Основными организационными формами сборки являются стационарная и подвижная.




Стационарная сборка – изделие полностью собирают на одном рабочем месте, к которому подаются все необходимые детали и сборочные единицы. Рабочие места оснащают приспособлениями и инструментами для выполнения определенной операции. Сборку выполняют с расчленением или без расчленения работ. При расчленении работ технологический процесс делится на узловую сборку и общую сборку изделия. Эти работы выполняются параллельно, и таким образом сокращается продолжительность процесса по сравнению со сборкой без расчленения работ. Сборка без расчленения работ при большой

Таблица 1.10.

Характеристика сборочных цехов по величине и массе транспортируемой сборочной единицы (узла)

Виды машиностроения Максимальная масса транспортируемого узла, т, до Величина (площадь) цеха, м2
малый, до средний крупный, свыше
Легкое Среднее Тяжелое по группам: I…….. II……. III…… Особо тяжелое 0,02         2500-5000 3500-7000     5000-10000 6000-12000 7500-15000 9000-18000    

 

программе требует значительных площадей, квалифицированных рабочих и дополнительного оборудования.

Подвижная сборка – изделие последовательно перемещается от одного рабочего места к другому. За каждым рабочим местом закреплены определенные операции. Рабочие места оснащены подъемно-транспортным оборудованием и приспособлениями. Перемещение изделий может быть свободным в условиях мелкосерийного производства или принудительным для крупносерийного и массового производства.

Поточная сборка при неподвижном изделии осуществляется на неподвижных рабочих местах, расположенных в линию, а рабочие последовательно переходят с одного рабочего места на другое. Каждый рабочий или бригада рабочих, перемещаясь последовательно по рабочим местам, выполняет одну и ту же операцию.

Поточная сборка с перемещением собираемого изделия наиболее распространенная и осуществляется в следующих вариантах.

Собираемое изделие передается от одного рабочего места к другому вручную, по верстаку, рольгангу или при помощи тележек, перемещаемых вручную по безрельсовому или рельсовому пути. Этот вариант применяют при сборке легких изделий (приборы, аппараты и др.). Но в этом случае стараются передачу осуществлять при помощи механических транспортных устройств, предназначенных исключительно для межоперационного перемещения собираемых изделий.

Сборка изделий осуществляется на конвейере, движущемся с периодическими остановками, в процессе которых рабочие выполняют одни и те же операции на постоянных местах.

По такому варианту собирают станки, дизельные двигатели и другие подобные изделия с использованием шагающих конвейеров.

Изделие (или узел) собирают на непрерывно движущемся конвейере. Конвейер работает с определенной скоростью, обеспечивающей возможность выполнения сборочных операций в пределах каждого рабочего места.

Для крупносерийного и массового производства наиболее совершенной формой сборочных работ является поточная сборка при расчлененном процессе на конвейере с принудительным движением изделия. При серийном многономенклатурном производстве применяются конвейеры со свободным движением собираемого изделия и гибкой связью между рабочими местами. В мелкосерийном производстве поточная сборка осуществляется без перемещения самого изделия.

1.6.5.4. Планировка цеха

Площадь цеха по своему назначению делится на производственную, вспомогательную и для служебно-бытовых помещений.

К производственной относятся площади, занятые рабочими местами, стендами узловой и общей сборки, оборудованием, проходами, складами деталей и сборочных единиц у рабочих мест, рольгангами, конвейерами и другим транспортным оборудованием.

В состав производственной площади сборочного цеха, в зависимости от принятой организации производства, включают иногда участки окраски, консервации и упаковки готовых изделий.

К вспомогательной относятся площади, занятые вспомогательными службами, инструментальным и ремонтным хозяйством, складским хозяйством, магистральными проездами и др.

Площадь служебно-бытовых помещений в технологических расчетах не учитывают.

При укрупненных расчетах общую площадь сборочного цеха принимают в процентах от общей площади соответствующего ему механического цеха либо по удельной площади (м2) сборочного цеха на одного рабочего в наибольшей смене.

Величина указанных показателей зависит от характера производства, степени его механизации и собираемых изделий, и ее принимают по данным выполненных проектов для аналогичных производств.

При разработке технического проекта укрупненные показатели удельных площадей или в процентах от площади механического цеха используют для разработки предварительной компоновки. Окончательный размер площади определяют путем распланировки всех рабочих мест, оборудования, конвейеров, складочных мест, проходов и т.д. с учетом соблюдения разрывов, проходов и проездов, установленных нормами технологического проектирования.

1.6.6. Организация вспомогательных цехов и хозяйств

1.6.6.1. Общие положения

Нормальный ход производственного процесса может протекать только при бесперебойном обеспечении его материалами, заготовками, инструментом, оснасткой, энергией, топливом, наладкой; при поддержании оборудования в работоспособном состоянии и т. д.

Комплекс этих работ составляет понятие технического обслуживания производства или производственной инфраструктуры. Техническое обслуживание производства является составной и важнейшей частью системы обслуживания производственного процесса в целом (рис. 1.14.).

 


Рис.1.14. Принципиальная структура системы технического обслуживания производства.

Техническое обслуживание производства включает функции по обеспечению технического состояния (готовности) средств производства и движения предметов труда в процессе производства (изготовления продукции). Техническое обслуживание основного производства предприятия обеспечивает комплекс вспомогательных производств. Среди них: инструментальный ремонтный, энергетический цехи, а также транспортные, снабженческо-складские и др. службы.

Состав и масштабы этих подразделений определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями.

Инструментальные цехи должны своевременно обеспечивать производство инструментами и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. От работы инструментальных цехов и служб в значительной степени зависят внедрение передовых технологий, механизация и автоматизация работ, повышение качества изделий и снижение их себестоимости.

Ремонтные цехи обеспечивают рабочее состояние технологического оборудования путем его ремонта и модернизации. Качественный ремонт оборудования увеличивает сроки его службы, снижает потери от простоев и значительно повышает общую эффективность работы предприятия.

Энергетические цехи обеспечивают предприятие всеми видами энергии и организуют рациональное ее использование. Работа этих цехов и служб способствует росту энерговооруженности труда и развитию прогрессивных технологических процессов, базирующихся на использовании энергии.

Транспортные, снабженческие и складские службы обеспечивают своевременную и комплектную поставку на предприятие всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависят ритмичность производственного процесса и экономное использование материальных ресурсов.

Для вспомогательных производств характерны единичный и мелкосерийный типы производства со значительным применением ручного труда, а изготавливаемая продукция значительно дороже и менее качественная, чем на специализированных предприятиях.

Например, изготовление отдельных видов инструмента и запасных частей в инструментальных и ремонтных цехах машиностроительных предприятий в два – три раза дороже, чем на предприятиях станкоинструментальной промышленности, а затраты на капитальный ремонт нередко превышают стоимость нового оборудования.

Чрезмерная раздробленность технического обслуживания обусловила существенный разрыв в уровнях механизации основного и вспомогательного производств. Так, во вспомогательном (обслуживающем) производстве объем механизированных работ составляет примерно 28%, ручных – 72%; в основном производстве это соотношение обратное.

Вспомогательным цехам не всегда выделяются необходимые производственные площади и оборудование, квалифицированная рабочая сила, дефицитные материалы, фонды стимулирования и т. д. Нередки случаи, когда вспомогательные цехи, особенно ремонтные и инструментальные, на 30 – 40% загружаются работами основного и экспериментального производств, что фактически дезорганизует функциональную деятельность этих цехов и не дает возможности организовать профилактическое и регламентированное обслуживание производства. Повышение технической оснащенности предприятий, механизация, автоматизация основного производства требуют коренного совершенствования техники и организации вспомогательных работ, приближения их к уровню основного производства.

1.6.6.2. Организация производств в инструментальных цехах.

Значение и задачи инструментального производства.

Инструментальное хозяйство занимает ведущее место в системе технического обслуживания производства. Современный технический и организационный уровень машиностроения определяется высокой оснащенностью его моделями, штампами, пресс-формами, приспособлениями, режущими, измерительными, вспомогательными инструментами и приборами, объединяемыми в общий комплекс технологической оснастки.

Затраты на инструмент и другую оснастку в массовом производстве достигают 25 – 30%, в серийном – 10 –15%, в мелкосерийном и единичном – до 5% стоимости оборудования, а их удельный вес в себестоимости выпускаемой продукции составляет соответственно 8 – 15, 6 – 8 и 1,5 – 4%.

Особое значение приобретает инструментальное производство в условиях высоких темпов технического прогресса. Расходы на проектирование и изготовление специальных видов оснастки достигают 60% общей суммы затрат на подготовку производства новых видов изделий.

Организационно – производственная структура инструментального производства определяется его задачами, типом производства и представляет собой совокупность общезаводских и цеховых подразделений, занятых проектированием, изготовлением, приобретением и эксплуатацией инструмента.

К общезаводским подразделениям относятся инструментальный отдел (управление), инструментальные цехи, центральный инструментальный склад (ЦИС), измерительные лаборатории; к цеховым – цеховое бюро (БИХ), инструментально – раздаточные кладовые (ИРК) и мастерские по заточке и ремонту инструмента.

В масштабе отдельных машиностроительных предприятий централизация инструментального хозяйства должна включать как производство, так и эксплуатацию инструмента под руководством инструментального отдела.

Развитие мощностей действующих инструментальных цехов идет по пути увеличения удельного веса оборудования, площадей и численности работающих. В целом по машиностроению в инструментальных цехах сосредоточено от 6 до 10% парка металлорежущих станков, около 5% производственных площадей и до 8% численности рабочих.

На многих машиностроительных предприятиях структура станочного парка инструментальных цехов и применяемая технология не обеспечивают изготовления качественного и дешевого инструмента, Удельный вес специализированного оборудования недостаточен, имеется значительное количество устаревшего оборудования.

Ввиду недостаточной мощности специализированных предприятий станко-инструментальной промышленности машиностроительные предприятия развивают собственные инструментальные базы, ориентируясь на полное самообеспечение инструментом и оснасткой.

В настоящее время машиностроение получает от инструментальной промышленности около 10 – 15% общей потребности инструмента, поэтому вынуждено изготавливать до 90% инструмента в собственных инструментальных цехах. В перспективе это соотношение должно измениться в пользу инструментальной отрасли.

Организация эксплуатации инструмента и оснастки.

Классификация для организации планирования, учета, хранения, инструмента и создания условий по внедрения автоматизированной системы управления в инструментальном цехе необходима классификация используемого инструмента и оснастки. Под классификацией понимается группировка и последующее расчленение всей разновидности инструмента и оснастки по их типовым признакам в соответствии с производственно – техническим назначением и конструктивными особенностями.

По характеру использования инструмент подразделяется на стандартный и специальный.

К стандартному относят инструмент общего назначения, предназначенный для выполнения многочисленных операций при изготовлении различной продукции. Он изготавливается, в основном на специализированных инструментальных предприятиях в соответствии с действующими стандартами.

Специальный инструмент служит для выполнения определенных операций, он изготавливается преимущественно в инструментальных цехах машиностроительных предприятий и не охвачен стандартизацией.

В практике машиностроения применяется децимальная система классификации и индексации. Межведомственными нормами установлены десятичная система классификации инструмента и цифровая система индексации.

Организация эксплуатации инструмента является основной задачей инструментального хозяйства и включает следующие функции:

- организацию работы ЦИС и инструментально – раздаточных кладовых; обеспечение рабочих мест инструментом;

- организацию заточки, ремонта и восстановления инструмента;

- технический надзор.

Центральный инструментальный склад осуществляет приемку, проверку, хранение, выдачу и учет движения инструмента. Весь инструмент поступает в ЦИС, где подвергается приемочному контролю и оформлению.

При хранении стандартного инструмента он располагается по типоразмерам, а специальный – по изделиям, деталям и операциям, для которых предназначен. Участки приемки, хранения и выдачи инструмента оснащаются специальными подъемно – транспортными средствами, стеллажами, лотками и т. д. Выдача инструмента в эксплуатацию производится только через ИРК цехов в установленных им лимитах. Учет в ЦИС ведется по карточкам, в которых указываются наименование, индекс, установленные нормы по системе «минимум – максимум» и движение инструмента.

Инструментально – раздаточные кладовые (ИРК) располагаются в производственных цехах и осуществляют бесперебойное обеспечение рабочих мест необходимым инструментом и его хранение. Порядок хранения и учета движения инструмента в ИРК в основном такой же, как и в ЦИС. Особенностью организации ИРК является ее непосредственная и активная связь с рабочими местами.

Организация обслуживания рабочих мест инструментом должна обеспечивать своевременную и комплектную доставку, минимальные затраты времени на получение и замену, простой и четкий учет инструмента, находящегося на рабочих местах.

В поточно-массовом и автоматизированном производствах инструмент должен доставлять на рабочие места технологическими операционными комплектами. В данном случае обеспечивается централизованная доставка инструмента специальными рабочими с принудительной заменой изношенного инструмента в соответствии с его стойкостью.

В серийном производстве инструмент доставляется на рабочие места в соответствии с комплектовочно - операционными картами к моменту начала обработки каждой партией деталей. Подбор комплекта инструмента производится по сменно – суточным заданиям, а подача на рабочие места – по указанию мастера через ИРК.

На заводах мелкосерийного и единичного производств при изготовлении деталей и использовании технологии групповой обработки применяется комплектная доставка инструмента, в остальных случаях рабочие сами получают необходимый инструмент.

Учет выдачи инструмента осуществляется различными способами: инструмент постоянного пользования записывается в инструментальную книжку рабочего, инструмент разового или временного пользования выдается по инструментальным маркам под расписку на комплектовочно – операционных картах и т. д.

Организация заточки инструмента определяется типом производства. На предприятиях массового производства существует централизованная заточка, представляющая собой систему восстановления режущих свойств инструмента рабочими – заточниками на специальном оборудовании по типовой технологии в заточных отделениях. Заточные отделения создаются в каждом цехе в зависимости от номенклатуры и количества инструмента, а также расположения цехов.

Ремонт инструмента осуществляется в ремонтно-инструментальных мастерских производственных цехов или в инструментальных цехах. Ремонт штампов и сложных производится по системе планово – предупредительного ремонта инструмента, аналогично ремонту оборудования.

1.6.6.3. Организация ремонтного хозяйства

Общие положения.

В процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания. Работоспособность оборудования восстанавливается путем его ремонта. Причем в ходе ремонта должно не только восстанавливаться первоначальное состояние оборудования, но необходимо и значительно улучшать его основные технические характеристики за счет модернизации.

Сущность ремонта заключается в сохранении и качественном восстановлении работоспособности оборудования путем замены или восстановления изношенных деталей и регулировки механизмов.

На ремонте оборудования в народном хозяйстве страны занято более 25% станочного парка, а общие затраты на него более чем в три раза превышают объем производства станко - строительной промышленности. Только в машиностроении затраты на ремонт оборудования ежегодно достигают 17 – 26% его первоначальной стоимости, что соответствует 5 – 8% себестоимости продукции завода.

Практика показывает, что затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования постоянно увеличиваются, растут мощности ремонтных служб и численность ремонтных рабочих (15%).

Основная задача ремонтного цеха – обеспечить бесперебойную эксплуатацию оборудования при минимальных затратах на ремонтообслуживание. Эта задача решается путем рациональной организации текущего обслуживания оборудования в процессе его эксплуатации в целях предупреждения в процессе его экплуатации в целях предупреждения прогрессирующего износа и аварий, своевременного планово – предупредительного ремонта оборудования, модернизации устаревшего оборудования, повышения организационно – технического уровня ремонтного хозяйства.

Организационно – производственная структура и техническая база ремонтного хозяйства.

Организационно – производственная структура ремонтного хозяйства определяется масштабом предприятия и принятой формой организации ремонта. На крупных предприятиях существуют общезаводские и цеховые ремонтные службы, на небольших предприятиях ремонтное хозяйство централизовано в масштабе предприятия.

Руководит ремонтным хозяйством главный механик завода через отдел главного механика, который состоит из ряда бюро: оборудования (планово-предупредительного ремонта), планово-производственного, технического и др. Отдел главного механика выполняет конструкторскую, технологическую, производственную и планово-экономическую работу для всего ремонтного хозяйства. Ремонтно-механический цех (РМЦ) подчинен главному механику и проводит ремонт и модернизацию сложного оборудования, изготавливает запасные части и нестандартное оборудование, оказывает помощь цеховым ремонтным службам.

Структура ремонтного цеха имеет комплексный характер и обеспечивает выполнение всех ремонтных работ и их обслуживание. К числу отделений и участков РМЦ относятся демонтажное, заготовительное, механическое, слесарно-сборочное, кузнечное, сварочное, жестяницкое, восстановление деталей, окрасочное и другие отделения.

В состав цеховой ремонтной базы входят механическая мастерская, слесарный участок, ремонтные бригады, кладовая. Руководство ремонтными работами в цехах осуществляют механики цехов через мастеров и бригадиров.

Техническая база ремонтного хозяйства определяется типовой системой технического обслуживания и ремонта металло - и деревообрабатывающего оборудования, а также общемашиностроительными нормативами технологического проектирования РМЦ и ЦРБ и предусматривает количество и структуру оборудования, производственные площади, средства механизации ремонтных работ и технологию их выполнения. Состав и количество основного оборудования в ремонтном хозяйстве должны обеспечивать выполнение всех видов ремонтных работ, изготовление запасных частей и не стандартизованного оборудования, а также его модернизацию.

Основное оборудование ремонтных служб – универсальные станки для обработки металла резанием (токарно-револьверные – 50%, фрезерные – 12%, шлифовальные – 16% и др.). Вспомогательное и слесарно-сборочное оборудование определяется в виде комплекта (набора).

Площадь определяется на основе компоновки отделений и помещений цеха, а также планировки оборудования и рабочих мест с учетом норм технологического проектирования вспомогательных цехов, Используют и укрупненный метод по удельной площади на единицу основного оборудования (36 - 46 м2).

Система ремонта оборудования.

Под системой ремонта понимается совокупность взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Ее цель – сохранить в течение обусловленного времени при заданных условиях эксплуатации производительность, точность и другие показатели, гарантированные в сопроводительной технической документации заводов-изготовителей.

Типовая система предусматривает проведение технического обслуживания и плановых ремонтов оборудования.

Техническое обслуживание помогает поддерживать работоспособность оборудования и заключается в наблюдении за его состоянием и правилами эксплуатации, в регулировании механизмов и устранении мелких неисправностей. Качественное выполнение работ по техническому обслуживанию значительно удлиняет сроки службы оборудования и сокращает затраты на плановые ремонты. Техническое обслуживание выполняется во время перерывов в работе оборудования производственными рабочими и дежурными слесарями.

Плановые ремонты в зависимости от объема, сложности и сроков проведения работ подразделяются на текущие, средние и капитальные ремонты.

Текущий ремонт предусматривает замену или восстановление отдельных деталей без разборки станка, регулировку механизмов для обеспечения или восстановления работоспособности агрегата до очередного планового ремонта.

Средний ремонт выполняется с частичной разборкой станка, при этом заменяют или восстанавливают исправность и частичный ресурс оборудования.

При капитальном ремонте проводятся полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов, в том числе и базовых, сборка, регулирование и испытание агрегата под нагрузкой. Капитальный ремонт должен не только восстанавливать первоначальные характеристики агрегата, но и улучшать их за счет модернизации.

Модернизация устраняет моральный износ устаревшего оборудования и предусматривает либо повышение общетехнического уровня агрегата, либо его приспособление (специализацию) для выполнения отдельных работ.

Вывод оборудования в капитальный ремонт осуществляется в зависимости от его технического состояния, которое определяется по результатам технического диагностирования – оценки износа поверхностей трения отдельных деталей оборудования и состояния их сопряжения в процессе эксплуатации без разборки.

1.6.6.4. Организация энергетического хозяйства

Энергетическое хозяйство машиностроительного предприятия призвано обеспечивать его бесперебойное снабжение предприятия всеми видами энергии при соблюдении установленных параметров и наименьших затрат. К числу основных задач энергетического хозяйства относятся также наблюдение за строгим выполнением правил эксплуатации энергетического оборудования, организация и проведение ремонтных работ, организация борьбы за рациональное использование и экономию топлива и энергии, разработка и осуществление мероприятий по реконструкции и развитию энергетического хозяйства. Основными видами потребляемой энергии являются: тепловая и химическая энергия топлива, тепловая энергия пара и горячей воды; механическая энергия, электроэнергия.

К энергоресурсам относятся: натуральное топливо, электрический ток, пар разных параметров, сжатый воздух разного давления, горячие газы; горячая вода и конденсат, вода под напором.

Современное машиностроительное предприятие является крупным потребителем энергетических ресурсов. Доля энергетических затрат в себестоимости машиностроительной продукции достигает 5 – 10%.

Потребляемые машиностроительным предприятием энергоресурсы могут производиться на самом предприятии, например, электроэнергия – на заводской электрической подстанции, пар и горячая вода – в котельных, генераторный газ – на газогенераторной станции.

Энергоснабжение предприятия имеет специфические особенности, состоящие в необходимости немедленного использования произведенной энергии и неравномерной потребности в ней. Поэтому бесперебойное снабжение энергией должно обеспечиваться за счет создания резервов мощностей энергетического оборудования.

В связи с этим наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения предприятия является централизованная. В этом случае предприятие получает: энергетическую энергию – от энергетической системы (через заводскую понизительную подстанцию) или от заводской электростанции, связанной с энергетической системой; пар – по тепловой сети районной энергетической системы или заводской тепломагистрали; газ – из сети дальнего газоснабжения природным газом, от комбината энергохимического использования топлива, от газовой сети металлургических заводов и т. д.

Большие потери давления в воздушных сетях при значительной их протяженности не позволяют осуществлять централизованное снижение сжатым воздухом даже внутри предприятия, Обычно для снабжения сжатым воздухом используются компрессорные станции, расположенные вблизи цехов-потребителей.

1.6.6.5. Организация транспортного хозяйства

Организация транспортного и складского хозяйства на машиностроительных предприятий является сферой логистической деятельности, обеспечивающей производство всеми видами перевозок и снабжение сырья, материалов, изделий.

Задача транспортного хозяйства машиностроительного предприятия состоит в перемещении грузов в сроки и по маршрутам, обусловленным требованиями производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (конвейерные устройства и т. п.).

Объем перевозок характеризуется грузооборотом, т. е. Общим количеством грузов, перемещаемых в пределах завода,(цеха), в течение определенного промежутка времени (год, квартал, месяц, сутки).

Удельный вес транспортно-складских затрат в себестоимости продукции составляет в среднем 3 – 8%.

На машиностроительных предприятиях используются различные транспортные средства и средства механизации погрузо-разгрузочных работ. По сфере обслуживания различаются средства межцехового транспорта и средства внутрицехового транспорта. В последней группе выделяется межоперационный транспорт.

В независимости от режима работы различаются транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т. д.). По направлению движения группируют транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.д.) и смешанного перемещения грузов (краны и т. д.). Транспортные средства классифицируются и по уровню механизации и автоматизации (автоматические, механизированные, ручные).

Высокой эффективностью отличаются самоходные тележки, осуществляющие погрузо-разгрузочные работы и штабелирование грузов.

Современные автопогрузчики изготавливаются грузоподъемностью от 500 и выше кг обеспечивают высоту подъема грузов при штабелировании до 6 м. Они оснащены комплектами рабочих приспособлений: вилочными захватами, боковыми захватами для тюков и бочек, штырями – сталкивателями груза, лопатами, ковшами, безблочными стрелами.

Самоходные электроштабелеры хорошо перемещаются по земле и поднимают груз до 250 кг на высоту до 3,5 м. Весьма эффективным средством механизации складских операций являются краны-штабелеры с подвесной системой автоматического управления.

В условиях массового и крупносерийного производства все более широкое применение находят различные виды непрерывного транспорта: конвейеры и конвейерные системы, элеваторы, канатные и монорельсовые дороги, пневматический транспорт.

1.6.6.6. Организация складского хозяйства

Задачи складского хозяйства состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операции.

Функциями складского хозяйства являются: приемка и хранение материалов, подготовка их к выдаче в производство, выдача в производство в установленном порядке, организация учета движения запасов и их регулирование. Значение рациональной организации складского хозяйства состоит в том, что она проявляет себя как одна из предпосылок высокой эффективности производства и экономичности материально-технического снабжения путем сокращения затрат на складские, транспортные и погрузо-разгрузочные операции.

Организация складского хозяйства включает: определение номенклатуры и типа складских помещений; рациональное их размещение на территории предприятия, проектирование, строительство и оборудование складских помещений; определение порядка их работы.

Складские помещения классифицируют по многим признакам. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности они разделяются на снабженческие – подчиненные отделу материально-технического снабжения, питающие производство исходными материалами, покупными полуфабрикатами и т. д.; производственные – предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки в процессе производства и подчиненные производственному или какому – либо другому отделу заводоуправления; и сбытовые (подчиненные отделу сбыта), хранящие готовую продукцию, подлежащую реализации.

В зависимости от характера и номенклатуры хранимых материальных ценностей различаются универсальные и специализированные склады.

Универсальные склады хранят разнообразную по характеру и широкую номенклатуру материальных ресурсов (например, центральные материальные склады). Специализированные склады используются для хранения однородной продукции (склады лесоматериалов, чугуна и т. п.). В зависимости от сферы обслуживания выделяются: общезаводские (центральные) склады прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые (подчиняющиеся начальникам цехов).

Склады классифицируются также в зависимости от конструктивных особенностей: закрытые склады (одно- или многоэтажные, каменные или деревянные, отапливаемые и неотапливаемые и т. д.); полузакрытые склады (навесы – односкатные и двухскатные, с подсыпкой или без подсыпки и т. д.); открытые площадки – оборудованные и необорудованные.

Количество и тип складских помещений определяются в зависимости от особенностей генерального плана предприятия, его производственной структуры, масштабов и типа производства, характера связей предприятия по кооперации и т. д.

Материальные и производственные склады размещаются в непосредственной близости от основных потребителей с учетом требований техники безопасности (склады горючего, лесоматериалов, химикатов, топлива и т. д.), а сбытовые – вблизи от цехов, которые имеют с ними непосредственную связь. При размещении складов исходят также из наиболее рациональной схемы транспортировки материальных ценностей в процессе производства.

Контрольные вопросы:

1. Определите состав и назначение цехов.

2. Выделите основные стадии производственного процесса в литейных цехах.

3. Дайте общую характеристику производства в кузнечных цехах.

4. Перечислите основные признаки серийности производства в механических цехах.

5. Назовите и дайте характеристику организационным формам и методам сборки изделий.

6. Раскройте содержание организации производства в инструментальных цехах.

7. Каковы особенности организации ремонтного хозяйства предприятия.

8. Дайте общую характеристику транспортного и складского хозяйства предприятия.

1.7. Современные проблемы автоматизации производства

1.7.1.Сущность автоматизации производства

1.7.1.1. Механизация и автоматизация труда как условие создания новой техники

Человек на протяжении веков и в настоящее время постоянно стремится к механизации и автоматизации своего физического труда, позволяющего устранить тяжелую, утомительную работу и ускорить её выполнение.

Это выражалось в использовании соответствующих орудий и средств труда, обеспечивающих частичную механизацию или полную автоматизацию выполнения работ. Например, переход от использования косы к автокосилке травы или от ворота - к мотору для подъема воды из колодца и т.д.

В результате постепенно осуществился такой переход во всех сферах человеческой деятельности.

С начала промышленной революции в середине XVIII века сформировалась текстильная промышленность, появились текстильные машины, паровой двигатель, начало развиваться машиностроение, определился новый технологический период.

С тех пор промышленные изделия в своей эволюции стали весьма сложными, многодетальными, многооперационными, а в настоящее время до предела насыщенны электроникой.

Сложившиеся и нарождающийся технологические уклады свидетельствуют о спиралевидной тенденции развития этого процесса (см. таблицу 1.11.).

При изготовлении изделий используется труд многих рабочих, а значит, механизация и автоматизация труда стали еще более необходимыми вплоть до полного освобождения человека от выполнения операций технологического процесса по обработке деталей и сборке изделий. Это потребовало создания и использования в производстве новых видов техники, позволяющей автоматизировать трудовые процессы на основе организации комплексно автоматизированного производства

Автоматизация производства непосредственно связана с механизацией производства и исторически осуществляется на ее основе.

Необходимость автоматизации производства диктуется социально-экономическими факторами: повышением производительности общественного труда, облегчением и оздоровлением условий труда работающих, нехваткой рабочей силы, связанной с неблагоприятной демографической ситуацией в народном хозяйстве и замедление<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: