Первобытная община прошла в своем развитии два этапа – присваивающего хозяйства, когда человек добывал средства к существованию из того, что давала ему природа (охота, собирательство, рыболовство), и производящего хозяйства (из охоты – скотоводство, из собирательства – земледелие). Переход к производящей общине земледельцекв и скотоводов начал осуществляться примерно 10 тыс. лет назад, и в это же время началось постепенное разложение родовых структур, конечной точкой которого стало формирование государства.
Разложение первобытного строя связано с революционными изменениями в сфере производительной деятельности человечества, и, в первую очередь, в связи с открытием полезных свойств металлов. Эти изменения вызвали настолько значительные культурные и социальные сдвиги, что история человечества обрела совершенно новые формы, а их последствия резко ускорили ход истории, и, в конечном итоге, привели к возникновению цивилизации. Основным следствием применения металлических орудий труда вместо каменных, костяных и деревянных было резкое повышение производительности труда, что привело к возможности производить больше, чем человек мог потребить сам. В результате этого произошли следующие глобальные изменения в жизни всего человечества:
Во-первых, произошло второе общественное разделение труда (первым общественным разделением труда принято считать отделение скотоводства от земледелия.Иногда в качестве самого первого разделения труда приводят разделение по половому признаку – между мужчиной и женщиной) – отделение ремесла от земледелия (так как сочетать ремесленную деятельность с земледелием или скотоводством вследствии их усложнения становилось все труднее, и особенно высокой профессиональной квалификации требовала металлургия). Затем происходит и третье разделение труда – выделение в отдельную отрасль торговли, как специфического и постоянного вида деятельности, выросшего из примитивного обмена. Разделение труда способствовало еще большей его производительности.
|
Во-вторых, произошло выделение отдельных семей из родовых общин, так как теперь для выживания не требовался коллективный труд всей общины в целом. Это привело к появлению соседской общины, в которой часть земельного фонда (чаще всего пахотная земля) уже находилась во владении отдельных семей, а другая часть (обычно охотничьи, угодья, пастбища, пустоши) еще была в общем пользовании. Происходит и постепенный разрыв казавшихся ранее незыблемыми родовых связей.
В-третьих, способность людей производить больше, чем они сами могли потребить, привела к возможности присваивать прибавочный продукт. Это можно было делать либо путем насильственного захвата самого прибавочного продукта, либо путем принуждения к труду подневольных людей.
Следствием последнего фактора стало повышение роли войн в жизни человечества. Если ранее столкновения между первобытными племенами были редким явлением и происходили, как правило, с целью расширения территории обитания – охотничьих угодий и областей для собирательства, то теперь войны ведутся с целью обогащения, т.е. насильственного захвата произведенного другими, более слабыми соседями прибавочного продукта, земли, которая сама становится богатством, а также пленников, которых прежде попросту убивали, а теперь начинают использовать в качестве рабов.
|
С повышением роли войны в жизни разлагавшихся родовых коллективов повышается и значение людей, связанных с военным делом. Положение вождя в зависимости от военных успехов становится все более прочным, его власть усиливается, а его авторитет повышается. Однако первобытная демократия не могла сразу уйти в прошлое, и она превращается в военную демократию. Родом или племенем руководит военный вождь, еще выборный, но уже имевший авторитет и власть, а также захватывающий в силу своего положения большую и лучшую часть добычи (в западной литературе такое положение вождя привело к специфическому термину, обозначающему эту эпоху – chiefdom - вождество).; сохраняет свою роль высшего органа народное собрание, но в его состав теперь входят только воины; существует и совет старейшин, который играет роль консультативного органа при вожде, а также играет в родовом коллективе роль третейского суда, разбирая все более частые конфликты между отдельными общинниками.
Дальнейшее развитие ведет к все большему отделению вождя от родового коллектива, который и сам раскалывается на отдельные семьи, к выделению военной верхушки, которая является опорой вождя и одновременно имеет доступ к распределению военной добычи, к отделению все большей доли богатств вождя и этой верхушки от общей собственности, к появлению прослойки рабов, обслуживающих эту формирующуюся знать и работающую на нее. Этот период формирования государства в отечественной литературе обычно обозначают термином «аристократическое правление». В зарубежной литературе иногда используют термин «сложноевождество».
|
Механизмы возникновения государства были различны в разных регионах мира, и они в значительной степени определялись природными и географическими условиями, зависимость человека от которых в древности была очень велика.
Основными причинами возникновения государства можно считать следующее:
- организация хозяйственной деятельности;
- охрана от внешних врагов и ограбление других народов;
- регулирование отношений между различными социальными группами
Соответственно оформлялись и первые функции государства: экономическая, военная и социальная.
Время образования первых государств:
- конец IV – начало III тыс. до н.э. – долина Нила и Междуречье;
- вторая половина III тыс. до н. э. – долина Инда;
- II тыс. до н.э. – Малая Азия, Закавказье, Сирия и Финикия, Китай, бассейн Эгейского моря.
Признаки государства:
1. Территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
2. Публичная власть, отделенная от большинства народа.
3. Право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством.
Формы государства: монархия и республика.
Устройство государства: унитарное (единое образование); федерация (союз самостоятельных государственных образований с сильной центральной властью); конфедерация (союз самостоятельных государственных образований с сильной автономией на местах).
В древнем мире существовали три специфических формы: древневосточная деспотия, античный полис и военно-административное объединение (империя). В той или иной мере позднейшие формы государств выросли из этих первоначальных.