ГЛАВА 1. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие налогового менеджмента и его место в системе управления финансами предприятия
Объектом финансовой науки и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий. Налоги являются важнейшим элементом государственных финансов. Около 90 % всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного времени, до начала ХХ века, развивалась в основном как наука о налогах. Поэтому с полным основанием можно считать науку о финансах в качестве теоретического фундамента налогового менеджмента.
Налоговый менеджмент выступает составной частью финансового менеджмента предприятий, системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятия стратегических и тактических решений. В среднем около 45 % валовой добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют существенную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов. Налоги являются важной составляющей денежных потоков предприятия, влияют на мотивы принятия управленческих решений [1].
Современный экономический словарь определяет понятие менеджмента как:
1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления, основная цель которого – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании;
2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган [2].
|
Исходя из этого определения, возможно представить следующее определение налогового менеджмента: налоговый менеджмент – это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть системы финансового менеджмента.
В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией основных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой, трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).
Многогранность налогового менеджмента определяется рядом причин: сложностью его объекта управления, ориентацией на реализацию многих функций управления, многоуровневостью и многоаспектностью системы управления налоговым процессом, как на конкретном предприятии, так и в стране в целом.
Налоговый менеджмент, с одной стороны, является результатом применения научных знаний, а с другой, сферой практической деятельности. В первом случае речь идет о разработке концептуальных основ налогового менеджмента: его предмета и объекта, совокупности принципов, подходов и инструментария; во втором случае о конкретных формах, методах и приемах принятия решений по управлению налогами, налогообложением и налоговыми потоками на разных уровнях.
Налоговый менеджмент – это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро– и микроуровне [3].
|
Учитывая, что налоговый менеджмент синтезирует в себе методологию и технику управления налоговыми отношениями (налогами, налоговыми потоками), он представляет собой систему, строящуюся на основе специальных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление.
Налоговый менеджмент как система управления имеет свой объект управления и субъект управления.
Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации) и индивидуальные предприниматели.
Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налогового процесса на макро– и микроуровне. Причем, и для функционирования корпоративного, и для государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то, что одни и те же потоки одновременно являются для государства доходом, а для предприятий–налогоплательщиков, расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и каждом уровне в отдельности можно достигнуть желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.
|
Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различные: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия, в уменьшении налоговых платежей. Однако общей целью налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, является укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста.
Цель и эффективность налогового менеджмента, движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функционирование налогового процесса на макро– и микроуровне.
На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает в себя налоговое право, налогообложение, налоговую политику, налоговую систему и налоговый механизм.
На микроуровне налоговый менеджмент включает в себя только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятием, а именно: налоговая политика, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль самой организации (предприятия).
Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в области управления входящими и исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организуемого государством на уровне экономики в целом по всем названным выше составляющим его элементам. В отличие от налогового менеджмента на уровне макроэкономики, принятие управленческих решений на уровне предприятия осуществляется лишь по тем элементам налогового процесса, которые менеджмент предприятия самостоятельно организует и использует в управлении.
Налоговый менеджмент обычно представляется как особый научно–практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, емкий и многогранный по своему содержанию, целевым установкам и условиям организации [4].
Как показывает анализ экономической литературы, возрастающая роль налогового менеджмента в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом причин.
Потребность в выделении налогового менеджмента в отдельную структуру финансового управления диктуется внешними и внутренними причинами.
К внешним причинам можно отнести: сложность, изменчивость, неопределенность, альтернативность норм налогового законодательства, тяжесть налогового бремени для хозяйствующего субъекта, возрастающий поток информации; увеличение размеров организаций и усложнение форм деятельности; неопределенность и динамизм внутренней и внешней среды.
В качестве внутренних причин можно назвать ограниченность финансовых ресурсов и возрастающая опасность их потерь, возрастающая цена ответственности за принятые решения по сохранению бизнеса в условиях возрастающей конкуренции в процессе жизненного цикла развития организации. В настоящее время усиливается значение налогового менеджмента как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов.
Налоговый менеджмент рассматривается как процесс выработки управляющих воздействий на налоговую составляющую финансовых ресурсов организации на каждом этапе ее развития, целью которого является обеспечение максимизации благосостояния собственников организаций в текущем и перспективном периоде. Данное определение налогового менеджмента увязывает направления выработки управляющих воздействий на налоговую составляющую финансовых ресурсов организаций со стадиями жизненного цикла и главной целью налогового менеджмента.
Налоговый менеджмент как система управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:
– организация управления налоговым процессом;
– налоговое планирование;
– налоговое регулирование;
– налоговый контроль.
Общепризнанно считается, что планирование, регулирование и контроль – это элементы налогового механизма. Вместе с тем, здесь нет противоречия, поскольку управление налоговым процессом осуществляется через налоговый механизм.
В этой связи и налоговый механизм, и налоговый менеджмент имеют три общих элемента (планирование, регулирование и контроль). Эти элементы представляют собой инструментарий, включающий в себя методы и приемы управления. К вышеназванным трем элементам налогового механизма необходимо добавить и организацию управления налоговым процессом как элемента налогового менеджмента.
Налоговое планирование – это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции управления намечается не только результат, который должен быть достигнут в процессе управления налоговыми потоками, но и должен быть определен эффективный способ достижения намеченного результата.
Конкретные способы формирует управляющая система, опираясь на свои представления о том, как будет функционировать управляемый объект в планируемом периоде (здесь важны прогнозные данные). Именно поэтому при управлении любыми социально–экономическими процессами планирование всегда сопровождается прогнозированием, основой которого является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных результатов развития ситуаций.
Поскольку основой налогового менеджмента выступает финансовая наука, то налоговое планирование и прогнозирование в определенной степени является и частью финансового планирования (прогнозирования). Задачи налогового планирования и прогнозирования неоднозначны. Они различаются в зависимости от того, относительно какого объекта управления они ставятся: применительно к налоговым потокам страны или налоговым потокам отдельного предприятия.
Эффективное налоговое планирование для предприятий так же важно, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц.
1.2. Содержание налогового планирования, его задачи и этапы
Налоговое планирование является неотъемлемой частью управленческой деятельности хозяйствующего субъекта, включающей в себя всю совокупность действий, связанных с оценкой организацией своих налоговых обязательств и налоговых последствий принимаемых хозяйственных решений.
Необходимость в налоговом планировании возникает с момента создания предприятия и длится на протяжении всей его финансово-хозяйственной деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию. Как на этапе создания, так и на каждом этапе деятельности предприятия налоговое планирование выполняет определенные задачи для достижения главной цели – разработки такой системы налогового планирования, при которой предприятие экономически развивается, получает прибыль и законно платит минимум налогов за максимальный срок.
Возможность и необходимость осуществления налогового планирования обусловлена, прежде всего, тем, что действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности в различных организационно - правовых формах, которые, в свою очередь, предполагают использование разных налоговых режимов, установленных налоговым законодательством. Используя возможности выбора способов и форм договорных отношений, методов организации бухгалтерского и налогового учета, налогоплательщики имеют возможность минимизировать свои налоговые обязательства, обеспечивая высвобождение средств на текущую деятельность.
За период рыночных преобразований российской экономики произошла эволюция представлений и практической реализации приемов и способов снижения налоговых платежей.
На первом этапе формирования налогового законодательства и становления современной налоговой системы России, понятие «минимизация налоговых платежей» отождествлялось с понятием «налоговое планирование». Основным способом снижения налоговой нагрузки, при этом, являлось использование несовершенных норм и противоречий налогового законодательства, зачастую граничащих с налоговыми правонарушениями.
По мере совершенствования налогового законодательства, формирования устойчивой системы налогообложения, основанной на принципах всеобщности, определенности, юридического равенства налогоплательщиков, приоритета норм международного законодательства, единства налоговой политики, содержание налогового планирования существенно изменилось. Налоговое планирование стало рассматриваться как элемент финансового менеджмента, что породило, в свою очередь, новые подходы к сущностным характеристикам и методологии налогового планирования как комплексной системе оценки налоговых обязательств и налоговых рисков, получившей название «оптимизация налогообложения».
Этимология понятия «налоговая оптимизация» определяется его родовым термином «оптимум» (от лат. optimum — наилучшее)[5], что означает как наилучший вариант из возможных состояний системы налогового планирования, определяемый целями и качеством принимаемых решений.
Большое значение для трансформации содержания налогового планирования, а также механизма управления налогообложением, стало принятие второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), определившей необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения с учетом принятых конкретным налогоплательщиком методов налогового учета.
В.Г. Пансков определяет налоговое планирование как «...использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, и законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств» [6].
Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей и повышая финансовую устойчивость как элемент финансового менеджмента.
Основной целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок при абсолютном соблюдении закона.
Задачами налогового планирования являются:
- оптимизация налоговых платежей;
- минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т.д.
- повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы [7].
За счет облегчения налоговой нагрузки путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово - хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства, что является одними из важных задач финансового менеджмента.
Налоговое планирование – это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования [8].
Налоговое планирование осуществляется в виде следующих последовательных этапов:
- определение принципов налогового планирования;
- анализ возможных проблем и постановка задач;
- определение основных инструментов, которые может использовать организация для достижения поставленной цели;
- создание схемы достижения поставленной цели;
- осуществление финансово - хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой [9].
В первом этапе налогового планирования определяются главные принципы налогового планирования, к которым относятся:
- принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
- принцип выгодности - снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;
- принцип реальности и эффективности - использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;
- принцип альтернативности - рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;
- принцип оперативности - корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;
- принцип понятности и обоснованности - требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.
На этом этапе принимаются решения:
- о наиболее выгодном, с позиции налогообложения, места нахождении структур управления и непосредственно самого хозяйствующего субъекта, его филиалов и дочерних организаций, их регистрации;
- об использовании «налоговых оазисов» - оффшорных территорий и свободных экономических и торговых зон и «налоговых убежищ».
Разрабатывается также стратегия размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования. Именно на этом уровне вырабатывается долговременный курс хозяйствующего субъекта – выбор пути экономического развития и планирования налогов. От принятых на данном этапе решений в значительной степени будут зависеть объем обязательств хозяйствующего субъекта, размер полученных льгот и преференций. В дальнейшем у хозяйствующего субъекта возможности для налогового маневрирования будут ограничены направлениями принятой налоговой стратегии [10].
Содержанием второго этапа налогового планирования являются анализ (изучение) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы налогового планирования.
Налоговый анализ включает в себя:
- определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;
- формирование налогового поля – это информационная налоговая база, включающая в себя: перечень налогов, подлежащих уплате, исходя из вида деятельности; наличие структурных подразделений; размеры ставок; источники начисления; виды и размеры льгот; сроки уплаты;
- анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей);
- оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.
На третьем этапе определяются основные инструменты налогового планирования. В качестве основных инструментов налогового планирования, можно выделить следующие:
- налоговые льготы и вычеты, предусмотренные налоговым законодательством;
- элементы бухгалтерского учета и учетная политика предприятия в целях налогообложения, которая представляет собой важнейший инструмент формирования налоговой базы, с помощью которой хозяйствующий субъект имеет возможность определить наиболее оптимальный размер издержек и конечного финансового результата деятельности, что играет решающую роль для минимизации налоговых обязательств[11].
На четвертом этапе налогового планирования формируется схема достижения цели, в соответствии с которой планируется осуществлять финансово - хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты налогового планирования с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи налогового планирования наилучшим образом.
Схема налогового планирования представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.
На пятом этапе осуществляем финансово - хозяйственную деятельность организации в соответствии с разработанной схемой налогового планирования. Как правило, при разработке схемы налогового планирования организация использует определенный набор инструментов. Для эффективности работы данной схемы, прежде всего, следует сопоставить общий размер налоговой экономии, полученной в результате применения всех инструментов налогового планирования, и общий размер налоговых потерь, которые организация понесет при практической реализации данной схемы.
При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д.
Результатом проведения работы по налоговому планированию в организации является:
- создание рациональной структуры и схемы договоров и финансово-товарных потоков организации с учетом ее специфики и требований, обеспечивающей прозрачность, управляемость и финансовый контроль;
- максимально возможная (с учетом принципа разумности) минимизация налогообложения путем применения предусмотренных законодательством специальных налоговых режимов, льгот и легитимных схем;
- минимизация, а во многих случаях исключение налоговых рисков.
Налоговое планирование создает необходимые условия для стабильного экономического роста и повышения финансовой устойчивости предприятий. В целом действия хозяйствующего субъекта всегда направлены на достижение таких экономических показателей деятельности, которые обеспечивают его оптимальное налогообложение. Все вышеперечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.
1.3. Оценка эффективности налогового планирования и методы определения налоговой нагрузки
Основой налогового планирования должна быть экономическая целесообразность, отсутствие которой может привести к отрицательным последствиям для дальнейшей деятельности предприятия и перекрыть все выгоды минимизации налогообложения [12].
Для того чтобы налоговое планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. Эффективность налогового планирования следует соотносить с затратами на его проведение, поскольку необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с тяжестью и объемом налоговой нагрузки.
Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли [13].
Основным показателем эффективности налогового планирования и налогового менеджмента в целом является показатель, позволяющий оценить уровень налоговых изъятий в общем объеме реализованной продукции или прибыли, получивший название «налоговая нагрузка» или «налоговое бремя».
Показатель налоговой нагрузки представляет собой обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение налогоплательщиков.
В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. Большинство методик расчета налоговой нагрузки нацелены на предложение универсального показателя налоговой нагрузки экономического субъекта, позволяющего сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях, но влияние отдельных налогов на хозяйственную деятельность предприятия настолько различно, что вряд ли целесообразно сводить оценку их влияния к расчету единого показателя.
Основные факторы, оказывающие влияние на размер налоговой нагрузки:
– элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;
– льготы и освобождения;
– основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;
– получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;
– размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории Российской Федерации.
Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговое поле», введенным В.С. Занадворовым [14].
Методика расчета налоговой нагрузки должна дать предприятию возможность сравнения вариантов и изменения величины налоговой нагрузки через выбор совокупности данных факторов, добиваясь ее оптимального значения. Имея вариант налогового поля, основанный на анализе данных прошлых лет действующего предприятия или на прогнозных данных для вновь создаваемого предприятия, последовательно изменяя значения отдельных факторов в рамках законодательно допустимого предела, можно сравнивать результаты хозяйственной деятельности при разных вариантах налогообложения.
Разработанные в настоящее время методики различаются по двум направлениям:
- по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;
- по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.
Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки - это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации [15]:
НН = | НП | × 100 %, | |
В + ВД |
где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.
Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоёмкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик
Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:
- сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам.
- в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;
- сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;
- сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации [16].
Иной подход определения налоговой нагрузки предложен М.И. Литвиным, согласно этому подходу понятие «налоговая нагрузка» включает:
- количество налоговых платежей;
- структуру платежей;
- механизм взимания налогов [17].
По данной методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:
НН = | SUM (НП + ВП) | × 100 %, | |
SUM ИС |
где SUM (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;
SUM ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.
В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.
По мнению О.Ф.Пасько[18], предложенная М.И. Литвиным методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация выступает в роли налогового агента.
Каждый из рассмотренных подходов по-своему применим и зависит от того, какой показатель требуется для полноценного анализа влияния величины налоговой нагрузки с возможностями развития предприятия на основе самофинансирования.
В целом эффективность налогового планирования можно оценить по формуле [19]:
Э1 = | налоги, начисленные за период | × 100 %, | |
объем реализованной продукции |
где Э1 - показатель эффективности налогового планирования.
Если показатель Э1 находится в пределах 20 - 25% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, то, значит, система налогового планирования работает достаточно эффективно и не нуждается в корректировке. Но, если показатель Э1 находится в пределах 25 - 40% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, то, следовательно, система налогового планирования работает недостаточно эффективно и нуждается в корректировке с учетом специфики предприятия и может быть выполнена за счет внутренних резервов предприятия силами бухгалтерии и использования разовых консультаций.
И если показатель Э1 находится в пределах 40 - 70% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, это означает, что система налогового планирования работает неэффективно и требуется корректировка финансовой схемы бизнеса, создание специализированных подразделений для решения этой задачи и переход к доминирующему положению этих служб или специалистов над остальными подразделениями. То есть система налогового и финансового планирования должна стать доминирующей среди остальных систем предприятия или фирмы. При получении показателя Э1 более 70% вообще следует задуматься о продолжении данного вида бизнеса и возможных методах предупреждения полной потери финансовых средств.
В налоговом планировании необходимо использовать всю совокупность имеющихся в арсенале финансового управления методов. На каждом этапе или стадии наиболее эффективны свои методы. Но только комплексное и последовательное их применение обеспечит результативность работы.
Оценить эффективность налогового планирования можно по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности. Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования возможно также использовать систему показателей, состоящую из следующих групп [20]:
1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики.
1.1. Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн) отражает соотношение между собой показателей чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей хозяйствующего субъекта. Он рассчитывается по формуле:
Кэн = ЧП / Н,
где ЧП - планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли; Н - общая сумма налоговых платежей.
Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.
1.2. Налогоемкость реализации продукции (НЕ) позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции: НЕ = Н / Р,
где Н - общая сумма налоговых платежей; Р - объем реализации продукции.
2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей в себестоимости, цене продукции, балансовой прибыли.
2.1. Коэффициент налогообложения издержек:
КНЗ = НЗ / З
2.2. Коэффициент налогообложения цены:
КНЦ = НЦ / Ц
2.3. Коэффициент налогообложения прибыли:
КНП = НП / П,
где НЗ - сумма налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства); НЦ - сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции; НП - сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли; З - сумма издержек (затрат) организации; Ц - цена продукции; П - сумма балансовой прибыли.
Показатели первой и второй групп характерны для зарубежной практики налогового планирования. В отечественной практике их применяют редко, хотя они полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли. Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить влияние льгот на финансовые результаты организации, эффективность деятельности фирмы в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения.
3. Показатели эффективности использования налоговых льгот.
3.1. Коэффициент эффективности льготирования (Кэл) - отношение величины налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот (Э), к общему объему выручки (Р): Кэл = Э / Р.
Этот показатель характеризует величину налоговой экономии, получаемой в результате применения льгот на один рубль выручки от реализации продукции, а также долю участия конкретной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки.
При Кэл > 0 применение льготы приносит прибыль, при Кэл < 0 - убыток.
3.2. Коэффициент льготного налогообложения (Клн) - отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования льготы, к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы:
Клн = Э / Н.
При Клн, стремящемся к 1, эффективность льготы повышается.