Картотека
Русских народных
Подвижных игр
(из опыта работы)
Кривошеина Елена Владимировна
воспитатель МКДОУ детского сада «Малиновка»
Г.
Народные подвижные игры – как средство развития речи
детей старшего дошкольного возраста
Современные дети по разным причинам посвящают активным играм гораздо меньше времени, чем их ровесники, жившие в другие эпохи. Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь детей.
В своей работе по развитию речи детей я активно использую народные подвижные игры, так как:
1.Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Язык – величайший народный наставник.
2. Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития детей. Подвижные игры способствуют не только физическому развитию, но и помогает вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса.
|
Мне хочется поделиться с вами подборкой народных подвижных игр для старшего дошкольного возраста, которые позволят детям не только активно двигаться, но и будут способствовать развитию активной и пассивной речи, овладению родного языка, помогут раскрыть его красоту, позволят соприкоснуться и познакомятся с историческим прошлым своего народа.
Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком. Надеюсь, что подобранные мною игры помогут вам в работе.
Карточка№1 Русская народная игра «Дубок»
Цель: Обогащение, закрепление и активизация словаря по теме деревья; развитие словесной и слуховой памяти, умение описывать деревья, активизация движения.
Ход игры: дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.
У нас рос дубок - вот таков, вот таков!
(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)
Корень да его - вот так глубок, вот этак глубок!
(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)
Ветки да его - вот так высоки, вот этак высоки!
(руки поднимают вверх и покачивают ими)
Листья да его - вот так широки, вот этак широки!
(хоровод расходится, расширяется)
……….
|
Играть в эту игру можно по-разному:
1 способ. Дети ходят по хороводу, проговаривая слова совершая определённые действия
В игре, можно менять названия деревьев, место дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.
2 способ. В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.
А у нас росла рябина
Вот такая,
Вот такая……….
Летом ягодки на ней –
Вот так горьки,
А зимой – вот так сладки! И т.д.
Карточка №2 Игра «За грибами?» по народной потешке
Цель: Обогащение, закрепление и активизация словаря по теме грибы; развитие словесной и слуховой памяти, активизация движения.
Ход игры: Дети ведут диалог с педагогом, совершают действия по тексту.
Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?
Дети: За грибами в лес ходили. Ходят на месте.
Воспитатель: Что вы, ручки, работали?
Дети: Мы грибочки собирали. Приседают и
Воспитатель: А вы глазки помогали? «собирают грибы».
Дети:
Мы искали да смотрели, Смотрят из - под руки, поворачиваясь
Все пенечки оглядели. вправо и влево.
Вот и Ванюшка (Анечка) с грибком, Сжимают пальцы одной руки вкулак С подосиновичком! и прикрывают его сверху ладонью другой.
Играть в эту игру можно по-разному:
1 способ. Дети изображают по тексту движения, называют съедобные грибы.
|
2 способ. На полу лежат 2 обруча (корзинки);1 обруч для съедобных грибов, другой для несъедобных. Дети разбирают картинки с грибами. Проговаривают текст потешки, совершая действия по тексту. Называется имя ребёнка, он показывает свой гриб. Дети определяют, какой у него гриб (его название, определяется съедобный он или нет) воспитатель задаёт вопрос: «В какую корзинку кладём?»
Дети кладут картинки в определённый обруч, или сами встают в него.
Карточка №3 Русская народная игра «Кухня» (игра малой подвижности)
Цель: Развитие умения изменять имена существительные по падежам; активизация словаря по заданной теме, народные предметы домашнего быта; развитие общей моторики.
Ход игры: Дети стоят в кругу, у водящего в руках мяч. Каждый из играющих выбирает себе имя - название кухонной утвари. Ведущий кидает одному из игроков мяч и начинает задавать вопросы, на которые он отвечает только выбранным словом, меняя его форму. Например, игрок с именем «кочерга» отвечает на вопросы:
«С кем ты дружишь? С кочерг ой!
О чем мечтаешь? О кочерг е.
На чем поедешь? На кочерг е.
До чего доедешь? До кочерги.
Что увидишь? Кочергу … и т.д.
Ребенок должен ответить без ошибки и не засмеяться.
Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»
Карточка № 4 Русская народная игра «Фанты»
(игра малой подвижности)
Цель: Активизация словаря существительных и прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти, развитие общей моторики.
Ход игры: Дети встают в круг, выбирается водящий, или эту роль берёт на себя педагог, когда начинается диалог, водящий кидает каждому ребёнку мячик, он отвечает и кидает мяч водящему и т.д.
Ведущий: Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,