1. Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
2. Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза».
3. «Гроза» как социально-психологическая драма.
4. Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» и ее место в системе персонажей. Споры критиков вокруг образа Катерины.
5. Образ Калинова и его роль в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
6. Проблема человеческого достоинства и власти денег в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
7. Историческая основа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. I). Роль детали в раскрытии характеров главных героев в романе.
8. Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Характер конфликта, система персонажей, композиция.
9. Образ любви и его смысл в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Функция пейзажей (гл. XI)
10. Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл символических образов в последних главах романа.
11. Столкновение Базарова и общества в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
12. Образы Н. П. Кирсанова и П. П. Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: характеры «отцов» и «детей».
13. Основные темы творчества Н. А. Некрасова.
14. Вечные образы в поэзии Ф. И. Тютчева (на примере двух стихотворений по выбору студента).
15. Своеобразие поэзии А. А. Фета (на примере двух стихотворений по выбору студента).
16. Сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина: приемы иносказания, эзопов язык, авторская позиция (на примере двух сказок по выбору студента).
17. Образ рабства в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» и «Премудрый пискарь»: хищники и их жертвы.
18. Идейно-художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Этапы жизненного пути главного героя и характер его изображения в повести.
19. Личность Ф. М. Достоевского. Основные этапы биографии писателя. Их воплощение в романе «Преступление и наказание».
20. Внутренний монолог как средство раскрытия героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (анализ двух эпизодов по выбору студента).
21. Смысл снов Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ч. 1, гл. V; ч. 1, гл. VI; ч. 2, гл. II; ч. 3, гл. VI; эпилог, гл. II)
22. Смысл снов Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ч. 6, гл. VI). В чем причины самоубийства Свидригайлова?
23. «Двойники» Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников и Лужин; Раскольников и Лебезятников; Раскольников и Соня; Раскольников и Свидригайлов.
24. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Первая и вторая встреча Раскольникова с Соней: зеркальный принцип построения встреч (ч. 4, гл. IV; ч. 5, гл. IV).
25. Смысл легенды о воскресении Лазаря в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ч. 4, гл. IV).
26. Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ч. 3, гл. V; ч. 4, гл. V–VI; ч. 6, гл. II).
27. Теория Раскольникова и ее крушение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
28. Образ Петербурга и его смысл в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: роль интерьеров в романе.
29. Смысл эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
30. Личность Л. Н. Толстого. Основные этапы биографии писателя.
31. История создания романа-эпопеи «Война и мир»: основные этапы творческой истории, изначальный замысел и его трансформация.
32. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». Основной композиционный принцип построения «Войны и мира».
33. Образ светского общества и его смысл в романе «Война и мир» на примере эпизода в салоне Анны Павловны Шерер (т. 1, ч. 1, гл. 1–5). Какова внутренняя закономерность в изображении персонажей данного эпизода?
34. Образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в начале романа «Война и мир» (т. 1, ч. 1).
35. Изображение семейства Ростовых в романе «Война и мир». Сравнительная характеристика образов Веры и Наташи (т. 1, ч. 1, гл. 8–11).
36. Образы основных героев романа накануне Шенграбенского сражения: Кутузов, Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов (т. 1, ч. 2, гл. 1–5).
37. Образ Николая Ростова в эпизоде переправы через Энс (т. 1, ч. 2, гл. 7–8). Роль пейзажей в данном эпизоде.
38. Подвиг капитана Тушина (т. 1, ч. 2, гл. 20). Какова роль глав, в которых Тушин показан до сражения (т. 1, ч. 2, гл. 15–16)?
39. Подлинный и показной подвиг: образы Жеркова, Тимохина, Тушина, Болконского во время Шенграбенского сражения и после него (т. 1, ч. 2, гл. 19–21). Какое открытие делает для себя Андрей Болконский в указанных главах?
40. Противостояние императора Александра и Кутузова накануне Аустерлица (т. 1, ч. 3, гл. 10–12, 14). Роль портретных характеристик персонажей в указанных главах.
41. Каковы итоги Аустерлицкого сражения для князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. 16, 19)?
42. Семейство Ростовых в романе «Война и мир» (т. 2, ч. 1, гл. 1).
43. Пьер Безухов во втором томе романа «Война и мир»: Английский клуб (т. 2, ч. 1, гл. 4), сцена дуэли с Долоховым (т. 2, ч. 1, гл. 5), разговор с Элен (т. 2, ч. 1, гл. 6), вступление в масонское общество (т. 2, ч. 2, гл. 1–3), разочарование (т. 2, ч. 3, гл. 7).
44. Сравнительная характеристика образа Андрея Болконского до Аустерлица и после него. Смерть жены (т. 2, ч. 1, гл. 9).
45. Философский смысл диалога Андрея и Пьера в Богучарове (т. 2, ч. 2, гл. 11–12). Князь Андрей в Отрадном: образ Наташи, две встречи с дубом (т. 2, ч. 3, гл. 1–3).
46. Смысл противопоставления образов Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир» (эпизоды по выбору студента).
47. Бородинское сражение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: роль пейзажей, образы главных героев (т. 3, ч. 2).
48. Взгляды Л. Н. Толстого на историю. Смысл и назначение исторических отступлений в романе «Война и мир». Философия истории в романе.
49. Смысл и место эпилога в романе «Война и мир».
50. Личность А. П. Чехова. Основные этапы биографии писателя.
51. Новаторство А. П. Чехова в драматургии.
52. Своеобразие конфликта в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
53. Жанр пьесы «Вишневый сад»: комедийное и драматическое.
54. Социально-философский смысл рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
55. Композиция рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание». Своеобразие понимания автором темы любви. Тема жизни и смерти в рассказе.
56. Своеобразие раскрытия любовной темы в рассказе А. И. Куприна «Олеся»: соотношение романтического и реалистического в рассказе.
57. Идейно-художественное своеобразие рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
58. Проблема идеала в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
59. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма.
60. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне».
61. Образ «дна» жизни в пьесе М. Горького «На дне».
62. Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»: победитель или побежденный?
63. Полемика о целях революции: «Несвоевременные мысли» М. Горького.
64. Серебряный век русской литературы и его основные направления: символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм в русской литературе.
65. Своеобразие трех этапов в творчестве А. Блока.
66. Своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока (на примере двух стихотворений по выбору студента).
67. Образ России в творчестве А. Блока (на примере одного из стихотворений по выбору студента).
68. Идейно-художественное своеобразие стихотворения А. Блока «Незнакомка».
69. Символика поэмы А. Блока «Двенадцать»: пространственный, сюжетный, историко-философский уровни.
70. Ранняя лирика В. В. Маяковского: мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» (стихотворения «Ночь», «Адище города», «Нате!», «Послушайте!» и др.).
71. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах»: поэтическое новаторство. Тема безответной любви и этапы ее поиска.
72. Своеобразие ранней лирики С. А. Есенина (на примере двух стихотворений по выбору студента).
73. Темы родины и матери в лирике С. А. Есенина («Гой ты, Русь моя родная...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Русь советская», «Письмо матери», «Снежная замять дробится и колется...»).
74. Поэма С. А. Есенина «Черный человек»: образ лирического героя и приемы выражения его внутреннего состояния.
75. Художественные особенности лирики А. А. Ахматовой (на примере двух стихотворений по выбору студента).
76. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием»: история создания и публикации, особенности сюжетостроения, лирическое переживание, сквозные мотивы.
77. Художественное своеобразие лирики М. И. Цветаевой: стихотворения «Если душа родилась крылатой...», «Кто создан из камня, кто...», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Вчера еще в глаза глядел...», «Рас-стояния, версты, мили...».
78. «Донские рассказы» М. А. Шолохова: тематика, идейно-художественное своеобразие, авторская позиция, исторический контекст.
79. Образ Григория Мелехова в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».
80. Характер изображения гражданской войны в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».
81. Идейно-художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
82. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: история создания и публикации. Основные мотивы романа.
83. Своеобразие сатиры в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
84. Философская основа романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
85. Основные черты лирики Б. Пастернака (на примере двух стихотворений по выбору студента).
86. Стихотворения из романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака: философская углубленность и художественная неповторимость.
87. Своеобразие лирики А. Т. Твардовского (на примере двух стихотворений по выбору студента).
88. Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти»: социально-исторический контекст, образ памяти и его смысл.
89. Рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: человек и тоталитарное государство.
90. Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор»: образ главной героини, смысл названия рассказа.
91. Своеобразие нравственной проблематики в повести Ю. В. Трифонова «Обмен».
92. Идейно-художественное своеобразие рассказов В. Шукшина (на примере одного из рассказов по выбору студента).
93. Повесть В. П. Распутина «Живи и помни»: своеобразие конфликта, смысл названия.