделия и гибкой связью между рабочими местами. В мелкосерийном производстве поточная сборка осуществляется без перемещения самого изделия.
|
1.6.5.4. Планировка цеха
Площадь цеха по своему назначению делится на производственную, вспомогательную и для служебно-бытовых помещений.
К производственной относятся площади, занятые рабочими местами, стендами узловой и общей сборки, оборудованием, проходами, складами деталей и сборочных единиц у рабочих мест, рольгангами, конвейерами и другим транспортным оборудованием.
В состав производственной площади сборочного цеха, в зависимости от принятой организации производства, включают иногда участки окраски, консервации и упаковки готовых изделий.
К вспомогательной относятся площади, занятые вспомогательными службами, инструментальным и ремонтным хозяйством, складским хозяйством, магистральными проездами и др.
Площадь служебно-бытовых помещений в технологических расчетах не учитывают.
При укрупненных расчетах общую площадь сборочного цеха принимают в процентах от общей площади соответствующего ему механического цеха либо по удельной площади (м2) сборочного цеха на одного рабочего в наибольшей смене.
Величина указанных показателей зависит от характера производства, степени его механизации и собираемых изделий, и ее принимают по данным выполненных проектов для аналогичных производств.
При разработке технического проекта укрупненные показатели удельных площадей или в процентах от площади механического цеха используют для разработки предварительной компоновки. Окончательный размер площади определяют путем распланировки всех рабочих мест, оборудования, конвейеров, складочных мест, проходов и т.д. с учетом соблюдения разрывов, проходов и проездов, установленных нормами технологического проектирования.
|
1.6.6. Организация вспомогательных цехов и хозяйств
1.6.6.1. Общие положения
Нормальный ход производственного процесса может протекать только при бесперебойном обеспечении его материалами, заготовками, инструментом, оснасткой, энергией, топливом, наладкой; при поддержании оборудования в работоспособном состоянии и т. д.
Комплекс этих работ составляет понятие технического обслуживания производства или производственной инфраструктуры. Техническое обслуживание производства является составной и важнейшей частью системы обслуживания производственного процесса в целом (рис. 1.14.).
Рис.1.14. Принципиальная структура системы технического обслуживания производства.
Техническое обслуживание производства включает функции по обеспечению технического состояния (готовности) средств производства и движения предметов труда в процессе производства (изготовления продукции). Техническое обслуживание основного производства предприятия обеспечивает комплекс вспомогательных производств. Среди них: инструментальный ремонтный, энергетический цехи, а также транспортные, снабженческо-складские и др. службы.
Состав и масштабы этих подразделений определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями.
Инструментальные цехи должны своевременно обеспечивать производство инструментами и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. От работы инструментальных цехов и служб в значительной степени зависят внедрение передовых технологий, механизация и автоматизация работ, повышение качества изделий и снижение их себестоимости.
Ремонтные цехи обеспечивают рабочее состояние технологического оборудования путем его ремонта и модернизации. Качественный ремонт оборудования увеличивает сроки его службы, снижает потери от простоев и значительно повышает общую эффективность работы предприятия.
Энергетические цехи обеспечивают предприятие всеми видами энергии и организуют рациональное ее использование. Работа этих цехов и служб способствует росту энерговооруженности труда и развитию прогрессивных технологических процессов, базирующихся на использовании энергии.
Транспортные, снабженческие и складские службы обеспечивают своевременную и комплектную поставку на предприятие всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависят ритмичность производственного процесса и экономное использование материальных ресурсов.
Для вспомогательных производств характерны единичный и мелкосерийный типы производства со значительным применением ручного труда, а изготавливаемая продукция значительно дороже и менее качественная, чем на специализированных предприятиях.
Например, изготовление отдельных видов инструмента и запасных частей в инструментальных и ремонтных цехах машиностроительных предприятий в два – три раза дороже, чем на предприятиях станкоинструментальной промышленности, а затраты на капитальный ремонт нередко превышают стоимость нового оборудования.
Чрезмерная раздробленность технического обслуживания обусловила существенный разрыв в уровнях механизации основного и вспомогательного производств. Так, во вспомогательном (обслуживающем) производстве объем механизированных работ составляет примерно 28%, ручных – 72%; в основном производстве это соотношение обратное.
Вспомогательным цехам не всегда выделяются необходимые производственные площади и оборудование, квалифицированная рабочая сила, дефицитные материалы, фонды стимулирования и т. д. Нередки случаи, когда вспомогательные цехи, особенно ремонтные и инструментальные, на 30 – 40% загружаются работами основного и экспериментального производств, что фактически дезорганизует функциональную деятельность этих цехов и не дает возможности организовать профилактическое и регламентированное обслуживание производства. Повышение технической оснащенности предприятий, механизация, автоматизация основного производства требуют коренного совершенствования техники и организации вспомогательных работ, приближения их к уровню основного производства.
1.6.6.2. Организация производств в инструментальных цехах.
Значение и задачи инструментального производства.
Инструментальное хозяйство занимает ведущее место в системе технического обслуживания производства. Современный технический и организационный уровень машиностроения определяется высокой оснащенностью его моделями, штампами, пресс-формами, приспособлениями, режущими, измерительными, вспомогательными инструментами и приборами, объединяемыми в общий комплекс технологической оснастки.
Затраты на инструмент и другую оснастку в массовом производстве достигают 25 – 30%, в серийном – 10 –15%, в мелкосерийном и единичном – до 5% стоимости оборудования, а их удельный вес в себестоимости выпускаемой продукции составляет соответственно 8 – 15, 6 – 8 и 1,5 – 4%.
Особое значение приобретает инструментальное производство в условиях высоких темпов технического прогресса. Расходы на проектирование и изготовление специальных видов оснастки достигают 60% общей суммы затрат на подготовку производства новых видов изделий.
Организационно – производственная структура инструментального производства определяется его задачами, типом производства и представляет собой совокупность общезаводских и цеховых подразделений, занятых проектированием, изготовлением, приобретением и эксплуатацией инструмента.
К общезаводским подразделениям относятся инструментальный отдел (управление), инструментальные цехи, центральный инструментальный склад (ЦИС), измерительные лаборатории; к цеховым – цеховое бюро (БИХ), инструментально – раздаточные кладовые (ИРК) и мастерские по заточке и ремонту инструмента.
В масштабе отдельных машиностроительных предприятий централизация инструментального хозяйства должна включать как производство, так и эксплуатацию инструмента под руководством инструментального отдела.
Развитие мощностей действующих инструментальных цехов идет по пути увеличения удельного веса оборудования, площадей и численности работающих. В целом по машиностроению в инструментальных цехах сосредоточено от 6 до 10% парка металлорежущих станков, около 5% производственных площадей и до 8% численности рабочих.
На многих машиностроительных предприятиях структура станочного парка инструментальных цехов и применяемая технология не обеспечивают изготовления качественного и дешевого инструмента, Удельный вес специализированного оборудования недостаточен, имеется значительное количество устаревшего оборудования.
Ввиду недостаточной мощности специализированных предприятий станко-инструментальной промышленности машиностроительные предприятия развивают собственные инструментальные базы, ориентируясь на полное самообеспечение инструментом и оснасткой.
В настоящее время машиностроение получает от инструментальной промышленности около 10 – 15% общей потребности инструмента, поэтому вынуждено изготавливать до 90% инструмента в собственных инструментальных цехах. В перспективе это соотношение должно измениться в пользу инструментальной отрасли.
Организация эксплуатации инструмента и оснастки.
Классификация для организации планирования, учета, хранения, инструмента и создания условий по внедрения автоматизированной системы управления в инструментальном цехе необходима классификация используемого инструмента и оснастки. Под классификацией понимается группировка и последующее расчленение всей разновидности инструмента и оснастки по их типовым признакам в соответствии с производственно – техническим назначением и конструктивными особенностями.
По характеру использования инструмент подразделяется на стандартный и специальный.
К стандартному относят инструмент общего назначения, предназначенный для выполнения многочисленных операций при изготовлении различной продукции. Он изготавливается, в основном на специализированных инструментальных предприятиях в соответствии с действующими стандартами.
Специальный инструмент служит для выполнения определенных операций, он изготавливается преимущественно в инструментальных цехах машиностроительных предприятий и не охвачен стандартизацией.
В практике машиностроения применяется децимальная система классификации и индексации. Межведомственными нормами установлены десятичная система классификации инструмента и цифровая система индексации.
Организация эксплуатации инструмента является основной задачей инструментального хозяйства и включает следующие функции:
- организацию работы ЦИС и инструментально – раздаточных кладовых; обеспечение рабочих мест инструментом;
- организацию заточки, ремонта и восстановления инструмента;
- технический надзор.
Центральный инструментальный склад осуществляет приемку, проверку, хранение, выдачу и учет движения инструмента. Весь инструмент поступает в ЦИС, где подвергается приемочному контролю и оформлению.
При хранении стандартного инструмента он располагается по типоразмерам, а специальный – по изделиям, деталям и операциям, для которых предназначен. Участки приемки, хранения и выдачи инструмента оснащаются специальными подъемно – транспортными средствами, стеллажами, лотками и т. д. Выдача инструмента в эксплуатацию производится только через ИРК цехов в установленных им лимитах. Учет в ЦИС ведется по карточкам, в которых указываются наименование, индекс, установленные нормы по системе «минимум – максимум» и движение инструмента.
Инструментально – раздаточные кладовые (ИРК) располагаются в производственных цехах и осуществляют бесперебойное обеспечение рабочих мест необходимым инструментом и его хранение. Порядок хранения и учета движения инструмента в ИРК в основном такой же, как и в ЦИС. Особенностью организации ИРК является ее непосредственная и активная связь с рабочими местами.
Организация обслуживания рабочих мест инструментом должна обеспечивать своевременную и комплектную доставку, минимальные затраты времени на получение и замену, простой и четкий учет инструмента, находящегося на рабочих местах.
В поточно-массовом и автоматизированном производствах инструмент должен доставлять на рабочие места технологическими операционными комплектами. В данном случае обеспечивается централизованная доставка инструмента специальными рабочими с принудительной заменой изношенного инструмента в соответствии с его стойкостью.
В серийном производстве инструмент доставляется на рабочие места в соответствии с комплектовочно - операционными картами к моменту начала обработки каждой партией деталей. Подбор комплекта инструмента производится по сменно – суточным заданиям, а подача на рабочие места – по указанию мастера через ИРК.
На заводах мелкосерийного и единичного производств при изготовлении деталей и использовании технологии групповой обработки применяется комплектная доставка инструмента, в остальных случаях рабочие сами получают необходимый инструмент.
Учет выдачи инструмента осуществляется различными способами: инструмент постоянного пользования записывается в инструментальную книжку рабочего, инструмент разового или временного пользования выдается по инструментальным маркам под расписку на комплектовочно – операционных картах и т. д.
Организация заточки инструмента определяется типом производства. На предприятиях массового производства существует централизованная заточка, представляющая собой систему восстановления режущих свойств инструмента рабочими – заточниками на специальном оборудовании по типовой технологии в заточных отделениях. Заточные отделения создаются в каждом цехе в зависимости от номенклатуры и количества инструмента, а также расположения цехов.
Ремонт инструмента осуществляется в ремонтно-инструментальных мастерских производственных цехов или в инструментальных цехах. Ремонт штампов и сложных производится по системе планово – предупредительного ремонта инструмента, аналогично ремонту оборудования.
1.6.6.3. Организация ремонтного хозяйства
Общие положения.
В процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания. Работоспособность оборудования восстанавливается путем его ремонта. Причем в ходе ремонта должно не только восстанавливаться первоначальное состояние оборудования, но необходимо и значительно улучшать его основные технические характеристики за счет модернизации.
Сущность ремонта заключается в сохранении и качественном восстановлении работоспособности оборудования путем замены или восстановления изношенных деталей и регулировки механизмов.
На ремонте оборудования в народном хозяйстве страны занято более 25% станочного парка, а общие затраты на него более чем в три раза превышают объем производства станко - строительной промышленности. Только в машиностроении затраты на ремонт оборудования ежегодно достигают 17 – 26% его первоначальной стоимости, что соответствует 5 – 8% себестоимости продукции завода.
Практика показывает, что затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования постоянно увеличиваются, растут мощности ремонтных служб и численность ремонтных рабочих (15%).
Основная задача ремонтного цеха – обеспечить бесперебойную эксплуатацию оборудования при минимальных затратах на ремонтообслуживание. Эта задача решается путем рациональной организации текущего обслуживания оборудования в процессе его эксплуатации в целях предупреждения в процессе его экплуатации в целях предупреждения прогрессирующего износа и аварий, своевременного планово – предупредительного ремонта оборудования, модернизации устаревшего оборудования, повышения организационно – технического уровня ремонтного хозяйства.
Организационно – производственная структура и техническая база ремонтного хозяйства.
Организационно – производственная структура ремонтного хозяйства определяется масштабом предприятия и принятой формой организации ремонта. На крупных предприятиях существуют общезаводские и цеховые ремонтные службы, на небольших предприятиях ремонтное хозяйство централизовано в масштабе предприятия.
Руководит ремонтным хозяйством главный механик завода через отдел главного механика, который состоит из ряда бюро: оборудования (планово-предупредительного ремонта), планово-производственного, технического и др. Отдел главного механика выполняет конструкторскую, технологическую, производственную и планово-экономическую работу для всего ремонтного хозяйства. Ремонтно-механический цех (РМЦ) подчинен главному механику и проводит ремонт и модернизацию сложного оборудования, изготавливает запасные части и нестандартное оборудование, оказывает помощь цеховым ремонтным службам.
Структура ремонтного цеха имеет комплексный характер и обеспечивает выполнение всех ремонтных работ и их обслуживание. К числу отделений и участков РМЦ относятся демонтажное, заготовительное, механическое, слесарно-сборочное, кузнечное, сварочное, жестяницкое, восстановление деталей, окрасочное и другие отделения.
В состав цеховой ремонтной базы входят механическая мастерская, слесарный участок, ремонтные бригады, кладовая. Руководство ремонтными работами в цехах осуществляют механики цехов через мастеров и бригадиров.
Техническая база ремонтного хозяйства определяется типовой системой технического обслуживания и ремонта металло - и деревообрабатывающего оборудования, а также общемашиностроительными нормативами технологического проектирования РМЦ и ЦРБ и предусматривает количество и структуру оборудования, производственные площади, средства механизации ремонтных работ и технологию их выполнения. Состав и количество основного оборудования в ремонтном хозяйстве должны обеспечивать выполнение всех видов ремонтных работ, изготовление запасных частей и не стандартизованного оборудования, а также его модернизацию.
Основное оборудование ремонтных служб – универсальные станки для обработки металла резанием (токарно-револьверные – 50%, фрезерные – 12%, шлифовальные – 16% и др.). Вспомогательное и слесарно-сборочное оборудование определяется в виде комплекта (набора).
Площадь определяется на основе компоновки отделений и помещений цеха, а также планировки оборудования и рабочих мест с учетом норм технологического проектирования вспомогательных цехов, Используют и укрупненный метод по удельной площади на единицу основного оборудования (36 - 46 м2).
Система ремонта оборудования.
Под системой ремонта понимается совокупность взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Ее цель – сохранить в течение обусловленного времени при заданных условиях эксплуатации производительность, точность и другие показатели, гарантированные в сопроводительной технической документации заводов-изготовителей.
Типовая система предусматривает проведение технического обслуживания и плановых ремонтов оборудования.
Техническое обслуживание помогает поддерживать работоспособность оборудования и заключается в наблюдении за его состоянием и правилами эксплуатации, в регулировании механизмов и устранении мелких неисправностей. Качественное выполнение работ по техническому обслуживанию значительно удлиняет сроки службы оборудования и сокращает затраты на плановые ремонты. Техническое обслуживание выполняется во время перерывов в работе оборудования производственными рабочими и дежурными слесарями.
Плановые ремонты в зависимости от объема, сложности и сроков проведения работ подразделяются на текущие, средние и капитальные ремонты.
Текущий ремонт предусматривает замену или восстановление отдельных деталей без разборки станка, регулировку механизмов для обеспечения или восстановления работоспособности агрегата до очередного планового ремонта.
Средний ремонт выполняется с частичной разборкой станка, при этом заменяют или восстанавливают исправность и частичный ресурс оборудования.
При капитальном ремонте проводятся полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов, в том числе и базовых, сборка, регулирование и испытание агрегата под нагрузкой. Капитальный ремонт должен не только восстанавливать первоначальные характеристики агрегата, но и улучшать их за счет модернизации.
Модернизация устраняет моральный износ устаревшего оборудования и предусматривает либо повышение общетехнического уровня агрегата, либо его приспособление (специализацию) для выполнения отдельных работ.
Вывод оборудования в капитальный ремонт осуществляется в зависимости от его технического состояния, которое определяется по результатам технического диагностирования – оценки износа поверхностей трения отдельных деталей оборудования и состояния их сопряжения в процессе эксплуатации без разборки.
1.6.6.4. Организация энергетического хозяйства
Энергетическое хозяйство машиностроительного предприятия призвано обеспечивать его бесперебойное снабжение предприятия всеми видами энергии при соблюдении установленных параметров и наименьших затрат. К числу основных задач энергетического хозяйства относятся также наблюдение за строгим выполнением правил эксплуатации энергетического оборудования, организация и проведение ремонтных работ, организация борьбы за рациональное использование и экономию топлива и энергии, разработка и осуществление мероприятий по реконструкции и развитию энергетического хозяйства. Основными видами потребляемой энергии являются: тепловая и химическая энергия топлива, тепловая энергия пара и горячей воды; механическая энергия, электроэнергия.
К энергоресурсам относятся: натуральное топливо, электрический ток, пар разных параметров, сжатый воздух разного давления, горячие газы; горячая вода и конденсат, вода под напором.
Современное машиностроительное предприятие является крупным потребителем энергетических ресурсов. Доля энергетических затрат в себестоимости машиностроительной продукции достигает 5 – 10%.
Потребляемые машиностроительным предприятием энергоресурсы могут производиться на самом предприятии, например, электроэнергия – на заводской электрической подстанции, пар и горячая вода – в котельных, генераторный газ – на газогенераторной станции.
Энергоснабжение предприятия имеет специфические особенности, состоящие в необходимости немедленного использования произведенной энергии и неравномерной потребности в ней. Поэтому бесперебойное снабжение энергией должно обеспечиваться за счет создания резервов мощностей энергетического оборудования.
В связи с этим наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения предприятия является централизованная. В этом случае предприятие получает: энергетическую энергию – от энергетической системы (через заводскую понизительную подстанцию) или от заводской электростанции, связанной с энергетической системой; пар – по тепловой сети районной энергетической системы или заводской тепломагистрали; газ – из сети дальнего газоснабжения природным газом, от комбината энергохимического использования топлива, от газовой сети металлургических заводов и т. д.
Большие потери давления в воздушных сетях при значительной их протяженности не позволяют осуществлять централизованное снижение сжатым воздухом даже внутри предприятия, Обычно для снабжения сжатым воздухом используются компрессорные станции, расположенные вблизи цехов-потребителей.
1.6.6.5. Организация транспортного хозяйства
Организация транспортного и складского хозяйства на машиностроительных предприятий является сферой логистической деятельности, обеспечивающей производство всеми видами перевозок и снабжение сырья, материалов, изделий.
Задача транспортного хозяйства машиностроительного предприятия состоит в перемещении грузов в сроки и по маршрутам, обусловленным требованиями производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (конвейерные устройства и т. п.).
Объем перевозок характеризуется грузооборотом, т. е. Общим количеством грузов, перемещаемых в пределах завода,(цеха), в течение определенного промежутка времени (год, квартал, месяц, сутки).
Удельный вес транспортно-складских затрат в себестоимости продукции составляет в среднем 3 – 8%.
На машиностроительных предприятиях используются различные транспортные средства и средства механизации погрузо-разгрузочных работ. По сфере обслуживания различаются средства межцехового транспорта и средства внутрицехового транспорта. В последней группе выделяется межоперационный транспорт.
В независимости от режима работы различаются транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т. д.). По направлению движения группируют транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.д.) и смешанного перемещения грузов (краны и т. д.). Транспортные средства классифицируются и по уровню механизации и автоматизации (автоматические, механизированные, ручные).
Высокой эффективностью отличаются самоходные тележки, осуществляющие погрузо-разгрузочные работы и штабелирование грузов.
Современные автопогрузчики изготавливаются грузоподъемностью от 500 и выше кг обеспечивают высоту подъема грузов при штабелировании до 6 м. Они оснащены комплектами рабочих приспособлений: вилочными захватами, боковыми захватами для тюков и бочек, штырями – сталкивателями груза, лопатами, ковшами, безблочными стрелами.
Самоходные электроштабелеры хорошо перемещаются по земле и поднимают груз до 250 кг на высоту до 3,5 м. Весьма эффективным средством механизации складских операций являются краны-штабелеры с подвесной системой автоматического управления.
В условиях массового и крупносерийного производства все более широкое применение находят различные виды непрерывного транспорта: конвейеры и конвейерные системы, элеваторы, канатные и монорельсовые дороги, пневматический транспорт.
1.6.6.6. Организация складского хозяйства
Задачи складского хозяйства состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операции.
Функциями складского хозяйства являются: приемка и хранение материалов, подготовка их к выдаче в производство, выдача в производство в установленном порядке, организация учета движения запасов и их регулирование. Значение рациональной организации складского хозяйства состоит в том, что она проявляет себя как одна из предпосылок высокой эффективности производства и экономичности материально-технического снабжения путем сокращения затрат на складские, транспортные и погрузо-разгрузочные операции.
Организация складского хозяйства включает: определение номенклатуры и типа складских помещений; рациональное их размещение на территории предприятия, проектирование, строительство и оборудование складских помещений; определение порядка их работы.
Складские помещения классифицируют по многим признакам. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности они разделяются на снабженческие – подчиненные отделу материально-технического снабжения, питающие производство исходными материалами, покупными полуфабрикатами и т. д.; производственные – предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки в процессе производства и подчиненные производственному или какому – либо другому отделу заводоуправления; и сбытовые (подчиненные отделу сбыта), хранящие готовую продукцию, подлежащую реализации.
В зависимости от характера и номенклатуры хранимых материальных ценностей различаются универсальные и специализированные склады.
Универсальные склады хранят разнообразную по характеру и широкую номенклатуру материальных ресурсов (например, центральные материальные склады). Специализированные склады используются для хранения однородной продукции (склады лесоматериалов, чугуна и т. п.). В зависимости от сферы обслуживания выделяются: общезаводские (центральные) склады прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые (подчиняющиеся начальникам цехов).
Склады классифицируются также в зависимости от конструктивных особенностей: закрытые склады (одно- или многоэтажные, каменные или деревянные, отапливаемые и неотапливаемые и т. д.); полузакрытые склады (навесы – односкатные и двухскатные, с подсыпкой или без подсыпки и т. д.); открытые площадки – оборудованные и необорудованные.
Количество и тип складских помещений определяются в зависимости от особенностей генерального плана предприятия, его производственной структуры, масштабов и типа производства, характера связей предприятия по кооперации и т. д.
Материальные и производственные склады размещаются в непосредственной близости от основных потребителей с учетом требований техники безопасности (склады горючего, лесоматериалов, химикатов, топлива и т. д.), а сбытовые – вблизи от цехов, которые имеют с ними непосредственную связь. При размещении складов исходят также из наиболее рациональной схемы транспортировки материальных ценностей в процессе производства.
Контрольные вопросы:
1. Определите состав и назначение цехов.
2. Выделите основные стадии производственного процесса в литейных цехах.
3. Дайте общую характеристику производства в кузнечных цехах.
4. Перечислите основные признаки серийности производства в механических цехах.
5. Назовите и дайте характеристику организационным формам и методам сборки изделий.
6. Раскройте содержание организации производства в инструментальных цехах.
7. Каковы особенности организации ремонтного хозяйства предприятия.
8. Дайте общую характеристику транспортного и складского хозяйства предприятия.
1.7. Современные проблемы автоматизации производства
1.7.1.Сущность автоматизации производства
1.7.1.1. Механизация и автоматизация труда как условие создания новой техники
Человек на протяжении веков и в настоящее время постоянно стремится к механизации и автоматизации своего физического труда, позволяющего устранить тяжелую, утомительную работу и ускорить её выполнение.
Это выражалось в использовании соответствующих орудий и средств труда, обеспечивающих частичную механизацию или полную автоматизацию выполнения работ. Например, переход от использования косы к автокосилке травы или от ворота - к мотору для подъема воды из колодца и т.д.
В результате постепенно осуществился такой переход во всех сферах человеческой деятельности.
С начала промышленной революции в середине XVIII века сформировалась текстильная промышленность, появились текстильные машины, паровой двигатель, начало развиваться машиностроение, определился новый технологический период.
С тех пор промышленные изделия в своей эволюции стали весьма сложными, многодетальными, многооперационными, а в настоящее время до предела насыщенны электроникой.
Сложившиеся и нарождающийся технологические уклады свидетельствуют о спиралевидной тенденции развития этого процесса (см. таблицу 1.11.).
При изготовлении изделий используется труд многих рабочих, а значит, механизация и автоматизация труда стали еще более необходимыми вплоть до полного освобождения человека от выполнения операций технологического процесса по обработке деталей и сборке изделий. Это потребовало создания и использования в производстве новых видов техники, позволяющей автоматизировать трудовые процессы на основе организации комплексно автоматизированного производства
Автоматизация производства непосредственно связана с механизацией производства и исторически осуществляется на ее основе.