Материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл гуманитарных дисциплин и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении предмета «Русский язык» в средней образовательной школе.
Цель курса «Русский язык и культура речи» - способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения. Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения.
Данный курс вводится в программу в связи с тем, что свободное владение литературным русским языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности и оказываются решающими факторами профессионального роста.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл гуманитарных дисциплин и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении предмета «Русский язык» в средней образовательной школе.
Цель курса «Русский язык и культура речи» - способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения. Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения.
Основные требования к знаниям студентов по дисциплине в соответствии с государственными требованиями предусматривают знание:
- общие сведения о русском языке, о месте и роли русского языка в современном обществе;
|
- признаки и особенности употребления в речи основных единиц русского языка;
- функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка;
- изобразительно-выразительные возможности русского языка;
- заложенные в языке коммуникативные возможности;
- орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические нормы языка;
- роль интонации в процессе общения;
- синонимию синтаксических конструкций.
Студент должен уметь:
- различать элементы нормативной и ненормативной речи;
- определять стилистическую характеристику слова, фразеологизма;
- подбирать синонимические нейтральные, стилистически и эмоционально окрашенные слова, фразеологизмы;
- употреблять в речи слова с учетом экспрессивно-стилистической окраски морфем;
- пользоваться синонимичными конструкциями;
- различать тексты различных функциональных стилей по языковым характеристикам;
- анализировать тексты; определять тип, стиль, жанр;
- отбирать языковые средства (термины, лексические и грамматические синонимы, фразеологические обороты) с учетом научного и делового стиля речи;
- строить высказывание логически последовательно с учетом цели, темы и стиля речи;
- составлять план, тезисы;
- писать деловые бумаги: резюме, заявление, автобиографию, доверенность;
- заполнять анкеты и листки по учету кадров;
- выступать с сообщениями на учебно-научные, социально-культурные, общественно-политические темы;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- пунктуационно правильно оформлять предложение и текст.
|
Варианты контрольной работы
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 1
1. Понятия «язык» и «речь»: что общего и в чем различие?
2. Словари и их роль в жизни людей.
Вариант 2
1. Характеристика качеств хорошей речи.
2. Функции языка и речи.
Вариант 3
1. Нормы современного литературного языка.
2. Понятие «культура речи» (нормативный, коммуникативный и этические аспекты).
Вариант 4
1. Понятие «литературный язык»?
2. Лесика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечия, жаргонная лексика, термины).
Вариант 5
1. Общее понятие о речи.
2. Активный и пассивный словарный запас (неологизмы, историзмы, архаизмы).
Вариант 6
1. Речевые ошибки и пути их исправления.
2. Изобразительность речи. Фонетические, лексические и грамматические средства изобразительности.
Вариант 7
1. Синтаксические средства речевой выразительности (фигуры речи).
2. Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в разных стилях речи.
Вариант 8
1. Варианты русского литературного произношения.
2. Функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение, повествование).
Вариант 9
1. Культура общения и речевой этикет.
2. Виды переработки текста: рецензия, реферат, аттестация.
Вариант 10
1. Правила делового общения.
2. Грамматическая правильность русской речи.
Подготовка к зачету
Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение
Язык и история народа. Русский язык в современном мире. Язык и речь. Функции языка. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы.
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие речи; выразительность и правильность речи). Словари русского языка.
Раздел 2. Фонетика
Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.
Основные нормы современного литературного произношения в русском языке. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных, согласных звуков, заимствованных слов. Изобразительно-выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация.