- Я думаю, что все вы слышали о таком понятии, как невесомость. А что это? (Предположения учащихся)
- Все люди на Земле испытывают силу тяжести – силу притяжения Земли. По-другому мы это называем «вес» предмета – это давление предмета на опору, которая не дает предмету упасть под действие силы тяжести.
Опыт №1.
- Положите книгу на руку, что вы чувствуете? (Ответы детей).
- Чем больше книга, тем нам тяжелее ее держать. Мы можем сказать, что у книги большой вес. Если убрать книгу, то она свободно упадет на пол. А знаете ли вы, что когда книга падает, веса у нее не будет. А как только она упадет на пол, вес вновь появится. Оказывается, космическое понятие «невесомость» бывает и на Земле. И даже вы много раз были в состоянии невесомости. Я думаю, что каждый катался на качелях. Вспомните тот момент, когда качели поднялись вверх и на секунду застыли перед тем, как опуститься вниз. Это и есть невесомость. К сожалению, на Земле человек в состоянии невесомости может пробыть только секунды, чаще всего даже не замечая этого.
Опыт №2.
- Я приготовила для проведения опыта обычные пружинные весы, вы с ними уже знакомы. Я держу весы, на них подвешен груз. Сколько наш груз весит? (Ответ учащихся).
- А теперь будьте очень внимательны. Я резко опущу весы с грузом вниз, а вы постарайтесь заметить, что произойдет со стрелкой. (Стрелка поднялась вверх к нулю.)
- Какой вывод из этого опыта мы можем сделать? (Когда груз падал вниз, он не имел веса, был в невесомости.)
Опыт №3.
- А теперь другие весы. Как мы их называем? (Напольные)
- Для чего мы уже использовали эти весы? (Для измерения собственного веса.)
- Для измерения веса мы и сегодня будем их использовать. Но внесем небольшие изменения. Кто первым будет взвешиваться? Ребята, запомните вес. Сейчас … резко присядет, а мы внимательно будем наблюдать за стрелкой. Все будет происходить очень быстро, успейте все заметить и запомнить.
|
- Что-то заметили? (Во время приседания вес стал меньше.)
- Кто еще хочет поучаствовать в опыте и побывать в невесомости? (Опыт повторить несколько раз.)
- Ребята, а как вы думаете, почему вес уменьшается, но не становится равным нулю? (Предположение учащихся.)
- Вес уменьшается, но не пропадает из-за того, что ноги по-прежнему стоят на весах и продолжают давить на опору, т.е. на весы.
- Когда я готовилась к нашему мероприятию, я нашла интересную информацию. Оказывается, «невесомость на космическом корабле возникает не из-за того (как думают многие), что он летит высоко, и сила притяжения Земли, действующая на него, мала. А из-за того, что космический корабль (и все, что в нем находится), двигаясь по орбите, как будто бы постоянно падает на Землю. Он все время летит вниз, поэтому и не имеет веса. А сила гравитации, т.е. сила притяжения на космический корабль действует почти так же, как на Земле (всего на 10% меньше)».
6. Игра на знание планет Солнечной системы
- Космонавт должен хорошо знать то, что он наблюдает. А что можно увидеть в космосе? (Ответы учащихся.)
- В нашей Солнечной системе есть планеты. Сколько их? (8)
- Разделитесь группами по … человек (зависит от количества детей в классе).
Каждой группе я дам карточки с буквами, вам надо составить названия планет. Побеждает группа, первой составившая слова правильно.
|
Игра на скорость
- Космонавт должен уметь делать все быстро, правильно и помнить, что работает и живет он на орбитальной станции не один. Разделитесь на пары. На полу много звездочек. Ваша задача собрать эти звездочки в коробки. Собирать будут две пары, брать можно по одной звезде. Победит та пара, которая соберет больше звезд.
Рефлексия. Итог занятия
- Ребята, мы сегодня провели большую работу для подготовки космонавтов. Как вы думаете, вы можете уже отправиться в космическое пространство? (Нет.)
- Почему?
- Тогда, может, стоит закончить эти тренировки и занятия? Как считаете?
- Человек каждый день должен узнавать что-то новое. Было для вас занятие полезным? Узнали что-то новое?
Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
- По-моему, вы сегодня хорошо потрудились и заслуживаете награду. А витамины полезны всем, особенно тем, кто хочет стать космонавтом или просто сильным, ловким и здоровым человеком. (Дети получают в подарок фрукты)
Приложение №1. Рисунок ракеты (схема)
![]() |
Приложение №2. Названия планет
М | Е | Р | К | У | Р | И | Й |
Ю | П | И | Т | Е | Р | ||
С | А | Т | У | Р | Н | ||
В | Е | Н | Е | Р | А | ||
Н | Е | П | Т | У | Н | ||
З | Е | М | Л | Я | |||
У | Р | А | Н | ||||
М | А | Р | С |