Художественные тропы и стилистические фигуры речи




3.1. Внимательно прочитайте. Определите, в какой строке перечислены только
стилистические фигуры речи.

A) асиндетон (бессоюзие), умолчание, антитеза, анафора, эпифора

Б) параллелизм, антитеза, олицетворение, перифраза, умолчание

B) полисиндетон, риторический вопрос, гипербола, ирония, литота

 

 

А) асиндетон (бессоюзие), умолчание, антитеза, анафора, эпифора

 

3.2. Внимательно прочитайте. Определите, какая стилистическая фигура речи – главная
в приведённом отрывке.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

A) Анафора

Б) Эпифора

B) Асиндетон

Г) Полисиндетон

 

Асиндетон.

 

3.3. Выберите правильное определение.

A) Стили – это художественно-изобразительные средства языка

Б) Стили – это богатство и существенные закономерности данного языка.

B) Стили – это единицы текста.

Г) Стили – это совокупность норм правописания

Ответ: А)Стили – это художественно-изобразительные средства языка

 

3.4. Спишите. Определите художественные тропы и стилистические фигуры в приведённом ниже поэтическом отрывке: О милый мой! Не утаю, Что я тебя люблю, Люблю, как вольную струю, Люблю, как жизнь мою. (М.Ю. Лермонтов).

A) Олицетворение – вольная струя

Б) Эпитет-вольная струя, милый друг;

B) Сравнение- как вольную струю, как жизнь мою;

Д) Метонимия –нет

Г) Анафора- Люблю, как вольную струю, Люблю, как жизнь мою.

Д) Риторические обращения-О милый мой.

 

Стили речи и стилистика

4.1. Внимательно прочитайте группу слов. Определите, к какому пласту современной лексики они относятся. Добавьте свои 5-6 примеров. Составьте 3-4 предложения с этими словосочетаниями.

Входящие/исходящие документы, надлежит исполнить, довожу до вашего сведения, план мероприятий, в соответствии с протоколом (расписанием), нижеподписавшиеся, вышеупомянутый, настоящий, надлежащий, должный, вышеуказанный, единовременное пособие, вышестоящие органы, установленный порядок, предварительное рассмотрение, оказать помощь, провести расследование, произвести ремонт, согласно приказу (распоряжению, расписанию).

A) Экзотизмы

Б) Профессионализмы

B) Клише, штампы, канцеляризмы
Г) Архаизмы

 

Ответ: B) Клише, штампы, канцеляризмы

 

4.2.Внимательно прочитайте отрывок. Спишите и надпишите над вашей строкой найденные вами слова: современные и устаревшие, риторические обороты, художественные тропы (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты и др.), стилистические фигуры речи. Определите главную тему отрывка и его принадлежность к одному из стилей русского языка.

Русь! Русь! Открыто-пустынно и ровно всё в тебе; - ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечёт к тебе? Почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и широте твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? (Н.В. Гоголь).

A) Разговорный

Б) Художественный

B) Книжный
Г) Научный

Д) Публицистический

 

4.3. Внимательно прочитайте текст. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки
препинания.

Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков. Слово «здо» давно вышло из употребления, а слово «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.

Определите, к какому стилю (подстилю) относится данный текст.

A) Научный

Б) Публицистический

B) Официально-деловой
Г) Дипломатический

Д) Юридический

Е) Научно-популярный

Ответ:

Е) Научно-популярный

4.4.Вимательно прочитайте определения. Подберите к ним соответствующие
лингвистические термины.

1. изучает единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Также свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания

2. наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением

3. изучает систему знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи

4. изучает нормы и правила построения предложений и текстов, функциональные стили речи

 

A) орфография

Б) пунктуация

B) орфоэпия Г) стилистика

1) орфография - изучает единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Также свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания

 

 

2) пунктуация- изучает систему знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи

 

3) орфоэпия- наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением

 

4)стилистика- изучает нормы и правила построения предложений и текстов, функциональные стили речи

 

 

4.5. Прочитайте внимательно отрывок: «Устная речь создаётся в момент говорения,
поэтому основным её принципом является неподготовленность, импровизация. Письменная
речь – это речь без непосредственного собеседника, поэтому у автора есть возможность
обдумать, подготовить своё высказывание, сообщение, доклад, монографию».
Определите и
ответьте письменно: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли
образные выражения; в) к какому стилю (подстилю) относится данный отрывок.

A) Учебно-научному Б) Публицистическому

B) Официально-деловому Г) Дипломатическому

Д) Юридическому

 

4.6. Прочитайте выражение «Счастливые часов не наблюдают». Определите, что это:

A) цитата Б) фраза

B) отрывок

Г) крылатое выражение

Д) фраза, ставшая крылатым выражением

Вспомните, кому принадлежат эти слова, в связи с чем были сказаны

 

Г) крылатое выражение.

Из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова). Слова Софьи:.

«Лиза Смотрите на часы, взгляните-ка в окно: Валит народ по улицам давно; А вдоме стук, ходьба, метут и убирают. Софья Счастливые часов не наблюдают. »

 

4.7. Внимательно прочитайте приведённые слова: на основании вышеизложенного,
прошу предоставить мне, по существу разбирательства, имею высшее образование, прошу
рассмотреть моё заявление в первоочередном порядке, справка дана для предъявления, в
соответствии с протоколом заседания
. Определите, к какому стилю (подстилю) они
относятся:

A) Официально-деловому Б) Дипломатическому

B) Художественному Г) Научному

Д) Административно-канцелярскому

 

4.8. Прочитайте внимательно отрывок: «Обеспечение права граждан Российской
Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает:
1) получение образования на русском языке в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях; 2) получение информации на русском языке в федеральных
органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской
Федерации, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях
всех форм собственности; 3) получение информации на русском языке через общероссийские,
региональные и муниципальные средства массовой информации. Данное положение не
распространяется на средства массовой информации, учрежденные специально для
осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на
государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других
языках народов Российской Федерации или иностранных языках».
Определите: а) слова
употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли образные выражения; в) как
называется документ, в котором записаны эти слова; г) к какому стилю относится данный
отрывок.

A) Научному

Б) Публицистическому

B) Официально-деловому
Г) Дипломатическому

Д) Юридическому

4.9. Образуйте словосочетания со связью управления. Заключённые в скобки зависимые
слова поставьте в нужной падежной форме, где нужно, добавьте подходящий предлог.
Обратите внимание на различное управление в приводимых попарно сочетаниях. Образец:
Удивляться (талант юного музыканта) - удивляться таланту юного музыканта. Удивлён
(гибкость акробата) - удивлён гибкостью акробата.

1. Различать (светлые и тёмные тона) - отличать (светлая и тёмная окраска).

2. Рассердиться (неуместная шутка) - рассержен (глупая выходка).

3. Уплатить (проезд в автобусе) – оплатить (стоимость проезда в автобусе).

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: